Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я" (5 класс)

Урок русского языка на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я" (5 класс)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35





Урок русского языка в 5 классе на тему: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»



hello_html_m7936db50.gif



Самохвалова А.Ю., учитель русского языка и литературы













Таганрог. 2011

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Цели урока:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с двойной ролью букв Е,Ё,Ю,Я;

  • доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука.

Развивающая:

  • сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

  • продолжить формировать навык транскрибирования.

Воспитательная:

  • в процессе обучения воспитывать у учащихся любовь и интерес к русскому языку;

  • в процессе обучения воспитывать у учащихся активность и самостоятельность.

Оборудование:

  • компьютер,

  • проектор,

  • презентация,

  • сигнальные карточки красного и зеленого цветов

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу «Доброе утро!»

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!



  1. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

  • Сегодня мы продолжаем работать над темой «Фонетика».

  • Давайте вспомним, что изучает фонетика (от греческого phone – «звук», «звучание». Звуковой строй языка)

  • На какие 2 группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

  • На прошлом уроке мы говорили о гласных буквах и звуках. Какие гласные буквы существуют в русском алфавите? (а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я)

  • Какие из них заслуживают особого внимания? (е,ё,ю,я)

  • Почему? (могут обозначать 1 или 2 звука)

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о буквах- актерах Е,Ё,Ю,Я.

hello_html_63a1409d.gif

Наша с вами задача в процессе урока

  • знать: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать один или два звука,

  • уметь: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.

  1. Объяснение нового материала.

hello_html_72788638.gif

На доске:

  • Днём д[н ,о]м

  • Рядом [р , а]дом

  • Люди [л , у ]ди

  • Лес [л , э]с



Учитель: -Где стоят буквы е, ё, ю, я в этих словах. (После согласных).

- Сколько и какие звуки они обозначают ?

- После каких согласных звуков они стоят? ( После мягких).

hello_html_153a29ba.gif

Первая роль букв Е, Ё, Ю, Я. Смягчение предшествующего согласного.

На доске:

  • Ёлка [j , о]лка

  • Ель [j , э]ль

  • Яма [j, а]ма

  • Юла [j , у]ла

hello_html_m4893ff51.gif

Учитель: - Сколько и какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я ?

Вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я. Могут обозначать сразу два звука

hello_html_me0807a.gif



  1. Постановка проблемного вопроса

Буквы Е, Ё, Ю, Я

  • смягчают предыдущий согласный,

  • обозначают два звука.

Но как распознать их роли?

hello_html_5d1dda1c.gif

Посмотри на слова и сделай вывод

  • Ёлка

  • Ель

  • Яма

  • Юла



  • Уют

  • Поехал

  • Заявка

  • Подъём

  • Вьюн

  • Въезд









Учитель: - Где стоят в этих словах буквы е, ё, ю, я ? (В начале слова, после ь, после гласных).

- Сколько и какие звуки они обозначают?



Учитель:- Из наблюдений над данными словами делаем вывод: буквы е, ё, ю,я обозначают два звука, если они стоят :

1) в начале слова;

2) после гласных;

3) после разделительных ъ,ь



  1. Здоровьесберегающая пауза.

hello_html_79a58108.gif

Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно.

Шея не напряжена, а расслаблена.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно.

А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте.



  1. Работа над проектом ( в группах)

А теперь перейдем к самой сложной и интересной части нашего урока. Мы с вами выяснили, когда буквы –актеры Е,Ё,Ю,Я обозначают 1 звук, а когда 2. И сейчас вы в группах попробуете составить опорные схемы-самоинструкции для нашего правила.

(Работа над самоинструкциями)

Возможные проекты

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\еёюя\img2.jpg



C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\еёюя\img1.jpg



  1. Закрепление материала.



  • Какую тему мы сегодня изучали?

  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?

Работа с сигнальными карточками.

Зеленая- один звук Красная- два звука

Метель, лес, ёлка, юла, каюта, люк, съёмка, день, ярко, подъезд.



  1. Рефлексия.

Ученики заполняют карту:

  • Я знаю, что буквы Е, Ё,Ю,Я могутобозначать1 или2 звука.

  • Я знаю, когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают один или два звука.

  • Я умею называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.



  1. Домашнее задание

§ 33, задание 163



Урок русского языка на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 Двойная роль  букв Е, Ё, Ю, Я

Цели урока:

Образовательная:

·        познакомить учащихся с двойной ролью букв Е,Ё,Ю,Я;

·        доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука.

Развивающая:

·        сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

·        продолжить формировать навык транскрибирования.

Воспитательная:

·        в процессе обучения воспитывать у учащихся любовь и интерес к русскому языку;

·        в процессе обучения воспитывать у учащихся активность и самостоятельность.

Оборудование:

·        компьютер,

·        проектор,

·        презентация,

 

·        сигнальные карточки красного и зеленого цветов

Автор Самохвалова Александра Юрьевнвна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 631
Номер материала 9183
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓