Главная / Начальные классы / Урок русского языка на тему"Безличные глаголы"

Урок русского языка на тему"Безличные глаголы"

Урок русского языка


Тема урока: Безличные глаголы. Итоговый урок по теме "Спряжение глаголов"

Цель урока: В ходе исследовательской деятельности выявить особенности

безличных глаголов и их роль в русской речи.

Задачи:

  1. Закрепление знаний учащихся о спряжении глаголов. Знакомство с особенностями безличных глаголов, их ролью в русской речи.

  2. Развитие речи, мышления, эмоционально-волевой сферы (чувства, переживания, воля) и потребностно - мотивационной области.

  3. Развитие умственной деятельности (умение выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности, выдвигать гипотезы).

  4. Воспитание у учащихся любви к родному языку.

Задачи использования ИУМК:

  1. формирование представления об изменении глаголов по лицам и числам, способах определения числа и лица глагола,

  2. совершенствование умения составлять таблицу, озаглавливать строчки и столбики, использовать таблицу в качестве справочного материала.

ТИП урока: постановка и решение учебно-практической задачи

Оборудование: 1. ЦОР конструктор таблиц «Спряжение глаголов»

2. Экран, проектор, компьютер.

3. Стихотворение Дм. Гулиа

4. Картина «Весна. Большая вода» И. Левитан

5. Аудиозапись «Времена года. Подснежник» П.И. Чайковского

6. Таблица личных окончаний глаголов.

Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Актуализация знаний о глаголе, создание ситуации успеха.

1.Прочитайте стихотворение Дм. Гулиа и приготовьтесь его прочитать красиво вслух.

С неба смотрит солнце

Миллионы лет.

Льет на землю солнце

И тепло и свет.


Но сияет солнце

И уходит прочь.

А живое сердце

Греет день и ночь.


Значит, сердце лучше

Солнца самого.

Никакие тучи

Не затмят его.

- Какие мысли хотелось бы выразить? Какие мысли, чувства возникли?


- Выпишите из текста глаголы настоящего времени. Определите их число и лицо.

- Что же общего у этих глаголов? А как мы их называем? ( Эти глаголы изменяются по лицам и числам. Личные глаголы)


2.Наблюдение над спряжением глагола при помощи фронтального компьютерного динамического дидактического средства – таблицы «Спряжение глаголов» (5 мин)

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/01519070-7237-4569-a9c8-b64b5b139c4d/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&

-По какой части слова можно узнать, в каком числе и лице стоит глагол? (По окончанию.)

- Как еще можно узнать число и лицо глагола? (по местоимению)


- Молодцы, ребята. А вот однажды я услышала такой диалог…


III. Постановка учебно-практической задачи.

Сценка (разыгрывают подготовленные учащиеся):

Антон: - Светает за окном.

Алеша: - Кто светает? Что светает?

Антон: - Что-то знобит меня.

Алеша: - Кто знобит? Ну что знобит?

Антон: - Да никто не знобит, просто меня знобит.

Ой, сквозит!

Алеша (убегая за Антоном): - Ну кто, кто сквозит? Ну что же, что сквозит?


- Почему в диалоге звучит так много вопросов? Давайте поможем найти на них ответы.


- Запишите, какие глаголы вы здесь услышали.

СВЕТАЕТ

ЗНОБИТ

СКВОЗИТ

- Определите у этих глаголов ЛИЦО, ЧИСЛО, ВРЕМЯ.

- А почему же Алеша задавал так много вопросов?

- Как определяли?

- Измените по лицам, числам.

- Составьте предложения.

(Запись предложений, определение основы предложения.)

- Основа есть?

- Главная мысль понятна?

- А где подлежащее?

- А кто или что выполняет действие?

Вывод: Действие выполняется само по себе, глаголы являются сказуемыми, но обходятся без подлежащего.


IV. Физкультминутка.

- Ребята, выполните, пожалуйста, действия:

Ребята хорошо дышат.

Ребятам хорошо дышится.

Ребята хорошо бегают.

Ребятам хорошо бежится.

Ребята хорошо прыгают.

Ребятам хорошо прыгается.


- Почему настроение было разным?

- Какие глаголы помогли это выразить?


V. Отработка понятия «Безличные глаголы»

- Ребята, а раньше вы слышали такие глаголы? Может, встречались в книгах?

-Так что же выражают эти глаголы?

- Как можно назвать их? (БЕЗЛИЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ).

- А как появляются безличные глаголы в речи?

1)Работа с картиной («Весна. Большая вода» И. Левитана) /Звучит муз. П.И. Чайковского «Подснежник»/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2c2897d6-b2b9-4b8a-a844-9f57d9e79831/?from=233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e&interface=teacher&class[]=42&class[]=43&class[]=44&class[]=45&subject=8&rub_guid[]=233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e (3 мин)

- Дети в 4 классе писали сочинение по этой картине. Прочитайте предложения, которые получились у них:

Весной в лесу снег быстро растаял.

Приятно пахнут подснежники в лесу.

Слышится шум ветра.

- Замените в этих предложениях личные глаголы безличными.

- Обсудите в группе, какие предложения получились, выберите более удачные и запишите их в тетрадь.

(В лесу весной быстро растаяло. Приятно запахло подснежниками. Зашумело кругом!) Далее идёт обсуждение итогов работы в группах.


- Так в какой форме ещё бывают безличные глаголы?

Дома вы закончите текст, употребив как можно больше безличных глаголов

Светает…

VI. Итог урока.

- Кто нам на уроке помог? Чьи мысли были очень ценны?

- А теперь оцените свое настроение на уроке, выразите отношение к нему.

Спасибо!


Урок русского языка на тему"Безличные глаголы"
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока: В ходе исследовательской деятельности выявить особенности безличных глаголов и их роль в русской речи.

Задачи:

     Закрепление  знаний учащихся о спряжении глаголов. Знакомство с особенностями безличных глаголов, их ролью в русской речи.

2.Развитие речи, мышления, эмоционально-волевой сферы (чувства, переживания, воля) и потребностно - мотивационной области.

3.Развитие умственной деятельности (умение  выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности, выдвигать гипотезы).

4.     Воспитание у учащихся любви к родному языку.

Задачи использования ИУМК:

1)     формирование представления об изменении глаголов по лицам и числам, способах определения числа и лица глагола,

2)     совершенствование умения составлять таблицу, озаглавливать строчки и столбики, использовать таблицу в качестве справочного материала.

ТИП урока: постановка и решение учебно-практической задачи

Оборудование: 1. ЦОР конструктор таблиц «Спряжение глаголов»

                             2. Экран, проектор, компьютер.

                             3. Стихотворение Дм. Гулиа

                             4. Картина «Весна. Большая вода» И. Левитан

                 5. Аудиозапись «Времена года. Подснежник» П.И.  Чайковского

                 6. Таблица личных окончаний глаголов.

Автор Орт Галина Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 635
Номер материала 38756
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓