Открытый
урок по русскому языку
Тема урока: Имя прилагательное. Понятие об
имени прилагательном.
Проблемное обучение.
Тип урока:
открытие новых знаний.
Место урока в
системе уроков: вводный урок.
Педагогические
технологии: игровая деятельность, проблемное обучение, технология развивающего
обучения, здоровьесберегающие технологии.
Цели:
•Обучающая:
сформировать у
учащихся знания об имени прилагательном как о части речи, о его взаимосвязи с
именем существительным.
•Развивающая:
развить
коммуникативные навыки и словарный запас учащихся.
•Воспитывающая:
воспитание
здорового образа жизни через использование УНТ, уважительное отношение к мнению
другого.
Ход
урока.
1. Орг.
момент.
– Здравствуйте, ребята.
Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. Когда в семье гости, это радостное и
ответственное событие. Их стараются встретить особенно, готовят самое лучшее. И
мы сегодня постараемся нашим гостям показать себя внимательными, грамотными
знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать
нам будут дисциплина, внимание и аккуратность. Напишите число, классная работа.
2. Минутка
чистописания.
Чтобы узнать, какую букву
вы должны прописать, найдите закономерность в схеме, обоснуйте ответ.
Посмотрите, в каком
случае буквы написаны правильно. В чём ошибка здесь? (очень длинное
соединение). А здесь? (Разный наклон букв). Неправильное стереть.
– Прочитайте предложение.
Приготовим веер букв. Показ с объяснением.
Зд…ровье
д…роже дене….
Какая ещё есть
орфограмма? (Разделительный ь). Запишите пословицу.
3. Словарная
работа.
В роли учителя сегодня
работает Аня Ладыга. Она называет лексическое значение слов, вы записываете
эти слова в тетради, а Аня за закрытой доской.
а) Это дерево с белым
стволом. БЕРЁЗА.
б) Домашнее животное,
которое даёт молоко. КОРОВА.
в) Это школьная
принадлежность, ящичек для хранения ручек и карандашей. ПЕНАЛ.
г) Это цвет, таким цветом
раскрашивают солнце. ЖЁЛТЫЙ.
д) Это то, с помощью чего
люди общаются. Он бывает русский, английский, немецкий. ЯЗЫК.
Проверка. Скажите, к
какой части речи относятся эти слова? Какое слово лишнее? Почему?
4. Подводящий
диалог.
Какая возникла проблема? Все
остальные слова – какая часть речи? Почему? Какой же будет тема нашего урока?
Правильно, познакомимся с новой частью речи. Мы ещё не изучали эту часть речи,
но может, кто-то знает, как она называется? (Открыть тему)
Что вы хотите узнать про
имя прилагательное? Цели урока:
Проведём исследование,
что она может называть.
Какой признак называют
слова ОГРОМНЫЙ, МАЛЮСЕНЬКИЙ ? (РАЗМЕР - После ответа ученика открываю карточку)
Да, имя прилагательное
может называть размер. А что ещё?
Какой признак называют
слова ОВАЛЬНЫЙ, ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ? (ФОРМА - После ответа ученика открываю
карточку)
Да, имя прилагательное
может называть форму. Какой
признак называют слова ФИАЛЕТОВЫЙ, РОЗОВЫЙ? (После ответа ученика открываю карточку)
Эти слова называют цвет. Так
что же могут называть прилагательные?
Мы познакомимся и с
другими признаками, которые могут называть имена прилагательные. Мне нужны 3
помощника. Завяжем им глаза и попросим на вкус определить продукты (лимон, солёный
огурец, яблоко) Угадайте, что вам досталось? Как угадали? А слова кислый,
солёный, сладкое что называют? (вкус). Так какие признаки могут
называть имена прилагательные? (размер, форма, цвет, вкус)
5. Вам
дана схема. По схеме описываем слово ДОСКА (все вместе).
Работа в парах.
1 вариант по этой схеме
описывает слово ЯБЛОКО,
2 вариант – ТЕЛЕВИЗОР.
Какими словами вы
пользовались? (Это слова-признаки)
6. Физминутка
– проводит ученица
Группа
«Барбарики», песня «Что такое доброта?»
Ребята! О чём эта песня? О доброте. Слово
ДОБРОТА. Оно называет качество, свойство, значит, это имя прилагательное? (Нет,
не отвечает на вопрос какой?) Значит, мало знать, что это признак, надо ещё
задавать вопросы.
Образуйте однокоренное прилагательное от
слова ДОБРОТА. Прочитайте. Прилагательные употреблены правильно? Спишите
словосочетания.
Девочка добрый.
Поступок доброе.
Дело добрые.
Ребята добрая.
Взаимопроверка – пересаживание. ВЗЯЛИ
ЧЁРНУЮ РУЧКУ.
После этого – вслух, называя вопросы, я их
прикрепляю. Так прилагательное отвечает только на вопрос какой? А
ещё на какие вопросы? Вот как дружат существительное и прилагательное. А где мы
уже использовали это правило на уроке? (Когда писали Число, Классная работа)
Посмотрите на образец:
Интересный урок
Понятное объяснение
Дружная работа
Как подчёркивается имя прилагательное?
(Верно, волнистой линией). Подчеркните все прилагательные в этих
словосочетаниях.
Так что же такое ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ? У
меня всё правило по доске рассыпалось. Кто сможет сказать верное определение
имени прилагательного? Коль ты говоришь первым, значит, ты профессор. (Ему
надеть профессорскую шапочку)
Интересно, верно ли мы вывели правило? Где
мы сможем это узнать? (Прочитать в учебнике)
7. Работа
с учебником. Правило – с.86.
8. Групповая
работа. Я хочу дать задание всем детям,
но у меня только 6 карточек. Как сделать, чтобы все выполняли задания?
(разделиться на группы) Обсудить, выбрать и записать 1 пословицу, где есть
имена прилагательные.
Где терпенье, там и
уменье.
Терпенье и труд всё
перетрут.
Маленькое дело лучше большого
безделья.
Пчела мала, да и та
работает.
Дело мастера боится.
Белые ручки чужие труды
любят.
Любой
человек в деле познаётся.
Была бы
охота – наладится и работа.
Землю
красит солнце, а человека труд.
Труд всё
побеждает.
Труд
кормит, а лень портит.
Быстрая
работа хорошей не бывает.
Без труда
не вытянешь рыбку из пруда.
Всякая
работа мастера хвалит.
Терпенье
и труд всё перетрут.
Люби
работу – мастером будешь.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Любишь
кататься – люби и саночки возить.
От каждой группы
читает 1 пословицу, называет прилагательное.
Запасное задание:
9. Упр.
151 – с объяснением у доски. Не доделали – как быть? (Дома)
10. Запись
домашнего задания
От каждой группы
читает 1 пословицу, называет прилагательное.
11. Итог
урока. Какая была тема урока? Задайте друг другу
вопросы по теме урока.
Задания для
групповой работы
Группа
№ 1
Где терпенье, там
и уменье.
Терпенье и труд
всё перетрут.
Маленькое дело
лучше большого безделья.
Группа № 2
Пчела мала, да и
та работает.
Дело мастера
боится.
Белые ручки чужие
труды любят.
Группа № 3
Любой человек в
деле познаётся.
Была бы охота –
наладится любая работа.
Землю красит
солнце, а человека труд.
Группа № 4
Труд всё
побеждает.
Труд кормит, а
лень портит.
Быстрая работа
хорошей не бывает.
Группа № 5
Без труда не
вытянешь рыбку из пруда.
Всякая работа
мастера хвалит.
Терпенье и труд
всё перетрут.
Группа № 6
Люби работу –
мастером будешь.
Маленькое дело
лучше большого безделья.
Любишь кататься –
люби и саночки возить.
Определение вкуса
с закрытыми глазами
Выведение правила
«профессором»
Парная работа
Проведение
физминутки
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.