Главная / Русский язык и литература / урок русского языка на тему "Правописание гласных и согласных в приставках" (10 класс)

урок русского языка на тему "Правописание гласных и согласных в приставках" (10 класс)

Урок русского языка в 10 классе Учитель: Маслакова Г.Я.

Тема: Правописание гласных и согласных в приставках

Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о правописании гласных и согласных в приставках;

2. Закрепить умения различать приставку и предлог;

3. Совершенствовать навыки лингвистического анализа текста;

4. Развивать у учащихся навыки работы в группах;

5. Воспитывать у учащихся чувство взаимосотрудничества.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений (по ФГОС)

Оборудование: медиапроектор, презентация



Ход урока:

Этап урока

Задачи этапа

Содержание

I. Организационный

Проверка готовности к уроку

Приветствие, запись даты урока в тетради.

II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

На доске написаны слова, в которых пропущены буквы. Один ученик выполняет задание на доске.

мерить, …лететь, … порядок, … пытывать, … кипеть, …петь, … бираться, … трепенуться, … пахать, … вестия, …сесть, …жигать, …шумный



Вопрос к классу: В какой части слова были пропущены буквы? (приставка)

Выделите приставки в данных словах.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( о приставках)

Правильно. Записываем в тетрадях тему урока: Правописание гласных и согласных в приставках


III. Актуализация знаний

Повторить ранее изученный материал

Задание 1. Структура ДЖОТ-ТОТС. Возьмите лист бумаги, сложите дважды пополам, разорвите на 4 листочка. Запишите на каждом листочке по одному любому слову с приставкой разных частей речи. Каждое слово проговариваете вслух для членов своей команды и кладете листок в центр стола. Слова повторяться не должны. (Идет работа в течение 5 минут)

Задание 2. Структура СОРТ-КАРДС. Посмотрите еще раз на свои слова и попробуйте сгруппировать их по каким-нибудь признакам. (Идет работа в течение 3 минут). Теперь посмотрите, что получилось у ребят других групп. (2 минуты). Рассаживаемся по местам. Что у вас получилось? На какие группы делятся все приставки в русском языке? Ответ записывают в тетрадях.

IV. Обобщение и систематизация знаний

1. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности













2. Воспроизведение знаний на новом уровне



3. Метапредметная связь (литература)























































3. Динамическая пауза


Опрос учащихся. (Параллельно на слайдах презентации отображаются предполагаемые ответы учащихся с примерами)

- Что вы можете сказать о приставках, которые зависят от звонкости-глухости согласных, стоящих после приставок?

- Как вы понимаете термин постоянные (неизменяемые) приставки?

- Какие приставки зависят от значения? Назовите эти значения.

- Встречаются ли слова в русском языке, которые мы не можем отнести ни к одной из этих групп?



Задание 3. Работа по тексту.

На седьмые сутки своего похода Алексей, совершенно уже измученный, поминутно останавливаясь, чтобы передохнуть, тащился по оттаявшей лесной дороге...

Вдруг у поворота лесной дороги, резко бравшей здесь влево, он остановился и застыл. Там, где дорога была особенно узка, он увидел немецкие машины. Путь им преграждали две огромные сосны. Возле самых этих сосен стоял броневик. Стоял он низко на железных ободьях, так как шины его сгорели вместе с машиной. Башня валялась в стороне на снегу под деревом, отброшенная, очевидно, силою взрыва. Возле броневика лежало три трупа - его экипаж. А вокруг, в придорожных кустах, валялись тела немецких солдат. К дереву был привязан труп офицера. К зелёному его френчус тёмным воротником, была приколота записка. «За чем пойдёшь, то и найдёшь»,- написано было на ней. И ниже, другим почерком, уже расплывшимся чернильным карандашом, было добавлено слово - «собака».

Алексей долго осматривал место побоища, ища чего-нибудь съестного. Только в одном месте обнаружил он втоптанный в снег сухарь и поднёс его ко рту, жадно вдыхая запах ржаного хлеба. Хотелось втиснуть этот сухарь целиком в рот и жевать, жевать, жевать. Но Алексей разделил его на три части, две убрал поглубже в карман, а одну стал щипать на крошки и крошки эти сосать, как леденцы, стараясь как можно дольше растянуть удовольствие.

Он обошёл ещё раз поле боя. Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь, поблизости. Ведь это их ногами истоптан снег в кустах и вокруг деревьев. Может быть, его, бродящего меж трупов, уже заметили, и откуда-нибудь с вершины ели, из-за кустов, наблюдает за ним партизанский разведчик. Алексей приложил руку ко рту и закричал что есть мочи:

- О-го-го! Партизаны! Партизаны!

Его удивило, как вяло и тихо звучит его голос. Даже эхо, отзывавшееся ему из лесной чащи, казалось громче.

- Партизаны! Партизан-ны-ы-ы! Эге-ей! - звал Алексей, сидя на снегу среди чёрной машинной гари и молчаливых вражеских тел. (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»)







Выпишите из текста слова:

участники №1 – с неизменяемыми приставками

участники №2 – с приставками на з/с

участники №3 – с приставками, зависящими от значения

участники №4 – которые нужно запомнить



Структура КОНЭРС: Встаньте, группируйтесь по номерам участников и обсудите между собой получившиеся ответы, допишите себе слова, которые вы не нашли сами. (Идет работа в течение 3 минут). Ученики рассаживаются по местам и вместе с учителем проверяют слова, которые были выписаны из текста.


V. Применение знаний и умений в новой ситуации

Подготовка к ЕГЭ: отработка навыков выполнения задания 9

Вопрос к классу: Есть ли задание в КИМах ЕГЭ по русскому языку, в котором проверялись бы знания в правописании приставок? (Да, задание 9)

Попробуем выполнить эти задания. (Презентация задания 9 из типовых КИМов ЕГЭ)


VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Проверка степени усвоения материала и умения применить знания на практике.

Задание 4. Словарный диктант

Размолоть, пригородный, поднести, чересчур, презабавный, наполнить, низвергнуть, подарить, препятствие, возместить, сообщить, несдобровать, разжаловать, бесчисленный, приглядеть, восстание, приоткрыть, искоренить, преувеличение, сделка, раззадорить, приключение, сгоряча, расплакаться, несдержанный.



Резервное задание (если остается время до конца урока): Структура РАФТ. Создание минипроекта задания 9 ЕГЭ для членов других команд. (Идет работа в течение 5 минут). Команды меняются работами, обсуждают между собой.




VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Домашнее задание: параграфы 27, 28,29, упр.171, 180

Опрос учащихся:

- На какие группы делятся приставки в русском языке?

- Все ли слова можно отнести к этим группам?

- Какие цифровые образовательные ресурсы помогают нам в подготовке к экзамену? (сайт Захарьина Е.А.)



урок русского языка на тему "Правописание гласных и согласных в приставках" (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Проведенный урок четвертый из пяти в блоке «Орфография». Предыдущие уроки были посвящены безударным проверяемым и непроверяемым гласным, чередованию гласных в корне.

Следует отметить, что урок  не был насыщен научным материалом, но этого и не требовалось. Учитель постарался передать материал более доступным способом, так как главная задача, которая стояла перед педагогом, - это практическая отработка навыков выполнения задания ЕГЭ, включающий в себя правописание приставок. Поэтому все упражнения были направлены на реализацию именно этой задачи.

На уроке наряду с фронтальным были использованы как групповые, так и индивидуальные формы работы. В ходе урока были успешно реализованы три сингапурские обучающие структуры: ДЖОТ-ТОТС, СОРТ-КАРДС, КОНЭРС.

Автор Маслакова Гузель Ягфаровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2790
Номер материала 46235
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓