1. Работа над созданием эмоционального настроя на уроке
На доске иллюстрация и стихотворение.
Алексей Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала..
.- Почему я выбрала именно это
стихотворение?
- Какое настроение вызвали у вас эти строки?
- Ваше прекрасное настроение позволит нам провести урок плодотворно,
поможет вспомнить пройденный материал и открыть, я надеюсь, что-то новое.
Иллюстрация на тему «Весна»
- Каким предложением вы начали бы свой рассказ?
Наступило прекрасное время года…
Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки,
года.)
- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что
же такое время.
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут
дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
2
Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, что может связывать эти два понятия глагол и время?
- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени,
а о времени глаголов.
- Кто сформулирует тему нашего урока? (Время глагола или …)
«Изменение глаголов по временам»
- На какие вопросы сегодня хотите найти ответ?
- Сколько времен имеет глагол?
- Могут ли глаголы изменяться по временам?
3
Открытие нового знания.
-А отвечать на эти вопросы мы будем, путешествуя на машине времени.
-Что это за машина? (аппарат, путешествующий во времени)
-Для того чтобы отправиться в путешествие нам нужно выбрать
историческое время. Какие исторические времена вы знаете?
( первобытное общество, древний мир, средние века, новая история, новейшая
история)
- Молодцы! . Я предлагаю вам отправиться в далёкое прошлое в гости
к первобытному человеку. Вы готовы? Тогда собираемся. Заполните билет.
1)Тест (взаимопроверка):
I.
Глагол – это часть речи, которая…
II.
В предложении глагол чаще всего бывает…
III.
Найди противоположные по смыслу глаголы.
IV.
Как определить число глагола?
V.
В каком словосочетании глагол употреблен во
множественном числе?
2) - И так отправляемся в путь! Пристегните ремни. На старт! Внимание!
Пуск!
- Какая удача, ребята, мы с вами точно попали в
назначенное время. А вот и первобытный человек. Он немного испуган, но
всё-таки улыбается нам, давайте, и мы ему улыбнёмся, помашем рукой.
Успокоившись, он занялся своими делами, а нам нужно многое успеть, узнать,
разглядеть.
- Составьте предложения о жизни первобытного человека, чем
они занимались, где они жили, какую одежду носили.
( дети рассматривают картинки, составляют
предложения, затем работы проверяются) Озвучивают предложения и 1,2 глагола
записывают на доску в столбик и в тетрадь.
- На какие вопросы отвечают эти глаголы?(
табличка с вопросами на доске)
3) Путешествие в будущее
- Продолжим наше путешествие,
отправляемся в будущее в 2104 год. Будем надеяться, что «прекрасное далёко
не будет к нам жестоко».
Посмотрите, как красиво вокруг! Ярко
светит солнце, чисто, уютно. Наверно в будущем живут прекрасные люди. Да
вот и они. Посмотрите они приветствуют нас, они нам улыбаются. Давайте
и мы им улыбнёмся.
Люди будущего приготовили нам задание.
Давайте, выполним его.
письмо из будущего на слайде, находят
глаголы и 1,2 записывают на доску и в тетрадь
- На какие вопросы отвечают эти глаголы?(
табличка с вопросами на доске)
4) Возвращение домой
- Мы снова на нашем корабле времени, нас
ждёт возвращение домой. Недаром говорится: «В гостях хорошо, а дома
лучше».
- Стихотворение. Выпишите глаголы.
- На какие вопросы отвечают эти глаголы?(
табличка с вопросами на доске)
- Предположите
- Разные глаголы могут обозначать
действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один
и тот же глагол? Проверим.
– Что мы делали? (путешествовали)
– На какой вопрос мы ответили?
Давайте проверим наши выводы. Откройте
учебник стр.64 и прочитайте правило.
4. Первичное закрепление
Физкультминутка
(если вы услышите глагол прошедшего времени – топайте, услышите глагол
настоящего времени – хлопайте, глагол будущего времени – прыгайте на месте)
5
Включение в систему знаний
«Найди лишнее
слово»
Трещит, дует,
скрипит, воет, скулил, сверкает. (Скулил – это глагол прошедшего времени
остальные глаголы – настоящего времени.)
Встречает,
приносила, визжал, поскрипывал, дули. (Встречает – глагол настоящего
времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
Прочитает,
запишет, нарисует, удивил, погладит. (Удивил – глагол прошедшего времени,
остальные глаголы – будущего времени.)
Аргументируйте
свой ответ.
6.Итог урока. Рефлексия
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
ПО ТЕМЕ «ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНИ»
Фамилия ___________________________ Имя
________________________
«+» - задание выполнил(а) верно, без
затруднений
«?» - испытывал(а) трудности
|
ЗНАЮ
|
|
УМЕЮ
|
|
Определение глагола как часть речи
|
|
Находить глаголы в тексте
|
|
На какие вопросы отвечает глагол
|
|
Задавать к ним вопросы
|
|
Как определить время глагола
|
|
Определить время глагола
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.