Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему "Односоставные предложения" (8 класс)

Урок русского языка на тему "Односоставные предложения" (8 класс)

Название документа Кулеш С.А.-сценарий.doc

Сценарий урока с использованием компьютера

Автор: Кулеш Светлана Анисимовна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: Томская область, Шегарский район, с. Анастасьевка, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Анастасьевская средняя общеобразовательная школа»

Предмет: русскийязык

Класс: восьмой

Тема: Односоставные предложения

Тип урока: урок изучения первичного закрепления новых знаний на основе модульной технологии с приёмами развития критического мышления

Задачи занятия:

Образовательные – формирование умений различать односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.

Развивающие – развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.

Воспитательные – развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова.

Учебно-методическое обеспечение: учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой

Авторский медиапродукт – презентация из 20 слайдов (среда Power Point)

Структурна мадиапродукта – схема взаимосвязи кадров презентации: последовательная.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях.

  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт повышения наглядности.

  3. Активизация познавательной деятельности обучающихся за счёт использования информационных технологий.

  4. Формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации).

  5. Интенсификация учебного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала).



п/п

Этапы занятия

Временная реализация

слайда

1.

2.

3.


4.



5.


6.

7.

8.

9.

10.

Организационный момент: приветствие,

Грамматическая зарядка

Исследовательская работа, определение темы урока

Употребление односоставных предложений в художественных поэтических текстах (чтение текстов)

Знакомство с типами односоставных предложений (исследование)

Создание алгоритма

Выполнение теста с самопроверкой (устно)

Практическое задание

Домашнее задание

Итоги урока

1 минута

3 минуты

5 минут


4 минуты



10 минут


5 минут

5 минут

4 минуты

1 минута

2 минуты

1

2

3


4, 5, 6, 7, 8, 9


10, 11


12

13-17

18

19

20


Ход занятия:


  1. Организационный момент (слайд № 1).

  2. Грамматическая зарядка: повторение орфографии (слайд № 2).

  3. Исследовательская работа

Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги:

  1. Я умею читать книги.

  2. Люблю классическую музыку.

  3. По радио объявили о посадке самолёта.

  4. Мне не спится

  5. Какая ночь!

- Внимательно рассмотрите эти предложения.

- Подумайте, как их можно разделить на две группы. (слайд № 3)

Я умею читать книги. Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолёта

Мне не спится.

Какая ночь!

- По какому принципу вы их поделили? (принцип разделения – состав основы предложений).

Определение темы урока:

- Что мы уже знаем? (двусоставные предложения).

- Чем выражены главные члены в этом предложении? («Я умею читать» - подлежащее выражено местоимением, сказуемое составное глагольное – гл. в форме 1 л., ед.ч. + инфинитив).

- Что мы еще не знаем? (односоставные предложения).

- Какова же тема нашего урока? (Односоставные предложения).

Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных; посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают, понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются, попробуем сами использовать односоставные предложения. Эти знания нам понадобятся на ЕГЭл в 11 классе.

  1. Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются? Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов (слайды № 4-9)

а) Не спится, няня: здесь так душно! (А.Пушкин)

б) В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М.Лермонтов)

в) Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья. (А.Фет)

г) Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.Пушкин)

д) К кому-то принесли от мастера ларец. (И.Крылов)

е) Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

ж) Люблю грозу в начале мая. (А.Фет)

з) Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу? (С.Есенин)

- Односоставные предложения часто встречаются в поэтических текстах.



  1. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.

- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?

Какая ночь! Люблю классическую музыку.

По радио объявили о посадке самолёта

Мне не спится.


- По какому принципу вы разделили предложения? (распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения)

- Чем выражены главные члены в данных предложениях? («Какая ночь!» - главный член предложения – существительное в именительном падеже)

- В какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее? («Мне не спится»)

- Чем выражен главный член предложения? (Главный член предложения – безличный глагол)

- А в оставшиеся два можно подставить подлежащее? («Люблю классическую музыку» - глагол, 1 лица, единственного числа; «По радио объявили о посадке самолёта» - глагол, 3 лицо, единственного числа)

Итак, обобщим - односоставные предложения делятся на две группы: (слайд № 10, 11)

  1. Определенно-личные 2. Назывные

Неопределенно-личные

Безличные

  1. Создание алгоритма.

Давайте восстановим ход нашего исследования: (слайд № 12)

  1. Выделить грамматическую основу предложения.

  2. Определяем, двусоставное или односоставное.

  3. Если односоставное, выявить, чем является главный член предложения – подлежащим или сказуемым.

  4. Если подлежащее – это назывное предложение.

  5. Если сказуемым – определить, подразумевается ли деятель

  6. Если подразумевается – выяснить: определенно-личное или неопределенно-личное.

  7. Если нет – это безличное.

  1. Выполните тест с самопроверкой. (слайды № 13-17).

  2. Практическое задание - проблемный вопрос. Объясните, почему в предложении перед союзом И необходима запятая? «Подморозило, и воздух стал свежей». (Ответ: чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться определять в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности). (слайд № 18)

  3. Домашнее задание: 1) & 180;

2) Составить рассказ, используя односоставные предложения на тему «Прогулка в лесу»;

3) Упражнение 192. (слайд № 19)

11. Итоги урока (слайд № 20)



Название документа Кулеш С.А..ppt

Односоставные предложения. Виды односоставных предложений
Грамматическая зарядка В каком ряду во всех словах пишется ь ? младшая доч…, ...
Внимательно рассмотрите предложения! По какому принципу вы их поделили? Я уме...
Учись у них – у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! ( А.А.Фет )
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Све...
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бь...
Маленький городок. Северный городок. Выцветшая луна. Северная Двина. Рябь тём...
Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заг...
Глушь да топь, коряги да пеньки. Старая берёзовая роща, Редкий лес на берегу ...
По наличию главных членов предложения делятся на: двусоставные подлежащее и с...
Односоставные предложения с главным членом сказуемым 1-е, 2-е л. ед. ч., мн. ...
Алгоритм Выделить грамматическую основу предложения. Определяем, двусоставное...
На сколько групп делятся односоставные предложения? а) 10 б) 2 в) 3 г) 4
Какое предложение не является односоставным? а) На морозном воздухе было труд...
Укажите односоставное предложение а) Наступил вечер. б) Вечереет. в) Вечером ...
Найдите назывные предложения а) Светало. б) Утро. в) Наступило зимнее холодно...
Укажите определенно-личные предложения а) Утренний сон сладок. б) Не забуду э...
Проблемный вопрос Подморозило, и воздух стал свежее. - Почему в предложении п...
Домашнее задание Параграф 180. Теория. Составить рассказ, используя однососта...
Спасибо за работу!
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Односоставные предложения. Виды односоставных предложений
Описание слайда:

Односоставные предложения. Виды односоставных предложений

№ слайда 2 Грамматическая зарядка В каком ряду во всех словах пишется ь ? младшая доч…, ово
Описание слайда:

Грамматическая зарядка В каком ряду во всех словах пишется ь ? младшая доч…, овощ…ной магазин; густая рож…, борщ.. горяч…; понёсся вскач…, съеш…те мороженое; обжеч… руку, выйти замуж… В каком ряду пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? под..рить, предл…жить, ун…верситет; м..лчание, насл…ждаться, р…птание; выб…ру, с…лдат, б…сой; м…ссионер, зам…ститель. к…саться.

№ слайда 3 Внимательно рассмотрите предложения! По какому принципу вы их поделили? Я умею ч
Описание слайда:

Внимательно рассмотрите предложения! По какому принципу вы их поделили? Я умею читать книги. Люблю классическую музыку. По радио объявили о посадке самолёта. Мне не спится. Какая ночь!

№ слайда 4 Учись у них – у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! ( А.А.Фет )
Описание слайда:

Учись у них – у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! ( А.А.Фет )

№ слайда 5 Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет н
Описание слайда:

Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря. И лобзания, и слёзы; И заря, заря!.. ( А.Фет) »В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина.» ( Л.Н.Толстой)

№ слайда 6 Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётс
Описание слайда:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн. ( К Бальмонт )

№ слайда 7 Маленький городок. Северный городок. Выцветшая луна. Северная Двина. Рябь тёмно-
Описание слайда:

Маленький городок. Северный городок. Выцветшая луна. Северная Двина. Рябь тёмно-синих вод. Музыка. Теплоход. Девушка на холме. Юноша на корме. (К.Ваншенкин)

№ слайда 8 Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Загляд
Описание слайда:

Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озёра. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней , осин В позолоте небывалой. ( Б.Пастернак )

№ слайда 9 Глушь да топь, коряги да пеньки. Старая берёзовая роща, Редкий лес на берегу рек
Описание слайда:

Глушь да топь, коряги да пеньки. Старая берёзовая роща, Редкий лес на берегу реки. ( Д. Кедрин)

№ слайда 10 По наличию главных членов предложения делятся на: двусоставные подлежащее и сказ
Описание слайда:

По наличию главных членов предложения делятся на: двусоставные подлежащее и сказуемое односоставные Грамматическая основа подлежащее сказуемое или

№ слайда 11 Односоставные предложения с главным членом сказуемым 1-е, 2-е л. ед. ч., мн. ч.
Описание слайда:

Односоставные предложения с главным членом сказуемым 1-е, 2-е л. ед. ч., мн. ч. Определённо-личные Неопределённо-личные 3-е л. мн. ч. или форма прош. вр. 3-е л ед. ч. наст., буд. вр. или ср. р. прош. вр. безличные Какие из этих предложений могут иметь значение обобщённого лица ?

№ слайда 12 Алгоритм Выделить грамматическую основу предложения. Определяем, двусоставное ил
Описание слайда:

Алгоритм Выделить грамматическую основу предложения. Определяем, двусоставное или односоставное предложение. Если предложение односоставное, выявить, чем является главный член предложения – подлежащим или сказуемым. Если главный член предложения является подлежащим, то это назывное предложение. Если сказуемым – определить, подразумевается ли деятель. Если деятель подразумевается, нужно выяснить: определенно или неопределенно-личное предложение. Если нет – это безличное предложение.

№ слайда 13 На сколько групп делятся односоставные предложения? а) 10 б) 2 в) 3 г) 4
Описание слайда:

На сколько групп делятся односоставные предложения? а) 10 б) 2 в) 3 г) 4

№ слайда 14 Какое предложение не является односоставным? а) На морозном воздухе было трудно
Описание слайда:

Какое предложение не является односоставным? а) На морозном воздухе было трудно дышать. б) На востоке синело. в) Дело словом не заменишь. г) Свод неба был тих и чист.

№ слайда 15 Укажите односоставное предложение а) Наступил вечер. б) Вечереет. в) Вечером мы
Описание слайда:

Укажите односоставное предложение а) Наступил вечер. б) Вечереет. в) Вечером мы пойдем в кино. г) Как хороши в России летом вечера!

№ слайда 16 Найдите назывные предложения а) Светало. б) Утро. в) Наступило зимнее холодное у
Описание слайда:

Найдите назывные предложения а) Светало. б) Утро. в) Наступило зимнее холодное утро. г) В дверь постучали.

№ слайда 17 Укажите определенно-личные предложения а) Утренний сон сладок. б) Не забуду этой
Описание слайда:

Укажите определенно-личные предложения а) Утренний сон сладок. б) Не забуду этой встречи. в) В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём. г) Я люблю Балтийское море.

№ слайда 18 Проблемный вопрос Подморозило, и воздух стал свежее. - Почему в предложении пере
Описание слайда:

Проблемный вопрос Подморозило, и воздух стал свежее. - Почему в предложении перед союзом И необходима запятая? Чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться определять в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности.

№ слайда 19 Домашнее задание Параграф 180. Теория. Составить рассказ, используя односоставны
Описание слайда:

Домашнее задание Параграф 180. Теория. Составить рассказ, используя односоставные предложения на тему «Прогулка в лесу»

№ слайда 20 Спасибо за работу!
Описание слайда:

Спасибо за работу!

Урок русского языка на тему "Односоставные предложения" (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок является уроком изучения и первичного закрепления новых знаний на основе модульной технологии с приёмами развития критического мышления. 

Задачи  занятия:

Образовательные – формирование умений различать  односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.

Развивающие – развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.

Воспитательные – развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам художественного слова.

 

Автор Кулеш Светлана Анисимовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 801
Номер материала 49027
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓