Предмет: русский язык
Тема: Правописание слов с двумя, одной безударной гласной.
Форма: урок – совет.
Цель: закреплять умения подбирать проверочные слова к словам с
безударной гласной.
Образовательные задачи:
1. развивать умения
проверять безударную гласную в слове, при необходимости – две безударные
гласные;
2. совершенствовать
навык морфемного разбора слов;
3. повторять части и речи
и вопросы, на которые они отвечают;
Развивающие:
1. коррегировать
зрительное восприятие, концентрацию внимания;
2. обогащать словарный
запас школьников путём подбора однокоренных родственных слов;
3. работать над поэтапным
написанием букв и соединений;
Воспитательные:
1. воспитывать интерес к
родному языку, поддерживать положительную мотивацию к учению..
Оборудование: рисунки мальчика Вовы, деда Мороза,
письмо Вовы к Деду Морозу; советы детей мальчику, демонстрационное пособие
«Образцы каллиграфического написания букв и цифр»; иллюстрации ёлочек,
снежинок; учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык». – М. : Дрофа, 2012.
Ход урока:
I. Организационный этап урока,
знакомство с целями урока
Чтоб
под Новый Год сбылись все твои желания,
Дед
Морозу напиши о своих мечтаниях.
Мальчик
Вова это знал и Морозу написал:
«Харашо
же мне жывётся!
Висилиться
удаётся!
Не
скучаю, не грущю,
В школу
иногда хажу!
Ну,
исполни же мичту –
Велик я себе хачу!» вова
Дед
Мороз всё прочитал
И
ребёнку написал:
«Ты
подарка не получишь –
Это мой
тебе ответ.
Ты
учение не любишь –
Потому
и знаний нет!»
Вы, ребята,
помогите,
Дайте
мне скорей совет!
В чём
мои ошибки были?
И каких
же знаний нет?
- Ребята, я специально
откопировала вам письмо, чтоб вы видели все ошибки и смогли их найти. Но
прежде, вы должны ответить: будем ли помогать Вове: Будем ли ему давать советы,
чтобы он исправился и не остался на Новый Год без подарка?
- Наш урок сегодня –
урок – совет. Но советы давать не просто, надо самим им следовать, этим
советам. Так что, всё что вы будете советовать Вове, вы должны уметь делать
сами.
II. Минутка чистописания.
- Ну что, посмотрите на письмо мальчика. Даже не читая его, что можно
сказать о том, кто его писал?
Красиво ли оно написано? Почему? Давайте потренируемся сегодня писать
букву Д,д.
Строчная буква д состоит из двух элементов: овала и удлинённой
наклонной палочки с петлёй внизу. Овал начинаем писать, как в маленькой букве
а. От верхней строчной линии, касаясь овала, ведём второй элемент – прямую
наклонную – вниз, возле межстрочной линии закругляем влево и ведём петлю до
пресечения с нижней строчной. Заканчиваем букву почти посередине основной
строки. Письмо под такт: и – раз – и – два – и.
Прописная буква Д состоит из трёх элементов: удлинённой наклонной
палочки, лежачей петли и левого большого полуовала.
Начинаем писать от верхней межстрочной наклонную прямую палочку. Возле
нижней строчной закругляем влево вверх, потом вправо и вниз, описывая петлю.
Возле нижней строчной линии закругляем вверх, описывая большой полуовал,
который касается межстрочной линии и заканчивается ниже межстрочной слева от
прямой наклонной палочки. Под такт она может писаться так: раз – и – два – и –
три.
- Ребята, очень важно разборчиво писать. Уметь разборчиво писать –
первое правило вежливости!
- Так какой совет дадим Вове?
(Пиши разборчиво)
III. Работа по теме урока.
- Но ещё важнее не только разборчиво писать, но и грамотно. Давайте
проверим письмо мальчика на ошибки, и если они есть – исправим их!
(Вид работы – работа у доски с комментированием).
Хорошо (сл. сл.), мечта (сл.сл.), живётся,
веселиться – весело, весёлый, грущу, хожу
– ходит, хочу – хочет, Вова (имя).
- Какие правила вы сейчас использовали? Что вы делали, чтобы исправить
ошибки? Какие правила знаете?
- Что нужно знать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?
- А если таких безударных гласных в слове – две?
- Какие ещё правила забыл мальчик Вова?
- Какие советы дадим Вове?
(Всегда учи правила, помни словарные слова и проверяй орфограммы).
- Ребята, в какой части слова находилась безударная гласная, которую вы
сейчас проверяли? ( в корне)
- А всегда ли безударная гласная находится в корне? В какой части слова
он может находиться? (в приставке, в корне, в окончании, в суффиксе).
- Как поступать тогда в тех случаях?
- Что ещё нужно вспомнить мальчику? (части слова, разбор слова по
составу).
- А вы умеете
выполнять этот вид разбора? Проверим!
Повозка, ледяной, осветило, зимушка, зимнем.
- Дайте совет Вове.
(Выучи состав слова)
IV. Физкультминутка.
- Ребята, но сколько бы мы не учились, нельзя забывать о своём
здоровье! Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.
Педагог вместе с детьми выполняет гимнастику для глаз.
V. Задание на развитие мышления (сравнения).
- На улице зима, и если вы не хотите заболеть под праздник, одевайтесь
теплее.
- Найдите пары одинаковых варежек. Соедините их стрелочками (каждому
выдается карточка с различными рукавичками. Нужно найди одинаковые).
VI. Продолжение работы по теме урока.
- Молодцы, ребята. А в какое время года проходит праздник Новый Гол?
(зимой)
- Перечислите зимние месяцы.
- Действительно, в декабре самые короткие дни, а ночи – длинные. Но уже
сегодня день начнёт увеличиваться на немного и станет длиннее.
- Скажите, сейчас, когда мы выполняли разбор слова по составу и
говорили в какой части слова была безударная гласная, какие части речи нам
встретились? (сущ., прил., гл.)
- Значит ли это, что безударная гласная встречается в любой части речи?
- Какие части речи знаете вы? Проверим?
- Запишем предложение о зиме (работа у доски):
сущ. гл.
прил. сущ.
Земля покрылась снежным ковром.
- Дайте совет мальчику, который писал письмо Деду Морозу.
(Повтори части речи).
- А сейчас, мы посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно и
определять главные члены предложения. Запишите предложения, выполните разбор
предложения.
Вьюга замела дорожки и тропинки.
- Дайте совет Вове.
(Выполняй различные виды разбора).
VII. Итог урока.
Ну, ребята, вам спасибо,
Что Володе помогли,
Дали нужные советы,
От беды уберегли.
А в награду за урок
Вам даю я свой мешок.
В нём подарки все смешались,
Ты попробуй разбери,
Все подарки в нём найдите
И себе их заберите.
Если будите внимательны,
Разберётесь обязательно!
VIII. Задание на концентрацию внимания (наложенные
фигуры).
-Дайте самый главный
совет мальчику!
(Будь внимателен)
IX. Домашнее задание.
- А я не хочу, чтоб вы попали в такую ситуацию, как Вова. Чтоб получить
заслуженную награду, необходимо быть её достойной, т.е. хорошо учиться, быть
грамотным.
X. Резерв.
Фонетический разбор
слова «вьюга».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.