Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему "Страдательные причастия прошедшего времени" (7 класс)

Урок русского языка на тему "Страдательные причастия прошедшего времени" (7 класс)

hello_html_m1248ddcd.gifhello_html_m7be293e3.gifhello_html_m7be293e3.gifhello_html_m7be293e3.gifhello_html_m7be293e3.gif



Тема урока: Страдательные причастия прошедшего времени.

Образовательные:

  • на основе исследовательской работы познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени;

  • совершенствовать умение объяснять выбор того или иного суффикса;

  • совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту);

  • способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке па основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме;

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.


Оборудование: видео-, аудиовоспроизводящее устройство; медиапрезентация; раздаточный материал.


1 этап: Организационный момент

Запись даты. Классная работа


2 этап: Мотивационная установка

Учитель:

Дорогие ребята!

Сегодняшний наш урок - не совсем обычный. Его символом будет ЗАЖЖЕННАЯ свеча (зажигаю свечу). А что, по-вашему мнению, символизирует свеча?

Примерные ответы: память о ком-то и т.д.

Учитель: Скажите, а важно ли хранить память о человеке, каком-то событии, дате?

Примерные ответы: если мы не будем помнить о людях, о том, что происходило, мы лишимся своей истории.

Учитель: Я предлагаю вам сегодня не просто открыть новое знание в области филологии, но и окунуться в мир творчества одного из самых почитаемых в русской и мировой литературе поэтов.


3 этап: Определение темы урока, целеполагание

Читаю сама или подготовленный ученик:

По мере чтения текст проецируется на экран


На буйном пиршестве задумчив он сидел

Один, покинутый безумными друзьями,

И в даль грядущую, закрытую пред нами,

Духовный взор его смотрел.


И помню я, исполнены печали,

Средь звона чаш, и криков, и речей,

И песен праздничных, и хохота гостей,

Его слова пророчески звучали.


Он говорил: «Ликуйте, о друзья!»

Что вам судьбы дряхлеющего мира?..

Над вашей головой колеблется секира,

Но что ж!.. Из вас один ее увижу я.


Учитель: Ребята. Можете ли вы определить или хотя бы предположить, чьи это стихи? Для подсказки вам выделены ключевые слова.

Примерные ответы: Стихи М.Ю.Лермонтова. Недавно отмечался его юбилей – 200 лет со дня рождения.

Учитель: Да, действительно, наша свеча зажжена сегодня в память о великом русском поэте – Михаиле Юрьевиче Лермонтове. Но у нас все же урок русского языка! Как вы думаете, какова тема нынешнего урока?

И снова все внимание – на экран! Слова-подсказки помогут вам определить тему урока.

На слайде:

На буйном пиршестве задумчив он сидел

Один, покинуТый безумными друзьями,

И в даль грядущую, закрыТую пред нами,

Духовный взор его смотрел.


И помню я, исполнеНы печали,

Средь звона чаш, и криков, и речей,

И песен праздничных, и хохота гостей,

Его слова пророчески звучали.


Он говорил: «Ликуйте, о друзья!»

Что вам судьбы дряхлеющего мира?..

Над вашей головой колеблется секира,

Но что ж!.. Из вас один ее увижу я.


Примерные ответы: выделены причастия. Мы будем продолжать разговор о причастии. Но это не действительные причастия и не страдательные причастия настоящего времени, хотя в тексте есть действительные причастия (грядущую, дряхлеющего). Значит, мы будем изучать новый тип причастий.


Учитель: Я предлагаю вам определить категорию времени причастий, встретившихся вам в стихотворении.

Примерный ответ:

какой? Что сделанный? Покинутый

Какую? Что сделанную? Закрытую

Каковы? Исполнены; какие ? что сделанные? Исполненные

Определите тему урока.


Запись темы урока


4 этап: Актуализация ранее полученных знаний

На слайде - масса причастий. Задание: выписать (а может быть, внести в таблицу (раздаточный материал) изученные причастия.)

Пример карточки:

Задание: выполняем методом исключения( то, что уже изучили – не страдательные причастия настоящего времени)


Действ.прич. настоящего времени

Действ. прич. прошедшего времени

Страд. прич. настоящего времени

Страд.прич. прошедшего времени














Взаимопроверка в парах,

Комментарий учителя.


5 этап: Этап открытия нового знания

На слайде портрет Лермонтова. Затем иллюстрации к стихотворению «Три пальмы». Чтение стихотворения подготовленным учеником.

Тексты стихотворения раздаются учащимся.

Учитель: Стихотворение, которое сегодня прозвучит на уроке , вам знакомо, это - восточное сказание «Три пальмы»

(Класс идет по учебнику Коровиной, предложить вспомнить стихотворение М.Ю.Лермонтова, изученное в 6 классе.)


Учитель : Если вы внимательны, то должны заметить, что в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» встречаются и действительные, и страдательные причастия. Сейчас ваша задача - провести исследование.

  1. Выписать в тетрадь только страдательные причастия

(при помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия?)

  1. Указать суффиксы данных причастий.

  2. Определить время.

  3. Заполнить соответствующую таблицу

  4. Сделать выводы.

Пример таблицы:

Суффиксы страдательных причастий:


Страдат. прич. настоящего времени

Страдат.прич. прош.времени






Текст: Три пальмы

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!"

И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.







Учитель: Надеюсь, вы успешно справились с заданием (фронтальная проверка).

Учитель: Предлагаю вам стать исследователями филологами, по работать по данному вам алгоритму и сделать выводы. Защитить результаты своих исследований.

Алгоритм:


1.Сравните страдательное причастие настоящего времени и страдательное причастие прошедшего времени (на материале стихотворения «Три пальмы»)

А) определите вид глаголов, от которых образованы причастия;

Б) определите категорию переходности глаголов, от которых образованы данные причастия;

В) определите производящую основу глаголов;

Г) понаблюдайте за тем, какая гласная пишется перед суффиксами причастий (сравните с глаголами);

Д) сделайте вывод об образовании причастий прошедшего времени.


Примерные ответы учеников: страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы переходных глаголов прошедшего времени преимущественно совершенного, а также и несовершенного вида при помощи суффиксов –енн-,(-ённ-), -нн-,-т-.

Например: покрытые покрыл (переходный глагол совершенного вида, производящая основа покры-)

нежданный ждал (переходный глагол несовершенного вида, производящая основа жда-)

изрубленный изрубил (переходный глагол совершенного вида. Производящая основа изруб- (-б/бл – историческое чередование)

а в этих словах возникли трудности с определением производящей основы:

раскаленный раскалил (переходный глагол совершенного вида, производящая основа раскали-?)


пораженный поразил (переходный глагол совершенного вида, производящая основа порази-?)


Учитель: Молодцы, ребята! Настоящие исследователи! Действительно, если глагол не имеет суффикса или оканчивается на -ил или –ел страдательное причастие прошедшего времени будет заканчиваться на -ённый, -енный:

      поразить —  поразил, пораж-ённ-ый

раскалить – раскалил, раскал –ённ -ый



ЗСТ (этап расслабления): на экран проецируются пейзажи кисти Лермонтова, звучит музыка. Предлагается глазами очертить изгибы горных вершин на картинах, увидеть самое яркое цветовое пятно (гимнастика для глаз).

Из этапа ЗСТ плавный переход к 6 этапу урока.


6 этап урока: Этап закрепления новых знаний.


Учитель: Ребята, перед вами замечательные пейзажи, созданные рукой самого Лермонтова. Это был поистине гениальный человек: он был одарен музыкально, писал прекрасные картины, иллюстрировал собственные произведения.

Перед вами отрывки из романа «Герой нашего времени» - пейзажные зарисовки. Роман был создан Лермонтовым здесь, на Кавказе. Кавказ вошел в душу М.Ю. Лермонтова, как вторая родина, как край вольности суровой и свободной, в котором стали нерасторжимыми поэт - певец Кавказа и сам Кавказ с вершинами седыми.

Я предлагаю вам поработать с данными текстами в группах (групповая работа; в группе 4-6 человек).

Задание:

  1. Найдите в этих текстах страдательные причастия и докажите их принадлежность к этой группе.

На столах алгоритм:

  1. Выделить суффикс, провести словообразовательный разбор.

  2. Выписать словосочетание, которое доказывает, что предмет испытывает действие со стороны другого предмета.

  3. Сделать устный вывод.

Дифференцированное задание: (группе слабее – текст меньшего объема)

Тексты:

1. Сегодняшний вечер был обилен происшествиями. Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это - ворота, образованные природой; они подымаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний пламенный взгляд. 


2. Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню - в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной.


№3 Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.



4 И точно, такую панораму вряд ли где еще удастся мне видеть: под нами лежала Койшаурская долина, пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями; голубоватый туман скользил по ней, убегая в соседние теснины от теплых лучей утра; направо и налево гребни гор, один выше другого, пересекались, тянулись, покрытые снегами, кустарником; вдали те же горы, но хоть бы две скалы, похожие одна на другую, - и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что кажется, тут бы и остаться жить навеки; солнце чуть показалось из-за темно-синей горы, которую только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи; но над солнцем была кровавая полоса, на которую мой товарищ обратил особенное внимание. "Я говорил вам, - воскликнул он, - что нынче будет погода; надо торопиться, а то, пожалуй, она застанет нас на Крестовой. Трогайтесь!" - закричал он ямщикам.



Ответы групп.



Если хватает времени, можно провести творческую работу: синквейн.


Синквейн  это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн  имеет собственную композицию:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – контекстный синоним к первому существительному.


Например:

Лермонтов.

Одинокий, непонятый.

Любить, работать, страдать.

Не жаждал славы.

Гений.



7 этап урока: Обобщение:


Что нового сегодня узнали на уроке?

Что, по вашему мнению, вызвало затруднение?

Что необходимо знать по данной теме?


Мотивация учителя на изучение дальнейшего материала: Наш урок освещала зажженная свеча. А это значит, с первой минуты урока страдательное причастие прошедшего времни заявило о себе. Зажженная кем-то, в данном случае нами, свеча. Интрига присутствует всегда. Так что будьте внимательны на следующем уроке, и тогда, может быть, вы с первой минуты почувствуете эту интригу.


Оценивание. Домашнее задание (можно задать синквейн домой)

Домашнее задание только дифференцированного характера!!!

(Синквейн, реклама страдательных причастий, анализ текстов)


Рефлексия: Мне очень важно понять, что вас увлекло, заинтересовало, что было понятным, а что так и осталось непонятым. Поэтому прошу вас оценить собственную работу на уроке. Поэтому, когда вы будете выходить из кабинета, не забудьте опустить жетоны в соответствующий конверт.


(На доске прикреплены три разноцветных конверта, на столах у учащихся по три жетона таких же цветов. Выходя, учащийся опускает свой жетон в соответствующий конверт:

Например: Красный – все понял

Синий- есть проблемы

Желтый- много непонятного)


Учитель: А наш сегодняшний урок хочется закончить словами поэта-современника Игоря Талькова:


Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты.

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.


Думаю, что эти слова заставят вас задуматься над тайнами мироздания, перечитать известные, любимые, а может быть , еще на известные вам стихи Лермонтова. Читайте душой и сердцем, будьте внимательны к слову!

Урок русского языка на тему "Страдательные причастия прошедшего времени" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Образовательные:

·        на основе исследовательской работы познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени;

·        совершенствовать умение объяснять выбор того или иного суффикса;

·        совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту);

·        способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

·        воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:  способность к самооценке па основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме;

       - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на     вопросы в тексте,иллюстрациях;преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы.

 

 

Оборудование: видео-, аудиовоспроизводящее устройство; медиапрезентация; раздаточный материал.

Автор Панькина Галина Борисовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1302
Номер материала 15622
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓