Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему "Предложения с обособленными второстепенными членами "

Урок русского языка на тему "Предложения с обособленными второстепенными членами "

hello_html_787ee1f9.gif



Акмолинская область

Буландынский район

г.Макинск












11 класс



Провела: учитель русского языка и литературы

Кочеватова Елена Владимировна














КГУ «Макинская средняя школа»

2014-2015 учебный год



Открытый урок по теме

«Предложения с обособленными второстепенными членами предложения»


Цели урока:

- закрепить умение находить обособленные члены предложения;

- закрепить навыки постановки знаков препинания при обособленных членах предложения на письме и правильного чтения в устной речи;

- активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;

- прививать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: карточки, тесты, интерактивная доска

Ход урока:

  1. Организационный момент. Девиз урока «Закрепляем то, что знаем, вспоминаем, что забыли»

  2. Целеполагание

Сегодня на уроке мы закрепляем умение находить обособленные члены предложения, характеризовать обособленные второстепенные члены предложения.

Будем отрабатывать умение правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения.

Повторяем девиз.

  1. Фронтальный опрос «да» и «нет»:

  • Второстепенные члены предложения, выделенные в составе предложения по смыслу и интонационно, называются согласованными. (нет - обособленными)


  • Обособляются определения независимо от места расположения, относятся к личному местоимению. (да)


  • Обособляются определения, выраженные причастным оборотом, если причастный оборот стоит перед определенным словом. (нет - после)


  • Приложением называется определение, выраженное существительным. (да)


  • Не обособляются дополнения с предлогами кроме, помимо, сверх со значением включения . исключения. (нет - обособляются)


  • Обстоятельства выраженные деепричастным оборотом всегда обособляются. (да)


  • Не обособляются фразеологизмы, в составе которых есть слова имеющие форму деепричастий. (да)


  • Обособляются одиночные деепричастия в роли обстоятельств. Независимо от места расположения по отношению к глаголу – сказуемому. (нет)


  1. Задание 2

Прочитайте предложения, выделяя голосом, выделенные слова. Определите, какими членами предложения они являются?

  1. Первые лучи солнца, пробив сквозную тучу, блеснули в небе и пробежали по земле и небу.

  2. Лимонница, желтая бабочка, сидит на бруснике. (М.Приш.)

  3. Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки. (М.Горький)

  4. Белка беспечно скачет с сучка на сучок, распустив свой пушистый хвостик. (В.Шишков)

  5. Кроме кур, в нашей деревне никаких домашних птиц нет. (М. Пришв.)

  6. Перевалившись через задний борт, я опустил руки и упал в снег. (В.Солоухин).

  7. В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. (М.Горьк.)

  8. Спутница его, обезьяна, была довольно велика и страшна. (И.А.Бунин).

  9. Несмотря на усталость, он еще долго не ложился спать.

  10. Хану Абулхаиру, согласно документам, была от царицы выдана грамота. (Есенб.)

11. Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. (Л.Т.)

12. Лесной край, загадочный и огромный, простирался вокруг. (К.Паустов.)

13.По льду, потемневшему от весеннего солнца, вилась тропинка. (К.Паустов.)

  1. В дверях кибитки, расправив мощные крылья, сидел огромный беркут. (Емел.)

  1. Задание 3

Выписать в тетрадь номера тех предложений, в которых знаки поставлены правильно. Из десяти данных предложений на каждый вариант приходится пять с правильно поставленными знаками. За пять правильных ответов ставится 5 баллов, за четыре - 4 и т.д.

  1. Бормочет, остывая самовар.

  2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся.

  3. Тит остановился, прислушиваясь к удаляющимся шагам.

  4. Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.

  5. Ветер, казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.

  6. Привлеченные светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

  7. Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

  8. Батальон, не замеченный противником, зашел в тыл и ворвался на вокзал.

  9. Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

  10. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Ключ: 2, 3, 6, 8, 10.

  1. Задание 4

Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях (каждому ученику карточка). На доске записано правильно. Эти предложения будут ключами для взаимопроверки.

  1. Близким кажется небо, соединившееся с горами. (И.Соколов-Микитов)

  2. Через полчаса явился уездный лекарь, худенький человек небольшого роста. (И.Тургенев)

  3. Дорогу решено было вести через гору, несмотря на сложность рельефа.

  4. Поникший, потерявший свежесть, цветок все-таки был хорош.

  5. Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем. ( М.Горьк.)

  6. Луговые цветы, благодаря постоянным дождям, необыкновенно ярки и пышны.(М.Пришвин)


  1. Задание 5

Соотнеси условия обособления (необособления) членов предложения с примерами:

1. Определение, относящееся к личному местоимению, обособляются всегда

А. Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.

2. Приложения с союзом как, имеющим значение «в качестве», не обособляются

Б. Кто, кроме охотника, испытал счастье бродить на заре по кустам?

3. Согласованные определения, выраженные причастным оборотом, обособляются, если они стоят после определяемого слова

В. Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.

4. Деепричастные обороты обособляются, независимо от места расположения

Г. Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром.

5. Дополнения со значением включения, исключения, замещения обособляются, если автор намерен выделять их по смыслу и интонационно

Д. По степи, не успевшей остыть за ночь, уже тянет теплый ветер.

6. Всегда обособляются обстоятельства уступки с предлогом несмотря на .... невзирая на...

Е. Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей.

7. Деепричастия, полностью перешедшие в наречия, не обособляются

Ж. А.С.Грибоедов как композитор известен лишь немногим знатокам


Ключ. 1Г; 2Ж; ЗД; 4А ; 5Б; 6В; 7Е.


  1. Задание 6

Выполните тестовые задания на интерактивной доске:

  1. Найдите предложение с обособленным определением (знаки не расставлены).

А) Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.

  1. Он вышел на палубу заставленную ящиками.

  2. Свившие себе гнездо ласточки кружились около дома.


  1. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночные деепричастия (знаки не расставлены).

  1. Я проснулся рано и лежал не шевелясь.

  2. ГТо привыкнув Поля оглянулась.

  3. Петя задыхаясь бежал из гимназии домой.

  1. Укажите предложение с приложением.

  1. Улжан говорит горячо, откровенно, ничего не скрывая.

  2. Брод, стремясь достичь другого берега, был найден.

  3. Хозяин аула, зажиточный старик Найман, подробно разузнал о гостях.

  1. Найдите обособленное обстоятельство.

  1. Вишневые сады, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут.

  2. В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.

С) Хозяин сакли, Садо, был человек лет сорока.

5. Найдите обособленное определение.

  1. Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели..

  2. Машинист, не смыкая глаз, глядел вперед на дорогу.

  3. Строительство началось в районе, богатом нефтью.


6.Найдите предложение с обособлением.

  1. Учился Пушкин легко, но небрежно.

  2. Друг мой, упреки твои жестоки и несправедливы.

  3. Вступив в лицей, Пушкин уже знал английский.

  1. Как выделяются обособленные члены предложения.

  1. с помощью восклицательного знака.

  2. с помощью запятых, тире, интонации

  3. с помощью тире, скобок.

Ключ. 1B, 2А, ЗС,4В, 5А, 6С, 7В.


9. Подведение итогов урока.

Вспомним девиз нашего урока. Пришлось ли вам, что -то вспоминать?

Как вы считаете, удалось ли вам закрепить тему урока?

Мы будем вспоминать такую же работу в течение всего учебного года. Я надеюсь , что

вы успешно подготовитесь и сдадите ЕНТ!

Спасибо Вам за работу!


10. Оценки за урок: в тетрадях общий балл.


11. Домашнее задание: составить тест из 12-14 заданий.












1. Фронтальный опрос «да» и «нет»:

  • Второстепенные члены предложения, выделенные в составе предложения по смыслу и интонационно, называются согласованными.


  • Обособляются определения независимо от места расположения, относятся к личному местоимению.


  • Обособляются определения, выраженные причастным оборотом, если причастный оборот стоит перед определенным словом.


  • Приложением называется определение, выраженное существительным.


  • Не обособляются дополнения с предлогами кроме, помимо, сверх со значением включения . исключения.


  • Обстоятельства выраженные деепричастным оборотом всегда обособляются.


  • Не обособляются фразеологизмы, в составе которых есть слова имеющие форму деепричастий.


  • Обособляются одиночные деепричастия в роли обстоятельств. Независимо от места расположения по отношению к глаголу – сказуемому.


1. Фронтальный опрос «да» и «нет»:

  • Второстепенные члены предложения, выделенные в составе предложения по смыслу и интонационно, называются согласованными.


  • Обособляются определения независимо от места расположения, относятся к личному местоимению.


  • Обособляются определения, выраженные причастным оборотом, если причастный оборот стоит перед определенным словом.


  • Приложением называется определение, выраженное существительным.


  • Не обособляются дополнения с предлогами кроме, помимо, сверх со значением включения . исключения.


  • Обстоятельства выраженные деепричастным оборотом всегда обособляются.


  • Не обособляются фразеологизмы, в составе которых есть слова имеющие форму деепричастий.


  • Обособляются одиночные деепричастия в роли обстоятельств. Независимо от места расположения по отношению к глаголу – сказуемому.



Задание 2:

Прочитайте предложения, выделяя голосом, выделенные слова. Определите, какими членами предложения они являются?

  1. Первые лучи солнца, пробив сквозную тучу, блеснули в небе и пробежали по земле и небу.

  2. Лимонница, желтая бабочка, сидит на бруснике. (М.Приш.)

  3. Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки. (М.Горький)

  4. Белка беспечно скачет с сучка на сучок, распустив свой пушистый хвостик. (В.Шишков)

  5. Кроме кур, в нашей деревне никаких домашних птиц нет. (М. Пришв.)

  6. Перевалившись через задний борт, я опустил руки и упал в снег. (В.Солоухин).

  7. В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. (М.Горьк.)

  8. Спутница его, обезьяна, была довольно велика и страшна. (И.А.Бунин).

  9. Несмотря на усталость, он еще долго не ложился спать.

  10. Хану Абулхаиру, согласно документам, была от царицы выдана грамота. (Есенб.)

11. Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. (Л.Т.)

12. Лесной край, загадочный и огромный, простирался вокруг. (К.Паустов.)

13.По льду, потемневшему от весеннего солнца, вилась тропинка. (К.Паустов.)

14. В дверях кибитки, расправив мощные крылья, сидел огромный беркут. (Емел.)



Задание 2:

Прочитайте предложения, выделяя голосом, выделенные слова. Определите, какими членами предложения они являются?

  1. Первые лучи солнца, пробив сквозную тучу, блеснули в небе и пробежали по земле и небу.

  2. Лимонница, желтая бабочка, сидит на бруснике. (М.Приш.)

  3. Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки. (М.Горький)

  4. Белка беспечно скачет с сучка на сучок, распустив свой пушистый хвостик. (В.Шишков)

  5. Кроме кур, в нашей деревне никаких домашних птиц нет. (М. Пришв.)

  6. Перевалившись через задний борт, я опустил руки и упал в снег. (В.Солоухин).

  7. В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. (М.Горьк.)

  8. Спутница его, обезьяна, была довольно велика и страшна. (И.А.Бунин).

  9. Несмотря на усталость, он еще долго не ложился спать.

  10. Хану Абулхаиру, согласно документам, была от царицы выдана грамота. (Есенб.)

11. Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. (Л.Т.)

12. Лесной край, загадочный и огромный, простирался вокруг. (К.Паустов.)

13.По льду, потемневшему от весеннего солнца, вилась тропинка. (К.Паустов.)

14. В дверях кибитки, расправив мощные крылья, сидел огромный беркут. (Емел.)


Задание 3:

Выписать в тетрадь номера тех предложений, в которых знаки поставлены правильно. Из десяти данных предложений на каждый вариант приходится пять с правильно поставленными знаками.

За пять правильных ответов ставится - 5 баллов,

за четыре - 4 и т.д.


  1. Бормочет, остывая самовар.

  2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся.

  3. Тит остановился, прислушиваясь к удаляющимся шагам.

  4. Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.

  5. Ветер, казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.

  6. Привлеченные светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

  7. Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

  8. Батальон, не замеченный противником, зашел в тыл и ворвался на вокзал.

  9. Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

  10. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.



Задание 3:

Выписать в тетрадь номера тех предложений, в которых знаки поставлены правильно. Из десяти данных предложений на каждый вариант приходится пять с правильно поставленными знаками.

За пять правильных ответов ставится - 5 баллов,

за четыре - 4 и т.д.


  1. Бормочет, остывая самовар.

  2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся.

  3. Тит остановился, прислушиваясь к удаляющимся шагам.

  4. Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.

  5. Ветер, казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.

  6. Привлеченные светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.

  7. Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.

  8. Батальон, не замеченный противником, зашел в тыл и ворвался на вокзал.

  9. Тимирязев, замечательный ботаник открыл законы жизни растений.

  10. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Задание 4:

Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях (каждому ученику карточка). На доске записано правильно. Эти предложения будут ключами для взаимопроверки.

  1. Близким кажется небо соединившееся с горами. (И.Соколов-Микитов)

  2. Через полчаса явился уездный лекарь худенький человек небольшого роста. (И.Тургенев)

  3. Дорогу решено было вести через гору несмотря на сложность рельефа.

  4. Поникший потерявший свежесть цветок все-таки был хорош.

  5. Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. ( М.Горьк.)

  6. Луговые цветы благодаря постоянным дождям необыкновенно ярки и пышны.(М.Пришвин)


Задание 4:

Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях (каждому ученику карточка). На доске записано правильно. Эти предложения будут ключами для взаимопроверки.

  1. Близким кажется небо соединившееся с горами. (И.Соколов-Микитов)

  2. Через полчаса явился уездный лекарь худенький человек небольшого роста. (И.Тургенев)

  3. Дорогу решено было вести через гору несмотря на сложность рельефа.

  4. Поникший потерявший свежесть цветок все-таки был хорош.

  5. Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. ( М.Горьк.)

  6. Луговые цветы благодаря постоянным дождям необыкновенно ярки и пышны.(М.Пришвин)


Задание 4:

Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях (каждому ученику карточка). На доске записано правильно. Эти предложения будут ключами для взаимопроверки.

  1. Близким кажется небо соединившееся с горами. (И.Соколов-Микитов)

  2. Через полчаса явился уездный лекарь худенький человек небольшого роста. (И.Тургенев)

  3. Дорогу решено было вести через гору несмотря на сложность рельефа.

  4. Поникший потерявший свежесть цветок все-таки был хорош.

  5. Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. ( М.Горьк.)

  6. Луговые цветы благодаря постоянным дождям необыкновенно ярки и пышны.(М.Пришвин)

Задание 5:

Соотнеси условия обособления (необособления) членов предложения с примерами:

1. Определение, относящееся к личному местоимению, обособляются всегда

А. Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.

2. Приложения с союзом как, имеющим значение «в качестве», не обособляются

Б. Кто, кроме охотника, испытал счастье бродить на заре по кустам?

3. Согласованные определения, выраженные причастным оборотом, обособляются, если они стоят после определяемого слова

В. Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.

4. Деепричастные обороты обособляются, независимо от места расположения

Г. Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром.

5. Дополнения со значением включения, исключения, замещения обособляются, если автор намерен выделять их по смыслу и интонационно

Д. По степи, не успевшей остыть за ночь, уже тянет теплый ветер.

6. Всегда обособляются обстоятельства уступки с предлогом несмотря на .... невзирая на...

Е. Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей.

7. Деепричастия, полностью перешедшие в наречия, не обособляются

Ж. А.С.Грибоедов как композитор известен лишь немногим знатокам

Задание 5:

Соотнеси условия обособления (необособления) членов предложения с примерами:

1. Определение, относящееся к личному местоимению, обособляются всегда

А. Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.

2. Приложения с союзом как, имеющим значение «в качестве», не обособляются

Б. Кто, кроме охотника, испытал счастье бродить на заре по кустам?

3. Согласованные определения, выраженные причастным оборотом, обособляются, если они стоят после определяемого слова

В. Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.

4. Деепричастные обороты обособляются, независимо от места расположения

Г. Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром.

5. Дополнения со значением включения, исключения, замещения обособляются, если автор намерен выделять их по смыслу и интонационно

Д. По степи, не успевшей остыть за ночь, уже тянет теплый ветер.

6. Всегда обособляются обстоятельства уступки с предлогом несмотря на .... невзирая на...

Е. Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей.

7. Деепричастия, полностью перешедшие в наречия, не обособляются

Ж. А.С.Грибоедов как композитор известен лишь немногим знатокам




Задание 6

Выполните тестовые задания на интерактивной доске:


  1. Найдите предложение с обособленным определением (знаки не расставлены).


А) Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.

  1. Он вышел на палубу заставленную ящиками.

  2. Свившие себе гнездо ласточки кружились около дома.


  1. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночные деепричастия (знаки не расставлены).


  1. Я проснулся рано и лежал не шевелясь.

  2. Попривыкнув Поля оглянулась.

  3. Петя задыхаясь бежал из гимназии домой.

  1. Укажите предложение с приложением.


  1. Улжан говорит горячо, откровенно, ничего не скрывая.

  2. Брод, стремясь достичь другого берега, был найден.

  3. Хозяин аула, зажиточный старик Найман, подробно разузнал о гостях.

  1. Найдите обособленное обстоятельство.


  1. Вишневые сады, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут.

  2. В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.

С) Хозяин сакли, Садо, был человек лет сорока.

5. Найдите обособленное определение.


  1. Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели..

  2. Машинист, не смыкая глаз, глядел вперед на дорогу.

  3. Строительство началось в районе, богатом нефтью.


6.Найдите предложение с обособлением.


  1. Учился Пушкин легко, но небрежно.

  2. Друг мой, упреки твои жестоки и несправедливы.

  3. Вступив в лицей, Пушкин уже знал английский.

  1. Как выделяются обособленные члены предложения.


  1. с помощью восклицательного знака.

  2. с помощью запятых, тире, интонации

  3. с помощью тире, скобок.





Урок русского языка на тему "Предложения с обособленными второстепенными членами "
  • Русский язык и литература
Описание:


«Предложения с обособленными второстепенными членами предложения»

 

Цели урока:

- закрепить умение находить обособленные члены предложения;

- закрепить навыки постановки знаков препинания при обособленных членах предложения на письме и правильного чтения в устной речи;

- активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;

-  прививать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: карточки, тесты, интерактивная доска

Ход урока:

1.     Организационный момент. Девиз урока «Закрепляем то, что знаем, вспоминаем, что забыли»

2.     Целеполагание

Сегодня на уроке мы закрепляем умение находить обособленные члены предложения, характеризовать обособленные второстепенные члены предложения.

    Будем отрабатывать умение правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения.

 

Повторяем девиз.

Автор Кочеватова Елена Владимировна
Дата добавления 18.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1044
Номер материала 54353
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓