Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему "Существительные на -ия,-ие,-ий" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Существительные на -ия,-ие,-ий" (5 класс)

Название документа Конспект урока.doc

Существительные на –ия, -ие, -ий. 5 класс


Просвирова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Манойлинская СОШ» Клетского муниципального района Волгоградской области

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка, Конкурс «Презентация к уроку»hello_html_m65a18e9a.gif

Базовый учебник Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /

Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский.-М.: Просвещение, 2012.


Цель урока: выведение правила написания окончаний имен существительных на –ия, -ие, -ий

единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах


Планируемые результаты:

предметные умения:

- составление алгоритма действия при написании е-и в падежных окончаниях существительных; знание способа действия при выборе написания букв е в окончаниях существительных;

- владение этим способом действия; определение падежных окончаний существительных

- правильное применение правила на письме;

метапредметные умения:

-овладение приемами отбора и систематизации материала;

- адекватное восприятие текста на слух;

- умение аргументировать свои мысли при ответе;

- способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

личностные умения:

- умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- способность к самооценке собственной речи с точки зрения норм общения


Тип урока: урок усвоения новых знаний


Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная


Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс на 7 мест, мультимедийный проектор, интерактивная доска


Структура и ход урока


Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа. УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) (1мин)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха.

Включение в деловой ритм.


Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

-Добрый день, ребята!

На столах у вас смайлики №1,2,3, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и покажите.

-Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение (Слайд 2)

-Вижу: мы готовы к активному и продуктивному сотрудничеству. Всем удачи!

-Почему так важно настроение на уроке?

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II. Актуализация и пробное учебное действие (4-5 мин)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося; подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Организует повторение знаний, закрепление умений


Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя все слова


(Учащиеся работают в группах по 3 человека) (Слайд 3)

- Найди «третье лишнее» слово в каждой группе:

1) о народ _, к корон _, без туч _

2) о клумб _, о ворон _, о ел_

3) в клетк _, в торт _, в здани_

4) к улиц _, к туч _, к акаци _

1группа: лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание -и. У первых двух слов, несмотря на разные склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании -е.

2группа: все существительные П.п., но первые два слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании -е, а «ель» - 3 склонения, окончание –и. Значит, лишнее слово «о ели»

3группа: все существительные П.п, в 1 и 2 склонениях окончание -е. Существительное «здание» ср.р., 2 склонения- значит, тоже -е?

4группа: все существительные 1 склонения, Д.п., окончание –е.

В «к акаци _» -е? или-и?

-Какую роль играет знания русского языка в вашей жизни? Для чего они вам нужны?


Метапредметные результаты

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)


III. Проблемное объяснение нового знания (15 мин)

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем), обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что существительные на –ия, -ие, -ий – особые существительные; составление алгоритма его определения, постановка целей учебной деятельности

Создает проблемную ситуацию (предлагает задание, не выполнимое в силу отсутст-вия ЗУ) и орга-низует работу учащихся по её исследованию.

Вовлекает уча-щихся в обсуж-

дение проблем-ных вопросов, определение цели и темы урока

Организует работу в группах, парах,

обеспечивает

контроль за

выполнением заданий.


Организует физминутку


Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его


Ставят цель, формулируют проблему и тему урока





Изучают информацию в учебнике, с.69


Работают с

электронным образователь-ным ресурсом (далее ЭОР), готовят

скриншот и выступление (парная работа)


Составляют алгоритм действия

(групповая работа)

Выполняют физминутку


Постановка проблемы (2 мин)

-Какое слово в каждой группе вы можете назвать третьим лишним?

-Что вызвало затруднение?

-Какую букву вы напишете в окончании существительных «в здани _» и «к акаци _» ?

(Слайд 4)Цель, тема урока (1мин)

2 3 4 -Какова цель нашего урока?

(узнать, какая буква пишется в окончании имен существительных на –ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа).

-Значит, тема урока…

Открытие нового (10 мин)

1.Формулирование проблемного вопроса по новой теме

2. Изучение материала в учебнике на с.69.

(Слайд 5) 3. Отчет о выполненном дома задании: работа с электронным учебным модулем информационного типа. Выступление. <Рисунок 1>

(Слайд 6) 4.Составление алгоритма действия при определении безударного окончания существительных на –ия, -ие, -ий (работают в группе 2 минуты, затем выступает одна из групп, другие вносят коррективы) <Рисунок 2>

5. Запись алгоритма в Опоры (тетради для схем и правил)

(Слайд 7) 6. Продолжение заполнения таблицы «Буквы Е-И в падежных окончаниях существительных» (в опорах добавляют колонки на –ия, -ие, -ий) <Рисунок 3>

Физминутка

 -А теперь все встали!

Как же долго мы сидели,

Наши руки онемели,

Наши ноги затекли,

Ими топнем: раз, два, три!

Руки в сторону, дружок,

Раз, два, три, потом - прыжок!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

- Почему мнения разошлись? В чём проблема?

(мы не знаем, какую букву нужно писать в окончании).











- Сформулируйте проблемный вопрос и сравните теоретиче-ские сведения по новой теме, получен-ные из ЭОР, с мате-риалом в учебнике

- Объясните смысл выражения «Правило неправильного ослика».

- Почему так важно правильно знать данный материал?


Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)


IV. Закрепление изученного

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции; обучение правописанию окончаний существительных на –ия, -ие, -ий

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.


Организует деятельность по применению новых знаний, включению нового знания в систему знаний и повторение

Приобщает учащихся к работе с электронными образовательными ресурсами


Работают с учебником.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре).

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргу-ментируют его.

Дают самооценку результатам своей учебной деятельности

(работа в паре, индивидуально)

Первичное закрепление

(Слайд 8) Работают с учебником (упр.538) в группе. Выписывают существительные, у которых в П.п. ед.ч. в окончании –и.

-Сформулируйте вывод о правопи-сании окончаний существительных

(Слайд 9) Работают в паре, выполняя упр. 541

-Выпишите слова с пропусками, обозначая в них окончания.



Включение нового  

в систему знаний и повторение

(Слайд 10) Работа по вариантам с взаимопроверкой «Правописание безударных окончаний имен существительных» (Раздаточный материал) (Приложение 1)

Самостоятельная работа с целью контроля знаний

(Слайд 11) Работа с авторским электронным учебным тренажером контрольного типа «Буквы Е-И в окончаниях имен существительных» с автоматическим выставлением оценки (учащиеся вписывают свою фамилию, класс и дату работы на 1 листе; учитель фиксирует конечный итог)

(Приложение 2)

-В чем разница правописания существительных?

Метапредметные результаты

Контроль, коррек-ция, выделение и осознание усвоен-ного (Р)

Оценка (Р)

Управление поведе-нием партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточ-ной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структуриро-вать знания, выбор наиболее эффектив-ных способов реше-ния задач (П-общеуч.)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Организует рефлексию, самооценку результатов

учащихся


Предлагает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся


Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:


(Слайд 12)

-Какую цель ставили?

-Удалось достичь поставленной цели?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Что вызвало особые затруднения?

Где можно применить новые знания?

-Назовите ключевые слова темы.

-Выберите смайлик, который

соответствует вашему настроению, и покажите.

(Слайд 13) Задание на дом.

1) Выполнить

- упр.540, 542 (одно на выбор);

- тест №5, варианты 1,2, задания 1-4, с. 17, 19 (книга «Тесты. Ч.2»).

2) Задание повышенного уровня:

приступая к изучению английского языка, мы узнаем, что в этом языке почти нет падежей. Может быть, и в русском языке падежи – вещь совсем ненужная?

Вопрос. Так ли это? Докажите на простейшем примере нужность падежей.

(Слайд 14) Спасибо за работу.

-Сравните свое настроение в начале и конце урока.

-С чем это связано?


Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л)




Список литературы


  1. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.

  2. Ефремова Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс /Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012.

  3. Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: В 2 ч. Ч.2.– 2-е изд., перераб. и доп. – Саратов: «Лицей», 2010.

  4. Межуева Ю.В. Русский язык. Правописание падежных окончаний имен существительных – Саратов: «Лицей», 2010.

  5. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский /. – М.: Просвещение, 2012.

  6. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!, 5 класс / Пособие для средней школы / - М.: «Грамотей», 2009.


Электронный учебный модуль информационного типа

http://fcior.edu.ru/card/4933/pravopisanie-padezhnyh-okonchaniy-sushestvitelnyh.html


Название документа Презентация.pptx

Просвирова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Маной...
Покажи свое лицо
Найди «третье лишнее» 1) о народ _, к корон _, без туч _ 2) о клумб _, о воро...
Тема Цель урока Существительные на –ия, -ие, -ий вывести правило написания ок...
о Мари и о территори и о географи и о фамили и в изложени и в заключени и в ...
Упражнение 541 Марь е Софь е Таись е Наталь е Аксинь е Дарь е Мари и Софи и ...
«Правописание безударных окончаний имен существительных» Ключ Включение ново...
Самостоятельная работа с целью контроля знаний Приложение 2 Авторский учебны...
- Какую цель ставили? - Удалось достичь поставленной цели? - Назовите ключев...
Домашнее задание - - 1.Выполнить - упр.540, 542 (на выбор); - тест №5, вариа...
Спасибо за работу
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Просвирова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Манойлин
Описание слайда:

Просвирова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Манойлинская СОШ» Клетского муниципального района Волгоградской области Существительные на –ия, -ие, -ий Учебная презентация Существительные на –ия, -ие, -ий

№ слайда 2 Покажи свое лицо
Описание слайда:

Покажи свое лицо

№ слайда 3 Найди «третье лишнее» 1) о народ _, к корон _, без туч _ 2) о клумб _, о ворон _
Описание слайда:

Найди «третье лишнее» 1) о народ _, к корон _, без туч _ 2) о клумб _, о ворон _, о ел_ 3) в клетк _, в торт _, в здани_ 4) к улиц _, к туч _, к акаци _

№ слайда 4 Тема Цель урока Существительные на –ия, -ие, -ий вывести правило написания оконч
Описание слайда:

Тема Цель урока Существительные на –ия, -ие, -ий вывести правило написания окончаний имен существительных на –ия, -ие, -ий единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 о Мари и о территори и о географи и о фамили и в изложени и в заключени и в вст
Описание слайда:

о Мари и о территори и о географи и о фамили и в изложени и в заключени и в вступлени и в введени и в произведени и в соревновани и в воззвани и в санатори и в предположени и Упражнение 538 П.п. ед ч.

№ слайда 9 Упражнение 541 Марь е Софь е Таись е Наталь е Аксинь е Дарь е Мари и Софи и Таи
Описание слайда:

Упражнение 541 Марь е Софь е Таись е Наталь е Аксинь е Дарь е Мари и Софи и Таиси и Натали и Валери и Евгени и Клавди и Ксени и Лиди и Юли и Д.п. Кому?

№ слайда 10 «Правописание безударных окончаний имен существительных» Ключ Включение нового 
Описание слайда:

«Правописание безударных окончаний имен существительных» Ключ Включение нового   в систему знаний и повторение Работа по вариантам № задания Вариант-1 Вариант2 А1 3 2 А2 1 1 А3 4 2

№ слайда 11 Самостоятельная работа с целью контроля знаний Приложение 2 Авторский учебный т
Описание слайда:

Самостоятельная работа с целью контроля знаний Приложение 2 Авторский учебный тренажёр К-типа «Буквы Е-И в окончаниях имен существительных»

№ слайда 12 - Какую цель ставили? - Удалось достичь поставленной цели? - Назовите ключевые
Описание слайда:

- Какую цель ставили? - Удалось достичь поставленной цели? - Назовите ключевые слова темы. - Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, и покажите. - Сравните свое настроение в начале и конце урока. - С чем это связано? Итог урока.Рефлексия -

№ слайда 13 Домашнее задание - - 1.Выполнить - упр.540, 542 (на выбор); - тест №5, варианты
Описание слайда:

Домашнее задание - - 1.Выполнить - упр.540, 542 (на выбор); - тест №5, варианты 1,2, задания 1-4, с. 17, 19 (книга «Тесты. Ч.2»). 2.Задание повышенного уровня: приступая к изучению английского языка, мы узнаем, что в этом языке почти нет падежей. Может, и в русском языке падежи – вещь совсем ненужная? Вопрос. Так ли это? Докажите на простейшем примере нужность падежей

№ слайда 14 Спасибо за работу
Описание слайда:

Спасибо за работу

Название документа Приложение 1.doc

Приложение 1.

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных


Вариант 1


А.1. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква

      1. в резерв _, на лошадк _, на лошад _

      2. на перекрестк _, вдоль дорог _, на дорог _

      3. в постановк _, в пьес _, в рощ _

      4. в милици _, цветы на шал _, по дорожк _


А.2. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква

        1. в Абхази _, в Англи _, в Росси _

        2. в незабудк _, около незабудк _, на станци _

        3. на пашн _, у пашн _, в конституци _

        4. в драм _, в книг _, около книг _


А.3. Укажите слово с ошибкой

1) в Англии

2) на аллее

3) вдоль аллеи

4) в тетраде


Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных


Вариант 2


A.1. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква

      1. на завод _, в романс _, на лекци_

      2. в тетрад _, на лошад _, на сирен_

      3. около алле _, на алле _, на дорожк _

      4. в программ _, в жизн _, в сара _


А.2. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква

        1. на насып _, у насып _, по насып _

        2. у дочер _, к бабушк _, у бабушк _

        3. на скатерт _, в погон _, в вагон _

        4. в арми _, в планетари _, на планет _


А.3. Укажите слово с ошибкой

          1. к сестре

          2. на лекцие

3) в тетради

4) у речки

Урок русского языка на тему "Существительные на -ия,-ие,-ий" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Разработка урока усвоения новых знаний составлена по учебнику

Т.А. Ладыженской, представлена конспектом учебного занятия, презентацией с приложениями.

Урок соответствует требованиям ФГОС. На каждом этапе спланирована деятельность учителя, учащихся, продуманы обучающие, развивающие и диагностирующие задания, универсальные учебные действия, предусмотрена самостоятельная работа с тренажёром контрольного типа "Буквы Е - И в окончаниях имен существительных"

 

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

   

Автор Просвирова Галина Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1044
Номер материала 36040
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы