Откроем учебник
теории и прочитаем определение междометия.
Сейчас я произнесу междометие. Скажите, какую эмоцию выражает
произнесенное мною слово? А. А теперь? А. но ведь я произнесла одно и то же
слово. Значит, одно и то же междометие может выразить разные эмоции, если его
произнести иначе.
Упр. 456
Запишите 2 понравившихся примера, заключая в овал междометия и
обозначая известные вам орфограммы.
Какие чувства передает междометие в записанных вами примерах?
Посмотрите, как много примеров! Значение междометий зависит от
интонации. Но так больше не бывает ни у каких слов!
А какую пунктуационную особенность написания предложения с
междометиями вы увидели? Как вы думаете, почему междометия выделены в
предложениях запятыми?
Междометие не
является членом предложения, значит, в его структуре всегда выделяется.
Обратимся к
заданию 2 на карточках.
Обведите восклицательные частицы красным карандашом, а междометия
синим.
Тишина. Ах, какая стоит тишина! Увы, на разные
забавы я много жизни погубил! Сколько тут было кудрявых берез! Да здравствует
солнце, да скроется тьма! Ох, пошлите за доктором!
Есть ли среди
этих предложений такие, где эмоции не выражены словами? А как же вы отличали
восклицательные частицы от междометий?
Частица – это
служебная часть речи, обслуживающий персонал, и так или иначе связана с
другими словами в предложении.
Мы
практически все узнали о междометиях, теперь осталось применить знания. Тем
более, что вы в своей речи вы активно используете междометия.
Чтобы в этом убедиться, откройте учебник практики на странице 173,
задание четыреста пятьдесят второе. Для работы с этим упражнением есть
подсказка, но мы-то говорили в начале урока, что являемся людьми творческими
и думающими, поэтому подсказку закроем закладкой.
Пока мы читаем текст упражнения, каждый постарается предложить
свои варианты. А вот теперь откроем подсказки авторов учебника. Не удивлюсь,
что услышу сейчас ни одно междометие в качестве комментария.
Что же произошло? Почему мнения авторов учебника не совпали с вашим?
Дело не только в широких возможностях этих слов, дело в том, что вы
и авторы учебника принадлежите к разным поколениям русских людей.
И в молодежной среде все больше появляется междометий,
заимствованных из иностранных языков. Молодежи свойственно чувство протеста,
желание действовать наперекор. Вот и появляются в речи молодых людей словечки
вау и йес, которыми вы – признайтесь – с удовольствием
шокируете людей старшего поколения.
Вообще речь молодого поколения междометиями изобилует. Плохо это
или хорошо? Кажется, что хорошо, ведь это означает, что речь расцвечена
эмоциями.
Что же тогда думать о ситуации, подобной этой:
Месяц провела английская школьница в российском
оздоровительном лагере. В итоговом интервью она сказала: «Мы, блин, дети,
блин, быстрее взрослых находим общий, блин, язык».
Вы, несомненно, поняли, что это шутка. Однако ж наверняка ситуация
показалась известной.
Использование междометий в речи не всегда оказывается уместным.
Употребленные не к месту или слишком часто, междометия могут
превратиться в слова-паразиты.
Но есть совсем иные междометия.
Они в нашей речи очень важны, просто необходимы. Жаль, что многие из
нас редко ими пользуются.
Это междометия речевого этикета. Прощай, добрый день, привет.
Закончите, пожалуйста, строчки детских стихотворений
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, …
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим: простите, …
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …
Но этикетные междометия тоже могут быть разными, в зависимости от
речевой ситуации.
Упр. 453.
Прочитаем тексты. Назовите междометия-синонимы. Для каких стилей речи
допустимо использование таких этикетных междометий?
Прекрасно! Хорошо, что есть на свете междометия.
Практически все чувства и свое расположение к собеседнику можно
выразить при помощи междометий. У Ильфа и Петрова в романе «12 стульев» есть
удивительная героиня Эллочка, которая большей частью обходилась в своей речи
междометиями.
- Нет, это совершенно невыносимо. Твои доводы не могут меня удержать от того шага, который я вынужден сделать. Я сейчас же иду за ломовиком. - Шутите! - Мебель мы делим поровну. - Жуть! - Ты будешь получать сто рублей в месяц. Даже сто двадцать. Комната останется у тебя. Живи, как тебе хочется, а я так не могу... - Знаменито,- сказала Эллочка презрительно. - А я перееду к Ивану Алексеевичу. - Ого! - Он уехал на дачу и оставил мне на лето всю свою квартиру. Ключ у меня... Только мебели нет. - Кр-расота! Попробуйте в парах составить диалог, состоящий из одних междометий. Тему диалогу задаст картинка на вашем конвертике, где изображена та или иная эмоция. Я попрошу вашу пару представить ваш диалог классу. все ли поняли, о чем идет речь? Почему?
Потому что хотя
междометия и выражают эмоции, но не несут той информации, которая содержится
в словах знаменательных частей речи. Но в то же время они способны
существовать сами по себе, в самостоятельных высказываниях, что невозможно со
словами служебными.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.