Главная / Начальные классы / урок русского языка на тему "Роль местоимений в речи" (4 класс)

урок русского языка на тему "Роль местоимений в речи" (4 класс)

Тема урока: «Роль местоимений в речи»

Цель когнитивная: Познакомить учащихся с ролью местоимений в речи, формировать умение правильно употреблять их в речи. Отработать и закрепить теоретические и практические навыки по  употреблению личных местоимений в косвенных падежах с предлогами.

Ожидаемые результаты:

А: Ученики знают роль местоимения в речи; синтаксическую роль местоимения в предложении;

Б: Ученики могут определять синтаксическую роль местоимения в предложении;

С: Ученики умеют различать местоимения, выполняющие разную синтаксическую роль в предложении; самостоятельно составлять предложения и тексты, используя местоимения; редактировать тексты; сравнивать, анализировать, аргументировать и делать выводы;


Этап урока

Вре

мя

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

Оценивание для обучения

Модули

Мотивационный этап – 15мин

3мин

1. Круг радости «Новогодние пожелания»

Высказывают пожелания

Новогодняя музыка

Формативное оценивание

Возрастные особенности, ИКТ

3мин

2. Каллиграфическая минутка

- Чтобы узнать слово для каллиграфической минутки попробуйте отгадать загадку:

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И наконец, совсем исчез. (календарь)

- Запишите слово календарь.

- Какими словами в загадке заменили слово календарь?

Отгадывают загадку, записывают словарное слово в тетрадь, отвечают на вопросы

тетрадь

Формативное оценивание,

Возрастные особенности, обучение критическому мышлению

2мин

3. Морфологический разбор

Сделайте морфологический разбор местоимения ОН

Он – местоимение, кто?, 3лицо, ед.ч., И.п., подлежащее

Взаимопроверка по ключу


тетрадь

Формативное оценивание Сигналы рукой, звезда за правильный ответ

Обучение критическому мышлению

2мин

4. Определение темы и целей урока.

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Чему будем учиться на уроке?

-Сегодня на уроке мы будем выполнять роли редактора, журналистов, репортёров, художников. Сегодня мы попробуем создать Новогодний выпуск школьной газеты.

- Как вы думаете, для создания Новогоднего выпуска газеты нам нужны местоимения или они не очень нужны в нашей речи?

- Давайте к этому вопросу мы вернёмся в конце урока.



Определяют тему и цели урока


Формативное оценивание Сигналы рукой,

Обучение критическому мышлению, новые подходы в преподавании и обучении

3мин

4. Стратегия «Лови ошибку»

1)Местоимение это служебная часть речи, которая обозначает предмет.

2)Местоимение изменяется по лицам.

3)Местоимение вы всегда пишется с маленькой буквы.

4)Местоимения я и вы первого лица.

5)В предложении местоимения выполняют роли подлежащего и определения.

6)Местоимения 1 лица изменяются по родам.

7)Местоимение к нему употреблено в 3лице, м.р., Д.п., ед.ч.

8)Местоимения с предлогами пишутся слитно.

- Что ещё вы знаете о местоимении?

Ловят мяч с высказыванием о местоимении, соглашаются и высказывают своё мнение, аргументируя свои ответы


Формативное оценивание Сигналы рукой, звезда за правильный ответ

Обучение критическому мышлению, новые подходы в преподавании и обучении, оценивание для обучения и оценивание обучения

2мин

4. Деление на группы по форме ёлочных игрушек.

Делятся на группы





Операционный этап – 26 мин

4мин

1.Работа в группе.

Рубрика для малышей «Новогодние загадки»

- В этой рубрике нам нужно напечатать только те загадки, в которых есть местоимения.

Каждой группе предложены загадки.

- Определите падеж местоимений, использованных в загадках

Учащиеся читают загадки и выбирают только те, где есть местоимения, определяют падеж

загадки

Формативное оценивание Сигналы рукой, звезда за правильный ответ

Обучение критическому мышлению, новые подходы в преподавании и обучении, оценивание для обучения и оценивание обучения


3мин

2.Презентация работы групп

Читают свои загадки, определяют падеж


Формативное оценивание Сигналы рукой

лидерство и управление в обучении


4мин

3. Игра «Редактор»

Рубрика «Интересные факты о Новом годе»

- Наши корреспонденты принесли несколько заметок в нашу рубрику, но в них есть ошибки. Вам нужно отредактировать эти заметки и поместить их в нашу газету.

- Найдите в тексте местоимения и определите лицо.

Читают тексты, находят ошибки, редактируют тексты

Критерии оценивания:

1)правильно исправили ошибки;

2) нашёл все местоимения;

4) правильно определил лицо.

Формативное оценивание Сигналы рукой, звезда за правильно выполненное задание

Обучение критическому мышлению, новые подходы в преподавании и обучении, оценивание для обучения и оценивание обучения


2мин

4.Физминутка

Выполняют движения

видеоролик

Формативное оценивание настроения

Возрастные особенности, ИКТ


4мин

3.Презентация работы групп


Читают свои заметки



Формативное оценивание Сигналы рукой

лидерство и управление в обучении


8мин

5.Творческая лаборатория

«Новогодняя ёлка в школе»

- Работая в группе, вы должны создать рассказ, используя местоимения.

Работают в группе над созданием рассказа


Формативное оценивание Сигналы рукой


Критерии:

1.Соответствует теме;

2.Интересный;

3.Есть местоимения;

Обучение критическому мышлению, новые подходы в преподавании и обучении, оценивание для обучения и оценивание обучения, лидерство и управление в обучении, обучение талантливых и одарённых

4мин

3.Презентация работы групп


Читают свои сказки, рассказы



Формативное оценивание Сигналы рукой

лидерство и управление в обучении

2мин

3. Приём «Две звезды, одно пожелание»

Оцените, чей рассказ вам понравился больше, придерживаясь критериев.

- Почему ты выбрал именно эту группу?


Аргументируют за что дают 2 звезды и пожелание группе

стикеры

Формативное оценивание

Развитие критического мышления

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Рефлективный этап – 10мин

5мин

1. «Заметка в газету»

- В нашей газете осталось ещё несколько рубрик, которые нужно заполнить:

«Объявления»

«Как я отдыхал на каникулах»

«Это интересно!»

«Новогодняя реклама»

«Жизнь животных и птиц зимой»

Составляют текст заметки


Формативное оценивание,

Звезда за выполненное задание

Развитие критического мышления

Оценивание для обучения и оценивание обучения



2мин

3.Оценивание.

Посмотри на свои оценки.

Выстави общую оценку за урок.

Поднимите руки те ребята, кто получил оценку «5» за урок. А кто получил «4»?

Что можно посоветовать остальным?

Посчитав баллы, выставляют общую оценку за урок.

Отмечают в графе – оценка.



13баллов – «5»

12-11 баллов-«4»

10-7баллов «3»

Оценивание для обучения и оценивание обучения


3мин

3. Стратегия «Вопрос - итог»

- Какую роль выполняют местоимения в нашей речи? Важны ли они для нас?

Отвечают на вопрос, аргументируют ответ

рюкзак

Формативное оценивание

Критическое мышление

Оценивание для обучения и оценивание обучения


1мин

4.Домашнее задание.

Составить кроссворд на новогоднюю тему, используя местоимения.

Нарисовать рисунок в Новогодний выпуск газеты.

Записывают домашнее задание в дневник.

дневник


Обучение талантливых и одарённых


Ф.И. учащегося _____________________________________

задание

Я оцениваю себя сам

Меня оценивает одноклассник

Морфологический разбор


+

Стратегия «Лови ошибку»

+


Работа в группе.

Рубрика для малышей «Новогодние загадки»

Определение падежа местоимений


+

Игра «Редактор»

Рубрика «Интересные факты о Новом годе»


+

Творческая лаборатория

«Новогодняя ёлка в школе»


+

«Заметка в газету»

+


Оценка за урок: 7баллов – «5»

6-5 баллов-«4» 4 балла- «3»




Ф.И. учащегося _____________________________________

задание

Я оцениваю себя сам

Меня оценивает одноклассник

Морфологический разбор


+

Стратегия «Лови ошибку»

+


Работа в группе. Рубрика для малышей «Новогодние загадки»

Определение падежа местоимений


+

Игра «Редактор»

Рубрика «Интересные факты о Новом годе»


+

Творческая лаборатория

«Новогодняя ёлка в школе»


+

«Заметка в газету»

+


Оценка за урок: 7баллов – «5»

6-5 баллов-«4» 4 балла- «3»





Ф.И. учащегося _____________________________________

задание

Я оцениваю себя сам

Меня оценивает одноклассник

Морфологический разбор


+

Стратегия «Лови ошибку»

+


Работа в группе. Рубрика для малышей «Новогодние загадки»

Определение падежа местоимений


+

Игра «Редактор»

Рубрика «Интересные факты о Новом годе»


+

Творческая лаборатория

«Новогодняя ёлка в школе»


+

«Заметка в газету»

+


Оценка за урок: 7баллов – «5»

6-5 баллов-«4» 4 балла- «3»




Ф.И. учащегося _____________________________________

задание

Я оцениваю себя сам

Меня оценивает одноклассник

Морфологический разбор


+

Стратегия «Лови ошибку»

+


Работа в группе. Рубрика для малышей «Новогодние загадки»

Определение падежа местоимений


+

Игра «Редактор»

Рубрика «Интересные факты о Новом годе»


+

Творческая лаборатория

«Новогодняя ёлка в школе»


+

«Заметка в газету»

+


Оценка за урок: 7баллов – «5»

6-5 баллов-«4» 4 балла- «3»




Ф.И. учащегося _____________________________________

задание

Я оцениваю себя сам

Меня оценивает одноклассник

Морфологический разбор


+

Стратегия «Лови ошибку»

+


Работа в группе. Рубрика для малышей «Новогодние загадки»

Определение падежа местоимений


+

Игра «Редактор»

Рубрика «Интересные факты о Новом годе»


+

Творческая лаборатория

«Новогодняя ёлка в школе»


+

«Заметка в газету»

+


Оценка за урок: 7баллов – «5»

6-5 баллов-«4» 4 балла- «3»




Ф.И. учащегося _____________________________________

задание

Я оцениваю себя сам

Меня оценивает одноклассник

Морфологический разбор


+

Стратегия «Лови ошибку»

+


Работа в группе. Рубрика для малышей «Новогодние загадки»

Определение падежа местоимений


+

Игра «Редактор»

Рубрика «Интересные факты о Новом годе»


+

Творческая лаборатория

«Новогодняя ёлка в школе»


+

«Заметка в газету»

+


Оценка за урок: 7баллов – «5»

6-5 баллов-«4» 4 балла- «3»





1группа

Елочка с игрушками,

Клоуны с хлопушками.

Веселится весь народ!

Что за праздник?

 

В нем двенадцать месяцев

Запросто уместятся.

Всех их вместе соберет

Одно слово, это...

 

Украшена игрушками,

Шарами и хлопушками —

Не пальма, не сосеночка,

А праздничная...

 

Он с подарками приходит,

Хороводы с нами водит.

Белой бородой оброс

Добрый Дедушка...


2группа 

К детям в гости Дед Мороз

Внучку на санях привез.

Снежная фигурка —

К нам придет...

 

И в коробки, и в пакеты

Упакованы конфеты.

Фантики так ярки!

Будут всем...


 Целый год лежал на полке,

А теперь висит на елке.

Это не фонарик,

А стеклянный...

 

Быстро огоньки мигают,

Сверху вниз перебегают.

Эта дружная команда

Называется...

3группа

На красавице лесной

Золотится дождь волной —

С серебристого шнура

Вниз свисает...

 

Вьюга по двору гуляет,

В доме елочка сверкает.

Дети водят хоровод.

Что за праздник?

 

Вся в огнях большая елка,

Вверх летят петарды звонко.

Снег на улице идет.

Наступает...

 

Все на елочке игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Ребятня подарков ждет.

Что за праздник?


4группа

Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная ...


Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это?

Мы купили вешалку
С звездою на макушке.
Повесили на вешалку
Не шапки, а игрушки!


Он приходит в зимний вечер,
Зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод –
Это праздник...


5группа

Дед мороз пришел к нам в гости
С хрупкой, белоснежной гостьей.
Он назвал ее дочуркой.
Эта девочка…


Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала.

Снежинка



Бел, да не сахар.
Нет ног, а идет.

Снег



Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло - оно все сошло.


Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза — угольки.
Руки — сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?


Он нужен лыжникам кататься,
Нам - крепость белую лепить,
Деревьям, чтобы одеваться,
Зиме - вокруг всё серебрить.

К детям в гости Дед Мороз
Внучку на санях привез.
Снежная фигурка —
К нам придет…


«Новый год встречаем с ней
В свете праздничных огней.
Любим мы её иголки –
Украшаем нашу …»


1группа

Интересные факты о Новом Годе: самая высокая елка

Самая большая елка была установлена в Мехико, а также ёлка папала в книгу рекордов Гиннеса в 2010 году. Это поистине гигантская елка, высата ёлки 110 метраф. Для того, чтобы вам стало панятна насколько эта ёлка высокая приведу пример. 110 метров это чуть больше чем 40 этажей.


Интересные факты о Новом Годе: елочные игрушки

Сначала елки украшали разными фруктами и прочим: яблаками, арехами, пиченьем. Такие украшения фпервые паивились в Германии. После этого они намного изменились. В годы вайны игрушки делали из ваты и прочих подручных материалов. Но патом игрушки стали производит как целый новый рынок. Сейчас игрушки можно встретить на любой вкус и цвет.



2 группа

Интересные факты о Новом Годе: подарки

Пачему дарят падарки на Новый Год? Ответ на этот вапрос скрывается в древних племенах и их обычаях. Раньше было принято дорить падарки Богам для того, чтобы богов задобрить. Древние греки преподносили множыство различных падарков от прастых вищей и до людей.

В древнем Египте также было принято паздравлять не только добрым словам, но и падарком. Все это делалось ради рики Нил, каторая снабжала людей почти всем. Позже этот абычай стали применять в древнем Риме. В Риме падарок являлся некой взяткой. Но уже тогда было принято что-то дарить, асобенно императору.

Так впоследствии падарок на Новый Год стал чем-то обыденным, нормальным. Люди начали дарить падарки просто так. Во-первых, это приятно, а во-вторых, этому обычаю уже множыство лет. Сегодня люди дарят подарки, получают падарки. Уже невозможно представить Новый Год без подарков.



3 группа

Интересные факты

В Италии на Новый Год люди избавляются ат старых вещей. Старые вещи люди просто выбрасывают за акно.

Есть такое поверье, что если написать на бумашке жылание, сжечь жылание, кинуть в бокал с шампанским и выпить шампанское, то жылание абизателно збудется. Главнаи успеть фсе эта сделать за десить сикунт до Новава Года.



4группа

Интересные факты о Новом годе

Существует много легенд о Рождественской елке, связанных с духом или местом, где обитал дух, а также — с легендами о Древе Жизни и Древе познания Дабра и Зла. Гироем наиболее популярной легенды стал предводитель немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды в сочельник Мартин Лютер шел домой черес лес. Вечер был ясный и звезный. Кагда Мартин Лютер пришел дамой, то паставил елку для сваей семьи и прикрепил много свичей к ее густым веткам. Аганьки на ёлке были пахожи на звезды на неби.

 

5 группа

Существует легенда о том, почему мы украшаем елки блестящей серебряной мишурой:
Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у коаторой была многа дитей. Вечирам перет Рождеством
женщина наридила елку, но у женщины было очинь мала украшений. Ночью на елке пабывали пауки, и пирипалзая с ветки на ветку, аставили на ее ветвях паутину. В награду за дабрату женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро.

 

Существует версия, что Деда Мороза первыми придумали гунны: у гуннов был бог Йерлу, каторый в самый первый день года прихадил на землю. В этат день полагалось ставить в дамах елки, поскольку у гуннов ель щиталась свищенным деривом. Получается, таким образом, что этой традиции уже 5 тысяч лет. Гунны и принисли иё в Европу. Затем гунны были разгромлены и астались толька в Баварии, где и жыли до XVI века, ни с кем не смешываясь. Именно из Баварии навагодняя елка «пришла» во все европейские страны.


урок русского языка на тему "Роль местоимений в речи" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка предназначен для учащихся 4 класса. На уроке ребята создают новогодний номер школьной газеты, одновременно определяя роль личных местоимений в устной и письменной речи. На уроке учащиеся работают в парах, группах, индивидуально. Выступают в роли редакторов, корреспондентов. На протяжении всего урока у учащихся развиваютсятворческие способности. Ребята пишут сочинения на новогоднюю тему, заметки в газету. На уроке применяются все семь модулей программы: новые подходы в преподавании и обучении, развитие критического мышления, оценивание для обучения и оценивание обучения, ИКТ, лидерство и управление в обучении, обучение талантливых и одарённых, преподавание в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Автор Сихварт Елена Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1428
Номер материала 39710
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓