Главная / Начальные классы / Урок русского языка на тему "Имя числительное" (4 класс)

Урок русского языка на тему "Имя числительное" (4 класс)

Тема: «Имя числительное».(4 класс)

Цель.     Дать понятие об имени числительном как части речи.

 Задачи. 
Обучающие: учить исследовать числительное, как самостоятельную часть речи, раскрыть  некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций. 
Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы  активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности, организовать поиск дополнительной информации с целью формирования информационных компетенций. 
Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к русскому языку через приобщение к истории происхождения слов,   организовать работу в группах  для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Используемые технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие.

     Тип урока –  усвоение новых знаний.
     По содержанию –  с элементами межпредметной интеграции (математика,  литература)
     
По форме организации – комбинированный (групповая,  индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).
    
По видам деятельности –  поисково-исследовательский.
    
По результатам выполнения – практический 
    Оборудование:  иллюстрация к сказке А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,  карточки для работы в группах.
                                                                   Ход урока

1.Организационный момент

2. Психологический настрой.

 Подравнялись, подтянулись

И друг другу улыбнулись

Пожелаем друг другу хорошего настроения.

- Сегодня нам нужно многое успеть на уроке. Вам предстоит выступить в роли маленьких исследователей. Но сначала немного повторения.

3. Актуализация знаний.

В тетрадях запишем число, классная работа. В слове «двенадцатое» пропущена орфограмма. Объясните выбор написания. (Орфограмма – безударная гласная в корне, непроверяемая ударением). К какой части речи можно отнести это слово?

4.Подготовка к активной познавательной деятельности.
Постановка проблемы и сообщение цели урока. 

 - Прочитайте строки, записанные на доске:

Час обеда прибл…жался.

Топ…т по дв…ру раздался.

 Входят семь б…гатырей…

 - Из какого произведения?                  

- Вставим пропущенные буквы, объясним выбор орфограммы, обозначим графически.

- Определите склонение и падеж имен сущ., разберите по составу глаголы.

Запишите в тетрадь эти строчки.

- Прочитайте первое предложение – найдите грамматическую основу (Час приближался, подчеркнем)

Второе предложение – (топот раздался – подчеркнем)

Третье предложение? – ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

В чем затруднение? – семь богатырей – это подлежащее. Нам привычнее видеть «Входят богатыри», но здесь рядом с существительным стоит еще одно слово – СЕМЬ, которое вместе с существительным образуют подлежащее. Что обозначает слово «семь»? (Количество богатырей), верно. Число 7. Это часть речи,  о которой нам с вами предстоит узнать много нового и интересного.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – запишите в тетрадь тему урока .

 - Скажите,  а нам приходилось использовать имя числительное на уроках русского языка?

 - Верно, ну а сейчас каждая команда получит индивидуальное задание по исследованию вопросов, связанных с такой частью речи, как имя числительное.          Физминутка

 5.  Поисковая работа. Самостоятельная работа в группах.

 (Представитель от каждой команды получает задание. Дети работают в группе, выполняя задание на листочках. Через некоторое время, когда команды будут готовы, представитель от группы выходит к доске и объясняет, на какой вопрос по теме им нужно было ответить).

После выступления каждой команды, класс получает задание для выполнения.

Задание для 1 группы.

Распределите слова в два столбика. Объясните, что такое имя числительное как часть речи, на какие вопросы отвечает и какие бывают числительные.

два   шестой  четыре  восьмой десятый  семь

Имя числительное – часть речи, которая ____________________________________________

Задание для 2 группы.

 Распределить слова на три группы и ответьте на вопрос: какие бывают числительные по своему составу.


Три,  семьдесят,  девять,   восемьдесят ,  двадцать четыре,    тридцать семь

Имена числительные бывают: ___________________________________________________________

Задание для 3 группы.

 

Впишите количественные и порядковые  числительные в данный текст. Сделайте вывод о том, как изменяются имена числительные.
Мы учимся в ___________классе. В нашей школе______этажей. Наш кабинет расположен на ________этаже. Сегодня в классе _________________________________ученик____.

Скоро в _______________________классах пройдут соревнования по  футболу.

 

Имена числительные изменяются по ____________________________________________________

 

Задание для 4 группы.

Запишите словами числа: 50, 60, 80, 22, 35 ______________________________________________

Что вы можете рассказать об образовании сложных числительных, в чем отличие написание сложных числительных и составных.

Сложные числит. пишутся_______________________________________

Составные числит. пишутся________________________________________

Задание для 5 группы.

Ответьте на вопрос, почему числительные, обозначающие 5 десятков, 6 десятков, 7 десятков образуются при помощи сложения основ, а 4 десятка – обозначено числительным «сорок»?

__________________________________________________________________________________________

·         Знаете  ли  вы,почему   четыре   десятка   называются   сорок?  Ведь   это   числительное   не   похоже   на   тридцать   или   пятьдесят.
•Слово«сорок»  вначале   было   существительным  и  обозначало  «мешок  с  четырьмя  

 десятками   собольих   шкурок (на   полную   шубу), которые   раньше   заменяли    деньги.  А  потом    существительное   стало   числительным  вместо  четыре-десять».
• Этого же корня и слово сорочка, представлявшая собой вначале примитивный мешок с разрезами для головы и рук. )

6.Презентация групп.

Немного истории  (подготовленные дети )

Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления детей на свет. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей, то их могли назвать так:

Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак,    Пяток, Шесток, Семый. А иногда к этим именам добавлялись клички, например: Ждан Первуш, Егоза Третьяк и т.д.

7.Физминутка для глаз.

Чтоб немного отдохнуть, надо глазки нам сомкнуть.

Руки вверх, представим солнце. Потянулись, улыбнулись.

Руки перед собой. Нарисуйте, глазками восьмерку.

8. Закрепление.             Продолжаем работать.

- Внимание на доску:    решите анаграмму «О Д  П  О  И  Н   В   Л  Е  В  О  Н  Е  И  Н»

(Один в поле не воин)

- Это пословица или поговорка?

- Чем отличается пословица от поговорки?

Приведите примеры пословиц и поговорок, в которых употреблены числительные.

Запишите любую на выбор.   Сильные работают по карточкам, 2 уч-ка удоски.

- Обратите внимание на доску.

- Я предлагаю вам разгадать ребус и записать получившееся предложение.

Прежде, чем вся 7я  о5 сядет за 100л, вы3 пре2рительно клеёнку.

- Запишите получившееся предложение в тетрадь.

Проверяем: «Прежде, чем вся семья опять сядет за стол, вытри предварительно клеёнку».

8. Итог урока

- Как вы думаете, ваше исследование закончилось? Мы полностью изучили имя числительное? 

- Нет, нам предстоит узнать, как изменяются числительные, какие числительные называются собирательными. Предстоит поговорить о синтаксической роли числительных

- Что ж, а теперь творческое домашнее задание.

Каждой группе предстоит выполнить свое задание. Итак:

1 группе необходимо подобрать названия сказок, в которых встречаются имена числительные;

2 группе – пословицы и поговорки;

3 группе – фразеологические обороты с числительными;

4 группе – интересные факты о животных;

5 группе – ответить на вопрос, как связаны числительные и название дней недели.

9.Рефлексия.- Кто получил удовольствие от урока?  - Кто затруднялся в выполнении заданий?- Какое задание больше всего понравилось?

 


Урок русского языка на тему "Имя числительное" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка по теме "Имя числительное" построен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся 4 класса.

Цель урока: дать понятие об имени числительном как части речи.

Задачи: учить исследовать числительное как самостоятельную часть речи, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, создать пооблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую, мыслительную деятельность, организовать работу в группах для формирования коммуникативных компетенций.

На уроке использованы технологии: проблемное обучение, здоровьесберегающие.

Тип урока - усвоение новых знаний. По содержанию - с элементами межпредметной интеграции (математика, литература).По форме организации - комбинированный (фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная). По видам деятельности - посково - исследовательский.

 

 

 

Автор Гелих Ольга Юрьевна
Дата добавления 10.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1866
Номер материала 6928
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓