Главная / Начальные классы / Урок русского языка на тему "Части речи"(3 класс)

Урок русского языка на тему "Части речи"(3 класс)

Тема. Понятие о частях речи.

Цель: повторить и закрепить знания учащихся о словах — названиях предметов, признаках предметов и действиях предметов, ознакомить детей с понятиями части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, наречие, предлог; формировать умение находить среди ряда слов отвечающие на заданные вопросы, а также слова-предлоги и слова-союзы; развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать аккуратность, старательность.

Оборудование: учебник, карточки.

I. Установочно – мотивационный этап

1. Организация класса

Предлагаю вам начать нашу совместную работу словами энергизатора – приветствия.

Здравствуй друг! Здравствуй брат!

Нашей встрече каждый рад!

Здравствуй мир, здравствуй век!

Здравствуй, добрый человек!

Я попрошу вас взяться за руки, улыбнуться и рукопожатием поприветствовать друг друга.

2.Актуализация опорных знаний учащихся

а) Игра «“Лишнее” слово»

Сады, сажать, рассада, сажа, саженцы.

Рука, ручка, ручей, ручной, ручонка, ручьи.

Просить, просо, попрошайка, прошу.

Все ли слова в каждой группе однокоренные? Почему?

б) работа в группах

Сейчас вы будете работать в группах: каждая группа получает задание — подобрать родственные слова к данному слову.

Слова для групп: свет, друг, река.

Постарайтесь подобрать родственные слова.

Свет — свеча, освещение, светит, засветился, светлячок, свечение.

Друг — дружок, дружба, дружить, подруга, друзья, подружился.

Река — речной, речушка, речка, заречье, реченька.

Одинаковы ли корни родственных слов? Почему?

В корнях родственных

Корни могут изменяться,

Но родными оставаться,

Бок — ... (бочок), друг — ... (дружок),

Ухо — ... (уши), пух — ... (пушок),

Пишу — ... (писать), лечу — ... (летать).

Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.

в) каллиграфическая минутка

Яя ярмарка яр рм ма рк

3. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране

Морфология. Вы узнаете, что это за страна, кто ее населяет. А на следующих уроках мы более подробно ознакомимся с каждым из ее жителей. Путешествие наше будет продолжительным, так как эту страну мы будем посещать и в старших классах и узнаем много нового о ее жителях.

Слово морфология пришло к нам из греческого языка и означает

«учение о форме, строении». То есть наука морфология занимается

изучением различных форм слова.

4. Первичное восприятие и осознание учебного материала

а) слово учителя

А сейчас мы   с вами отправимся  на ярмарку.

- Может кто – то из вас объяснит,   что такое ЯРМАРКА?(торг, базар, который устраивается регулярно, в определенное время  года, на котором бывают различные увеселения).

Подберите синонимы к этому слову.

(рынок, базар, торг, распродажа)

- Одно из интереснейших явлений в истории русской зрелищной культуры середины 18-19 веков - народные увеселения - ярмарки и городские гуляния.

Возникали они в самых неудобных местах - на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам проследовать по своим делам, а просто пройти никак нельзя - Ярмарка!

- А знаете ли вы как образовалось это слово?  

Оно пришло к нам из немецкого языка, в слове две части  ЯР- год, МАРКТ – торг, рынок , базар.

- Запишите слово ЯРМАРКА в тетрадь. Запишите звуковую схему этого слова.

б) интерактивное упражнение «Корзина»

На доске 5 корзин. Учащиеся анализируют предложенные наборы карточек и выбирают слова в соответствии с вопросом на корзинке.

- Ребята, давайте мы с вами попробуем разделить слова на группы. Слова напечатаны на карточках. Затем представители групп вывешивают их на доске. 

Танцевать, а, капуста, четыре, желтый, в, вчера, картофель, восемь, сейчас, и, тяжёлый, греметь, под, но.

в) вывод

- Что вам помогло отнести слова в ту или иную группу? ( Вопросы)

- Какие слова не попали ни в одну из названных групп? Что же с ними делать? (Это предлоги. К ним нельзя задать вопросы.)

Кроме предлогов нам встречается союз а. Союзы помогают связывать члены предложения. Раньше вам встречались и другие союзы: но, и , да

ІІ. Содержательно – поисковый

1. Закрепление и усвоение материала

а) Работа с учебником.

1) Чтение теоретического материала (с. 106).

2) Упражнение 215 (с. 106).


б) Отгадывание загадок.

Догадайтесь, о ком или о чем говорится, и напишите отгадку.

Что за барабанщик? Зацепился за ствол сильными ногами. Упёрся в него своим упругим хвостом и крепким, как долото, клювом долбит дерево. (Дятел.)

Ягоды на этом дереве появляются в конце лета или осенью, ярко-красные, собранные в большие пучки. Но срывать ягоды стоит уже после того, как их прихватит мороз. Тогда они будут вкусные. (Рябина.)

Её все знают с самого детства. Она участвует во многих народных сказках. Этот хитрый зверёк … (лисица).

Об этой ночной хищной птице рассказывают много небылиц, считают её вестником беды. Кричит она действительно страшно. Но птица эта — истребитель грызунов, а значит, наш большой друг. И зовут её … (сова).

Какой частью речи являются слова, которые вы написали? Почему так думаете? Какую часть речи вы использовали, когда называли признаки, характерные для дятла, лисицы,совы?

в) Слово учителя с элементами беседы.

Имена прилагательные как бы «прилагаются» к именам существительным для обозначения их свойств и признаков.

На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Приведите примеры. Запишите их в тетрадь.

Трудно представить ситуацию, когда жизнь застынет на месте, когда вокруг нас ничего не будет происходить, двигаться, перемещаться. Существует удивительная часть речи, которая приводит в действие все, что нас окружает. В украинском языке она называется дієслово, и это название говорит само за себя. А в русском языке она носит название глагол. Приведите примеры глаголов и запишите их в тетрадь.

Все эти части речи известны нам еще с первого класса, но они

долго оставались «безымянными». Давно известны нам и предлоги — слова, служащие для связи слов в предложении.

Людям постоянно приходится что-то считать: дни, часы, предметы. Слова, обозначающие числа, объединены в отдельную группу — часть речи, которая называется имя числительное.

Что обозначают имена числительные? На какие вопросы они

отвечают? Приведите примеры числительных и запишите их.

2. Обобщение и систематизация

а) Работа с учебником.

1) Упражнение 216 (с. 107).

2) Чтение теоретического материала (с. 107).

3) Упражнение 217 (с. 107–108).

б) Работа над словарным словом.

Запишите слово помощник и составьте с ним предложение.

в) Работа по вариантам.

Запишите предложения в тетрадь. Обсудите с соседом по пар-

те и определите, к какой части речи относятся выделенные слова, укажите это над словами.

Вариант I

1. Нам в избе сложили печь. Хлеб в ней мама будет печь.

2. Белое покрывало поле покрывало.


Вариант II

1. Трава на лугах еще росы пила, а в руках у меня уже пела

пила.

2. Вода перестала течь. В лодке открылась течь.


Вариант III

1. Не плачь из-за пустяков! Из соседней комнаты послышался

плач ребенка.

2. Мы купили два куска душистого мыла. Валя мыла окно ком-

наты.


Вариант IV

1. Мы стали учиться еще лучше. Меч выкован из крепкой

стали.

2. Мы читали сказку «Три поросёнка». «Три сильнее!» — ко-

мандовал Павлик.


Вариант V

1. Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю

2. Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай».

3. Рефлексия

А теперь, выберите флажки самооценки . Цвет флажка имеет своё значение: красный – мне было  не интересно, я не понял тему урока; жёлтый –мне тема была интересна, но я ещё затрудняюсь; зелёный – мне интересна тема урока, я всё понял. Я очень рада, что тема вам была интересна и вы всё поняли.

Ярмарка

         красочная                       скучная                                    шумная

                               яркая                         многолюдная                             грустная                 

                                             веселая                                 мрачная

- Какие бы слова вы оставили для описания ярмарки? Уберите лишнее.

- Какое настроение у вас после нашей ярмарки?

4. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал (с. 107).

2. Выполнить упражнение 218 (с. 108).



Береста из Пскова Birch Bark плетеные корзины из бересты, лапти из бересты, лукошко, поднос, обереги, русские сувениры





Кто? Что?

Какой? Чей?

Сколько?

Что делать?

Где?Когда?

























Вариант I

1. Нам в избе сложили печь. Хлеб в ней мама будет печь.

2. Белое покрывало поле покрывало.





Вариант II

1. Трава на лугах еще росы пила, а в руках у меня уже пела

пила.

2. Вода перестала течь. В лодке открылась течь.





Вариант III

1. Не плачь из-за пустяков! Из соседней комнаты послышался

плач ребенка.

2. Мы купили два куска душистого мыла.

Валя мыла окно комнаты.





Вариант IV

1. Мы стали учиться еще лучше. Меч выкован из крепкой

стали.

2. Мы читали сказку «Три поросёнка».

«Три сильнее!» — командовал Павлик.





Вариант V

1. Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю

2. Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай».


танцевать


а в


капуста


четыре


желтый


вчера


картофель


восемь


сейчас


и под


тяжёлый


греметь

но да


Урок русского языка на тему "Части речи"(3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 Тема урока. Общее понятие о частях речи. Различение частей речи.

Цель: повторить и закрепить знания учащихся о словах — названиях предметов, признаках предметов и действиях предметов, ознакомить детей с понятиями части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, наречие, предлог; формировать умение находить среди ряда слов отвечающие на заданные вопросы, а также слова-предлоги и слова-союзы; развивать логическое мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать аккуратность, старательность.

Учебник: Рудяков А.Н. Русский язык: учеб. для 3 кл. общеобразовательных учеб. завед с обуч. на русском языке. - К.: Грамота, 2013

Автор Самодай Наталья Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 385
Номер материала 26124
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓