Главная / Начальные классы / Урок русского языка на тему "Местоимение" (4 класс)

Урок русского языка на тему "Местоимение" (4 класс)

hello_html_648175e3.gifhello_html_190e626f.gifУрок русского языка: "Роль личных местоимений в речи" (3-й класс)

Цели:

  • Закрепить знания учащихся о местоимении.

  • Выявить и обосновать роль личных местоимений в речи.

  • Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение работать в группах.

  • Воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: Сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организация класса

Учитель: Прочитайте высказывание. (Нас ждут великие они.)

Как понимаете смысл? – Почему не ясен смысл высказывания? (Неверно употреблено местоимение они.)

А какую особенность местоимений мы знаем? (Указывают на лицо, но не называют.)

Какие слова вы можете предложить вместо местоимения они?

А теперь посмотрите, какие слова я выбрала девизом нашего сегодняшнего урока. (Нас ждут великие дела.)

Как понимаете?

2. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы узнаем о роли личных местоимений в речи.

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.

3. Теоретическая разминка

Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете местоимения.

  • Что такое местоимение?

  • Как называют местоимения, которые указывают на лица? (личные)

  • С помощью какого местоимения человек указывает на себя? (я)

  • В каких случаях местоимение Вы пишется с заглавной буквы?

  • Какое местоимение вы используете, если надо указать на человека женского пола, который не участвует в разговоре? (она)

  • Назовите местоимение 2лица ед. числа. (ты)

  • Какие местоимения изменяются по родам? (3 лица ед. числа)

 4. Чистописание

Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора букв в данных группах:

а – б – в

к – л – м

у – ? – х

Какую вы видите закономерность? Какую букву мы будем писать?

Напишите пары букв. В каждую пару входит буква ф и по очереди буквы в алфавитном порядке.

5. Словарная работа

Написание нового словарного слова вы узнаете, отгадав загадку:

Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не погаснут до зари
Глаза ночные … 
(фонари)

Толковый словарь русского языка Ушакова.

Осветительный прибор в виде той или иной формы коробки или ящичка со стеклянными стенками, в котором помещается какой-нибудь источник света.

Синяк от побоев, от ушиба.

Сколько значений у слова фонарь? Как называются такие слова?

Запишите слово, поставьте ударение, обозначьте орфограмму.

Вам известны "Царь-колокол”, "Царь-пушка”, а еще есть "Царь-фонарь”, который находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Этот фонарь высотой более двух метров, весом 160 кг, несли его перед крестным ходом на Пасху восемь человек.

От слова фонарь образуйте и запишите однокоренные слова. Разберите по составу.

Какие слова называем однокоренными?

Каким местоимением можно заменить слово фонарь?

Устно проанализируйте личное местоимение он как часть речи.

6. Работа по учебнику

Открыли учебники с.60 упр.299.

Читаем и выполняем задания.

Прочитайте отредактированный текст.

Какую роль выполняют местоимения? (Они указывают на предмет, но не называют его).

Каким местоимением заменили существительное звезда?

Письменно выполним морфологический разбор местоимения она. (учащийся за доской)

Проверка.

Длинна и нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.

7. Работа с сигнальными карточками

Приготовили сигнальные карточки, я буду диктовать строчки из стихотворений С.Я. Маршака, а вы находить местоимения, указывать их лицо и число.

"Львята”

Вы разве не знаете папы – (2 л. мн. ч.)
Большого рыжего льва?
У него тяжелые лапы (3 л. ед. ч.)
И косматая голова.
Он громко рычит басом (3л. ед. ч.)
И слышно его далеко (3 д. ед. ч.)
Он ест за обедом мясо, (3 л. ед. ч.)
А мы сосем молоко. (1 л. мн. ч.)

"Пингвин”

Правда, дети, я хорош? (1 л. ед. ч.)
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы. (1 л. ед. ч.)

"Зебры”

Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки (2 л. мн. ч.)
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.

Кто знает, из какого сборника С.Я. Маршака взяты эти стихотворения?

8. Письмо по памяти. Работа в группах.

А сейчас мы поработаем в группах.


строки


предложения

Личные местоимения

1-го лица

2-го лица

3-го лица

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

1

 

+

-

-

-

-

-

2

 

-

-

+

-

-

-

3

 

+

-

+

-

+

-

4

 

-

+

-

-

-

-

1) Если ты сорвешь цветок.
2) Если я сорву цветок.
3) Если мы сорвем цветы.
4) Если он, и я, и ты.

То окажутся пусты
И деревья, и кусты.

Чтобы открыть сейф знаний, необходимо расшифровать код в соответствии с данными таблицы. Соотнеси предложения с заданиями таблицы.

Отчет групп (фронтально).

1 группа – 1-я строка (Если я сорву цветок.)
2 группа – 2-я строка (Если ты сорвешь цветок.)
3 группа – 3-я строка (Если он, и я, и ты,)
4 группа – 4-я строка (Если мы сорвем цветы.)

У этого стихотворения есть продолжение:

То окажутся пусты
И деревья, и кусты.

О чем это стихотворение? К чему призывает это стихотворение? Почему нельзя рвать цветы в лесу и на лугу?

Назовите знакомые орфограммы, которые встречаются в 1 строке.(сорвешь, цветок)

В каких словах еще встречается приставка со?

Какая приставка в слове окажутся. Обратите внимание на написание –тся.

Какие орфограммы в слове деревья?

Физкультминутка

А теперь встанем и,читая, изобразим стихотворение.

Расскажите стихотворение в парах друг другу, изображая.

Как оформляется стихотворение на письме?

Внимательно прочтите стихотворение про себя, приготовьтесь к письму по памяти.

Запишите, сколько запомнили, запятые поставите при проверке.

Самопроверка.

Назовите местоимения, которые встретились в стихотворении.

Возникает вопрос: "А зачем нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нет альтернативы среди других частей речи?” Нет, без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, о которых уже упоминалось раньше.

9. Развитие речи. Мини-сочинение "О себе”

Зачем у вас на партах орфографические словари?

Правильно, орфографические словари помогут вам при написании мини-сочинений о себе.

Письменно ответьте на поставленные вопросы, подчеркните местоимения, которые встретятся в вашем тексте.

1) Как меня зовут? 
2) Сколько мне лет?
3) Что я люблю делать?

Слушаем 2–3 сочинения.

10. Подведение итогов

Подведем итог. Какова же роль местоимений в нашей речи?

Ваши достижения на уроке. Оцените вашу работу на уроке.

 Дополнительное задание.

Исправьте предложения.

1) Я укорял меня за невнимательность.
2) Он хвастун: всё время хвалит самого себя.
3) Он обиделся на их.
4) Мы с ими давно дружим.
5) Они ждали него.
6) Я горжусь ним.



























МЕСТОИМЕНИЕ 4 КЛАСС


  • Предмет: Русский язык

  • Класс: 4                                     

  • Тема: Местоимение как часть речи.

  • Цель: знакомство с местоимением, как частью речи; умение распознавать лицо,              число местоимений; формировать у учащихся мировоззрение, нравственные качества личности; развивать познавательный интерес, творческие способности; способствовать развитию речи, внимания, памяти.

  • Орг. момент.

  • -Что ждёте от урока?

  • -Каким хотите видеть урок?

  • Знакомство с темой урока.

  • Определение темы урока.

  • Я, он, в, на, ты, мнём, под, а, но, мни, мох.

  • -Прочитать слова.

  • -Что вы заметили?

  • -Выделите части речи.

  • Когда-то эта часть речи называлась «вместоимения»

  • -Как вы думаете, почему она так называлась?

  • (вместо имени) Но затем буква «в» затерялась и стали эту часть речи называть «местоимение». Об этом вы сможете ещё раз узнать прочитав небольшой рассказ в учебнике.

  • А сейчас я предлагаю вам открыть учебники  и прочитать правило о местоимении.

  • *Чтение вполголоса.

  •  

  • _ Что такое местоимение?

  • М - Ч. Р.                П.

  • Перечислите местоимения.

  • В парах, пользуясь схемой, расскажите ,что такое местоимение.

  • III. Закрепление.

  •  

  • Выписать местоимения.

  • 1 предложение - у доски

  • 2 предложение - с комментированием.

  • 3 предложение - самостоятельно (2 ученик за доской)

  • Проверка «Ручеёк»

  • -Что такое местоимение?

  • -Перечислить местоимения.

  • -Кто смог ответить на два вопроса?

  • -Кто  на один вопрос?

  • . Закрепление.

  • - С помощью каких местоимений, человек указывает на себя?

  • (я,  мы)

  • Это местоимения 1 лица.

  • -А какие местоимения вы употребляете, говоря о собеседнике?

  • (ты   вы)

  • Это местоимения 2 лица.

  • Местоимение ВЫ - употребляете ещё для выражения вежливости, вместо местоимения ты, говорят местоимение вы, когда обращаетесь с уважением и к кому-то одному, то пишем Вы с большой буквы.

  • И остались местоимения 3 лица. О них вы узнаете, прочитав правило в учебнике.

  • -Назовите местоимения 3 лица.

  • -Что вы о них узнали?

  • -Доказать, что местоимения 3 лица изменяются по родам.

  • По плану рассказать о местоимении.

  •  

  • М

  • 1 Л               Я, мы

  • 2 Л               ТЫ, ВЫ (ВЫ)

  •  3Л              ОН, ОНА, ОНО             Ч.Р

  •                                       ОНИ              Р.             

  •  

  • В парах по вариантам расскажите по плану о местоимении.

  • - У кого получился рассказ, поставить +.

  • . «Работа  в парах сменного состава».

  • КАРТОЧКА №1

  • Определи лицо местоимений.

  • Я, ВЫ, ОНА, ОНИ.

  •  

  • КАРТОЧКА № 2

  • Определи лицо местоимений.

  • ТЫ, ОН, ОНО, Я.

  •   Продолжить предложения.

  • К 1 лицу относятся местоимения Я….

  • Ко 2 лицу относятся местоимения…..

  • К 3 лицу относятся……..

  • Дополните, что вы ещё знаете о местоимении.

  • VII. Оздоровительная минутка из серии « Сотвори в себе солнце»

  • В природе есть солнце. Оно светит всем нам, любит и греет. Давайте сотворим в себе солнце. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Направляем ладошками к этой звёздочке лучик, который несёт добро, звёздочка стала больше. Направляем к звёздочке лучики, которые несут в себе здоровье, радость, свет.

  • VIII. Закрепление материала.

  •                                          Текст.

  • Спишите, вставьте пропущенные местоимения. Определите лицо, число местоимений.

  • В воскресенье…. пришли в лес. Деревья стояли в красивом снежном уборе. …. Были украшены серебристым инеем.  …… переливался всеми цветами радуги. Неожиданно….. увидел дятла.

  • -Прочитать.                                                                                                                                                               1 предложение- с комментированием.

  • 2 предложение- с объяснением по памятке.

  • 3, 4, 5- по вариантам ( 3 ученика за доской)

  • Взаимопроверка «Ручеёк»

  • IX. Обобщение по теме.

  •                План.

  • К, ПОД, В, НА, У, ЗА.

  • П.-……

  •    

  • .  Работа по уровням.

  • 1 уровень

  • Выпиши предлоги.

  • К, МЕЛ, ЗА, КИТ, ОТ, У, С.

  • 2 уровень

  • Вставь предлоги.

  • Вошёл …. Лес. Распустились…… ветке. Летают….поляной.

  • ( над, на, над)

  • 3 уровень

  • Луна зашла за тучу.

  • Взаимопроверка по трём вариантам

  • .Рубрика «ПОДУМАЙ»

  • Подумайте , название какого домашнего животного состоит из двух предлогов.

  • . Тест.

  • Выдели предлоги.

  • а) иду, ел, знал

  • б) по, в, на, из

  • 2. Предлоги служат

  • а) для связи слов в предложении

  • б) не служат для связи слов в предложении

  • 3. Предлоги пишутся:

  • а) слитно со словами

  • б) отдельно от других слов

  • . Проверка.

  • .Рефлексия.


















Урок русского языка по теме "Местоимение" (4-й класс)

  • Мазяр Татьяна Ивановна, учитель начальных классов

Разделы: Преподавание в начальной школе



Цели урока:

  • Обобщать знания детей по теме: “Местоимение”;

  • Совершенствовать навыки правильного употребления местоимения в речи;

  • Развивать память, орфографическую зоркость, мышление, речь.

Задачи урока:

  • Учить детей работать коллективно и в группах, воспитывать;

  • Взаимовыручку, активность, формировать положительную;

  • Мотивацию к обучению.

Оборудование:  карточки с заданиями для работы по дифференцированным группам, учебник русского языка , тетради, карточки с заданиями для индивидуальной работы дифференцированного характера.

Ход урока

1. Организация класса.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Это девиз нашего урока, к нему мы будем обращаться во время работы на уроке. 

Сегодня мы заканчиваем работу над темой “Местоимение”. 

2. Актуализация знаний детей.

2.1. Выборочный диктант.

Читаются предложения, дети выписывают местоимения в строчку, через запятую.

а)

Она весну встречает,
Серёжки надевает.

б)

А потом ты покатился
И назад не воротился.

в) Как пустился я по улице бежать…

г)

Стул чинил сегодня мастер,
Клеил его и красил.

д)

Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём.

е) Открылись у лисят глаза, мать стала выгонять их из норы.

ё) И у меня бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами.

- Сколько слов вы выписали? (7).

- Проверьте себя:

(местоимения: она, ты, я, его, мы, их, меня).

2.2. Беседа по вопросам:

- Как называются эти слова?
- Почему эти слова называются местоимениями?
- Почему так называется эта часть речи? Что вы знаете о местоимении?



Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.

3. Обобщение изученного материала о личных местоимениях.

Индивидуальная работа по карточкам:

- Прочитайте предложения, которые у вас на карточках.

Лес пахнет дубом и смолой.
За лето высох он от солнца.

- Сколько предложений?
- Найдите основу каждого предложения.
- Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.
- О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать?

(Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы).

Какие местоимения 1 лица, 2 лица, 3 лица вы знаете? 

Лицо

Число

 

 

Единственное

Множественное

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они

- Как склоняются местоимения?

4. Практическая работа.

Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они (карточка с заданием у каждого ученика и на слайде). Задание выполняется письменно.



Падежи

Вопросы

я

ты

мы

вы

он

он

оно

они

И.п.

кто?

 

 

 

 

 

 

 

 

Р.п.

кого?

 

 

 

 

 

 

 

 

Д .п.

кому?

 

 

 

 

 

 

 

 

В.п.

кого?

 

 

 

 

 

 

 

 

Т.п.

кем?

 

 

 

 

 

 

 

 

П.п.

о ком?

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Проверка выполнения задания:

- Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся отдельно).

Проверка выполнения работы.

Падежи

Вопросы

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

И. п.

кто?

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

Р.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Д. п.

кому?

мне

тебе

нам

вам

ему

ей

ему

им

В.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Т.п.

кем?

мной

тобой

нами

вами

им

ею

им

ими

П.п.

о ком?

обо мне

о тебе

о нас

о вас

о нём

о ней

о нём

о них

6. Работа в дифференцированных парах.

А сейчас вы будете в роли учителей. Работать будете в парах. Прочитайте рассказ, запишите его без ошибок.

(Упражнения напечатаны на отдельных листочках и лежат на партах учеников).

1 вариант.

Коля и Петя делали уроки. С ими был пёс тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все были заняты своими делами.

2 вариант.

Коля и Петя приехали в деревню. Перед ими было озеро. Оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали рыбачить. Ч ними были удочки и наживка. Они поймали много их.

3 вариант.

Коля и Петя рисовали. К им пришла девочка. Иё зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.

(Проверка исполнения работы в парах).

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
 
Да смотри – не упади.
 
А теперь постой на левой,
 
Если ты солдатик смелый.

Какие местоимения встретились в физкультминутке?

(ты).

7. Работа по дифференцированным группам (для каждой группы заранее приготовлены карточки с заданиями).

1 группе.

Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Интересная загадка.

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а ….посмеялся надо …..и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а …..летает около человека и ловит…. на лету.

2 группа.

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг …. остановился. Перед….. сидела большая лягушка. ……только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже сделал скачок. Так …..добрались до лужи.

3 группа у доски.

Исправить ошибки в словосочетаниях:

Дать ему, дружить с им, знать её, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать из его, выросли у её, брать с её, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с им.

8. Словарная работа.

- Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались.

Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.

(Оно, он, ей, я, я.)

- Какое местоимение составлено из двух предлогов? (Она).

Какое местоимение одинаково читается справа налево и слева направо? (Оно).

9. Работа по развитию речи.

Задание “Редактор” 

Прочитать текст, найти местоимения 1 лица. Заменить в тексте местоимения 1 лица единственного числа на местоимения 1 лица множественного числа.

Я учусь в четвёртом классе. У меня учительница Надежда Анатольевна. Она внимательна и справедлива ко мне, всегда приветлива. Поэтому я стараюсь радовать её своими ответами и не получать замечаний.

10. Итог урока.

Рефлексия урока.

Какую тему мы повторяли на уроке?
Какие задания были особенно интересными?
Что было трудным на уроке?

Оценки. Домашнее задание.



Литература:

  1. С.В. Кутявина “Поурочные разработки по русскому языку”.

  2. С.Э Уразова “Стихотворения для уроков русского языка”.

  3. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова “Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы”















Начало формы

Конец формы

Урок русского языка на тему "Местоимение" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

·         Обобщать знания детей по теме: “Местоимение”;

·         Совершенствовать навыки правильного употребления местоимения в речи;

·         Развивать память, орфографическую зоркость, мышление, речь.

Задачи урока:

·         Учить детей работать коллективно и в группах, воспитывать;

·         Взаимовыручку, активность, формировать положительную;

·         Мотивацию к обучению.

 

Оборудование:  карточки с заданиями для работы по дифференцированным группам, учебник русского языка , тетради, карточки с заданиями для индивидуальной работы дифференцированного характера.

Автор Мазяр Татьяна Ивановна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 871
Номер материала 12169
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓