Главная / Начальные классы / Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи" (3 класс)

Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи" (3 класс)

Русский язык. 3 класс

Тема: Местоимение как часть речи.

Цель: сформировать понятие о местоимении как части речи; развивать навыки определения местоимения в предложении, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь; воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально- коллективные, индивидуальные, коллективные.

Оборудование: запись на доске, таблицы, учебник, мультимедийный проектор, презентация по теме "Местоимение как часть речи".



Ход урока.

I.Орг. момент: Приветствие, проверка готовности к уроку. (СЛАЙД 1)

- У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

- Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

- Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками (СЛАЙД 2).

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

II. Актаул. знаний учащихся:

  1. Тестирование по теме «Имя прилагательное»:

1. Что такое имя прилагательное?

а) Слово.

б) Часть речи.

в) Часть предложения.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы...

а) кто? что?

б) какой? какая? какое? какие?

в) что делает? что сделает?

3. Какая часть речи обозначает признак пред­мета?

а) Имя существительное.

б) Имя прилагательное.

в) Глагол.

4. С какой частью речи связано имя прилагатель­ное?

а) С именем существительным.

б) С глаголом.

в) С местоимением.

5. Укажи имена прилагательные.

а) замечаешь б) рукоятка в) великолепный

6. Какие окончания у имен прилагательных женс­кого рода?

а)-ой (-ый, -ий)

б) -ая (-яя)

в) -ое (-ее)

7. Если имя прилагательное имеет окончание –ое (-ее), то какого оно рода?

а) Мужского рода.

б) Женского рода.

в) Среднего рода.

8. Укажи род имен прилагательных в словосоче­тании: у глубокой проруби

а) Мужской род.

б) Женский род.

в) Средний род.

9. Определите падеж имени прилагательного в словосочетании: по быстрой реке.

а) Дательный падеж

б) Именительный падеж

в) предложный падеж

10. В каком падеже у имен прилагательных мужского и среднего рода окон­чания -ого (его)?

а) В родительном падеже.

б) В дательном падеже.

в) В творительном падеже.

Коллективная проверка (СЛАЙД 3-4).

2. Чистописание.

Массаж кистей рук.

1.Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.

- Откройте тетради (рассказывают стишок «правила посадки и работы в тетради»):

Я тетрадочку открою, уголочком разверну

Я друзья от вас не скрою - ручку я вот так держу

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь.

Запись числа, классная работа – комментирует ученик.

3. Словарно-орфографическая работа

На доске: (СЛАЙДЫ 5-15)

ап . етит ч. гун чес. ный ж . лезо плю. ж.лать ове. грус.ный уло. к.лометр д.ликатный

Для того, чтобы назвать слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, необходимо в каждом данном слове выделить букву, являющуюся в нем орфограммой.

Какое слово получилось? (Это слово путешествие.)

На доске: Путешествие (СЛАЙД 16)

Каким способом можно совершить путешествие?

(Путешествие можно совершить пешком и на разных видах транспорта).


С какой целью совершаются путешествия?

(Путешествия совершаются для отдыха, ознакомления с новой местностью, городами, странами и т.д.)

Скажите лексическое значение слова путешествие.

(Путешествие – это передвижение пешком или на разных видах транспорта и ознакомление с новой местностью и т.д.)

- Путешествие - это сложное слово. Первая часть этого слова п у т е со-
ответствует по значению слову п у т ь.
В этих словах гласная буква е соединяет части сложных слов.

- Выписка из токового словаря Ожегова: ПУТЕШЕСТВИЕ, -я, ср. Поездка или передвижение пешком по каким-н. местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Кругосветное п. П. по родной стране. Жанр путешествий (повествовательная литература о путешествиях, странствованиях).

Что можете сказать о написании этого слова?

Запишите слово в тетрадь, выделив орфограммы.

Как будут называть человека, который собрался в путешествие? (СЛАЙД 17).

3. Развитие речи:

- Составьте и запишите предложения с новыми словарными словами.

- Зачитайте свои предложения, назовите в них главные члены предложения.

III.Осн. часть урока.

1. Постановка учебной задачи (3 мин)

Учитель:

- Сейчас я предлагаю вам поработать – корректорами в известном журнале «Вокруг света».

- Кто знает, чем может заниматься корректор?

- Теперь представьте, молодой журналист издательства написал статью. (СЛАЙД 19).

Ре­дактор дал вам задание исправить текст. Прочитайте его и скажите, почему редактор—остался недоволен статьей? Как исправить текст, чтобы избежать повторов?

Сова

Сова - хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные когтии и чут­кие уши. Совы живут по всему свету. Совы обитают в лесах, пустынях, горах. Сову можно встретить во всех природных зонах нашей страны.

(Обучающиеся читают текст и замечают повтор слова "сова")

Учитель: Как исправить текст, чтобы избежать повтора?

Дети: Заменить другими словами.

Учитель: Правильно. Отредактируйте данный текст, заменив существительное «сова»словами другой части речи. Запишите эти слова в тетрадь.

(Обучающиеся выполняют задание.)

- Прочитайте записанные слова. На кого в тексте они указывают?

(Дети чита­ют записанные слово и говорят, что они указывают на существительное "сова".) К ка­кой части речи можно отнести эти слова? (Обучающиеся делают различные предполо­жения, кто-то произносит: "местоимение", либо учитель называет это слово сам.) Сформулируйте тему урока и задачи, которые нужно решить?

Дети: Узнать, что это за слова и какую роль они выполняют в речи.

(СЛАЙД 20)

2. Сообщение темы и целей урока учителем.

3. Постановка и решение проблемы (7 мин)
Учитель: Попробуйте определить значение этого слова.

Дети: Местоимение - дословно "место имени" ставится вместо имени...

Учитель: Молодцы! Давайте докажем это на примере следующего предложения. (СЛАЙД 21)

(Дети под диктовку записывают предложение)

Медвежонок гулял по полянке.

- Выделите грамматическую основу предложения, кто сможет, определите второсте­пенные члены предложения. (Дети выполняют задание.)

- Замените подлежащее местоимением. Как теперь будет звучать это предложение?

Дети: Он гулял по полянке.

Учитель: На кого указывает местоимение он?

Дети: Указывает на медвежонка.

Учитель: Вместо какой части речи вы употребили местоимение?

Дети: Вместо имени существительного.

Учитель: На какой вопрос отвечает местоимение?

Дети: Местоимение отвечает на вопросы "Кто?" и "Что?" (СЛАЙД 22).

Учитель: Какое интересное это местоимение! Может заменять существительное, как запасной игрок... А как вы думаете, можно ли все существительные заменить местоиме­нием? (Обучающиеся выдвигают свои предположения.)

- Послушайте стихотворение, может, оно поможет вам ответить на поставленный вопрос:

Сказали мне, что с нею вы

При них на берегу его ловили.

Но, увы, я плавать не могу.

Мы вам ее, она нам их,
Вы им, обратно нам.

Он с нею к нам опять,
А мы с ним - к ней от вас.

И мне известно, что оно

Любить и вас и нас должно.

Вы поняли, о чем это стихотворение?

Дети: Нет, не поняли.

Учитель: Может быть, вы назовете предмет, о котором идет речь, или главную мысль стихотворения?

Дети: Мы не можем определить предмет или назвать главную мысль.

Учитель: Почему?

Дети: Предмет не назван.

Учитель: Но ведь в стихотворении было много местоимений. Какова была их роль?

Дети: Они заменили имена существительные, но не назвали их.

Учитель: Итак, что мы можем сказать про местоимения: любое ли существительное они могут заменить? Какой вывод сделаем?

Дети: Нет, потому что местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

4. Первичное закрепление нового материала и систематизация знаний (5 мин) (СЛАЙД 25).

Учитель: Давайте поближе познакомимся с признаками местоимений. Сейчас место­имение проведет "самопрезентацию" Ваша задача - определить особенности этой ча­сти речи.

Я заменить могу любые части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне нужно указать.

- Итак, какие особенности местоимения вы выделили?

Дети: Заменяют другие части речи. Указывают на предметы. (Учитель делает ударение на слово «указывают»).


Вывод: Местоимение – часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, не называет конкретный предмет, но указывает на него.

5. В мире интересного: (СЛАЙД 26)

Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.

Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных. Почему? Это действительно загадка.

6. Физминутка: «Мы руками - хлоп, хлоп».

7. Изучение нового материала:

- В нашем языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся только с
одной группой местоимений. Постарайтесь сейчас ответить на мои вопросы.

-Какое местоимение вы употребляете, говоря о себе, указывая на себя?(Я)

-Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других,

включая, себя в их число? (Мы.)

-Если необходимо обратиться к собеседнику?

-К нескольким?

-Когда нужно употребить в речи местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

-Если говорят о человеке, который отсутствует мужского пола? Женского? Среднего рода?

Во множественном числе?

- Все эти местоимения получили название личные. Как вы думаете, почему? (СЛАЙД 28)

Я и Мы, Ты и Вы

Он, Она, Оно, Они

Все слова отличные

Важные и личные

Это без сомнения

Все местоимения.

-Местоимения употребляются в единственном и во множественном числе. Они бывают 1-го, 2-го и 3-го лица. Местоимения 1-го лица ед. числа указывают на лицо, которое, говорит о себе. Назовите это местоимение. (Я.)

-Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других,

включая, себя в их число? (Мы.)

-Я, мы-1 лицо.

-Какие местоимения употребляем, обращаясь к другому лицу? (Ты) Нескольким лицам? (Вы.)

-Ты, вы- 2 лицо.

-Какое местоимение употребляем вместо существительного, сообщая о чем-либо или о ком-либо? (Он, она, оно, они.)
-Он, она, оно, они-3 лицо.

-Когда употребляем о н ? (Вместо существительного мужского рода.)

-Скажите, когда употребляются местоимения она, оно, они?

-Что можно сказать о местоимениях 3-го лица? ( Изменяются по родам.)

Личные местоимения.

[ Лицо ] Единственное число Множественное число

__1 Я Мы

__2 Ты Вы

3 Он. она, оно Они


8. Работа с учебником: чтение правил: стр.190,191

9. Игра «Чей ряд быстрее»: (СЛАЙД 29)

Задание: Каждый ученик в одном предложении подчёркивает местоимение и передаёт следующему.

  1. Я остановился в недоумении.

  2. Они тоже бывают разные.

  3. Поздравляем вас с праздником.

  4. Дружно пели мы песню.

  5. Видел ли ты орла?

  6. Он очень ценит друзей.

  7. Вдруг она прыгнула в воду.

  8. Закинул он невод в море.

  9. Тут и выглянуло оно.

  10. Мы хорошо поработали.

10. Самостоятельная работа: упр.436, коллективная проверка.

IV. Итог.

  1. Заполнение исследовательской карточки:

Исследовательская карточка

Местоимение –

Употребляется вместо

Местоимения отвечают на вопросы

Не называют предмет, а

Личные местоимения

  1. Игра «Хлопни в ладоши».

Хлопнуть в ладоши, если услышите местоимения.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты –

Если мы сорвём цветы. /Т.Собакина/

- Главная мысль стихотворения? (беречь природу)

3. Стадия рефлексии (СЛАЙД 31)

Предлагаю обобщить наше исследование.

Что узнали о местоимении?

В чем загадка местоимения как части речи?

Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями.

Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.

- А теперь покажите мне, с каким настроением вы закончили урок? (Солнышко или тучки).

V. Домашнее задание: стр.190-191 правило, упр.438 (слайд 30)








Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

    На уроке присутствуют различные формы работы:фронтально- коллективные, индивидуальные, коллективные.

            Для того чтобы у учащихся появился интерес к уроку, чтобы мобилизовать внимание всего класса, был использован психологический настрой на урок. В начале урока была проведена интересная разминка, что способствовало более быстрому включению  детей в урок, повышению интереса к уроку.             Запланирована письменная и устная работа. Для проверки знаний учащихся по теме «Имя прилагательное» предложено тестирование.             Словарная работа, построенная в игровой форме, помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся и настроить на дальнейшую работу.             Урок посвящен  изучению местоимения как новой части речи. Материал урока разнообразный,  и отражает основные задачи развития и обучения младших школьников по этой теме. Структура урока соответствует типу и целям урока.

       На занятии использованы словесный, наглядный, частично- поисковый, практический метод. 

         В конце урока  подводится итог, рефлексия. Учащиеся высказываются, какое задание самое трудное, что  выполняли с интересом, показали своё настроение используя солнышко и тучку. Вывод по уроку  завершенный.

 

            
Автор Гаврилова Роза Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 912
Номер материала 36082
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓