Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему "Морфология" 6 класс

Урок русского языка на тему "Морфология" 6 класс

Конспект урока русского языка

6 класс

Тема урока:

«Космическое путешествие по морфологическим планетам»

(Слайды № 1, 2)

Цель: повторить общие сведения о морфологии и систематизировать их, определяя частеречную принадлежность слов.

Задачи урока: 

Образовательная - закрепить  знания об изученных частях речи; повторить правописание словарных слов, выделять в предложении части речи.

Развивающая - овладеть нормами литературного языка; уметь анализировать, сопоставлять и рассуждать, логически выражать свои мысли; уметь редактировать текст, отработка орфографической зоркости, особенности усвоения традиционных написаний (словарные слова); расширение словарного запаса.

Воспитательная – воспитать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: 

Урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока:

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, во время которого вспомним и обобщим все, что знаем о самостоятельных и служебных частях речи.

- Скажите, какой раздел науки о языке изучает части речи? (Морфология).

- Вот поэтому мы совершим космическое путешествие по морфологическим планетам.

Части речи, как чудесно,

Знать, что вы со мною вместе,

Что всегда вы рядом, здесь,

Благородности не счесть.

Существительное – школа, просыпается – глагол,

С прилагательным – веселый

Новый школьный день пришел.

А отправляемся в путешествие на настоящем космическом корабле, под названием «Дружба». В космос сегодня отправятся две команды: «Комета» и «НЛО» (каждая команда представляет свой девиз)

Мы побываем на разных планетах, познакомимся с их обитателями, возможно, сходим к кому-нибудь в гости. Во время этих визитов вы будете выполнять различные задания, а за правильные ответы будете получать поощрительные звёзды.

Но чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо получить допуск к полету.

Открываем тетради, записываем число и тему урока. Перед вами предложение, ЗАПИШИТЕ ЕГО И ВЫПОЛНИТЕ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР (одна ученица у доски)

Что ж, а теперь в путь. Занимайте свои места, хорошенько пристегнитесь ремнями безопасности. 3,2,1 – пуск. Ура!!! Мы полетели!!! (Слайд № 3)

Учитель: Девочки! Мы попали на какую-то неизвестную планету. Помогите мне, отгадав загадку.

ЗАДАНИЕ 1. «Неизвестная планета» (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я самая главная,

Я самая умная,

Я называю предметы, людей

И отвечаю на вопросы простых падежей.

(Существительное)

(Слайд № 4)

Учитель: Молодцы! Мы на планете Имя существительное. Но что интересно! В центре планеты стоит чудесное колесо, и вам предстоит его правильно покрутить, иначе не сможете продолжить путь.(Слайд № 5)

ЗАДАНИЕ 2. «Чудесное колесо» (за каждое правильное слово – 1 звезда)

По кругу написано 6 букв. Сколько различных имен существительных (в ед.числе Имен. падеже) можно прочесть по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, если слова должны быть образованы буквами, идущими подряд)

hello_html_m71e50b0a.gif

С



Е

О



К

Л



О



Учитель: Замечательно! Идем дальше. А вот и космический гипермаркет. Здесь можно купить все космическое, вот только ценники какие-то непонятные. Девочки, вам задание.

ЗАДАНИЕ 3. «Космический гипермаркет» (за правильное слово – 1 звезда)

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами. У образованных слов определите склонение. Ребята, отнеситесь к заданию очень серьезно, потому что, не зная этих слов, мы не сможем продолжить космическое путешествие.

1. КАРЕТА (ракета) – 1 скл

2. ДРАНФАКС (скафандр) – 2 скл

3. ОМЕТАК (комета) – 1 скл

4. СНИПУТК (спутник) – 2 скл

5. НЕЛАПТА (планета) – 1 скл

6. СЕМОНЕВОСТЬ (невесомость) – 3 скл

(Слайды № 6, 7)

Учитель: Отлично. А сейчас я вам предлагаю выполнить еще одно задание.

ЗАДАНИЕ 4. «Четвертый лишний» (за правильный ответ – 1 звезда + 1 звезда за объяснение)

Инопланетянам эти слова неизвестны. Найдите в каждой строке лишнее слово и обоснуйте свой выбор.

1. ветер, пыль, луноход, тихоня

2. задира, метеорит, звезда, песок

3. кратер, плакса, солнце, буря

4. космодром, гора, темнота, ябеда (существительные общего рода) (Слайды № 8, 9)

Учитель: Ребята, к нам спешит самая гостеприимная на планете Куле-Муке. Она приглашает нас к себе в гости. Но что это? Дети, помогите, у выделенных существительных род определить!

ЗАДАНИЕ 5. «В гостях у Куле-Муке» (за правильный ответ – 1 звезда)

МИССИС Куле-Муке попросила нас снять в прихожей ПАЛЬТО и КАШНЕ. МЕНЮ состояло из СУФЛЕ, ЖЕЛЕ и КОФЕ. ШИМПАНЗЕ играл на ПИАНИНО, КОЛИБРИ и КАКАДУ дружно пели. Всем было очень весело. (Слайды № 10, 11)

Учитель: Славно мы отдохнули у Куле-Муке. Пора отправляться на другую планету.

Учитель: Итак, угадайте, на какую планету мы отправимся сейчас. Вот вам загадка.

ЗАДАНИЕ 6. «Новая планета» (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное) (Слайд № 12)

- Верно, мы оказались на планете Имя прилагательное. Ребята, жители этой планеты - великие трусишки. Увидев нас, они спрятались, и теперь их необходимо разыскать. Вот вам космическое задание.

ЗАДАНИЕ 7. «Потеряшки». Найдите и выпишите прилагательные, определите их разряд. ( за каждый правильный ответ – 1 звезда)

Около полудня на этой планете появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями. Тихий ветерок засыпает горы лебяжьим пухом молодого снега. (Слайды № 13, 14)

Учитель: И с этим заданием вы справились. Что ж продолжим наше путешествие.

- Но что это? Девочки, наших мальчиков 7 класса пираты-инопланетяне взяли в плен и требуют за них выкуп. А чтобы их спасти, вы должны выполнить их задание.

ЗАДАНИЕ 8. «Выкуп». Перед вами морфологические признаки имени существительного, имени прилагательного и 2 конверта. Вам надо выбрать признаки существительного и признаки прилагательного и разложить их по конвертам. (за каждый правильно собранный конверт – 1 звезда)

Начальная форма (И.П., ед.ч.); Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.); постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое; нарицательное или собственное; род, склонение; постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное; у качественных: степень сравнения, краткая и полная форма; у всех прилагательных: падеж, число, род ( в ед.ч.); непостоянные признаки: падеж, число; синтаксическая роль в предложении (подлежащее, дополнение, обстоятельство); синтаксическая роль в предложении (определение)

Имя существительное

Имя прилагательное

Начальная форма (И.П., ед.ч.)

Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)

Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое;

постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное

нарицательное или собственное

непост.призн: у качественных: степень сравнения,

род, склонение

краткая и полная форма

непостоянные признаки: падеж, число

у всех прилагательных: падеж, число, род ( в ед.ч.);

синтаксическая роль в предложении (подлежащее, дополнение, обстоятельство)

синтаксическая роль в предложении (определение)

(Слайды № 15, 16)

Учитель: Отличная работа. Вы успешно освободили наших мальчиков 7 класса. Девочки, нам небезопасно находиться на этой планете. Я думаю, что теперь самое время ее покинуть

Учитель: Юные путешественники, а теперь угадайте, где мы находимся?

ЗАДАНИЕ 9. «Где мы?» (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я, имей в виду,

Сказать могу, который ты в ряду.

(Имя числительное) (Слайд № 17)

- Правильно. Мы на планете Имя числительное.

А теперь внимание, новое задание. Жителей планеты Имя числительное очень трудно отличить от других инопланетных жителей, поэтому вам предстоит найти их.

ЗАДАНИЕ 10. «Найди нас». (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Среди слов найти числительные и подчеркнуть их.

Пара, миллион, десяток, удвоить, пятерня, трое, семидневный, трижды, полтора, две третьих, шестидневка, двойной, троица, четвертый, сотня. (Слайды № 18, 19)

Учитель: Девочки, а эти числительные такие загадочные. Они спрятались в словах. Вам задание.

ЗАДАНИЕ 11. «Расшифруйте и запишите текст». (за правильный ответ – 1 звезда)

Вскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы-40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

Будьте внимательны.

(Слайды № 20)

Учитель: О, ужас! Началась космическая буря. Это страшное бедствие. Космическим песком занесло многие дома, и теперь жители этой страны в панике.

ЗАДАНИЕ 12. «Космическая буря». Помогите найти числительным свои жилища, определив их разряды. А вот имена пострадавших. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

Первый, два, пятый, десять, восьмой, двадцать, десятый,

пятьдесят. (Слайды № 21,22)

Голос инопланетян (запись): Спасибо вам, ребята. Вы нам очень помогли.

Физминутка (Слайд № 23)

Учитель: Молодцы! А теперь мы снова в путь, отгадать загадку не забудь. Куда мы полетим?

ЗАДАНИЕ 13. «Загадочная планета». (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я заменить могу любые части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

(Местоимение) (Слайд № 24)

Учитель: Ура! Мы прилетели на планету Местоимение. Ой, а это кто? А, это мой старый друг Кальбульблю. Он великий путешественник. В свой чудесный чемоданчик он собрал пословицы и поговорки с местоимениями. Чтобы раскрылся чудесный чемоданчик, вам надо поделиться своими знаниями.

ЗАДАНИЕ 14. «Чудесный чемоданчик». В этом чемоданчике рассыпались пословицы и поговорки, подчеркните в них местоимения. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

  1. Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

  2. Для Родины своей ты ни сил, ни жизни не жалей.

  3. Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

  4. Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём любви к народу.

(Слайды № 25, 26)

Учитель: Ребята, чтобы наш корабль взлетел, вам надо отгадать загадку. Отгадав ее, вы поймете, куда мы летим.

ЗАДАНИЕ 15. «Космическая незнакомка». (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков-

В речи быть одним из главных слов.

(Глагол) (Слайд № 27)

Учитель: Девочки, нас встречают детишки-инопланетяшки. О, интересно! Они употребляют в своей речи странные глаголы, таких в русском языке нет. Предлагаю вам стать переводчиками.

ЗАДАНИЕ 16. «Переводчик». В данных предложениях найдите глаголы, определите у них время и вид. Замените «детские» слова словами литературного языка. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) Часы часикают. (наст., несов., тикают)

2) На что ты так углазилась? (прош., сов., увидела)

3) Ох, какой пузырь выпузырился. (прош., сов., надулся)

4) Я все-таки распакечу пакет. (буд., сов., открою) (Слайды № 28,29)

Учитель: Молодцы! Теперь мы поняли, о чем говорят дети. А вот и школа, в которой юные глагольчики обучаются. При входе в школу вы сможете прочитать полезные советы ученикам, но для этого вам надо продемонстрировать свои знания.

ЗАДАНИЕ 17. «Полезные советы». Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. (максимум – 5 звезд)

Правила поведения в школе запомнить нетрудно, их немного. (Не) выкрикивай на уроке. (Не) сбивай с ног учителей, а вдруг они тебе еще пригодят…ся. (Не) бей стекла, сам потом замерзн…ш…и заболе…ш… . (Не) дергай девчонок за косички, хуже потом буд…т – (не) дадут списать. (Не) рви тетрадки, они родителям недешево обходят…ся. (Не) рисуй на полях учебника, их сейчас так мало. (Слайд № 30)

Учитель: Отличная работа. А сейчас отправляемся на следующую планету!

ЗАДАНИЕ 19. «Странная планета». (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы – 
И в этом их главный секрет!

(служебные части речи)

(Слайд №31)

ЗАДАНИЕ 20. Найдите в тексте служебные части речи.

Предлоги, союзы, частицы – 
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица – 
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно 
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.

(Слайды №32)

Девочки, вам понравилось путешествовать? Но мы ведь совершенно забыли о своей школе и о том, что нам завтра надо идти на занятия. Предлагаю всем пройти к нашему кораблю, поудобнее расположиться в креслах и отправиться домой. Желаю всем мягкой посадки.

Учитель: Вот мы и дома. Всего за 45 минут мы побывали на шести планетах, познакомились с их жителями, узнали, что они любят, чем занимаются, нам даже пришлось организовывать поисковую операцию. Несколько раз мы оказывались на волоске от смерти, но наши команды были сплоченными и дружными, поэтому домой мы вернулись без потерь.

Что нового вы сегодня узнали:

-что изучает раздел «Морфология»?

-на какие две группы делятся части речи?

-какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?

Чему мы научились? (Слайд № 33)

Домашнее задание: § , упр. , тестовая работа (слайд № 34)

Подсчитайте свои звёзды

Та команда, которая займет 1 место, получит «5».

Команда, занявшая 2 место, заработает «4».

итоги нашего путешествия.

Сейчас прозвенит долгожданный звонок.

Увы, но к концу подошел наш урок.

Прошу, уберите рабочее место.

Давайте без слов и, пожалуй, без жестов.

А я благодарность вам всем объявляю,

Проверив работы, в журнал выставляю

Отметки все ваши, надеюсь привычно,

Что будут они «хорошо» и «отлично».

Большое спасибо я вам говорю.

Мы цели достигли. Благодарю! (Слайды №35,36)


РЕЗЕРВ: тестовая работа

5


Урок русского языка на тему "Морфология" 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Это конспект открытого урока по теме "Морфология. Самостоятельные и служебные части речи". ВВодный урок с применением ИКТ. Основные задания опираются на материал 5 класса.  Урок получился увлекательным.

На  протяжении  всего  урока  дети  путешествовали от одной планеты к другой,  выполняя различные задания,  которые  нужны  для повторения  всего материала.

На  уроке   присутствует   развивающее  обучение—ребусы, загадки,

головоломки. Такие  задания  заставляют  детей  думать,  мыслить.  Они  развивают  память,  внимание,  логическое  мышление.  Были применены здоровьесберегающие технологии на этапе проведения физминутки.

    

Автор Хамитова Гульнар Елеуевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1385
Номер материала 45079
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓