Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему

Урок русского языка на тему

МЕЖДОМЕТИЕ


Учитель Микрюкова Татьяна Анатольевна

Класс

Тема «Междометие как часть речи»

Тип урока объяснения нового материала

Дидактическая цель создать условия для знакомства учащихся с междометием как частью речи, назначением в языке, формирование умения отличать междометия от слов знаменательных и служебных частей речи, постановки знаков препинания в предложениях с междометиями, нацелить на дальнейшее получение новых сведений об изучаемой части речи.

Методы обучения

По источнику передачи и восприятия материала –

практический

по логике изложения-

индуктивный

по степени самостоятельности -

продуктивный

по характеру познавательной деятельности -

проблемный

метод решения учебных задач

по степени управления учебной работой –

под руководством учителя

самостоятельная работа учащихся

стимулирования интереса к учению -

создание эмоционально-нравственных ситуаций

методы устного контроля и самоконтроля

фронтальный опрос

индивидуальный опрос

методы письменного контроля и самоконтроля

письменный самоконтроль

Формы организации учебной деятельности фронтальная

Средства обучения: дидактический материал на доске, раздаточный материал на партах, учебно-методический комплекс под. ред. В.В.Бабайцевой: «Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник для общеобразовательных школ», «Русский язык. практика. 6-7 классы»

Цели урока.

Общеучебные

  • Формирование научно-лингвистического мировоззрения и вооружение учащихся основами знаний о языке и речи на примере темы «Междометие как часть речи».

  • Создание условий для применения знаний и умений в новых учебных ситуациях.

  • Осмысление связей и отношений в объектах изучения.

  • Создать условия для творческого осмысления учащимися изучаемой темы.

Познавательные

  • Определить назначение междометия в речи

  • Определить особенности употребления междометий

  • Выяснить особенности синтаксической роли междометий

Развивающие

  • Развитие речевой деятельности.

  • Овладение примами языкового анализа.

  • Осмысление связей и взаимосвязей, лежащих в основе речевой деятельности.

  • Развитие творческих возможностей учащихся.

Воспитательные

  • Воспитывать культуру умственного труда.

  • Воспитывать любовь к родному языку, внимательное отношение к самобытности родной речи

  • Воспитывать эстетические взгляды и вкусы.

  • Воспитание этических




Структура и содержание урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развиваемые личностные качества

1.

Организационный

момент

  • Приветствует учащихся, создает условия эмоциональной комфортности

  • Дает задание оформить работу в тетради

Приветствуют педагога, эмоционально настраиваются на дальнейшую деятельность.

Оформляют работу в тетрадях.

Аудиальный канал восприятия, речь,

вежливость, коммуникативные качества.

2.

Актуализация

Создает условия для самостоятельной формулировки учащимися темы урока.

Формулируют тему урока. Обозначают указанные орфограммы.

Память, орфографическая зоркость, визуальный канал, кинестетический канал, логическое мышление.

3.

Целеполагание и подготовка к основному этапу


Формулируют цели занятия, исходя из темы. Высказывают свои мнения, подтверждающие или опровергающие высказывание

Визуальный канал, кинестетический канал, логическое мышление, речь.

4.

Усвоение новых знаний , закрепление усвоения новых знаний

Создает условия для самостоятельных выводов учащихся о целях использования междометий в речи.


Аудиальный канал, визуальный канал, кинестетический канал, речь, логическое мышление.




Визуальный канал, кинестетический канал, речь, логическое мышление




Речь, кинестетический канал, логическое мышление, самостоятельность мышления.



Кинестетический

канал, орфографическая зоркость, логическое мышление.

Создает условия для самостоятельного получения учащимися сведений о междометии

Читают статью учебника, выделяют наиболее важную информацию

Создает условия для наблюдения учащихся за языковым явлением.

Делают выводы о возможностях использования междометий в устной речи.

Создает условия для формирования нормативного употребления междометий в речи

Выполняют задания, формирующие навык нормативного употребления междометий в речи

5.

Итоги

Создает условия для формулирования итоговых выводов урока

Формулируют итоги урока

Речь, логическое мышление,

6.

Рефлексия

Организует рефлексию.

Рефлексируют свою деятельность на уроке.

Рефлексивная деятельность









Ход урока.

Организационный

момент

Здравствуйте, дети! Вы готовы начать работу? Прекрасно! Замечательно! Я пришла в класс, где собрались взрослые, творческие – а вы ведь творческие – и, несомненно, думающие люди. Садитесь, пожалуйста.

Актуализация

Еще не была названа тема урока, а уже прозвучало 4 слова, относящиеся к части речи, о которой мы начнем говорить. Это совершенно необычная часть речи. Она не имеет ничего общего ни с одной из других частей речи. Более того, некоторые ученые-лингвисты буквально до последнего времени вообще не признавали эту часть речи словом, хотя другие считают эти слова древнейшими словами мира.

Давайте же узнаем, что это за часть речи, и определим тему сегодняшнего урока.

Целеполагание и подготовка к основному этапу занятия.

На ваших карточках и на доске ряд слов. Что с ними нужно сделать? Вставить пропущенные буквы. Это задание мы выполним быстро по цепочке.

Програм_а; соб_ру; тя_кий; хо_ьба; р_сли; ком_ерция, реша_мый, ярос_ный, пожелтевш_ми листьями; (н_)забыл.

А теперь составьте из записанных букв слово.

Это слово междометие.

Именно так называется часть речи, о которой сегодня идет речь.

Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока.

Когда мы начинаем изучать новую часть речи, какие цели должны перед собой поставить?

Узнать, что называется междометием, чем междометия отличаются от слов других частей речи, каковы его морфологические признаки и синтаксическая роль.


1. Усвоение новых знаний , закрепление усвоения новых знаний

А понятно ли вам само слово междометие? Впервые термин междометие появился в 1619 году в «Грамматике» Мелентия Смотрицкого как буквальный перевод с латинского interjactio inter- между, jactio – бросание, невольное высказывание. Междометие – брошенное между.

Что же это за слова, что бросаем мы между сказанным? Посмотрите на картинки на конвертах с раздаточным материалом. Что передает выражения лиц людей?

Радость, удивление, грусть то есть чувства, эмоции.

чувство – переживание внутри нас, а эмоция – это чувство, прорвавшееся наружу. Нам достаточно трудно контролировать свои эмоции, и мы выражаем их с помощью мимики, жестов. А еще вместе с этим у нас как-то сами собой произносятся слова: о-о, эх!

Это слова, выражающие наши эмоции, переживания. Это слова, произнесенные невзначай, как-то между прочим – брошенные между.

Одна из теорий возникновения языка гласит, что именно такими и были первые слова древнего человека.

2.



3.













4.


















5.























Откроем учебник теории и прочитаем определение междометия.


Сейчас я произнесу междометие. Скажите, какую эмоцию выражает произнесенное мною слово? А. А теперь? А. но ведь я произнесла одно и то же слово. Значит, одно и то же междометие может выразить разные эмоции, если его произнести иначе.

Упр. 456

Запишите 2 понравившихся примера, заключая в овал междометия и обозначая известные вам орфограммы.

Какие чувства передает междометие в записанных вами примерах?

Посмотрите, как много примеров! Значение междометий зависит от интонации. Но так больше не бывает ни у каких слов!


А какую пунктуационную особенность написания предложения с междометиями вы увидели? Как вы думаете, почему междометия выделены в предложениях запятыми?


Междометие не является членом предложения, значит, в его структуре всегда выделяется.

Обратимся к заданию 2 на карточках.

Обведите восклицательные частицы красным карандашом, а междометия синим.

Тишина. Ах, какая стоит тишина! Увы, на разные забавы я много жизни погубил! Сколько тут было кудрявых берез! Да здравствует солнце, да скроется тьма! Ох, пошлите за доктором!


Есть ли среди этих предложений такие, где эмоции не выражены словами? А как же вы отличали восклицательные частицы от междометий?

Частица – это служебная часть речи, обслуживающий персонал, и так или иначе связана с другими словами в предложении.

Мы практически все узнали о междометиях, теперь осталось применить знания. Тем более, что вы в своей речи вы активно используете междометия.

Чтобы в этом убедиться, откройте учебник практики на странице 173, задание четыреста пятьдесят второе. Для работы с этим упражнением есть подсказка, но мы-то говорили в начале урока, что являемся людьми творческими и думающими, поэтому подсказку закроем закладкой.

Пока мы читаем текст упражнения, каждый постарается предложить свои варианты. А вот теперь откроем подсказки авторов учебника. Не удивлюсь, что услышу сейчас ни одно междометие в качестве комментария.

Что же произошло? Почему мнения авторов учебника не совпали с вашим?


Дело не только в широких возможностях этих слов, дело в том, что вы и авторы учебника принадлежите к разным поколениям русских людей.

И в молодежной среде все больше появляется междометий, заимствованных из иностранных языков. Молодежи свойственно чувство протеста, желание действовать наперекор. Вот и появляются в речи молодых людей словечки вау и йес, которыми вы – признайтесь – с удовольствием шокируете людей старшего поколения.

Вообще речь молодого поколения междометиями изобилует. Плохо это или хорошо? Кажется, что хорошо, ведь это означает, что речь расцвечена эмоциями.

Что же тогда думать о ситуации, подобной этой:

Месяц провела английская школьница в российском оздоровительном лагере. В итоговом интервью она сказала: «Мы, блин, дети, блин, быстрее взрослых находим общий, блин, язык».

Вы, несомненно, поняли, что это шутка. Однако ж наверняка ситуация показалась известной.

Использование междометий в речи не всегда оказывается уместным.

Употребленные не к месту или слишком часто, междометия могут превратиться в слова-паразиты.


Но есть совсем иные междометия.

Они в нашей речи очень важны, просто необходимы. Жаль, что многие из нас редко ими пользуются.

Это междометия речевого этикета. Прощай, добрый день, привет.


Закончите, пожалуйста, строчки детских стихотворений


Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь, …


Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы …


Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим: простите, …


И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …


Но этикетные междометия тоже могут быть разными, в зависимости от речевой ситуации.

Упр. 453.

Прочитаем тексты. Назовите междометия-синонимы. Для каких стилей речи допустимо использование таких этикетных междометий?


Прекрасно! Хорошо, что есть на свете междометия.

Практически все чувства и свое расположение к собеседнику можно выразить при помощи междометий. У Ильфа и Петрова в романе «12 стульев» есть удивительная героиня Эллочка, которая большей частью обходилась в своей речи междометиями.

- Нет, это совершенно невыносимо. Твои доводы не могут меня удержать от того шага, который я вынужден сделать. Я сейчас же иду за ломовиком.

- Шутите!

- Мебель мы делим поровну.

- Жуть!

- Ты будешь получать сто рублей в месяц. Даже сто двадцать. Комната останется у тебя. Живи, как тебе хочется, а я так не могу...

- Знаменито,- сказала Эллочка презрительно.

- А я перееду к Ивану Алексеевичу.

- Ого!

- Он уехал на дачу и оставил мне на лето всю свою квартиру. Ключ у меня... Только мебели нет.

- Кр-расота!


Попробуйте в парах составить диалог, состоящий из одних междометий. Тему диалогу задаст картинка на вашем конвертике, где изображена та или иная эмоция.

Я попрошу вашу пару представить ваш диалог классу.

все ли поняли, о чем идет речь? Почему?

Потому что хотя междометия и выражают эмоции, но не несут той информации, которая содержится в словах знаменательных частей речи. Но в то же время они способны существовать сами по себе, в самостоятельных высказываниях, что невозможно со словами служебными.

Итоги.

В начале урока мы поставили цели. Что мы узнали на этом уроке?

д/з

Домашнее задание. Не надо записывать его в ваших дневниках. Я попрошу оставить это задание в душе. Не бойтесь чувств и эмоций, но, пожалуйста, даже если это происходит непроизвольно, выражайте их с помощью уместных междометий, чтобы эмоции у окружающих ваша речь вызывала бы только положительные.

Рефлексия

А теперь я хочу предложить вам вспомнить прозвучавшие сегодня на уроке междометия и выбрать из них такое, которое передало бы ваши эмоции на уроке. Когда я махну рукой, произнесите его, пожалуйста, с соответствующей интонацией.

Что ж, мне остается только ответить вам междометием – спасибо!


Урок русского языка на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок знакомит учащихся с междометием как частью речи, назначением его в языке, формирует умения отличать междометия от слов знаменательных и служебных частей речи, расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями, способствует формированию навыков нормативного употребления междометий в речи, нацеливает на дальнейшее получение новых сведений об изучаемой части речи. Урок проводился в 7 классе с углублённым изучением русского языка. Преподавание в классе велось на основе методического комплекса под редакцией В.В.Бабайцевой: "Русс "Р«Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник для общеобразовательных школ», «Русский язык. практика. 6-7 классы»

Автор Микрюкова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 446
Номер материала 49748
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓