Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему "Односоставные предложения как структурно-семантичексий тип простых предложений" (8 класс)

Урок русского языка на тему "Односоставные предложения как структурно-семантичексий тип простых предложений" (8 класс)

Урок русского языка

"Односоставные предложения (обобщение)".

8-й класс

Цели урока:

  • Создание условий для актуализации комплекса знаний и способов действий по фонетике, лексике, морфологии, морфемике;

  • обобщение и систематизация знаний по теме “Односоставные предложения”;

  • развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;

  • обеспечение у школьников развития монологической и диалогической речи, создание содержательных и организационных условий для развития умения анализировать познавательный объект (слово, предложение, текст);

  • развитие навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

  • воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: дифференцированные цветные карточки, схема “Типы односоставных предложений”, компьютеры, тетради, презентация “Односоставные предложения”, лист учёта ответов и оценок учащихся, контрольный тест (тренажёр).

Ход урока

I. Оргмомент.

1. Вступительное слово учителя:

В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!

2. Психологический настрой на работу

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Я предлагаю вам обратиться сегодня к словам А.Эйнштейна: “Открытия  совершаются  тогда,  когда  все  думают,  что  этого  быть  не может, а  один человек  этого не знает”. Попробуем быть незнайками, чтобы   стать гениями. Но помним, что в  науке решает  99%    пота и  только 1% таланта. Потрудимся! Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная.

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёный цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, “Классная работа”.

Создание проблемной ситуации.

Обратите внимание на тему урока (на доске). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)

Каждому учащемуся выдаётся лист учёта ответов и оценок

Лист учёта ответов и оценок учащихся

Фамилия учащегося

Лингвистическая разминка

Анализ текста

Знание теории

тест

Практическая работа

Общая оценка

Худи Владимир

4

4

4

5

5

4

 Ядне Сергей

4

5

5

5

4

4

II. Лингвистическая разминка.

Перед вами на карточках стихи А.А.Фета. Выразительно прочитайте и назовите типы односоставных предложений.

Карточка №1

Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!

Карточка №2

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.

Карточка №3

Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

(Ответы: 1) определённо-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.)

1-й ученик производит синтаксический разбор предложения:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Графическая схема предложения.

2-й ученик производит морфологический разбор слова:

Завесила

3-й ученик производит морфемный разбор слова:

Тропинку

III. Повторение теоретического материала

 Прежде чем перейти к практической части урока, мы повторим всю теорию по односоставным предложениям. (Приложение 1)

Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. Определите, о каком?

Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит…

(Ответ: Это высказывание об определенно-личных предложениях. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений).

К нам пришло прошение от лингвиста А.М. Пешковского рассмотреть следующий вопрос. (Читается письмо, заранее положенное учителем на одну из парт).

Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное. Какой вопрос просит рассмотреть А.М. Пешковский?

(Ответ: А.М. Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределенно-личных предложениях. Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым– глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.)

Зачитывается высказывание Бабайцевой В.В. о безличных предложениях: “Самая пёстрая и наиболее употребляемая группа односоставных предложений”.

(Ответ: Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения разнообразны по форме и значению. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.)

Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность, способность выразить кратко мысль автора. Как вы думаете, с помощью каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?

(Ответ: С помощью назывных предложений. Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.)

Давайте снова обратимся к стихотворному тексту и назовем типы предложений,   которые встречаются в нём.

IV. Практическая работа

1). Графический диктант.

1. Еду, еду в чистом поле. (А. С. Пушкин).

ОЛП.

2. Аптека. Улица. Фонарь. (А. Блок).

НП

3. Победим. И вернёмся. И радость вернём (А. Сурков).

ОЛП.

4. Что имеем, не храним, потерявши, плачем. (Пословица).

ОЛП.

5. В воскресенье и то с делами прибегают. (В. Кетлинская).

НЛП

6. С моря веет свежестью. (М Горький).

БЛП

2) В этой таблице “перепутались” данные, верните все на свои места.

Безличное предложение

Главный член  – сказуемое

Весна!

Определенно-личное предложение

Главный член – подлежащее

Неопределенно-личное предложение

Главный член – сказуемое

Светает

Назывное предложение

Главный член – сказуемое

3) Самостоятельная работа

I. Проанализируйте стихотворение И.А. Бунина   “Едем бором, черными лесами”.

1) Едем бором, черными лесами.
2) Вот гора, песчаный спуск в долину.
3) Вечереет.
4) На горе над нами
Лес щетинит  новую вершину.
5) И темным – темно в той новой чаще,
Где опять скрывается дорога.
6) И враждебен мой ямщик молчащий.
7) И надежда в сердце лишь на бога.

План анализа текста.

  1. Определите главные члены предложений.   Укажите, чем они выражены.

  2. Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Каких нет?

  3. Запишите номер односоставного предложения и его тип.

  4. Выпишите по одному словосочетанию с различными видами связи.

V. Тест. (Приложение 2)

VI. Рефлексия.

Как  вы  думаете, для  чего   нужны  знания,  полученные  на  этом   уроке, и  где  они  будут   применяться?

Было  ли  трудно  вам   оценить   себя, свои  знания?

Если  было  трудно/ не трудно — почему?

Какие  у  вас  оценки, результаты?

Если  хорошие – мои  поздравления.

Если  допущены  ошибки – что  нужно   сделать, чтобы их  исправить?

Что  нужно  доработать?

Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

VII. Дифференцированное домашнее задание.

С использованием односоставных предложений разных видов на тему “Скоро Новый год!”:

1 группе – написать сочинение-миниатюру;

2 группе – самостоятельно составить 5 односоставных предложений;

3 группе – по индивидуальным карточкам из данных слов составить 5 односоставных предложений.

VIII. Подведение итогов.


Урок русского языка на тему "Односоставные предложения как структурно-семантичексий тип простых предложений" (8 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:
Урок русского языка "Односоставные предложения (обобщение)". 8-й класс

Цели урока:

·                     Создание условий для актуализации комплекса знаний и способов действий по фонетике, лексике, морфологии, морфемике;

·                     обобщение и систематизация знаний по теме “Односоставные предложения”;

·                     развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;

·                     обеспечение у школьников развития монологической и диалогической речи, создание содержательных и организационных условий для развития умения анализировать познавательный объект (слово, предложение, текст);

·                     развитие навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

·                     воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: дифференцированные цветные карточки, схема “Типы односоставных предложений”, компьютеры, тетради, презентация “Односоставные предложения”, лист учёта ответов и оценок учащихся, контрольный тест (тренажёр).

Ход урока I. Оргмомент.

1. Вступительное слово учителя:

В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!

2. Психологический настрой на работу

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Я предлагаю вам обратиться сегодня к словам А.Эйнштейна: “Открытия  совершаются  тогда,  когда  все  думают,  что  этого  быть  не может, а  один человек  этого не знает”. Попробуем быть незнайками, чтобы   стать гениями. Но помним, что в  науке решает  99%    пота и  только 1% таланта. Потрудимся! Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная.

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёный цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, “Классная работа”.

Создание проблемной ситуации.

– Обратите внимание на тему урока (на доске). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)

Каждому учащемуся выдаётся лист учёта ответов и оценок

Лист учёта ответов и оценок учащихся

Фамилия учащегося

Лингвистическая разминка

Анализ текста

Знание теории

тест

Практическая работа

Общая оценка

Худи Владимир

4

4

4

5

5

4

 Ядне Сергей

4

5

5

5

4

4

II. Лингвистическая разминка.

Перед вами на карточках стихи А.А.Фета. Выразительно прочитайте и назовите типы односоставных предложений.

Карточка №1

Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!

Карточка №2

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.

Карточка №3

Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

(Ответы: 1) определённо-личное, назывные; 2) двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.)

1-й ученик производит синтаксический разбор предложения:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Графическая схема предложения.

2-й ученик производит морфологический разбор слова:

Завесила

3-й ученик производит морфемный разбор слова:

Тропинку

III. Повторение теоретического материала

 Прежде чем перейти к практической части урока, мы повторим всю теорию по односоставным предложениям. (Приложение 1)

– Я прочитаю вам слова М.В. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. Определите, о каком?

– Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит…

(Ответ: Это высказывание об определенно-личных предложениях. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений).

– К нам пришло прошение от лингвиста А.М. Пешковского рассмотреть следующий вопрос. (Читается письмо, заранее положенное учителем на одну из парт).

– Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное. Какой вопрос просит рассмотреть А.М. Пешковский?

(Ответ: А.М. Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределенно-личных предложениях. Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым– глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.)

Зачитывается высказывание Бабайцевой В.В. о безличных предложениях: “Самая пёстрая и наиболее употребляемая группа односоставных предложений”.

(Ответ: Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения разнообразны по форме и значению. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.)

– Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность, способность выразить кратко мысль автора. Как вы думаете, с помощью каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?

(Ответ: С помощью назывных предложений. Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.)

– Давайте снова обратимся к стихотворному тексту и назовем типы предложений,   которые встречаются в нём.

IV. Практическая работа

1). Графический диктант.

1. Еду, еду в чистом поле. (А. С. Пушкин).

ОЛП.

2. Аптека. Улица. Фонарь. (А. Блок).

НП

3. Победим. И вернёмся. И радость вернём (А. Сурков).

ОЛП.

4. Что имеем, не храним, потерявши, плачем. (Пословица).

ОЛП.

5. В воскресенье и то с делами прибегают. (В. Кетлинская).

НЛП

6. С моря веет свежестью. (М Горький).

БЛП

2) В этой таблице “перепутались” данные, верните все на свои места.

Безличное предложение

Главный член  – сказуемое

Весна!

Определенно-личное предложение

Главный член – подлежащее

Неопределенно-личное предложение

Главный член – сказуемое

Светает

Назывное предложение

Главный член – сказуемое

3) Самостоятельная работа

I. Проанализируйте стихотворение И.А. Бунина   “Едем бором, черными лесами”.

1) Едем бором, черными лесами.
2) Вот гора, песчаный спуск в долину.
3) Вечереет.
4) На горе над нами
Лес щетинит  новую вершину.
5) И темным – темно в той новой чаще,
Где опять скрывается дорога.
6) И враждебен мой ямщик молчащий.
7) И надежда в сердце лишь на бога.

План анализа текста.

1.                  Определите главные члены предложений.   Укажите, чем они выражены.

2.                  Все ли типы односоставных предложений встретились в тексте? Каких нет?

3.                  Запишите номер односоставного предложения и его тип.

4.                  Выпишите по одному словосочетанию с различными видами связи.

V. Тест. (Приложение 2) VI. Рефлексия.

– Как  вы  думаете, для  чего   нужны  знания,  полученные  на  этом   уроке, и  где  они  будут   применяться?

– Было  ли  трудно  вам   оценить   себя, свои  знания?

– Если  было  трудно/ не трудно — почему?

– Какие  у  вас  оценки, результаты?

– Если  хорошие – мои  поздравления.

– Если  допущены  ошибки – что  нужно   сделать, чтобы их  исправить?

Что  нужно  доработать?

– Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

VII. Дифференцированное домашнее задание.

С использованием односоставных предложений разных видов на тему “Скоро Новый год!”:

1 группе – написать сочинение-миниатюру;

2 группе – самостоятельно составить 5 односоставных предложений;

3 группе – по индивидуальным карточкам из данных слов составить 5 односоставных предложений.

VIII. Подведение итогов.

 

 

Автор Юсупова Зира Кадыровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 786
Номер материала 39120
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓