Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему "Односоставные предложения. Обобщение изученного".

Урок русского языка на тему "Односоставные предложения. Обобщение изученного".




Конспект урока

по русскому языку в 8 классе по теме


Тема: «Односоставные предложения. Обобщение изученного».


Цели урока:

повторить классификацию предложений по наличию главных членов предложения;

повторить особенности выражения грамматической основы в односоставных предложениях;

совершенствовать знания, полученные в процессе изучения темы;

совершенствовать умение находить и распознавать виды односоставных предложений;

отрабатывать умение видеть односоставные предложения и использовать их в своей речи;

развивать устную речь учащихся, умение давать полные и аргументированные ответы, избегать при создании письменного текста речевых недочетов;

воспитывать любовь к родине, интерес к урокам русского языка.


Тип урока: урок-практикум

Оборудование: таблица «Односоставные предложения», компьютер, интерактивная доска, карточки.



Ход урока.


  1. Организация класса.


  1. Орфографическая диктовка.

Уж небо осенью дышало, обнажённые ветки, пустынный лес, как-то непривычно тихо; дорога неровная, но короткая; трава еще не скошена, несмотря на непогоду, сеет мелкая изморось, серовато-коричневые васильки, вследствие сильного снегопада, ночёвка в лесу, багряный убор, блистать красотой, прибрежные камыши.


  1. Сообщение темы и цели урока.


Эпиграфы: С русским языком можно творить чудеса.

К.Г. Паустовский


Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце добрым будет.

С.Я. Маршак


  1. Фронтальная беседа, проверяющая знания теоретического материала.

  1. Что такое предложение?

  2. Какова классификация предложений по наличию главных членов предложения?

  3. В чем отличие односоставных предложений от двусоставных?

  4. Рассмотрите таблицу «Односоставные предложения». Чем отличаются назывные предложения от других односоставных?

  5. Что объединяет определённо-личные, неопределённо-личные и безличные предложения?

  6. А чем отличаются друг от друга односоставные предложения с главным членом сказуемым?

  7. Приведите примеры односоставных предложений. (Пейзажные зарисовки).


Примеры: пахло ожогом трав да сухой соломой, волшебная осень парков; не кричи так жалобно, кукушка; в парке зажгли фонари.


(В это время у доски на карточках работают три ученика).

Карточка № 1.

Задания: Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Выделите грамматические основы предложений и определите виды односоставных предложений.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись.

А.С. Пушкин


Карточка № 2.

Задания: Вставьте пропущенные орфограммы. Выделите грамматические основы предложений и определите виды односоставных предложений.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

М.Ю. Лермонтов


Карточка № 3.

Задания: Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Выделите грамматические основы предложений и определите виды односоставных предложений.

Высокий дуб. Глубокая вода.

Спокойные кругом ложатся тени.

И тихо так, как будто никогда

Природа здесь (не)знала потрясений.

Н. Рубцов


  1. Распознавание односоставных предложений.(коллективная работа)

  1. Влечёт людей чудная сила

По свету белому кружить,

А мне без воздуха России

Одной минуты не прожить.

И. Пинаев


  1. Мать-земля родная наша,

В дни беды и в дни побед

Нет тебя милей и краше

И желанней сердцу нет.

А. Твардовский


  1. Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

С.Васильев


  1. Развитие речи.

Дома вы должны были написать небольшое сочинение на тему «Улица моего детства», используя односоставные предложения. Прочитайте свои работы (2 – 3 ученика). Какова роль односоставных предложений в речи?


  1. Контрольная проверка.

(У каждого карточка и задания по вариантам, в карточке записывать только номер предложения, указать номер варианта.)


Определенно-личные


Неопределённо-личные


Безличные


Назывные



I вариант.

  1. Вижу чудное приволье.

  2. В туманной дали не видно земли.

  3. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

  4. Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви.

  5. Летали-дружили в небесной дали, Рукою до звёзд дотянуться могли.

  6. Во всём мне хочется дойти до самой сути.

  7. Голубые озёрца льна



II вариант.

  1. Горжусь тобой, мой край родной.

  2. Родины себе не выбирают.

  3. Как поймать это дыхание осени?

  4. Морозное утро.

  5. Человеку нельзя жить без Родины.

  6. Вот море, вот пермские дремучие леса.

  7. Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.

  1. Работа с текстом. (Анализ исходного текста.)

Цели: 1. проверить умение понимать текст,

2. дать необходимый тренировочный материал для повторения основ теории русского языка.


(1) Всё лето я прожил в Ровнах, в бывшем потемкинском поместье, среди дремучих Брянских лесов, рек, кротких орловских крестьян, в старинном и таком обширном парке, что никто не знал, где он кончается и переходит в лес.

(2)Это было последнее лето моего настоящего детства. (3)Потом началась гимназия. (4)Семья наша распалась. (5)Я рано остался один и в последних классах гимназии уже сам зарабатывал на жизнь и чувствовал себя совершенно взрослым.

(6)С этого лета я навсегда и всем сердцем привязался к Средней России. (7)Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательной живописной – со всей своей грустью, спокойствием и простором, – как средняя полоса России. (8)Величину этой любви трудно измерить. (9)Каждый знает это по себе. (10)Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.

(11)И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.

(12)Детство кончалось. (13)Очень жаль, что всю прелесть детства мы начинаем понимать, когда делаемся взрослыми. (14)В детстве всё было другим. (15)Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и всё нам казалось гораздо более ярким.

(16)Ярче было солнце, сильнее пахли поля, громче был гром, обильнее дожди и выше травы. (17)И шире было человеческое сердце, острее горе и в тысячу раз загадочнее была земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. (18)Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существования.

(По К. Паустовскому.)


Выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.


  1. Какое название отражает тему этого текста?

    1. Одиночество.

    2. Тема природы в русской лирике.

    3. Где ты, исчезнувшая младость?

    4. Последнее лето детства.


  1. Расположите эти микротемы в той последовательности, в которой они следуют в тексте.

    1. Надо беречь родную землю.

    2. Лето, проведённое в Ровнах.

    3. В детстве мир кажется ярче.

    4. Последнее лето беззаботного детства.

    5. Пробудившаяся в душе любовь к Родине.

Ответ: 2, 4, 5, 3, 1



  1. Укажите предложение, которым можно продолжить это высказывание.

У каждого человека есть что-то самое дорогое, без чего немыслима жизнь: дети, работа, творчество, долг… Автор текста хотел бы прожить долгую жизнь, чтобы……


  1. Почему именно об этой жизненной поре рассказывает автор?

    1. Он впервые надолго покинул отчий дом.

    2. Он ощутил всю красоту и прелесть природы.

    3. Он начал свою трудовую деятельность.

    4. Семья распалась, и юноша ощутил потерянность.

    5. Всем сердцем он полюбил отчизну.

Выберите правильный ответ:

      1. 1, 2, 4

      2. 2, 3, 4

      3. 2, 5

      4. 1, 4, 5


  1. Какое изречение могло бы стать эпиграфом для этого текста?

    1. Только труд всему основа, честный труд людской (М. Исаковский).

    2. Прикосновение к природе неизбежно возбуждает чувства и порождает мысли (Н.Сладков).

    3. Язык – живая плоть, которая создавалась миллионами поколений. (А. Толстой).

    4. Недовольство собой есть необходимое условие разумной жизни (Л.Толстой).


  1. Какова главная мысль этого текста?


  1. Какое значение имеет прилагательное ЛИРИЧЕСКИЙ в предложении № 7?

    1. необычайный, редкий

    2. загадочный, таинственный

    3. пробуждающий чувства

    4. пронизанный грустью


  1. Какое средство выразительности неправильно проиллюстрировано примером из текста?

    1. слова книжного стиля («грусть», «любовь»)

    2. синтаксический параллелизм (предложение 16)

    3. эпитет («дремучих лесов», «светлыми и чистыми глазами»)

    4. лексический повтор (предложение 10)


  1. Какой(-ие) тип(-ы) речи используе(-ую)тся в этом тексте?

    1. рассуждение и повествование

    2. повествование и описание

    3. описание и рассуждение

    4. повествование


  1. Из предложений № 5 – 6 выпишите слово(-а) с непроизносимой согласной в корне.


  1. Из предложений 10 – 11 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется следующим правилом: «На конце приставки пишется –С, если затем следует глухой согласный».


  1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, которые выделяют обособленные определения.

Любишь каждую травинку,(1) поникшую от росы или согретую солнцем,(2) каждую кружку воды из лесного колодца,(3) каждое деревце над озером,(4) трепещущее в безветрии листьями,(5) каждый крик петуха и каждое облако,(6) плывущее по бледному и высокому небу.


  1. Измените словосочетание так, чтобы изменился тип связи. Запишите получившееся словосочетание. Укажите тип связи и синтаксическую роль зависимого слова в каждом словосочетании.

Крик петуха () – …..


  1. Найдите в тексте односоставные предложения, подчеркните грамматические основы. Определите вид односоставных предложений.


  1. Итоги урока.

  2. Задание на дом.

Написать сочинение-миниатюру «С чего начинается Родина?». Подумать об употреблении односоставных предложений по этой теме.

Литература:

  1. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009 / ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 208 с.

  2. Л.И. Пучкова, В.И. Капинос, А.О. Татур Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 8 класс. – М: «Интеллект-Центр», 2004. – 80 с.

  3. Бабайцева В.В. Некоторые вопросы комплексного анализа текста на уроках русского языка // Русский язык, № 36/1998. С. 5.

  4. Соколова Г.П. Изучение односоставных предложений // Русский язык в школе. 1990. № 1–4.




Урок русского языка на тему "Односоставные предложения. Обобщение изученного".
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок – один из последних по теме «Односоставные предложения», он тесно связан с предыдущими темами и опирается на них. Был проведён в 8 классе.

Тип урока – урок-практикум

На уроке используются словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, исследовательский методы обучения. Присутствует и внутрення интеграция - связь уроков русского языка с литературой.

Кроме того, включена работа с текстом и задания. которые уже сейчас помогают готовить учащихся к выпускному экзамену в 9 классе. Все тексты я постаралась объединить одной общей темой - темой любви к Родине. 

 

Автор Арутюнян Лариса Васильевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 739
Номер материала 53650
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓