Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок русского языка на тему "Состав слова" (4 класс)

Урок русского языка на тему "Состав слова" (4 класс)

Скачать материал

 

План урока русского языка в 4 классе.

Предмет:     Русский язык

Класс:    4 «Б»

Учитель: Рушанова Зейнеп Аубакировна

Тема: Состав слова. Повторение.

Это урок №1 из  серии уроков по теме «Повторение изученного за 3 класс».

Цель обучения: повторение способов разбора слов по составу; развитие коммуникативных навыков через диалоговое обучение; развитие умения  рассуждать, доказывать правильность выбора решения; развитие навыков группового взаимодействия; воспитание культуры общения в группах

Задачи: знать: алгоритм разбора слов по составу; понимать: что морфемы — значимые части слова; уметь: разбирать слова по составу; определять в слове корень, приставку, суффикс, окончание.

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дифферен-циация

Оценивание

Ресурсы,

оборудование,

обстановка класса

1.Психологический настрой.

 

 

 

 

 

2.Стадия вызова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Осмысление.

 

 

 

 

 

 

 

4. Деление на группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Физминутка

«Весёлые человечки».

 

6.Осмысление содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Физминутка

«Қызыл өрік».

8. Стратегия

«Верные и неверные утверждения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Отработка практических навыков.

 

Погружение в тему.

 

 

 

 

 

10. Обобщение.

 

 

 

 

 

11. Рефлексия.

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

1. Приветствие: Благоприятный климат.

- Добрый день! Улыбнёмся друг другу, подарите улыбки нашим гостям. Я желаю вам удачи!- Кто нам скажет, какой у нас с вами сейчас будет урок? – Что вы ждёте от этого урока? Наклейте тот смайлик, который вам больше понравился. Я думаю, что все ваши ожидания будут не напрасны.

2. Актуализация знаний. Работа с графическим изображением морфем.

Побуждение к работе.

- Ребята, посмотрите, на доске  появились значки. Как вы думаете, что они могут обозначать?

 

 

 

http://festival.1september.ru/articles/643109/img1.gif- Что вы заметили? Есть ли здесь «лишний» значок? Что он обозначает?

- Кто из вас может расставить эти «значки» по порядку? Что же у нас получилось? (графическое изображение состава слова).

http://festival.1september.ru/articles/643109/img2.gif

 

 

3.Формулировка темы и задач урока.

- Ребята, а можете ли вы назвать тему нашего сегодняшнего урока? Чему мы будем учиться на уроке?

- Что значит разобрать слово по составу?

- Для чего нам нужно уметь разбирать слова по составу? Верно: если знаешь части слова, то напишешь их толково!

4. Распределение на группы по частям слова.

- Для того чтобы мы хорошо работали, я предлагаю поделиться на группы. За этот стол сядут – у кого значок «окончания»…

Даю вам полминутки, чтобы выбрали ведущих. Они сегодня будут моими помощниками.

Вспомним правила работы в группе. Но самое главное правило: когда одна группа отвечает, другая группа, что делают?....(слушают)

- Откройте тетради. Запишите дату, классная работа. Писать нужно аккуратно, без ошибок и красиво.

 

5. Показ человечков из геометрических фигурок.

 

 

6. Стратегия «Послушать – сговориться – обсудить».
- Составить постеры «Алгоритм разбора слов по составу» и выступить с ним перед классом.
- Проверьте в группах правильность составления алгоритма по ключам. Ведущий вносит всем  оценки в оценочный бланк.

- Кто желает озвучить данный алгоритм?

- А сейчас проверим, как вы выполнили работу? Каждый из вас  должен оценить свою работу, т.е. поставить себе оценку.

- Кто желает прокомментировать свою работу?

 

 

8. Тест «Верные и неверные утверждения».

- Давайте проверим, как каждый из вас понял данную тему,  для этого мы выполним задание. Будьте очень внимательны, если вы считаете, что утверждение верное, ставите (+), если нет (-). Таким образом, вы можете проверить себя и  узнать, над чем ещё придётся поработать.

1. Корень – это главная часть предложения. (-)

2. Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)

3. Основа – это часть слова с окончанием. (-)

4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными? (-)

5.Окончание – это изменяемая часть слова. (+)

Взаимопроверка по интерактивной доске. Взаимооценивание

9. Самостоятельная индивидуальная работа. Разбор слов по составу.

- Проверим, как вы примените знание алгоритма разбора слова по составу.

- Кто считает, что он справился с заданием? Как себя оценили? Обоснуйте свою оценку.

- Сравните с работой соседа по парте. Не спешите исправлять. Обменяйтесь тетрадями. Проверим. У доски разбирает 1 ученик: остальные проверяют, сигнализируя большим пальцем.

Работа с компьютером (одновременно по очереди выполняют задания на компьютере)

Выполнение заданий из тренажёра «Разбери слова по составу».

10. Стратегия «Синквейн».

- А сейчас задание интересное, но более сложное, творческого характера. Сочините о своей части слова синквейн, интересный рассказ, сказку, можно стихотворение. Время: 7 мин.  Проверка в группах. Самые интересные озвучить перед всем классом.

11. Рефлексия. Организация и инструктирование процесса оценивания

- Наш урок подошёл к концу. Скажите, чему мы учились на уроке? Что вам удалось? В чём были затруднения? Как бы вы оценили работу класса, свою работу на уроке?  Украсим наше дерево листочками с пожеланиями.

- Даю вам минутку на обсуждение в группе.

Слово ведущим: называет имя и оценку.

Положительный эмоциональный настрой на урок.

 

 

 

 

Пробуждение интереса к теме. Дети анализируют и находят лишний значок - !

Расставляют морфемы по порядку алгоритма разбора слова по составу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение темы, целей и задач, стоящих перед каждым учеником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают  в соответствии с правилами группы.

 

Выбирают ведущих.

 

Работа в тетради. Записывают дату, классная работа.

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют алгоритм.

Взаимодействуют «ученик – ученик».

 

Выступает одна из групп, выполнивших первыми.

Остальные внимательно слушают.

 

Выполняют танцевальные движения под музыку.

 

 

Выполняют тест. Проверяют по интерактивной доске.

 

 

 

 

 

 

Обсуждение в группе.

 

Самостоятельно разбирают слова по составу.

Самопроверка по ключам – образцам.

А: умеют аргументировать правильность разбора слов по составу, вести продуктивный диалог.

В: умеют самостоятельно разбирать слова по составу; делают выводы.

С: знают алгоритм разбора слов по составу.

 

Работают индивидуально.

 

 

 

Контроль и оценивание своих действий и действий сверстников.

Оценивание результатов работы.

Во время групповой работы  ученики оценивают свою работу на уроке. Рассуждают, анализируют.

Выступление ведущих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики А,Б,В в разных группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотрудничество в группе.

Каждой группе дается задание: стратегия «Послушать – сговориться – обсудить». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владение диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

 

Формативное оценивание.

 

 

 

 

 

ОдО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

Оценки вносятся ведущим в оценочные листы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в паре.

 

Взаимопроверка.

Формативное оценивание

Взаимооценка

 

 

 

 

 

 

Критерии даны в оценочных листах.

Устное поощрение

 

Самооценивание.

Обратная связь. Приём «Большой палец».

Оценивание своих достижений.

Оцените свою работу на уроке по критериям.

Суммативное оценивание:

выведение итоговой оценки.

 

 

Смайлики разного цвета.

 

 

 

Графические изображения морфем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с морфемами, бейджики для ведущих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки для составления постера «Алгоритм разбора слова по составу».

 

 

 

 

 

Запись физминутки на ИД.

 

 

 

 

 

Слайд «Итоги теста «Верные и неверные утверждения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На столах – большие пластиковые конверты с определённым цветом.

 

 

Приложение 1.

Оценочный  лист  группы

Имя

1 задание «Алгоритм разбора слова по составу»

Критерии:

0 ошибок-3б.

1 ошибка-2б.

2ошибки- 1б.

Больше 2-х ошибок – нужно поработать.

2 задание

«Верные и неверные утверждения»

Критерии:

5 «+» - 3б.,

4 «+» - 2б.,

3 «+» - 1б.

Меньше 3-х – 0б.

3 задание

Разбор

 слова по составу

Критерии:

Верно корни-3б.

Верно окончания-3б.

Верно суффиксы-2б.

Верно приставки-1б.

4 задание

Творческое

задание

«Мини-сказка про части слова»

3 б.

Итог:

17-18 б.  -«5»

 

15-16б.  -«4»

 

13-14б.   -«3»

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Разбор слова по составу.

 

 

Порядок разбора

 

 

    _________

 

 

__________

 

 

___________

 

 

_________

Части слова

приставка

______

корень

______

суффикс

_______

окончание

______

 

 

Что делаю?

 

Подбираю однокоренные слова

 

Изменяю

форму

слова

с приставками и

без приставок

с приставками и

без приставок, с суффиксами

 и без суффиксов

с суффиксами

и без суффиксов

·     по числам

·         по падежам

·         по родам

·         по числам

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка на тему "Состав слова" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Это урок №1 из серии уроков по теме «Повторение изученного за 3 класс». Цель обучения: повторение способов разбора слов по составу; развитие коммуникативных навыков через диалоговое обучение; развитие умения рассуждать, доказывать правильность выбора решения; развитие навыков группового взаимодействия; воспитание культуры общения в группах. Задачи: знать: алгоритм разбора слов по составу; понимать: что морфемы — значимые части слова; уметь: разбирать слова по составу; определять в слове корень, приставку, суффикс, окончание.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 003 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.04.2020 112
    • DOCX 34 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лесникова Ирина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лесникова Ирина Ивановна
    Лесникова Ирина Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 67720
    • Всего материалов: 203

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 115 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 412 человек

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов