Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка на тему "Дефис в наречиях"

Урок русского языка на тему "Дефис в наречиях"

Скачать материал

Урок русского языка в 7-м классе на тему: "Дефис в наречиях"

Тип урока - комплексного применения знаний

Дидактическая цель - создать условия для формирование навыка написания дефиса в наречиях с различной стилистической окраской

Методы обучения:

по источнику передачи и восприятия материала – практический

            по логике изложения - индуктивный

            по степени самостоятельности - продуктивный

            по характеру познавательной деятельности - частично-поисковый,

метод решения учебных задач

            по степени управления учебной работой - самостоятельная работа учащихся

            стимулирования интереса к учению - создание эмоционально-нравственных ситуаций

            методы устного контроля и самоконтроля - фронтальный опрос, индивидуальный опрос

            методы письменного контроля и самоконтроля - письменный самоконтроль

Формы организации учебной деятельности  фронтальная

Средства обучения: дидактический материал на доске, раздаточный материал на партах, материал учебника

Цели урока.

Общеучебные

·         Формирование научно-лингвистического мировоззрения и вооружение учащихся основами знаний о языке и речи на примере темы «Дефис в наречиях».

·         Создание условий для применения знаний и умений в знакомой обстановке и новых учебных ситуациях.

·         Осмысление связей и отношений в объектах изучения.

·         Создать условия для творческого осмысления учащимися изучаемой темы.

Образовательные

·         Закрепить навык написания дефиса в наречиях

·         Формировать навыки семантического анализа

            Развивающие

·         Развитие речевой деятельности.

·         Овладение примами языкового анализа.

·         Осмысление связей и взаимосвязей, лежащих в основе речевой деятельности.

·         Развитие творческих возможностей учащихся.

            Воспитательные

·         Воспитание культуры умственного труда.

·         Воспитание любви к родному языку, внимательного отношения к самобытности родной речи

·         Воспитание эстетических взглядов и вкусов.

 

 

Структура и содержание урока

 

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развиваемые личностные качества

1.

Организационный

момент

  • Приветствует учащихся, создает  условия эмоциональной комфортности
  • Дает задание оформить работу в тетради

Приветствуют педагога, эмоционально настраиваются на дальнейшую деятельность.

Оформляют работу в тетрадях.

Аудиальный канал восприятия, критичность и самокритичность мышления, речь,

вежливость, коммуникативные качества.

2.

Актуализация и целеполагание

Сообщает тему урока. Предлагает упражнение на внимание и орфографическую зоркость, чтобы создать условия для постановки и принятия учащимися целей урока.

Воспроизводят по памяти слова, проверяют себя по тексту. Подчеркивают слова, содержащие цели урока. Формулируют цели вслух. 

Память, орфографическая зоркость, визуальный канал, кинестетический канал, логическое мышление.

3.

Подготовка к основному этапу и контроль

Создает условия для самостоятельного осмысления изучаемой орфограммы на основе упражнения на группировку по существенным признакам.

Выполняют задание на группировку по существенным признакам, мотивируют группировку. Формулируют на основе выполненного задания изучаемую орфограмму.

Орфографическая зоркость, визуальный канал, кинестетический канал, логическое мышление.

4.

Осознание и осмысление учебного материала.                                        

1. На основе работы с текстом создает условия для закрепления изучаемой и повторения ранее изученных орфограмм.

2. Создает условия для осмысления эмоционально-стилистической окраски слов первой группы.

3. Сообщает сведения об омонимичной суффиксу –то  частице вятского диалекта, ее смысловой окраске и орфографии.

4. Создает условия для усвоения сведений о стилистической принадлежности слов второй группы

5. Создает условия для творческого осмысления учащимися изучаемой темы.

 

Выразительность речи, аудиальный канал, визуальный канал, кинестетический канал,  орфографическая зоркость, логическое мышление.

 

Аудиальный канал, речь

 

 

Аудиальный канал, речь

 

 

 

Речь, кинестетический канал,  орфографическая зоркость, логическое мышление, самостоятельность мышления.

 

кинестетический канал,  орфографическая зоркость, логическое мышление, креативное мышление.

5.

Итоги

Создает условия для формулирования итоговых выводов урока

Формулируют итоги урока

Речь, логическое мышление,

6.

Рефлексия

Организует рефлексию.

Рефлексируют свою деятельность на уроке.

Рефлексивная деятельность

 

Ход урока.

Организационный момент.

Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

Учитель. Здравствуйте! Мы с вами все хорошо подготовились к уроку, у нас прекрасное настроение, мы самые замечательные люди на свете. Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока.

Ученики  записывают дату и тему урока.                                                                                       

Актуализация и целеполагание.

Дидактическая задача: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Учитель. На нашем уроке мы продолжим говорить о дефисе в наречиях. А сейчас я попрошу послушать меня с особым вниманием.

Я почему-то очень волнуюсь, ведь нежданно-негаданно я очутилась в классе, где сидит видимо-невидимо по-дружески настроенных людей, которые уже готовы, по-моему, во-первых, крепко-накрепко усвоить орфограмму «Дефис в наречиях»; во-вторых, дополнить как-либо свои знания новыми сведениями; в-третьих, повторить сведения о дефисном написании слов других частей речи.

Теперь  я попрошу точь-в-точь вспомнить и записать все наречия, которые я уже использовала.

 

Ученики называют и записывают слова, которые запомнили: почему-то, нежданно-негаданно, видимо-невидимо, по-дружески, по-моему, во-первых, крепко-накрепко, во-вторых, как-либо, в-третьих, точь-в-точь.

 

Учитель. А теперь откройте лист с дидактическим материалом и проверьте, сверившись с заданием 1, какие слова не были названы. Допишите их в свои тетради.

 

Ученики открывают дидактический материал и, читая текст, находят «потерянные» слова.

 

Учитель. Прочитайте текст ещё раз и подчеркните слова, в которых, по вашему мнению, сформулированы цели сегодняшнего урока.

 

Ученики подчеркивают слова усвоить орфограмму «Дефис в наречиях», дополнить знания новыми сведениями, повторить сведения о дефисном написании слов других частей речи.

Учитель. Прочитайте записанные цели.

Подготовка к основному этапу занятия.

Дидактическая задача: актуализация опорных знаний и умений.                                                                                   

            Учитель. А теперь вернитесь к записанным наречиям и постарайтесь разделить их на несколько групп по какому-либо признаку. Слова, относящиеся, по вашему мнению, к первой группе, обозначьте сверху цифрой 1, ко второй – цифрой 2 и так далее. Понятно ли вам задание?

Учитель. По каким принципам вы разделили слова на группы и какие группы у вас получились?

Ученики выделяют группы слов: нежданно-негаданно(1),   видимо-невидимо(1), крепко-накрепко(1), точь-в-точь (1), по-дружески(2),  по-моему(2),   во-первых(2),   во-вторых(2),   в-третьих(2),  почему-то(3),  как-либо(3).                                                 

 

Учитель. Сформулируйте орфограмму, иллюстрацией  которой может служить такая группировка.

Ученики формулируют орфограмму «дефис в наречиях»                                                            

Учитель. А я разделила слова на группы следующим образом.

 

нежданно-негаданно       во-первых        почему-то          

видимо-невидимо             во-вторых      точь-в-точь       

крепко-накрепко              в-третьих       по-моему     

                                         как-либо           по-дружески         

Учитель. Наверняка, вы хотели бы знать, по какому признаку я так распределила слова.

Может быть, в процессе урока вы сами ответите на этот вопрос. А пока давайте обратимся к доске.      

Осознание и осмысление учебного материала.                                        

1.         Учитель. Прочитайте следующий текст выразительно.

 

Давным давно жил на свете Кощей Бессмертный. Полным полно было у него кое каких обязанностей, которые ему приходилось волей неволей выполнять. Едва едва справится с каким либо занятием, сделает пол дела, а уже темно серым пятном лежит на душе новая забота.

 

Ученики читают текст.

 

Учитель. Прошу вас записать этот текст в своих тетрадях, графически обозначая орфограмму, о которой мы говорим на сегодняшнем уроке.

 

Ученики самостоятельно записывают текст, обозначают орфограмму «Дефис в наречиях».

 

Учитель предлагает найти слова, которые нужно писать раздельно.

 

Ученик называет наречия, которые написал раздельно, объясняя написанное.

 

Учитель. А теперь назовите слова, пишущиеся слитно. Расставьте дефисы, где необходимо.

Какие дефисные написания не имеют отношения к орфограмме,  изучаемой сегодня?

 

Ученики называют слова полдела, темно-серым, каким-либо, кое-каких.

 

Учитель. Кто готов объяснить написание этих слов?

 

Ученики объясняют написание слов.

 

Учитель. К какой группе слов, выделенных мною в начале урока, вы отнесли бы наречия, использованные в тексте? Объясните их дефисное написание.

 

Ученики соотносят слова с первой группой наречий, объясняя дефисное написание.

 

Учитель. А теперь вновь обратимся к тексту как речевому произведению.

Произведение какого жанра могло бы начинаться подобным образом?

По каким признакам вы сделали такой вывод?

 

Ученики предполагают, что такими словами могла бы начинаться сказка. Это вывод они делают по тому признаку, что персонажем является Кощей Бессмертный. Как один из языковых признаков сказки могут быть названы повторы слов и корней.

 

Учитель. Не только по имени сказочного персонажа, но и по использованию в тесте наречий с повторяющимися и синонимичными корнями мы соотносим этот текст со сказкой. Прием лексического повтора характерен для устного народного творчества. Наши предки были уверены, что сказка все преувеличивает, к тому же повтор придает ощущение заклинания, волшебства.

А мы с вами приоткрыли тайну первой группы слов.

 

Учитель на доске объединяет слова славянской буквой с.

 

Учитель Наречия с повторяющимися или синонимичными корнями часто используются в произведениях устного народного творчества.

 

2.         Учитель. Скажите, а какого слова с дефисным написанием из этого текста не могло быть в народной сказке?

Ученики высказывают свои предположения и объясняют.

 

Учитель. Это слово каких-либо. Суффикс -либо более характерен для книжной речи – будь то устная или письменная её форма.

В речи стилистически нейтральной и разговорной мы чаще используем синонимичный суффикс

–то.

А наши с вами земляки-вятчане, не забывшие родного диалекта, очень любят добавить –то к самым разным словам. Они могут сказать, например, так: По-нашему-то не можешь говорить-то, ли чо? По-нашему-то. В этом диалектном образовании –то является не суффиксом, а частицей.

Сравните: где-то, почему-то – суффикс привносит значение неопределенности; говорить-то, по-нашему-то – частица –то придает значение утвердительности.              

            Но, несмотря на иное лексическое и грамматическое значение, как и суффикс, пишется через дефис. Всё же вятский диалект редко находит отражение в литературе, и такое слово вряд ли встретится вам где-либо. А вот слова с суффиксом -либо и те наречия, что были записаны мною в начале урока в тот же столбик, где есть суффикс либо, можно встретить достаточно часто.

 

Учитель. Записывая в тетрадь предложение из упражнения 2 дидактического материала к уроку,  допишите его.

Во_первых, наречия второй группы используются в     _    _ стиле речи, во_вторых, без них трудно представить стиль____________________________________.

 

Учитель. Прочитайте получившиеся предложения, обозначьте графически условия дефисного написания данных наречий.

 

Ученики читают получившиеся у них предложения.

 

Учитель. Какую пунктуационную особенность вы заметили?

 

Ученики отмечают, что после наречий во-первых и во-вторых ставятся запятые.

 

Учитель. А почему слова второй группы используются преимущественно в научном и официально-деловом стилях?

 

Ученики высказывают свои предположения.

 

Учитель. Слова эти точны и безэмоциональны, что и требуется в научной работе и уж тем более в деловых бумагах – точность и упорядоченность информации. Таким образом, вторая группа слов – слова книжные.

Учитель объединяет графически на доске слова второй группы при помощи условного изображения книги.

                             

3.                  Учитель. А какие же слова оказались в третьей группе?

 

Ученики высказывают свои предположения.

 

Учитель Совершенно разные по своему составу слова близки друг другу тем, что их употребление возможно в любом стиле речи.

Давайте откроем учебник на странице , найдем упражнение ____. Послушайте, пожалуйста, задание. Среди слов, приведенных в упражнении, самостоятельно найдите наречия, которые мы могли бы отнести к третьей группе. За 2 минуты постарайтесь создать мини-текст или предложение, используя как можно больше этих слов.

Те, кто не запомнил задание с моих слов, могут найти его в листе с дидактическим материалом.

 

Ученики выполняют  задание.

Учитель. Время истекло. Сколько наречий вам удалось использовать? Кто в своем тексте смог использовать все наречия?  Прочитайте свою работу, пожалуйста.

 

Ученики читают получившиеся тексты.

 

Учитель. Таким образом, слова, записанные мною в третью группу, объединены тем, что не несут дополнительной стилистической окраски.                                                                                      

7. Контроль и самопроверка знаний                                                         

6.Обобщение и систематизация знаний

Итоги.

            Учитель Может быть, вы уже поняли, по какому принципу я сгруппировала слова?

 

Ученики называют  семантический принцип группировки слов.

 

Учитель. Наш урок подходит к концу. А теперь давайте вспомним, какие цели мы сегодня ставили. Они были подчёркнуты в первом задании карточки. Пользуясь записями, сделайте выводы о том, какие из них были достигнуты.        

8.Домашнее задание. На выбор. 1. создать списки наречий для каждой из смысловых групп сегодняшнего урока. 2. создать текст, в котором были бы наречия одной из групп. 3. придумать свои смысловые группы наречий, которые пишутся через дефис.

Рефлексия.  

Мы сегодня говорили о дефисе. Дефис – это чёрточка. А при помощи чёрточек мы можем нарисовать всё, что угодно. И я прошу вас на листах с дидактическим материалом найти квадрат и в нем оценку сегодняшнему уроку нарисовать, используя только чёрточки.

Ученики             

                              Спасибо вам. До свидания.


 

 

       


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка на тему "Дефис в наречиях""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка в 7-м классе на тему: "Дефис в наречиях"

Тип урока - комплексного применения знаний

Дидактическая цель - создать условия для формирование навыка написания дефиса в наречиях с различной стилистической окраской

Методы обучения:

по источнику передачи и восприятия материала – практический

            по логике изложения - индуктивный

            по степени самостоятельности - продуктивный

            по характеру познавательной деятельности - частично-поисковый,

метод решения учебных задач

            по степени управления учебной работой - самостоятельная работа учащихся

            стимулирования интереса к учению - создание эмоционально-нравственных ситуаций

            методы устного контроля и самоконтроля - фронтальный опрос, индивидуальный опрос

            методы письменного контроля и самоконтроля - письменный самоконтроль

Формы организации учебной деятельности  фронтальная

Средства обучения: дидактический материал на доске, раздаточный материал на партах, материал учебника

Цели урока.

Общеучебные

·         Формирование научно-лингвистического мировоззрения и вооружение учащихся основами знаний о языке и речи на примере темы «Дефис в наречиях».

·         Создание условий для применения знаний и умений в знакомой обстановке и новых учебных ситуациях.

·         Осмысление связей и отношений в объектах изучения.

·         Создать условия для творческого осмысления учащимися изучаемой темы.

Образовательные

·         Закрепить навык написания дефиса в наречиях

·         Формировать навыки семантического анализа

            Развивающие

·         Развитие речевой деятельности.

·         Овладение примами языкового анализа.

·         Осмысление связей и взаимосвязей, лежащих в основе речевой деятельности.

·         Развитие творческих возможностей учащихся.

            Воспитательные

·         Воспитание культуры умственного труда.

·         Воспитание любви к родному языку, внимательного отношения к самобытности родной речи

·         Воспитание эстетических взглядов и вкусов.

 

 

Структура и содержание урока

 

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развиваемые личностные качества

1.

Организационный

момент

  • Приветствует учащихся, создает  условия эмоциональной комфортности
  • Дает задание оформить работу в тетради

Приветствуют педагога, эмоционально настраиваются на дальнейшую деятельность.

Оформляют работу в тетрадях.

Аудиальный канал восприятия, критичность и самокритичность мышления, речь,

вежливость, коммуникативные качества.

2.

Актуализация и целеполагание

Сообщает тему урока. Предлагает упражнение на внимание и орфографическую зоркость, чтобы создать условия для постановки и принятия учащимися целей урока.

Воспроизводят по памяти слова, проверяют себя по тексту. Подчеркивают слова, содержащие цели урока. Формулируют цели вслух. 

Память, орфографическая зоркость, визуальный канал, кинестетический канал, логическое мышление.

3.

Подготовка к основному этапу и контроль

Создает условия для самостоятельного осмысления изучаемой орфограммы на основе упражнения на группировку по существенным признакам.

Выполняют задание на группировку по существенным признакам, мотивируют группировку. Формулируют на основе выполненного задания изучаемую орфограмму.

Орфографическая зоркость, визуальный канал, кинестетический канал, логическое мышление.

4.

Осознание и осмысление учебного материала.                                        

1. На основе работы с текстом создает условия для закрепления изучаемой и повторения ранее изученных орфограмм.

2. Создает условия для осмысления эмоционально-стилистической окраски слов первой группы.

3. Сообщает сведения об омонимичной суффиксу –то  частице вятского диалекта, ее смысловой окраске и орфографии.

4. Создает условия для усвоения сведений о стилистической принадлежности слов второй группы

5. Создает условия для творческого осмысления учащимися изучаемой темы.

 

Выразительность речи, аудиальный канал, визуальный канал, кинестетический канал,  орфографическая зоркость, логическое мышление.

 

Аудиальный канал, речь

 

 

Аудиальный канал, речь

 

 

 

Речь, кинестетический канал,  орфографическая зоркость, логическое мышление, самостоятельность мышления.

 

кинестетический канал,  орфографическая зоркость, логическое мышление, креативное мышление.

5.

Итоги

Создает условия для формулирования итоговых выводов урока

Формулируют итоги урока

Речь, логическое мышление,

6.

Рефлексия

Организует рефлексию.

Рефлексируют свою деятельность на уроке.

Рефлексивная деятельность

 

Ход урока. Организационный момент.

Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

Учитель. Здравствуйте! Мы с вами все хорошо подготовились к уроку, у нас прекрасное настроение, мы самые замечательные люди на свете. Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока.

Ученики записывают дату и тему урока.                                                                                       

Актуализация и целеполагание.

Дидактическая задача: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Учитель. На нашем уроке мы продолжим говорить о дефисе в наречиях. А сейчас я попрошу послушать меня с особым вниманием.

Я почему-то очень волнуюсь, ведь нежданно-негаданно я очутилась в классе, где сидит видимо-невидимо по-дружески настроенных людей, которые уже готовы, по-моему, во-первых, крепко-накрепко усвоить орфограмму «Дефис в наречиях»; во-вторых, дополнить как-либо свои знания новыми сведениями; в-третьих, повторить сведения о дефисном написании слов других частей речи.

Теперь  я попрошу точь-в-точь вспомнить и записать все наречия, которые я уже использовала.

 

Ученикиназывают и записывают слова, которые запомнили: почему-то, нежданно-негаданно, видимо-невидимо, по-дружески, по-моему, во-первых, крепко-накрепко, во-вторых, как-либо, в-третьих, точь-в-точь.

 

Учитель. А теперь откройте лист с дидактическим материалом и проверьте, сверившись с заданием 1, какие слова не были названы. Допишите их в свои тетради.

 

Ученикиоткрывают дидактический материал и, читая текст, находят «потерянные» слова.

 

Учитель. Прочитайте текст ещё раз и подчеркните слова, в которых, по вашему мнению, сформулированы цели сегодняшнего урока.

 

Ученикиподчеркивают слова усвоить орфограмму «Дефис в наречиях», дополнить знания новыми сведениями, повторить сведения о дефисном написании слов других частей речи.

Учитель. Прочитайте записанные цели.

Подготовка к основному этапу занятия.

Дидактическая задача: актуализация опорных знаний и умений.                                                                                   

            Учитель. А теперь вернитесь к записанным наречиям и постарайтесь разделить их на несколько групп по какому-либо признаку. Слова, относящиеся, по вашему мнению, к первой группе, обозначьте сверху цифрой 1, ко второй – цифрой 2 и так далее. Понятно ли вам задание?

Учитель. По каким принципам вы разделили слова на группы и какие группы у вас получились?

Ученикивыделяют группы слов: нежданно-негаданно(1),   видимо-невидимо(1), крепко-накрепко(1), точь-в-точь (1), по-дружески(2),  по-моему(2),   во-первых(2),   во-вторых(2),   в-третьих(2),  почему-то(3),  как-либо(3).                                                

 

Учитель. Сформулируйте орфограмму, иллюстрацией  которой может служить такая группировка.

Ученикиформулируют орфограмму «дефис в наречиях»                                                            

Учитель. А я разделила слова на группы следующим образом.

 

нежданно-негаданно       во-первых        почему-то          

видимо-невидимо             во-вторых      точь-в-точь       

крепко-накрепко              в-третьих       по-моему     

                                         как-либо           по-дружески         

Учитель. Наверняка, вы хотели бы знать, по какому признаку я так распределила слова.

Может быть, в процессе урока вы сами ответите на этот вопрос. А пока давайте обратимся к доске.    

Осознание и осмысление учебного материала.                                        

1.         Учитель. Прочитайте следующий текст выразительно.

 

Давным давно жил на свете Кощей Бессмертный. Полным полно было у него кое каких обязанностей, которые ему приходилось волей неволей выполнять. Едва едва справится с каким либо занятием, сделает пол дела, а уже темно серым пятном лежит на душе новая забота.

 

Ученики читают текст.

 

Учитель. Прошу вас записать этот текст в своих тетрадях, графически обозначая орфограмму, о которой мы говорим на сегодняшнем уроке.

 

Ученики самостоятельно записывают текст, обозначают орфограмму «Дефис в наречиях».

 

Учитель предлагает найти слова, которые нужно писать раздельно.

 

Ученик называет наречия, которые написал раздельно, объясняя написанное.

 

Учитель.А теперь назовите слова, пишущиеся слитно. Расставьте дефисы, где необходимо.

Какие дефисные написания не имеют отношения к орфограмме,  изучаемой сегодня?

 

Ученикиназывают слова полдела, темно-серым, каким-либо, кое-каких.

 

Учитель. Кто готов объяснить написание этих слов?

 

Ученики объясняют написание слов.

 

Учитель. К какой группе слов, выделенных мною в начале урока, вы отнесли бы наречия, использованные в тексте? Объясните их дефисное написание.

 

Ученикисоотносят слова с первой группой наречий, объясняя дефисное написание.

 

Учитель. А теперь вновь обратимся к тексту как речевому произведению.

Произведение какого жанра могло бы начинаться подобным образом?

По каким признакам вы сделали такой вывод?

 

Ученики предполагают, что такими словами могла бы начинаться сказка. Это вывод они делают по тому признаку, что персонажем является Кощей Бессмертный. Как один из языковых признаков сказки могут быть названы повторы слов и корней.

 

Учитель. Не только по имени сказочного персонажа, но и по использованию в тесте наречий с повторяющимися и синонимичными корнями мы соотносим этот текст со сказкой. Прием лексического повтора характерен для устного народного творчества. Наши предки были уверены, что сказка все преувеличивает, к тому же повтор придает ощущение заклинания, волшебства.

А мы с вами приоткрыли тайну первой группы слов.

 

Учитель на доске объединяет слова славянской буквой с.

 

Учитель Наречия с повторяющимися или синонимичными корнями часто используются в произведениях устного народного творчества.

 

2.         Учитель. Скажите, а какого слова с дефисным написанием из этого текста не могло быть в народной сказке?

Ученики высказывают свои предположения и объясняют.

 

Учитель. Это слово каких-либо. Суффикс -либо более характерен для книжной речи – будь то устная или письменная её форма.

В речи стилистически нейтральной и разговорной мы чаще используем синонимичный суффикс

–то.

А наши с вами земляки-вятчане, не забывшие родного диалекта, очень любят добавить –то к самым разным словам. Они могут сказать, например, так: По-нашему-то не можешь говорить-то, ли чо? По-нашему-то. В этом диалектном образовании –то является не суффиксом, а частицей.

Сравните: где-то, почему-то – суффикс привносит значение неопределенности; говорить-то, по-нашему-то – частица –то придает значение утвердительности.              

            Но, несмотря на иное лексическое и грамматическое значение, как и суффикс, пишется через дефис. Всё же вятский диалект редко находит отражение в литературе, и такое слово вряд ли встретится вам где-либо. А вот слова с суффиксом -либо и те наречия, что были записаны мною в начале урока в тот же столбик, где есть суффикс либо, можно встретить достаточно часто.

 

Учитель. Записывая в тетрадь предложение из упражнения 2 дидактического материала к уроку,  допишите его.

Во_первых, наречия второй группы используются в     _    _ стиле речи, во_вторых, без них трудно представить стиль____________________________________.

 

Учитель. Прочитайте получившиеся предложения, обозначьте графически условия дефисного написания данных наречий.

 

Ученикичитают получившиеся у них предложения.

 

Учитель. Какую пунктуационную особенность вы заметили?

 

Ученики отмечают, что после наречий во-первых и во-вторых ставятся запятые.

 

Учитель.А почему слова второй группы используются преимущественно в научном и официально-деловом стилях?

 

Ученикивысказывают свои предположения.

 

Учитель. Слова эти точны и безэмоциональны, что и требуется в научной работе и уж тем более в деловых бумагах – точность и упорядоченность информации. Таким образом, вторая группа слов – слова книжные.

Учитель объединяет графически на доске слова второй группы при помощи условного изображения книги.

                             

3.                  Учитель. А какие же слова оказались в третьей группе?

 

Ученикивысказывают свои предположения.

 

Учитель Совершенно разные по своему составу слова близки друг другу тем, что их употребление возможно в любом стиле речи.

Давайте откроем учебник на странице , найдем упражнение ____. Послушайте, пожалуйста, задание. Среди слов, приведенных в упражнении, самостоятельно найдите наречия, которые мы могли бы отнести к третьей группе. За 2 минуты постарайтесь создать мини-текст или предложение, используя как можно больше этих слов.

Те, кто не запомнил задание с моих слов, могут найти его в листе с дидактическим материалом.

 

Ученикивыполняют  задание.

Учитель.Время истекло. Сколько наречий вам удалось использовать? Кто в своем тексте смог использовать все наречия?  Прочитайте свою работу, пожалуйста.

 

Ученикичитают получившиеся тексты.

 

Учитель. Таким образом, слова, записанные мною в третью группу, объединены тем, что не несут дополнительной стилистической окраски.                                                                                      

7. Контроль и самопроверка знаний                                                         

6.Обобщение и систематизация знаний

Итоги.

            Учитель Может быть, вы уже поняли, по какому принципу я сгруппировала слова?

 

Ученикиназывают  семантический принцип группировки слов.

 

Учитель. Наш урок подходит к концу. А теперь давайте вспомним, какие цели мы сегодня ставили. Они были подчёркнуты в первом задании карточки. Пользуясь записями, сделайте выводы о том, какие из них были достигнуты.   

8.Домашнее задание. На выбор. 1. создать списки наречий для каждой из смысловых групп сегодняшнего урока. 2. создать текст, в котором были бы наречия одной из групп. 3. придумать свои смысловые группы наречий, которые пишутся через дефис.

Рефлексия.  

Мы сегодня говорили о дефисе. Дефис – это чёрточка. А при помощи чёрточек мы можем нарисовать всё, что угодно. И я прошу вас на листах с дидактическим материалом найти квадрат и в нем оценку сегодняшнему уроку нарисовать, используя только чёрточки.

Ученики             

 

                              Спасибо вам. До свидания.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 221 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по теме "Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 1087
  • 36
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
“Морфемика. Словообразование”. (Сборник упражнений для самостоятельной работы студентов педагогического колледжа).
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфемика и словообразование
  • 01.10.2020
  • 10679
  • 218
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 653
    • DOCX 582 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Микрюкова Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Микрюкова Татьяна Анатольевна
    Микрюкова Татьяна Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 8813
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 454 человека

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе