Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка на тему "Существительные на -ия,-ие,-ий" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Существительные на -ия,-ие,-ий" (5 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Существительные на –ия, -ие, -ий. 5 класс

 

Просвирова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Манойлинская СОШ» Клетского муниципального района Волгоградской области

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка, Конкурс «Презентация к уроку»


Базовый учебник Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /

Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский.-М.: Просвещение, 2012.

 

Цель урока: выведение правила написания окончаний имен существительных на –ия, -ие, -ий

единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах

 

 Планируемые результаты:

предметные умения:

- составление алгоритма действия при написании е-и в падежных окончаниях существительных; знание способа действия при выборе написания букв е-и в окончаниях существительных;

- владение этим способом действия; определение падежных окончаний существительных

- правильное применение правила на письме;

метапредметные умения:

-овладение приемами отбора и систематизации материала;

- адекватное восприятие текста на слух;

- умение аргументировать свои мысли при ответе;

- способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

личностные умения:

- умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- способность к самооценке собственной речи с точки зрения норм общения

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний

 

Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная

 

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс на 7 мест, мультимедийный проектор, интерактивная доска

 

Структура и ход урока

 

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа. УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) (1мин)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха.

Включение в деловой ритм.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

-Добрый день, ребята!

На столах у вас смайлики №1,2,3, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и покажите.

-Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение (Слайд 2)

-Вижу: мы готовы к активному и продуктивному сотрудничеству. Всем удачи!

 -Почему так важно настроение на уроке?

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II. Актуализация и пробное учебное действие (4-5 мин)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Организует повторение знаний, закрепление умений

Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя все слова

(Учащиеся работают в группах по 3 человека) (Слайд 3)

- Найди «третье лишнее» слово в каждой группе:

1) о народ _, к корон _, без туч _

2) о клумб _, о ворон _,  о ел_

3) в клетк _, в торт _, в здани_

4)  к улиц _,  к туч _, к акаци _

1группа: лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание -и. У первых двух слов, несмотря на разные склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании -е.

2группа: все существительные П.п., но  первые два слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании -е, а «ель» - 3 склонения, окончание –и. Значит, лишнее слово «о ели»

3группа:  все существительные П.п, в 1 и 2 склонениях окончание -е. Существительное «здание» ср.р., 2 склонения- значит, тоже -е?

4группа: все существительные 1 склонения, Д.п., окончание –е.

В «к акаци _» -е? или-и?

-Какую роль играет знания русского языка в вашей жизни? Для чего они вам нужны?

 

Метапредметные результаты

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

 

III. Проблемное объяснение нового знания (15 мин)

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем), обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что существительные на –ия, -ие, -ий – особые существительные; составление алгоритма его определения, постановка целей учебной деятельности

Создает проблемную ситуацию (предлагает задание, не выполнимое в силу отсутст-вия ЗУ) и орга-низует работу учащихся по её исследованию.

Вовлекает уча-щихся в обсуж-

дение проблем-ных вопросов, определение цели и темы урока

Организует работу в группах, парах,

обеспечивает

контроль за

выполнением заданий.

 

Организует физминутку

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его

 

Ставят цель, формулируют проблему и тему урока

 

 

 

 

Изучают информацию в учебнике, с.69

 

Работают с

электронным образователь-ным ресурсом (далее ЭОР), готовят

скриншот и выступление (парная работа)

 

Составляют алгоритм действия

(групповая работа)

Выполняют физминутку

Постановка проблемы (2 мин)

-Какое слово в каждой группе вы можете назвать третьим лишним?

-Что вызвало затруднение?

-Какую букву вы напишете в окончании существительных «в здани _» и «к акаци _» ?

(Слайд 4)Цель, тема урока (1мин)

 2 3 4      -Какова цель нашего урока?

(узнать, какая буква пишется в окончании имен существительных на –ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа).

-Значит, тема урока…

Открытие нового (10 мин)

1.Формулирование проблемного вопроса по новой теме

2. Изучение материала в учебнике на с.69.

(Слайд 5) 3. Отчет о выполненном дома задании: работа с электронным учебным модулем информационного типа. Выступление. <Рисунок 1>

 (Слайд 6) 4.Составление алгоритма действия при определении безударного окончания существительных на –ия, -ие, -ий (работают в группе 2 минуты, затем выступает одна из групп, другие вносят коррективы)  <Рисунок 2>

5. Запись алгоритма в Опоры (тетради для схем и правил)

(Слайд 7) 6. Продолжение заполнения таблицы «Буквы Е-И в падежных окончаниях существительных» (в опорах добавляют колонки на –ия, -ие, -ий) <Рисунок 3>

Физминутка

 -А теперь все встали!

Как же долго мы сидели,

Наши руки онемели,

Наши ноги затекли,

Ими топнем: раз, два, три!

Руки в сторону, дружок,

Раз, два, три, потом - прыжок!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

- Почему мнения разошлись? В чём проблема?

(мы не знаем, какую букву нужно писать в окончании).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сформулируйте проблемный вопрос и сравните теоретиче-ские сведения по новой теме, получен-ные из ЭОР, с мате-риалом в учебнике

- Объясните смысл выражения «Правило неправильного ослика».

- Почему так важно правильно знать данный материал?

 

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

 

IV. Закрепление изученного

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции; обучение правописанию окончаний существительных на –ия, -ие, -ий

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

 

Организует деятельность по применению новых знаний, включению нового знания в систему знаний и повторение

Приобщает учащихся к работе с электронными образовательными ресурсами

Работают с учебником.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре).

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргу-ментируют его.

Дают самооценку результатам своей учебной деятельности

(работа в паре, индивидуально)

Первичное закрепление

(Слайд 8) Работают с учебником (упр.538) в группе. Выписывают существительные, у которых в П.п. ед.ч. в окончании –и.

-Сформулируйте вывод о правопи-сании окончаний существительных

(Слайд 9) Работают в паре, выполняя упр. 541

-Выпишите слова с пропусками, обозначая в них окончания.

 

 

Включение нового  

в систему знаний и повторение

(Слайд 10) Работа по вариантам с взаимопроверкой «Правописание безударных окончаний имен существительных» (Раздаточный материал) (Приложение 1)

Самостоятельная работа с целью контроля знаний

(Слайд 11) Работа с авторским электронным учебным тренажером контрольного типа «Буквы Е-И в окончаниях имен существительных» с автоматическим выставлением оценки (учащиеся вписывают свою фамилию, класс и дату работы на 1 листе; учитель фиксирует конечный итог)

(Приложение 2)

-В чем разница правописания существительных?

Метапредметные результаты

Контроль, коррек-ция, выделение и осознание усвоен-ного (Р)

Оценка (Р)

Управление поведе-нием партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточ-ной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структуриро-вать знания, выбор наиболее эффектив-ных способов реше-ния задач (П-общеуч.)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Организует рефлексию, самооценку результатов

учащихся

 

Предлагает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

(Слайд 12)

-Какую цель ставили?

-Удалось достичь поставленной цели?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Что вызвало особые затруднения?

Где можно применить новые знания?

-Назовите ключевые слова темы.

-Выберите смайлик, который

соответствует вашему настроению, и покажите.

(Слайд 13) Задание на дом.

1) Выполнить

 - упр.540, 542 (одно на выбор);

 - тест №5, варианты 1,2, задания 1-4, с. 17, 19 (книга «Тесты. Ч.2»).

2) Задание повышенного уровня:

приступая к изучению английского языка, мы узнаем, что в этом языке почти нет падежей. Может быть, и в русском языке падежи – вещь совсем ненужная?

Вопрос. Так ли это? Докажите на простейшем примере нужность падежей.

(Слайд 14) Спасибо за работу.

-Сравните свое настроение в начале и конце урока.

 -С чем это связано?

 

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л)

 

 


Список литературы

 

1.    Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.

2.    Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс /Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012.

3.    Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: В 2 ч.  Ч.2.– 2-е изд., перераб. и доп. – Саратов: «Лицей», 2010.

4.    Межуева Ю.В. Русский язык. Правописание падежных окончаний имен существительных – Саратов: «Лицей», 2010.

5.    Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский /. – М.: Просвещение, 2012.

6.    Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!, 5 класс / Пособие для средней школы / - М.: «Грамотей», 2009.

 

 Электронный учебный модуль информационного типа

 http://fcior.edu.ru/card/4933/pravopisanie-padezhnyh-okonchaniy-sushestvitelnyh.html

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка на тему "Существительные на -ия,-ие,-ий" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Презентация.pptx

Скачать материал "Урок русского языка на тему "Существительные на -ия,-ие,-ий" (5 класс)"

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Просвирова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы 
МКОУ «Мано...

    1 слайд

    Просвирова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы
    МКОУ «Манойлинская СОШ»
    Клетского муниципального района Волгоградской области

    Существительные
    на –ия, -ие, -ий
    Учебная презентация

    Существительные
    на –ия, -ие, -ий

  • Покажи свое лицо

    2 слайд

    Покажи свое лицо

  • Найди «третье лишнее»1) о народ _, к корон _, без туч _
2) о клумб _, о ворон...

    3 слайд

    Найди «третье лишнее»
    1) о народ _, к корон _, без туч _
    2) о клумб _, о ворон _, о ел_
    3) в клетк _, в торт _, в здани_
    4) к улиц _, к туч _, к акаци _

  • ТемаЦель урокаСуществительные на –ия, -ие, -ийвывести правило 
написания окон...

    4 слайд

    Тема
    Цель урока
    Существительные на –ия, -ие, -ий
    вывести правило
    написания окончаний имен существительных на –ия, -ие, -ий единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах

  • 5 слайд


  • 6 слайд


  • 7 слайд

  • о Мари и
о территори и
о географи и
о фамили и




в изложени и
в заключени...

    8 слайд


    о Мари и
    о территори и
    о географи и
    о фамили и





    в изложени и
    в заключени и
    в вступлени и
    в введени и
    в произведени и
    в соревновани и
    в воззвани и
    в санатори и
    в предположени и
    Упражнение 538
    П.п. ед ч.

  • Упражнение 541Марь е
Софь е
Таись  е
Наталь е
Аксинь е
Дарь е


Мари и
Софи и...

    9 слайд

    Упражнение 541
    Марь е
    Софь е
    Таись е
    Наталь е
    Аксинь е
    Дарь е



    Мари и
    Софи и
    Таиси и
    Натали и
    Валери и
    Евгени и
    Клавди и
    Ксени и
    Лиди и
    Юли и
    Д.п. Кому?

  • «Правописание безударных окончаний 
имен существительных»
Ключ


 Включен...

    10 слайд





    «Правописание безударных окончаний
    имен существительных»
    Ключ



    Включение нового  
    в систему знаний и повторение
    Работа по вариантам

  • Самостоятельная работа 
с целью контроля знанийПриложение 2Авторский учеб...

    11 слайд





    Самостоятельная работа
    с целью контроля знаний
    Приложение 2
    Авторский учебный тренажёр К-типа
    «Буквы Е-И в окончаниях
    имен существительных»

  • - Какую цель ставили?
- Удалось достичь поставленной цели?
- Назовите ключ...

    12 слайд




    - Какую цель ставили?
    - Удалось достичь поставленной цели?
    - Назовите ключевые слова темы.
    - Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, и покажите.
    - Сравните свое настроение в начале и конце урока.
    - С чем это связано?

    Итог урока.Рефлексия
    -

  • Домашнее задание--1.Выполнить
 - упр.540, 542 (на выбор); 
- тест №5, вари...

    13 слайд





    Домашнее задание
    -
    -
    1.Выполнить
    - упр.540, 542 (на выбор);
    - тест №5, варианты 1,2, задания 1-4, с. 17, 19 (книга «Тесты. Ч.2»).

    2.Задание повышенного уровня: приступая к изучению английского языка, мы узнаем, что в этом языке почти нет падежей. Может, и в русском языке падежи – вещь совсем ненужная?
    Вопрос. Так ли это? Докажите на простейшем примере нужность падежей

  • Спасибо за работу

    14 слайд

    Спасибо за работу

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Приложение 1.doc

Приложение 1.

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных

 

Вариант 1

 

А.1. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква

1)   в резерв _, на лошадк _, на лошад _

2)   на перекрестк _, вдоль дорог _, на дорог _

3)   в постановк _, в пьес _, в рощ _

4)   в милици _, цветы на шал _, по дорожк _

 

А.2. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква

1)   в Абхази _, в Англи _, в Росси _

2)   в незабудк _, около незабудк _, на станци _

3)   на пашн _, у пашн _, в конституци _

4)   в драм _, в книг _, около книг _

 

А.3. Укажите слово с ошибкой

1)  в Англии

2)  на аллее

3)  вдоль аллеи

4)  в тетраде

 

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных

 

Вариант 2

 

A.1. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква

1)   на завод _, в романс _, на лекци_

2)   в тетрад _, на лошад _, на сирен_

3)   около алле _, на алле _, на дорожк _

4)    в программ _, в жизн _, в сара _

 

А.2. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква

1)   на насып _, у насып _, по насып _

2)   у дочер _, к бабушк _, у бабушк _

3)   на скатерт _, в погон _, в вагон _

4)    в арми _, в планетари _, на планет _

 

А.3. Укажите слово с ошибкой

1)    к сестре

2)    на лекцие

3)  в тетради

4)  у речки

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка на тему "Существительные на -ия,-ие,-ий" (5 класс)"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока усвоения новых знаний составлена по учебнику

Т.А. Ладыженской, представлена конспектом учебного занятия, презентацией с приложениями.

Урок соответствует требованиям ФГОС. На каждом этапе спланирована деятельность учителя, учащихся, продуманы обучающие, развивающие и диагностирующие задания, универсальные учебные действия, предусмотрена самостоятельная работа с тренажёром контрольного типа "Буквы Е - И в окончаниях имен существительных"

 

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

   

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 271 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Краткосрочные курсы" Происхождения фамилии"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
  • 30.09.2020
  • 410
  • 0
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 2151
    • RAR 1.4 мбайт
    • 87 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Просвирова Галина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Просвирова Галина Васильевна
    Просвирова Галина Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 9632
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1529 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 886 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Мини-курс

Творческие возможности в мире фотографии и медиа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 411 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Вероятность и статистика в рамках обновленного ФГОС

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе