Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему "Будущее время глагола". 5 класс

Урок русского языка на тему "Будущее время глагола". 5 класс

hello_html_58fd5ba4.gifhello_html_m5ac6edec.gifhello_html_m78e4c5f3.gifhello_html_58fd5ba4.gifМуниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»












Конспект открытого урока русского языка

в 5 «А» классе

Тема: «Будущее время глагола»



















Учитель: Гуреева Ж.А.










Щёкино



Конспект открытого урока

русского языка,

проведённого 29.02.09.

в 5 «А» классе школы №20

г. Щёкино.

Учитель: Гуреева Жанна Александровна

Тема: «Будущее время глагола»

Цели: а) повторить ранее изученный материал о глаголе, познакомить ребят с простой и сложной формами будущего времени; формировать знания об образовании форм будущего времени и умение образовывать формы будущего времени и употреблять их в речи.

б) развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, мышление, память, речь, внимательность;

в) воспитывать аккуратность, дисциплинированность, любовь к русскому языку.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Оборудование: учебник М.Т. Баранова «Русский язык: 5 класс» (М.: Просвещение, 2008), методическое пособие Е.А. Влодавская «Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс» (М.: Экзамен, 2006), доска, мел, тетради, карточки, таблица, тесты, цветные ручки.

Знать: о способах образования форм будущего времени, употреблении глаголов будущего времени в речи.

Уметь: образовывать простую и сложную формы будущего времени, различать формы глагола.





























Ход урока

  1. Орг. момент. Настрой учащихся на урок.

- Здравствуйте, ребята. Проверьте свои рабочие места, всё ли готово к уроку? Садитесь.

  1. Повторение. Орфографическая разминка.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

- Начнём урок с небольшой разминки и выполним буквенный диктант на повторение темы «Буквы е-и в корнях с чередованием». Кто напомнит нам правило?

- Пока все будут выполнять буквенный диктант, двое из вас выполнят задание на карточках.

Буквенный диктант:

  1. Блистать, блестеть, блеснуть; 1. И, Е, Е

  2. Оттереть, отпереть, отдираю; 2. Е, Е, И

  3. Натереть, набирать, настилает; 3. Е, И, И

  4. Вытирать, вытереть, выпирать; 4. И, Е, И

  5. Замереть, замирать, застилает; 5. Е, И, И

  6. Поджигать, постелить, протирать; 6. И, Е, И

  7. Растереть, расстелить, расстилать; 7. Е, Е, И

  8. Собираешься, соберу, сдираю; 8. И, Е, И

  9. Постелить, приберу, застелить; 9. Е, Е, Е

  10. Удирать, запирать, запереть. 10. И, И, Е

Работа с доской.

- Теперь посмотрите на доску. Что записано на доске? (Слова, глаголы).

- Запишите эти слова себе в тетради.

- В какой форме употреблены глаголы? (В неопределённой форме).

- Что можете сказать о неопределённой форме глагола? (Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос: что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Но по неопределённой форме мы можем указать вид и спряжение глагола. Неопределённая форма глагола имеет окончание –ть, -ти и нулевое окончание в глаголах на –чь).

- Образуйте от данных глаголов форму 1 лица ед. ч. наст. вр. (Один ученик у доски).

- Все ли глаголы образуют форму настоящего времени? (Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени).

Увлекать – увлекаю

стеречь – стерегу

пилить – пилю

стремиться – стремлюсь

распилить –

подсказать – Данные глаголы совершенного вида, они не имеют формы настоящего времени.



- Что мы с вами повторили? (Неопределённую форму глагола, время глагола, вид).

- Ещё раз скажем сколько временных форм имеют глаголы несовершенного и совершенного вида? (Глаголы несовершенного вида имеют формы прошедшего, настоящего и будущего времени, а глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени. Примеры: читал, читаю, буду читать; прочитал, прочитаю).

  1. Работа по теме урока.

- На предыдущих уроках мы с вами уже рассмотрели, как образуется прошедшее и настоящее время глагола. Сегодня на уроке мы поговорим о будущем времени глагола.

Работа с учебником. Анализ материала для наблюдений — стр. 264.

- Откройте учебники на странице 264, параграф 118. Прочитаем вопросы под звёздочкой.

  • Что ты будешь делать, когда вырастешь?

  • Я буду строить новые дома.

  • А я буду путешествовать.

  • А я изобрету новые компьютеры.

- А как бы вы ответили на этот вопрос? Определите время выделенных глаголов (устно).

- Рассмотрите таблицу. Скажите, как образуется будущее время.

Совершенный вид

Что сделаю (сделаешь и т.д.)?

Несовершенный вид

Что буду делать (будешь делать и т.д.)?

построю

полетишь

откроет

буду строить

буду летать

будет открывать

Будущее простое время

Будущее сложное время

- Обратите внимание, что будущее сложное время состоит из двух слов: вспомогательного глагола и глагола в неопределённой форме.

- Прочитаем теоретический материал, данный в учебнике под вертикальной чертой.

Будущее время имеет две формы: простую и сложную.

От глаголов совершенного вида образуется будущее простое (построю), от глаголов несовершенного вида — будущее сложное (буду строить).

- Запишем данный теоретический материал себе в тетради в виде таблицы.

Будущее время


Простое

Сложное

Н. вид


буду писать

С. Вид

напишу




Упр. 670 (устно).

- Потренируемся в нахождении глаголов в форме будущего простого и будущего сложного времени, выполнив упражнение 670. Прочитайте задание.

670. Разбейте текст на три абзацные части. Найдите в тексте пословицу. Как вы понимаете её смысл? Укажите глаголы форме будущего простого и будущего сложного времени.

Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца, а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем, старинная умная пословица гласит: «Кто рано встал, тот не потерял». Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких3 движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко. Попробуйте бросить птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом всё уменьшая расстояние. Вы добьётесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо. А прилетев на будущий год, он очень скоро возобновит и заключит с вами прежнюю дружбу.

(А. И. Куприн.)

- Где будет начинаться каждая часть? Почему? (Каждый абзац содержит микротему).

- Какую пословицу встретили в тексте? («Кто рано встал, тот не потерял»). Как вы понимаете её смысл?

- Выпишем в тетради глаголы в будущем времени, заполнив таблицу. (Один ученик у доски).

Будущее простое время

Будущее сложное время.

Привыкнут,

добьётесь

возобновит,

заключит.

Будете сидеть,

будут подходить,

будет брать,

будет садиться.

Упр. 671.

- Выполним упражнение 671. Запишем глаголы по образцу.

1. Растить, вырастить – буду растить, выращу; чувствовать, почувствовать – буду чувствовать, почувствую;

2. увлечься, увлекаться – увлекусь, буду увлекаться; лечить, вылечить – буду лечить, вылечу; послать, посылать – пошлю, буду посылать.

По-слать

[п] – согл., глух.,тв.

[а] – гласн., безуд.

[с] – согл., глух.,тв.

[л] – согл., сонорн., тв.

[а] – гласи., уд.

[т'] – согл., глух., мягк.

7 б., 6 зв.

  1. Закрепление изученного материала.

- А сейчас, чтобы закрепить изученный материал, выполним небольшое задание в виде теста. У вас на столах лежат листы с вопросами и вариантами ответов. Подпишите свои листочки. Ваша задача внимательно прочитать вопросы, среди вариантов ответов выбрать правильный и обвести его в кружочек цветной ручкой.

Тестирование по вариантам с дальнейшей взаимопроверкой.

  1. Итог урока. Выставление отметок.

- Подведём итог нашего урока. О чём говорили на уроке?

- Сколько форм имеет будущее время?

- Как образуется будущее простое и будущее сложное время?

  1. Домашнее задание. Параграф 118, учить определение, упр. 673.



Комментарии















Двое учеников выполняют работу на карточках, а весь класс – буквенный диктант. Один ученик у доски.































Слова записаны на доске. Один ученик у доски.























Чтение теоретического материала учебника.









































Запись таблицы в тетради.



































Выполнение упр. 670. Один ученик у доски.



















Выполнение упр. 671. Три ученика у доски (по очереди).

















Выполняет весь класс по вариантам с дальнейшей взаимопроверкой.







Тетрадь ученика

Двадцать девятое апреля

Классная работа

Расстилалось голубое небо, тихо плыли и таяли сверкающие облака. Тянуло свежим запахом тающего снега. Утро перешло в светлый солнечный денек.

Увлекать – увлекаю

стеречь – стерегу

пилить – пилю

подсказывать – подсказываю

стремиться – стремлюсь

распилить –

подсказать – Данные глаголы совершенного вида.

Будущее время


Простое

Сложное

Н. вид


буду писать

С. Вид

напишу


Упражнение 670.

Будущее простое время

Будущее сложное время.

Привыкнут,

добьётесь

возобновит,

заключит.

Будете сидеть,

будут подходить,

будет брать,

будет садиться.

Упражнение 671.

Растить, вырастить – буду растить, выращу; чувствовать, почувствовать – буду чувствовать, почувствую; увлечься, увлекаться – увлекусь, буду увлекаться; лечить, вылечить – буду лечить, вылечу; послать, посылать – пошлю, буду посылать.

По-слать

[п] – согл., глух.,тв.

[а] – гласн., безуд.

[с] – согл., глух., тв.

[л] – согл., сонорн., тв.

[а] – гласи., уд.

[т'] – согл., глух., мягк.

7 б., 6 зв.



























Карточки



Задание: согласуйте глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый солнечный денек.

Задание: согласуйте глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый солнечный денек.

Задание: согласуйте глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый солнечный денек.

Задание: согласуйте глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый солнечный денек.

Задание: согласуйте глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый солнечный денек.

Задание: согласуйте глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый солнечный денек.

Задание: согласуйте глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый солнечный денек.

Задание: согласуйте глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый солнечный денек.

Задание: согласуйте глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый солнечный денек.

Задание: согласуйте глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый солнечный денек.

Задание: согласуйте глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый солнечный денек.


Задание: согласуйте глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый солнечный денек.








Задания к уроку на тему «Будущее время глагола»

1). Буквенный диктант:

  1. Блистать, блестеть, блеснуть;

  2. Оттереть, отпереть, отдираю;

  3. Натереть, набирать, настилает;

  4. Вытирать, вытереть, выпирать;

  5. Замереть, замирать, застилает;

  6. Поджигать, постелить, протирать;

  7. Растереть, расстелить, расстилать;

  8. Собираешься, соберу, сдираю;

  9. Постелить, приберу, застелить;

  10. Удирать, запирать, запереть.

2). Образуйте от данных глаголов форму 1 лица ед. ч. наст. вр. Все ли глаголы образуют форму настоящего времени?

Увлекать – увлекаю

стеречь – стерегу

пилить – пилю

подсказывать – подсказываю

стремиться – стремлюсь

распилить –

подсказать – Данные глаголы совершенного вида, они не имеют формы настоящего времени.



Карточки



Задание: согласуйте глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый солнечный денек.

Задание: согласуйте глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый солнечный денек.





Тестирование (I вариант). Ф. И.

1. Найдите лишний глагол (глагол другого времени).

а) напишет; б) прочитал; в) записал.

2. Какой глагол употреблён в форме будущего времени?

а) говорит; б) гуляет; в) споёшь.

3. Найдите ошибку в образовании формы будущего времени.

а) летать – буду летать;

б) полететь – полечу;

в) летать – полечу.

Тестирование (II вариант). Ф.И.

1. Найдите лишний глагол (глагол другого времени).

а) читает; б) запишет; в) говорит.

2. Какой глагол употреблён в форме будущего времени?

а) будет говорить; б) гуляет; в) пишет.

3. Найдите ошибку в образовании формы будущего времени.

а) петь – буду петь;

б) петь – спою;

в) спеть – спою.




































Тренировочные упражнения.

1.- Найдите «четвертый лишний» глагол. Остальные глаголы запишите, указав их вид, время, лицо и число.

Направляем – несов. в., наст. в., 1 л., мн. ч.

Направляют – несов. в., наст. в., 3 л., мн. ч.

Направят – лишний глагол, т.к. сов. в. и в буд. вр.

Направляю – несов. в., наст. в., 1 л., ед. ч.

2.- Образуйте от данных глаголов несовершенного вида будущее время.

Направляем – будем направлять;

Направляют – будут направлять;

Направляю - буду направлять.

3.- От всех ли записанных на доске глаголов можно образовать форму 1-го лица единственного числа будущего времени? Записать нужную форму, указав вид и время глаголов.

Защитить – защищу;

упростить – упрощу;

почтить – почту;

победить (нельзя образовать форму 1 лица ед.ч. наст. вр.)



Карточка.

Задание: согласуйте глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый солнечный денек.

Карточка.

Задание: согласуйте глаголы в прошедшем времени и прилагательные с существительными. Вставить пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

Ра..ст..лалось голубое небо, тихо плыл.. и та..л.. сверкающ.. облака. Тянул.. свеж.. зап..хом тающ..го снега. Утро перешл.. в светлый солнечный денек.









Тестирование (I вариант). Ф. И.

1. Найдите лишний глагол (глагол другого времени).

а) напишет; б) прочитал; в) записал.

2. Какой глагол употреблён в форме будущего времени?

а) говорит; б) гуляет; в) споёшь.

3. Найдите ошибку в образовании формы будущего времени.

а) летать – буду летать;

б) полететь – полечу;

в) летать – полечу.

Тестирование (II вариант). Ф.И.

1. Найдите лишний глагол (глагол другого времени).

а) читает; б) запишет; в) говорит.

2. Какой глагол употреблён в форме будущего времени?

а) будет говорить; б) гуляет; в) пишет.

3. Найдите ошибку в образовании формы будущего времени.

а) петь – буду петь;

б) петь – спою;

в) спеть – спою.


Тестирование (I вариант). Ф.И.

1. Найдите лишний глагол (глагол другого времени).

а) напишет; б) прочитал; в) записал.

2. Какой глагол употреблён в форме будущего времени?

а) говорит; б) гуляет; в) споёшь.

3. Найдите ошибку в образовании формы будущего времени.

а) летать – буду летать;

б) полететь – полечу;

в) летать – полечу.


Тестирование (II вариант). Ф.И.

1. Найдите лишний глагол (глагол другого времени).

а) читает; б) запишет; в) говорит.

2. Какой глагол употреблён в форме будущего времени?

а) будет говорить; б) гуляет; в) пишет.

3. Найдите ошибку в образовании формы будущего времени.

а) петь – буду петь;

б) петь – спою;

в) спеть – спою.

Тестирование (I вариант). Ф.И.

1. Найдите лишний глагол (глагол другого времени).

а) напишет; б) прочитал; в) записал.

2. Какой глагол употреблён в форме будущего времени?

а) говорит; б) гуляет; в) споёшь.

3. Найдите ошибку в образовании формы будущего времени.

а) летать – буду летать;

б) полететь – полечу;

в) летать – полечу.


Тестирование (II вариант). Ф.И.

1. Найдите лишний глагол (глагол другого времени).

а) читает; б) запишет; в) говорит.

2. Какой глагол употреблён в форме будущего времени?

а) будет говорить; б) гуляет; в) пишет.

3. Найдите ошибку в образовании формы будущего времени.

а) петь – буду петь;

б) петь – спою;

в) спеть – спою.

Тестирование (I вариант). Ф.И.

1. Найдите лишний глагол (глагол другого времени).

а) напишет; б) прочитал; в) записал.

2. Какой глагол употреблён в форме будущего времени?

а) говорит; б) гуляет; в) споёшь.

3. Найдите ошибку в образовании формы будущего времени.

а) летать – буду летать;

б) полететь – полечу;

в) летать – полечу.


Тестирование (II вариант). Ф.И.

1. Найдите лишний глагол (глагол другого времени).

а) читает; б) запишет; в) говорит.

2. Какой глагол употреблён в форме будущего времени?

а) будет говорить; б) гуляет; в) пишет.

3. Найдите ошибку в образовании формы будущего времени.

а) петь – буду петь;

б) петь – спою;

в) спеть – спою.







Урок русского языка на тему "Будущее время глагола". 5 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект открытого урока

русского языка

в 5 «А» классе школы №20

г. Щёкино.

Учитель: Гуреева Жанна Александровна

Тема:  «Будущее время глагола»

Цели:а) повторить ранее изученный материал о глаголе, познакомить ребят с простой и сложной формами будущего времени; формировать знания об образовании форм будущего времени и умение образовывать формы будущего времени и употреблять их в речи.

б) развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, мышление, память, речь, внимательность;

в) воспитывать аккуратность, дисциплинированность, любовь к русскому языку.

 

Тип урока:урок овладения новыми знаниями.

Автор Гуреева Жанна Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3442
Номер материала 50412
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓