Урок русского языка: "Роль личных местоимений в речи"
(3-й класс)
Цели:
- Закрепить знания учащихся о местоимении.
- Выявить и обосновать роль личных
местоимений в речи.
- Развивать орфографическую зоркость,
навыки работы с текстом, мышление, память, умение работать в группах.
- Воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: Сигнальные
карточки.
Ход урока
1. Организация класса
Учитель: Прочитайте
высказывание. (Нас ждут великие они.)
– Как понимаете смысл? – Почему
не ясен смысл высказывания? (Неверно употреблено местоимение они.)
– А какую особенность местоимений
мы знаем? (Указывают на лицо, но не называют.)
– Какие слова вы можете
предложить вместо местоимения они?
– А теперь посмотрите, какие
слова я выбрала девизом нашего сегодняшнего урока. (Нас ждут великие
дела.)
– Как понимаете?
2. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы узнаем о
роли личных местоимений в речи.
– Мир местоимений широк и
многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими
пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения
занимают 3-е место после существительных и глаголов.
3. Теоретическая разминка
– Давайте посмотрим, насколько
хорошо вы знаете местоимения.
- Что такое местоимение?
- Как называют местоимения, которые
указывают на лица? (личные)
- С помощью какого местоимения человек
указывает на себя? (я)
- В каких случаях местоимение Вы пишется с
заглавной буквы?
- Какое местоимение вы используете, если
надо указать на человека женского пола, который не участвует в разговоре? (она)
- Назовите местоимение 2лица ед.
числа. (ты)
- Какие местоимения изменяются по
родам? (3 лица ед. числа)
4. Чистописание
– Букву, которую мы будем писать
на минутке чистописания, вы определите, если установите закономерность подбора
букв в данных группах:
а – б –
в
|
к – л –
м
|
у – ? –
х
|
– Какую вы видите закономерность?
Какую букву мы будем писать?
– Напишите пары букв. В каждую
пару входит буква ф и по очереди буквы в алфавитном порядке.
5. Словарная работа
– Написание нового словарного
слова вы узнаете, отгадав загадку:
Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не погаснут до зари
Глаза ночные … (фонари)
Толковый словарь русского языка
Ушакова.
– Осветительный прибор в виде той
или иной формы коробки или ящичка со стеклянными стенками, в котором помещается
какой-нибудь источник света.
– Синяк от побоев, от ушиба.
– Сколько значений у слова
фонарь? Как называются такие слова?
– Запишите слово, поставьте
ударение, обозначьте орфограмму.
– Вам известны
"Царь-колокол”, "Царь-пушка”, а еще есть "Царь-фонарь”, который
находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Этот фонарь высотой более
двух метров, весом 160 кг, несли его перед крестным ходом на Пасху восемь
человек.
– От слова фонарь образуйте и
запишите однокоренные слова. Разберите по составу.
– Какие слова называем
однокоренными?
– Каким местоимением можно
заменить слово фонарь?
– Устно проанализируйте личное
местоимение он как часть речи.
6. Работа по учебнику
– Открыли учебники с.60 упр.299.
– Читаем и выполняем задания.
– Прочитайте отредактированный
текст.
– Какую роль выполняют
местоимения? (Они указывают на предмет, но не называют его).
– Каким местоимением заменили
существительное звезда?
– Письменно выполним
морфологический разбор местоимения она. (учащийся за доской)
– Проверка.
– Длинна и нудна была бы наша
речь, если бы в ней не было местоимений. Мы вынуждены были бы повторять одни и
те же существительные и прилагательные. Местоимения создают нам речевое удобство,
так как экономят время и пространство.
7. Работа с сигнальными
карточками
– Приготовили сигнальные
карточки, я буду диктовать строчки из стихотворений С.Я. Маршака, а вы находить
местоимения, указывать их лицо и число.
"Львята”
Вы разве не знаете папы – (2 л.
мн. ч.)
Большого рыжего льва?
У него тяжелые лапы (3 л. ед. ч.)
И косматая голова.
Он громко рычит басом (3л. ед. ч.)
И слышно его далеко (3 д. ед. ч.)
Он ест за обедом мясо, (3 л. ед. ч.)
А мы сосем молоко. (1 л. мн. ч.)
"Пингвин”
Правда, дети, я хорош? (1 л. ед.
ч.)
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы. (1 л. ед. ч.)
"Зебры”
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки (2 л. мн. ч.)
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
– Кто знает, из какого сборника
С.Я. Маршака взяты эти стихотворения?
8. Письмо по памяти. Работа в
группах.
– А сейчас мы поработаем в
группах.
№
строки
|
№
предложения
|
Личные
местоимения
|
1-го лица
|
2-го
лица
|
3-го
лица
|
ед. ч.
|
мн. ч.
|
ед. ч.
|
мн. ч.
|
ед. ч.
|
мн. ч.
|
1
|
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
3
|
|
+
|
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
4
|
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1) Если ты сорвешь цветок.
2) Если я сорву цветок.
3) Если мы сорвем цветы.
4) Если он, и я, и ты.
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
– Чтобы открыть сейф знаний,
необходимо расшифровать код в соответствии с данными таблицы. Соотнеси
предложения с заданиями таблицы.
– Отчет групп (фронтально).
1 группа – 1-я строка (Если я
сорву цветок.)
2 группа – 2-я строка (Если ты сорвешь цветок.)
3 группа – 3-я строка (Если он, и я, и ты,)
4 группа – 4-я строка (Если мы сорвем цветы.)
– У этого стихотворения есть
продолжение:
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
– О чем это стихотворение? К чему
призывает это стихотворение? Почему нельзя рвать цветы в лесу и на лугу?
– Назовите знакомые орфограммы,
которые встречаются в 1 строке.(сорвешь, цветок)
– В каких словах еще встречается
приставка со?
– Какая приставка в слове
окажутся. Обратите внимание на написание –тся.
– Какие орфограммы в слове
деревья?
Физкультминутка
– А теперь встанем и,читая,
изобразим стихотворение.
– Расскажите стихотворение в
парах друг другу, изображая.
– Как оформляется стихотворение
на письме?
– Внимательно прочтите
стихотворение про себя, приготовьтесь к письму по памяти.
– Запишите, сколько запомнили,
запятые поставите при проверке.
– Самопроверка.
– Назовите местоимения, которые
встретились в стихотворении.
– Возникает вопрос: "А зачем
нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нет альтернативы среди других
частей речи?” Нет, без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого
употребления и малого количества повторение их неизбежно, так как постоянно
возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, о которых уже
упоминалось раньше.
9. Развитие речи. Мини-сочинение
"О себе”
– Зачем у вас на партах
орфографические словари?
– Правильно, орфографические
словари помогут вам при написании мини-сочинений о себе.
– Письменно ответьте на
поставленные вопросы, подчеркните местоимения, которые встретятся в вашем
тексте.
1) Как меня зовут?
2) Сколько мне лет?
3) Что я люблю делать?
Слушаем 2–3 сочинения.
10. Подведение итогов
– Подведем итог. Какова же роль
местоимений в нашей речи?
– Ваши достижения на уроке.
Оцените вашу работу на уроке.
Дополнительное задание.
– Исправьте предложения.
1) Я укорял меня за
невнимательность.
2) Он хвастун: всё время хвалит самого себя.
3) Он обиделся на их.
4) Мы с ими давно дружим.
5) Они ждали него.
6) Я горжусь ним.
МЕСТОИМЕНИЕ 4 КЛАСС
·
Предмет: Русский язык
·
Класс:
4
·
Тема: Местоимение как часть речи.
·
Цель: знакомство с местоимением, как частью речи; умение
распознавать
лицо,
число местоимений; формировать у учащихся мировоззрение, нравственные качества
личности; развивать познавательный интерес, творческие способности;
способствовать развитию речи, внимания, памяти.
·
-Что ждёте от урока?
·
-Каким хотите видеть урок?
- . Знакомство с темой урока.
·
Определение темы урока.
·
Я, он, в, на, ты, мнём, под, а, но, мни,
мох.
·
-Прочитать слова.
·
-Что вы заметили?
·
-Выделите части речи.
·
Когда-то эта часть речи называлась «вместоимения»
·
-Как вы думаете, почему она так
называлась?
·
(вместо имени) Но затем буква «в»
затерялась и стали эту часть речи называть «местоимение». Об этом вы сможете
ещё раз узнать прочитав небольшой рассказ в учебнике.
·
А сейчас я предлагаю вам открыть
учебники и прочитать правило о местоимении.
·
*Чтение вполголоса.
·
_ Что такое местоимение?
·
М - Ч.
Р.
П.
·
В парах, пользуясь схемой, расскажите
,что такое местоимение.
·
III. Закрепление.
·
Выписать местоимения.
·
1 предложение - у доски
·
2 предложение - с комментированием.
·
3 предложение - самостоятельно (2 ученик
за доской)
·
Проверка «Ручеёк»
·
-Что такое местоимение?
·
-Перечислить местоимения.
·
-Кто смог ответить на два вопроса?
·
-Кто на один вопрос?
·
- С помощью каких местоимений, человек
указывает на себя?
·
(я, мы)
·
Это местоимения 1 лица.
·
-А какие местоимения вы употребляете,
говоря о собеседнике?
·
(ты вы)
·
Это местоимения 2 лица.
·
Местоимение ВЫ - употребляете ещё для выражения вежливости, вместо местоимения
ты, говорят местоимение вы, когда обращаетесь с уважением и к кому-то одному,
то пишем Вы с большой буквы.
·
И остались местоимения 3 лица. О них вы
узнаете, прочитав правило в учебнике.
·
-Назовите местоимения 3 лица.
·
-Что вы о них узнали?
·
-Доказать, что местоимения 3 лица
изменяются по родам.
·
По плану рассказать о местоимении.
-
- М
- 1
Л
Я, мы
- 2
Л
ТЫ, ВЫ (ВЫ)
- 3Л
ОН, ОНА,
ОНО
Ч.Р
·
ОНИ
Р.
·
·
В парах по вариантам расскажите по плану
о местоимении.
·
- У кого получился рассказ, поставить +.
- . «Работа в парах сменного состава».
·
КАРТОЧКА №1
·
Определи лицо местоимений.
·
Я, ВЫ, ОНА, ОНИ.
·
·
КАРТОЧКА № 2
·
Определи лицо местоимений.
·
ТЫ, ОН, ОНО, Я.
- Продолжить предложения.
- К 1 лицу относятся местоимения Я….
- Ко 2 лицу относятся местоимения…..
- К 3 лицу относятся……..
·
Дополните, что вы ещё знаете о
местоимении.
·
VII. Оздоровительная минутка из серии «
Сотвори в себе солнце»
·
В природе есть солнце. Оно светит всем
нам, любит и греет. Давайте сотворим в себе солнце. Представьте в своём сердце
маленькую звёздочку. Направляем ладошками к этой звёздочке лучик, который несёт
добро, звёздочка стала больше. Направляем к звёздочке лучики, которые несут в себе
здоровье, радость, свет.
·
VIII. Закрепление материала.
·
Текст.
·
Спишите, вставьте пропущенные
местоимения. Определите лицо, число местоимений.
·
В воскресенье…. пришли в лес. Деревья
стояли в красивом снежном уборе. …. Были украшены серебристым инеем. ……
переливался всеми цветами радуги. Неожиданно….. увидел дятла.
·
-Прочитать.
1
предложение- с комментированием.
·
2 предложение- с объяснением по памятке.
·
3, 4, 5- по вариантам ( 3 ученика за
доской)
·
Взаимопроверка «Ручеёк»
·
IX. Обобщение по теме.
·
План.
- К, ПОД, В, НА, У, ЗА.
- П.-……
-
- . Работа по уровням.
·
1 уровень
·
Выпиши предлоги.
·
К, МЕЛ, ЗА, КИТ, ОТ, У, С.
·
2 уровень
·
Вставь предлоги.
·
Вошёл …. Лес. Распустились…… ветке.
Летают….поляной.
·
( над, на, над)
·
3 уровень
·
Луна зашла за тучу.
·
Взаимопроверка по трём вариантам
·
Подумайте , название какого домашнего
животного состоит из двух предлогов.
·
а) иду, ел, знал
·
б) по, в, на, из
·
2. Предлоги служат
·
а) для связи слов в предложении
·
б) не служат для связи слов в
предложении
·
3. Предлоги пишутся:
·
а) слитно со словами
·
б) отдельно от других слов
Урок русского языка по теме
"Местоимение" (4-й класс)
·
Мазяр Татьяна Ивановна, учитель
начальных классов
Разделы: Преподавание
в начальной школе
Цели урока:
·
Обобщать знания детей по теме: “Местоимение”;
·
Совершенствовать навыки правильного употребления местоимения в
речи;
·
Развивать память, орфографическую зоркость, мышление, речь.
Задачи урока:
·
Учить детей работать коллективно и в группах, воспитывать;
·
Взаимовыручку, активность, формировать положительную;
·
Мотивацию к обучению.
Оборудование:
карточки с заданиями для работы по дифференцированным группам, учебник русского
языка , тетради, карточки с заданиями для индивидуальной работы
дифференцированного характера.
Ход
урока
1. Организация класса.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
Это девиз нашего урока, к
нему мы будем обращаться во время работы на уроке.
Сегодня мы заканчиваем работу
над темой “Местоимение”.
2. Актуализация знаний
детей.
2.1. Выборочный
диктант.
Читаются предложения, дети выписывают
местоимения в строчку, через запятую.
а)
Она
весну встречает,
Серёжки надевает.
б)
А
потом ты покатился
И назад не воротился.
в) Как пустился я по улице
бежать…
г)
Стул
чинил сегодня мастер,
Клеил его и красил.
д)
Мы с
приятелем вдвоём
Замечательно живём.
е) Открылись у лисят глаза,
мать стала выгонять их из норы.
ё) И у меня бабушка и дедушка
на кораблях плавали с матросами.
- Сколько слов вы выписали?
(7).
- Проверьте себя:
(местоимения: она, ты, я,
его, мы, их, меня).
2.2. Беседа по вопросам:
- Как называются эти слова?
- Почему эти слова называются местоимениями?
- Почему так называется эта часть речи? Что вы знаете о местоимении?
Я
заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
3. Обобщение
изученного материала о личных местоимениях.
Индивидуальная работа по
карточкам:
- Прочитайте предложения,
которые у вас на карточках.
Лес пахнет дубом и смолой.
За лето высох он от солнца.
- Сколько предложений?
- Найдите основу каждого предложения.
- Чем выражено подлежащее? Поставьте вопросы.
- О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать?
(Существительные и
местоимения отвечают на одни и те же вопросы).
Какие местоимения 1 лица, 2
лица, 3 лица вы знаете?
Лицо
|
Число
|
|
|
Единственное
|
Множественное
|
1 лицо
|
я
|
мы
|
2 лицо
|
ты
|
вы
|
3 лицо
|
он, она, оно
|
они
|
- Как склоняются местоимения?
4. Практическая
работа.
Просклонять местоимения я,
ты, вы, он, она, оно, они (карточка с заданием у каждого
ученика и на слайде). Задание
выполняется письменно.
Падежи
|
Вопросы
|
я
|
ты
|
мы
|
вы
|
он
|
он
|
оно
|
они
|
И.п.
|
кто?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р.п.
|
кого?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д .п.
|
кому?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В.п.
|
кого?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т.п.
|
кем?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П.п.
|
о ком?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Проверка выполнения
задания:
- Как пишутся местоимения с
предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся
отдельно).
Проверка выполнения работы.
Падежи
|
Вопросы
|
я
|
ты
|
мы
|
вы
|
он
|
она
|
оно
|
они
|
И. п.
|
кто?
|
я
|
ты
|
мы
|
вы
|
он
|
она
|
оно
|
они
|
Р.п.
|
кого?
|
меня
|
тебя
|
нас
|
вас
|
его
|
её
|
его
|
их
|
Д. п.
|
кому?
|
мне
|
тебе
|
нам
|
вам
|
ему
|
ей
|
ему
|
им
|
В.п.
|
кого?
|
меня
|
тебя
|
нас
|
вас
|
его
|
её
|
его
|
их
|
Т.п.
|
кем?
|
мной
|
тобой
|
нами
|
вами
|
им
|
ею
|
им
|
ими
|
П.п.
|
о ком?
|
обо мне
|
о тебе
|
о нас
|
о вас
|
о нём
|
о ней
|
о нём
|
о них
|
6. Работа в дифференцированных
парах.
А сейчас вы будете в роли
учителей. Работать будете в парах. Прочитайте рассказ, запишите его без ошибок.
(Упражнения напечатаны на
отдельных листочках и лежат на партах учеников).
1 вариант.
Коля и Петя делали уроки. С
ими был пёс тузик и кот Васька. Они решали задачу. Они играли на ковре. Все
были заняты своими делами.
2 вариант.
Коля и Петя приехали в
деревню. Перед ими было озеро. Оно красивое. В ём водятся карпы. Они приехали
рыбачить. Ч ними были удочки и наживка. Они поймали много их.
3 вариант.
Коля и Петя рисовали. К им
пришла девочка. Иё зовут Надя. У ей не было красок. Ани дали ей краски. Ани
стали рисовать большую картину вместе. Картина у их вышла хорошая.
(Проверка исполнения работы в
парах).
Физкультминутка.
На
одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Какие местоимения встретились
в физкультминутке?
(ты).
7. Работа по
дифференцированным группам (для каждой группы заранее приготовлены карточки с
заданиями).
1 группе.
Вписать в предложения
подходящие по смыслу местоимения.
Интересная загадка.
Однажды …. шёл по лугу. Ко
….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо,
кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила отдать ….. обратно.
….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а ….посмеялся надо …..и
всё объяснил.
Человек идёт по лугу и
спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а …..летает
около человека и ловит…. на лету.
2 группа.
Медвежонок отправился бродить
по полянке. Вдруг …. остановился. Перед….. сидела большая лягушка. ……только
очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в
сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже сделал скачок. Так
…..добрались до лужи.
3 группа у доски.
Исправить ошибки в
словосочетаниях:
Дать ему, дружить с им, знать
её, спросить у его, зайти за ей, покормить их, сделать из его, выросли у её,
брать с её, следить за ей, подкрался к им, пестрели под ими, вместе с им.
8. Словарная работа.
- Спишите словарные слова и
подчеркните местоимения, которые в них спрятались.
Агроном, вагон, воробей,
заяц, язык.
(Оно, он, ей, я, я.)
- Какое местоимение
составлено из двух предлогов? (Она).
Какое местоимение одинаково
читается справа налево и слева направо? (Оно).
9. Работа по развитию
речи.
Задание “Редактор”
Прочитать текст, найти
местоимения 1 лица. Заменить в тексте местоимения 1 лица единственного числа на
местоимения 1 лица множественного числа.
Я учусь в четвёртом классе. У
меня учительница Надежда Анатольевна. Она внимательна и справедлива ко мне,
всегда приветлива. Поэтому я стараюсь радовать её своими ответами и не получать
замечаний.
10. Итог урока.
Рефлексия урока.
Какую тему мы повторяли на
уроке?
Какие задания были особенно интересными?
Что было трудным на уроке?
Оценки. Домашнее задание.
Литература:
1.
С.В. Кутявина “Поурочные разработки по русскому языку”.
2.
С.Э Уразова “Стихотворения для уроков русского языка”.
3.
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова “Контрольные и проверочные работы по
русскому языку для начальной школы”
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.