Главная / Начальные классы / Урок русского языка на тему «Родственные слова. Корень слова» (2 класс)

Урок русского языка на тему «Родственные слова. Корень слова» (2 класс)

5


План-конспект урока

«Родственные слова. Корень слова».


ФИО: Махова Ирина Александровна

Место работы: МБОУ «СОШ №30», г. Череповец

Должность: учитель начальных классов

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема и номер урока в теме: Родственные слова. Корень слова, 1

Базовый учебник: «Русский язык», ч.1 Л.Я. Желтовская, УМК «Планета знаний», 2012 год.

Цель урока: формирование умения определять однокоренные слова по двум признакам: общая часть и общность смысла.

Задачи:

Обучающие: познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова»; учить определять однокоренные слова по двум признакам; учить находить корень в словах.

Развивающие: обогащать словарный запас, развивать умение сравнивать, анализировать.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач, быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Необходимое оборудование:

  • Учебник «Русский язык» 2 класс Л.Я. Желтовской;

  • Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Корень дерева и корень слов.

Иллюстративно- демонстрационный материал

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e2d81ff-5ce4-4104-a385-b2ac3e6f529e/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BMA_001%5D.swf

2.

Как найти корень в слове?

Иллюстративно- демонстрационный материал,

практический


Анимация, интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ed9f51-5629-480a-93b7-910f78a0fab0/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BQN_003%5D.swf

Структура и ход урока.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время


Ход

1.

Организаци-онный

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- Сейчас у нас урок русского языка. Как мы будем работать, чтобы достичь цели?

- Проверьте, все ли готово к уроку.

- Что вы можете друг другу на уроке?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные:самоконтроль

1

2

Чистописание

Организует диалог, в ходе которого дети выбирают букву для чистописания.


- Внимательно посмотрите на полотно с набором букв. Определите, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке.

к д л и в х е т

и с г я о ц т д

б б я д ч п з е

д а н о г л б с

Анализируют, сравнивают, выбирают букву по определенному признаку.




Это буква д

Познавательные:

- анализ

- сравнение

4

Показывает письмо буквы

- Я вам напомню, как правильно пишется буква д: она состоит из двух элементов: овала и длинной наклонной с петлей внизу.





Предлагает упражнения для чистописания.

- Обводим мою букву в тетради.

- Пишем сами пять букв д.

-Посмотрите, какая буква написана также как у меня.

- Поднимите руку, у кого буквы совпали. Молодцы!

Постарайтесь написать такие же буквы до конца строки.

Выполняют упражнения по чистописанию.

Регулятивные: самоконтроль

Организует повторение фонетической стороны речи.





Организует повторение письма соединений буквы д

- Какие звуки могут обозначаться буквой д?

- Дайте характеристику звука [д].

Выберете из данных слогов те, где буква д обозначает твердый звук.

ди ды дя да де

А в остальных слогах какой звук обозначает буква д?

- Обратите внимание, буква д может по-разному соединятся с другими буквами.

- Выпишите в тетрадь на следующую строку слоги, в которых буква д соединяется верхним соединением.

- Теперь, которые соединяются средним соединением.

- Нижним.

- А с какой гласной буквой буква д может соединятся и верхним и нижним соединением?

-Давайте напишем слог до конца строки, чередуя верхнее и нижние соединение.

[д] и [д,]

Согласный, парный звонкий, парный твердый.


Ды,да.


Мягкий.







да

ди, ды, де


дя



С буквой о.




3.

Актуализация знаний.

Выход на тему, цель, учебные задачи



Организует сравнение слов с целью определения группы родственных слов.

Организует диалог, в ходе которого дети формулируют цель, задачи урока, составляют план урока.

- Прочитайте слова следующей строчки.

Садить, сад, деревья, садовник, садовые.

- Как вы думаете, какое слово здесь лишнее? Почему? Что можете сказать об остальных словах.

- О чем будем говорить на уроке? Что нового узнаем на уроке?

(О родственных словах)

- Это цель нашего урока.

- Давайте составим план работы.

1)Определить, что такое родственные слова? Признаки родственных слов.

2)Учиться находить родственные слова.

3)Узнать как по-другому называются родственные слова?

4)

Сравнивают слова. Определяют лишнее слово.





Формулируют цель, совместно с учителем составляют план урока.



Познавательные:

- анализ

- сравнение

- обобщение

Регулятивные:

-принятие и сохранение цели

- постановка учебных задач

- планирование

5

4.




Работа над темой.




Организует беседу, в ходе которой выясняют, что родственные слова имеют общее значение, общую часть.

- Ответить на первый вопрос нам помогут слова на доске.

- Что вы заметили?

- Что у этих слов общее?

1. Общая часть – сад.

Что значит общая? (Одинаковая)

Что можете сказать о значении слов?

Все они связаны со словом сад.

2. То есть у них общее значение.

- Ответьте на 1 вопрос нашего плана.


В ходе диалога отмечают, что родственные слова имеют общее значение, общую часть.


Слова, у которых есть общая часть и общее значение, называются родственными словами.

Познавательные:

- анализ

- сравнение

- обобщение


3

5.

Первичное закрепление нового материала.


Организует работу в паре, в ходе которой обучающиеся находят родственные слова по двум признакам.

- Посмотрите на план и скажите, что будем делать дальше?

- Сколько признаков у родственных слов?

- Я вам предлагаю вам поработать в паре: среди групп слов выбрать родственные и записать в тетрадь.

1. Рыбак, рыба, рыбный, рыбка.

2. Час, часть, часики, часовщик.

3. Дети, ребята, малыши.

4. Вход, ходит, ход, переход.

Проверяем работу.

Сделайте вывод: как определить родственные слова.




Работают в паре. Выполняют упражнение по нахождение родственных слов.


Рыбак, рыба, рыбный, рыбка.

Вход, ходит, ход, переход.

Коммуникативные:

- работа в паре

7

5.



Физминутка

Организация психофизической тренировки

- А теперь встали и немного отдохнем.

Выполняют упражнения для релаксации.


2

6.

Работа над темой. Продолжение

Вводится понятие «корень», его обозначение.





Организует работу с учебником (стр.80)






- Посмотрите на план и скажите, на какой следующий вопрос будем отвечать?


- Вы нашли родственные слова, давайте подчеркнем общую часть в каждой группе.

- У этой части есть свое название? Где мы об этом можем узнать?

- Найдите ответ на данный вопрос в учебнике.

- Как же по-другому называются родственные слова?





3)Как по-другому называются родственные слова?

Рыбак, рыба, рыбный, рыбка.

Вход, ходит, ход, переход.



Читают правило на стр. 80 учебника, дают определение понятию «корень слова»; узнают, что родственные слова иначе называются «однокоренными»

Познавательные:

-поиск информации

















15

Ставит проблемный вопрос.


Демонстрирует ресурс.

- Где мы встречали еще слово «корень»?

- Как вы думаете, общая часть слов почему названа также?

- Почему она главная?

ЭОР №1 «Корень дерева и корень слов»

Сравнивают корень слова и растения.

Делают вывод, почему корень главная часть слова.

Познавательные:

-сравнение

-анализ

обобщение


Проблемный вопрос: как найти корень в слове:


Демонстрирует ресурс.

Задаёт вопросы по прослушанному материалу (проверяет понимание)






- В каждом ли слове есть корень?

- Какую еще задачу себе поставим, чему мы будем учиться?

- Кто может ответить на этот вопрос?

ЭОР №2

«Как найти корень в слове?»

- Как найти корень в слове?

Отвечают на вопрос.

Находить корень в слове.



Воспринимают информацию.


Отвечая на вопросы, составляют алгоритм нахождения корня в словах.

1.Подобрать родственные слова.

2. Найти общую часть.










Регулятивные:

- планирование

Предлагает упражнение на нахождение корней в словах.

Найдите корень в словах, пользуясь алгоритмом:

лесной, столик, пришкольный, грибник.

Оцените свою работу.



Выполняют упражнение по нахождению корней в словах.

Регулятивные:

-самопроверка

-самоконтроль

7.

Подведение итогов, рефлексия.

Выясняется, достигнута

ли цель урока.

Что понравилось?

- Все, ли пункты плана мы выполнили?

- Достигнута ли цель урока?

- Какие трудности?ту.вах, пользуясь алгоритмом:

учиться?ть в каждой группе.55555555555555555555555555555555555555555555555555555

Сообщают о новых знаниях, высказывают свои впечатления.

Регулятивные:

- оценка выполнения плана

- удержание цели

-самооценка

2

8.



Этап разъяснения дом. задания.

Предлагает подобрать группы родственных слов.

Подберите родственные слова к словам:

Вода, мороз.

Записывают задание, задают вопросы.


1







Урок русского языка на тему «Родственные слова. Корень слова» (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 

Данный урок направлен на формирование умения определять однокоренные слова по двум признакам: общая часть и общность смысла.

Задачами урока являются:

обучающие: познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова»; учить  определять однокоренные слова по двум признакам; учить находить корень в словах;

развивающие: обогащать словарный запас, развивать умение сравнивать, анализировать;

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач,  быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Он составлен с учетом новых требований ФГОС НОО к уроку, реализует задачи по формированию метапредметных результатов с использованием цифровых образовательных ресурсов.

 

 

 

 

Автор Махова Ирина Александровна
Дата добавления 13.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2087
Номер материала 56302
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓