Акмолинская область,
Буландынский район,
г. Макинск.
8 класс
Провела: учитель русского языка и литературы
Кочеватова Елена Владимировна
КГУ «Макинская средняя школа»
2014-2015 учебный год
Открытый урок «Виды односоставных предложений».
Цель урока:
- дать понятие об
односоставных предложениях;
- закрепить знания
о признаках и функции главных членов предложения;
- воспитывать у
учащихся интерес к изучению русского языка.
Задачи:
- учить детей
отличать односоставные предложения от двусоставных и понимать их роль в
тексте;
·
уметь
находить в текстах двусоставные и односоставные предложения;
·
составить
алгоритм действия для определения типа односоставного предложения;
·
повысить
культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Интеграция (межпредметные связи): связь с литературой, историей, информатикой.
Оборудование:
1)
учебник «Русский язык» 8 класс. Э.Д.Сулейменова,
издательство «Атамура-2012»
2)
материалы презентации, выполненные с помощью
программы PowerPoint;
3)
интерактивная таблица (материалы «Единой коллекции
ЦОРов» в интернете – http://school-collection.edu.ru).
Ход
урока.
I. Сообщение
темы, цели урока.
1. Слово
учителя:
- Мы с вами,
ребята продолжаем изучать ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вспомните, что мы называем ПРЕДЛОЖЕНИЕМ?
(ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это
слова, выражающие законченную мысль).
- Было бы не
интересно рассказывать просто о предложениях, поэтому поговорим о необычных
предложениях, у которых есть изюминка, отличающая их от множества других.
Есть такая
притча о двух римлянах, поспоривших, кто из них скажет самую короткую речь
(самое кроткое предложение). Один сказал: «Eo rus» (Еду в деревню), второй
ответил - «I» (Езжай).
- Давайте, ребята,
посмотрим, в чём изюминка этих предложений?
(Они не просто
самые короткие, но у них нет одного главного члена предложения).
- Значит, мы
сегодня поговорим об односоставных предложениях, у которых есть только один
главный член предложения.
2. Работа с 1, 2
и 3 слайдами презентации «Тема урока», «Цели урока», «Проблема урока».
– Постановка
проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от
двусоставных?».
II. Объяснение
нового материала.
1. Работа с
учебником..
- Ребята, прочитаем
теоретический материал (учебник, §21, стр.123). Понаблюдаем за предложенными
предложениями и сделаем вывод о структуре односоставных предложений.
ВЫВОД:
односоставные предложения – предложения, состоящие из одного главного члена
предложения; если в предложении есть только подлежащее, то оно является
назывным; если в предложении есть только сказуемое, то оно может быть
определённо-личным, неопределённо-личным, безличным.
2. Работа со
слайдами:
Односоставные
предложения
|
ГЛАГОЛЬНЫЕ
(главный
член предложения – сказуемое)
|
НАЗЫВНЫЕ
(главный
член предложения – подлежащее)
|
1. Определённо-личные
|
назывные
|
2. Неопределённо-личные
|
Обобщённо-личные
|
Безличные
|
IV.
Тренировочные упражнения.
1. Работа с
учебником.
Выполнение
упражнения 243, стр.124.
- Определите, какие предложения являются двусоставными, какие –
односоставными (1-5 пр.)
2. Выразительное
чтение стихотворения наизусть А.С.Пушкина «Няне» (читает подготовленный ученик)
3. Ребята, перед вами лежат
сборники стихотворений А.С.Пушкина. Прочитайте знакомое
вам с детства стихотворение «Няне», выполнив лингвистический анализ.
·
Укажите тип
односоставных предложений, определяя грамматические признаки главных членов.
слайд
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...
·
Назовите орфограммы, которые вам встретились в
тексте, объясняя правописание слов.
·
Какое значение в поэтическом тексте имеет слово всечасно?
(ежечасно (устар. нареч.))
4.
Запишем объяснительный диктант с грамматическим заданием.
Подчеркните
главные члены. Укажите тип односоставного предложения.
Слайд
сущ. Им.п сущ. Им. п.
1.
Майский полдень. Топот
и фырканье. (н)
2.
Расскажите мне что-нибудь
веселенькое.
3.
В газетах бранят его очень.
4.
На этот вопрос нельзя ответить сразу.
5.
Дождя уже не было слышно.
6.
Ему стало стыдно за человечество.
7.
Чуть брезжило.
8.
Мне уже было скучно спорить и
хотелось спать.
4. Диагностирующая работа по
усвоению прошлой темы «Односоставные и двусоставные предложения».
На экране компьютера - тестовые
задания. Учащиеся выбирают правильный вариант ответа.
1. Я люблю свой город.
1) Двусоставное
2) Односоставное
2. Люблю родной Казахстан .
1) Двусоставное
2) Односоставное
3. Вы изучите русский язык.
1) Двусоставное
2) Односоставное
4.
Изучите
русский язык.
1)
Двусоставное
2)
Односоставное
5.
Надо уже ехать
домой.
1) Двусоставное
2) Односоставное
6.
В пустом
старом доме стало шумно. (Паустовский.)
1)
Двусоставное
2)
Односоставное
7.
Весна — прекрасная
пора!
1)
Двусоставное
2)
Односоставное
8.
Ветром подуло
из степи.
1)
Двусоставное
2)
Односоставное
9.
Ветер дул с
реки.
1) Двусоставное
2) Односоставное
10. Ветреный день.
1) Двусоставное
2) Односоставное
Выполнение задания проверяет компьютер.
5. Диагностическая самостоятельная
работа повышенной сложности- Определить тип односоставного предложения.
1 вариант.
1. Люблю
тебя, мой Казахстан!
2. В
справочном бюро часто звонили.
3. Мне не
спалось.
4. Ночь.
Тишина.
5. В пальто
тепло и сухо.
6. Не бывать
тебе там.
7. Открой
окно.
8. Нет
спичек.
|
2 вариант.
1. Поражаюсь
погоде, Айгерим!
2. В газетах
пишут о выборах.
3. Вчера мне
нездоровилось.
4. Астана.
Площадь Согласия.
5. Нам здесь
хорошо.
6. Не догнать
тебе бешеной тройки.
7. Не спеши.
8. Ручки у
меня нет.
|
V. Подведение итогов урока.
1. Решение
проблемы урока.
- В начале урока
прозвучал проблемный вопрос: «Чем отличаются односоставные предложения от
двусоставных?».
2. Беседа с
классом по вопросам:
1)
Чем отличаются односоставные предложения от
двусоставных?
2)
Какие односоставные предложения бывают?
V. Домашнее
задание.
1)
Выучить теоретический материал учебника - §21,
стр.123; письменно выполнить упр.244.
2)
Тестовые задания повышенной сложности
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.