Урок русского языка
5 класс
Тема: Лексическое значение слова.
Цели:
познакомить учащихся с понятием
"лексика" и "лексическое значение слова", выработать умение
находить в толковом словаре определение лексического значения слова и
грамматические признаки.
Задачи: научить составлять словарную статью, вырабатывать
умение узнавать слово по его лексическому значению, развивать устную и
письменную речь, воспитывать любовь к природе, развивать творческие способности
ребят.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник «Русский
язык. 5 класс» Л.М.Рыбченкова, словари, карточки со словами.
Ход урока
І. Организация класса.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка
д/з.
2. Лингвистическая
игра «Закончить предложение»
1) Орфография
изучает…
А) звуки и
буквы
Б) правила
произношение слов
В) правила
написание слов
2)
Морфема – это…
А) словосочетание
Б) часть
слова
В) слог
3)
Наша речь состоит из…
А) слов
Б) сочетания
звуков
В)
сочетания букв
4)
Лексикология изучает…
А) звуковой
состав языка
Б)
словарный состав языка
В)
правильность произношения слов
3. Игра «Четвертое лишнее»
Задание: зачеркнуть в каждом ряду сочетание букв, которое не является
словом
Медь, год,
чор, дом
Соль, дело,
хлеб, хок
Марв, туча,
снег, дым
Конь, рог,
гир, пир
ІІІ. Сообщение темы и цели урока.
IV. Восприятие и усвоение учащимися учебного материала.
1. Вступительное слово учителя.
- Впервые слово к нам приходит с маминой колыбельной песней, маминой
сказкой. И мы начинаем произносить первые слова: мама, папа, баба, дед.
А потом наши знания расширяются. Мы узнаем все больше и больше новых
слов, очень созвучных и красивых слов: цветы, сказка, песня, хлеб, вода,
Родина. И с каждым словом мир становится все больше и больше. Мы познаем его с
помощью слов.
Слова могут называть лица, предметы, явления, признаки, действия и
т.д.
Каждое слово что-то обозначает. Имеет свое лексическое значение.
- Что же такое лексическое значение слова?
- Почему слово стол обозначает один и тот же предмет и в нашем классе, и
в соседнем, и в столовой, и у вас дома? Ведь все они разные: большие и
маленькие, круглые и квадратные, стеклянные и деревянные, с тумбочками и без.
-Что же общее и главное у всех столов? (Ответы детей)
- Это предмет мебели, который состоит из большой доски и ножек.
- Значит, именно общие и главные признаки и составляют лексическое
значение слова. И для того, чтобы определить лексическое значение слова,
необходимо выявить общие и главные признаки предмета.
Лексическое значение слова раскрывается в толковом словаре
(Продемонстрировать учащимся виды толковых словарей).
- Кроме лексического, слово имеет ещё и грамматическое значение.
Прочитайте предложение на доске и скажите, правильно ли записано
лексическое значение слова?
Стол – предмет мебели мужского рода в виде широкой
горизонтальной доски предложного падежа единственного числа на ножках
Задание: разграничить лексическое и грамматическое
значение слова.
ЛЗ СТОЛ ГЗ
2. «Мозговой штурм»
- А сейчас
вы сами попробуете определить лексическое значение слова лес. А помогут нам в
этом Даша и Дима.
Диалог
- Без чего
нет леса?
- Конечно
же, без деревьев.
- Воле
нашего дома растет три дерева, это лес?
- Нет,
нужно много деревьев.
- На
лесопилке много спиленных…
- В лесу
должны быть живые.
- Где
растут деревья?
- На земле.
- Так что
же такое лес? (Ответы детей)
- А теперь
сравните свои ответы с толковым словарем.
3. Работа в тетрадях.
Упр. 125
(сам-но), 127 ( у доски)
V. Физкультминутка
4. Проблемный вопрос
- Как вы
думаете, есть ли разница в значении слов купаться и мыться?
- Купаться
– значит «погружаться в воду, плавать».
Слово
мыться обозначает «освобождаться от грязи с помощью воды и мыла». Моются в
ванной, под душем , в бане. Слово «купаться» в этих словосочетаниях
употреблять нельзя.
-
Употребление слов в несвойственном им значении, употребление лишних или похожих
слов, считается речевой ошибкой и обозначается буквой Р.
5. Работа с учебником
Упр. 128
(устно).
VI. Закрепление материала.
Игра «Найди
слово». Класс делится на 3 команды. На доске карточки со словами, которые
постепенно убираются. Когда останется 1 карточка, детям предлагается самим
определить лексическое значение слова.
- Я буду
зачитывать вам лексические значения слов, а вы должны сказать к какому слову
оно относится. Победит команда, которая даст больше правильных ответов.
Антибиотик
– органическое вещество, которое угнетает или убивает разные виды микробов.
Аттестат –
документ об окончании учебного заведения.
Героизм –
способность к совершению подвига.
Гербера –
многолетнее растение с разноцветными цветами, похожими на ромашки.
Грипп –
острое инфекционное заболевание, которое передается воздушно-капельным путем.
Диск –
предмет, который имеет вид плоского круга.
Врач –
человек, который лечит больных.
Гололед –
тонкий шар льда на поверхности земли.
Дерево –
растение с твердым стволом и ветвями, образующими крону.
VII. Итог урока.
- Что такое
лексическое значение слова?
- Какие
ошибки считаются речевыми?
- Что
поможет нам правильно определить лексическое значение слова?
VIII. Домашнее задание.
Параграф
17. Упр. 126 (устно), 130 (письменно).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.