Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему "Степени сравнения наречий" (7 класс)

Урок русского языка на тему "Степени сравнения наречий" (7 класс)



ТЕМА: СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ

ЦЕЛИ УРОКА:

обучающие - обучить способам образования сравнительной и превосходной степени сравнений наречий; умению отличать сравнительную степень наречий от сравнительной степени прилагательных; определять их синтаксическую роль в предложении.

развивающие - формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

воспитывающие - воспитание чувства товарищества, ответственности и дисциплинированности.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: проблемно - поисковый, репродуктивный.

Формы реализации методов: фронтальная, индивидуально - дифференцированная.

Используемые технологии: личностно - ориентированная, технология проблемного обучения, игровая технология.

Оборудование урока:

Интерактивная доска.

На каждой парте таблицы по русскому языку, справочники, словари, тетради учащихся, раздаточный материал.



















Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Степени сравнения наречий».

СЛАЙД 1


2. Повторение изученного о прилагательном. Тест.

Кроме наречий какая ещё часть речи может образовывать степень сравнения? (имя прилагательное)

1) Сколько существует степеней сравнения?

а) одна;

б) две;

в) три.

2) Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

а) притяжательные;

б) качественные;

в) относительные.

3) Сложная (составная) превосходная степень образуется с помощью слов:

а) самый, наиболее, наименее;

б) более;

в) менее.

4) Составная сравнительная степень образуется с помощью слов:

а) более, менее;

б) самый;

в) наиболее, наименее.

5) Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов:

а) -ее, -е;

б) -ше;

в) -ейш-, -айш-.

6) Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:

а) -ейш-;

б) -айш-;

в) -ее, -е, -ше.

СЛАЙД 3-5

3. Изучение нового материала.

- Что такое наречие? (Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака, отвечает на вопросы как? когда? где? куда? зачем? В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.)

- Что значит неизменяемая часть речи?

Вы всё верно сказали, но в русском языке есть исключения. Это наречия, которые заканчиваются на –о (-е). Как правило, это качественные прилагательные, от которых и образованы эти наречия. Такие наречия имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.

СЛАЙД 6



Сравнительная степень обозначает более или менее высокую степень проявления признака.

- Как же образуется сравнительная степень наречия?

Простая форма образуется только с помощью суффиксов (–ее(ей), -е, -ие). Составная же форма образуется с помощью сочетания начальной формы наречия со словами более или менее.

Превосходная степень наречия имеет только одну форму – это составная форма, которая образуется с помощью наречия в сравнительной степени + всех. Также есть простая форма превосходной степени с суффиксами –ейше, -айше. Но, как правило, такие наречия встречаются крайне редко: нижайше кланяюсь.

- Перечертите себе в тетради эту таблицу.

- Приведём примеры наречий, которые бы заканчивались на о(-е).

СЛАЙД 7,8,9,10,11

4. Работа по теме урока.

1). Чтение правила на странице 100-101 учебника.

Найдите и подчеркните наречия, образуйте от них сравнительную степень.

Громко кричать –

Быстро бежать –

Просыпаться поздно –

Красиво танцевать –

Нежно гладить кошку –

Поступать обдуманно –

К вечеру стало светло –

Взволнованно рассказывать –

Собираться организованно –

СЛАЙД 12

2). Упражнение 212.(по вариантам)

Образуйте от данных наречий формы простой сравнительной степени и запишите их по образцу.

Грациозно - грациознее, уверенно – увереннее, необузданно – необузданнее, устойчиво – устойчивее, величественно – величественнее, красиво – красивее, взволнованно – взволнованнее, энергично – энергичнее, удобно – удобнее.

Жарко – жарче, громко – громче, дорого – дороже, звонко-звонче…

- Дайте лексическое толкование наречия необузданно.

(Необузданный – тот, которого нельзя утихомирить, сдержать.)

3). Упражнение 213.

4).

Был полдень, ____________ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали



сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться,_______заметались птицы.

СЛАЙД 13

5). Самопроверка.

Был полдень, беспощадно палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая медленно двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая березка испуганно затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, глухо раздался первый удар грома. Спеша укрыться, беспорядочно заметались птицы.

СЛАЙД 14

6).

Раз степени сравнения наречий похожи на степени сравнений прилагательных, возникает вопрос: как их отличить?

СЛАЙД 15

Выделяем критерии отличия:

  1. Определяемое слово

  2. Вопрос, который можно задать от определяемого слова к степени сравнения.

  3. Часть речи

  4. Синтаксическая роль.


Вывод: чтобы не путать эти части речи, стоит учитывать, что имя прилагательное обозначает признак предмета, относится к имени существительному, отвечает на вопросы какой? какая? какое?, в предложении может выступать в роли сказуемого. Наречие, в свою очередь, обозначает признак действия, относится к глаголу, отвечает на вопрос как? каким образом?, в предложении выступает в роли обстоятельства.


5. Объяснительный диктант.

- Объясните, какая форма: наречия или прилагательного употреблена в предложении.


Человек тверже камня, нежнее цветка. Чем старше козел, тем тверже рога. (Пословица.) Он к врагу вставал железа тверже. (Маяковский.) Гуди, набат, сильней над Русью, смелей, настойчивей гуди. Человеческое слово стрелы острее. (Пословица.) Худой мир лучше доброй ссоры. (Пословица.) Сокол выше солнца летает. Солнце майское, светлее с неба синего свети… (Лебедев-Кумач). Южное полушарие холоднее северного.


6. Закрепление нового материала.

Найдите наречия и образуйте от них сравнительную форму.

Трудно писать пером. Пётр громко поёт. Она испуганно вскрикнула. Гепард быстро бегает. Дина мужественно поступила, спасая маленьких котят. День рождения прошёл торжественно и пышно. Матрос крепко связал узел. Вчера экскурсия прошла организованно. Он тихо произнёс несколько слов. Жаворонок просыпается рано.

СЛАЙД 16

7. Задание на развитие кругозора.

- Что такое фразеологизмы? (устойчивые словосочетания, которые можно заменить одним словом.)

Ваша задача: заменить одним словом устойчивые словосочетания.



  • Кричать на всю Ивановскую – громко.

  • Битый час – долго.

  • Гнать в три шеи – быстро, решительно.

  • Кошки на душе скребут – грустно, тоскливо, тревожно, беспокойно.

  • На носу – скоро.

  • Чувствовать себя не в своей тарелке – неудобно.

  • Не видно не зги – темно.

  • Ни в какие ворота не лезет – плохо.

  • При царе горохе – давно.

  • Черепашьим шагом – медленно.

  • Семимильными шагами – быстро.


8. Подведение итогов урока.

- Какие наречия могут иметь степени сравнения?

(Наречия, образованные от качественных прилагательных и заканчиваются на –о (-е)

- Какие существуют степени сравнения?

(сравнительная и превосходная)

- Как образуется сравнительная степень наречий?

- как образуется превосходная степень наречий?

- Чем отличается сравнительная степень прилагательного от сравнительной степени наречия?


9. Домашнее задание.

1. Упражнение 215.

2. Прочитать по учебнику теоретический материал о степенях сравнения.

СЛАЙД 17

10. Выставление оценок.

Урок русского языка на тему "Степени сравнения наречий" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок проводится при изучении степеней сравнения наречий.

Цели урока:

обучающиеобучить способам образования сравнительной и превосходной степени сравнений наречий; умению отличать сравнительную степень наречий от сравнительной степени прилагательных; определять их синтаксическую роль в предложении.

развивающие  - формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

воспитывающие  - воспитание чувства товарищества, ответственности и дисциплинированности.

Тип урока: изучение нового материала.         

Методы обучения: проблемно - поисковый, репродуктивный.

Формы реализации методов: фронтальная, индивидуально - дифференцированная.

Используемые технологии: личностно - ориентированная, технология проблемного обучения, игровая технология.

Оборудование урока:

Интерактивная доска. 

На каждой парте таблицы по русскому языку, справочники, словари, тетради учащихся,  раздаточный материал. 

Урок с использованием интерактивной доски. 

 

Автор Потапова Олеся Алексеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1315
Номер материала 30733
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓