Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка на тему "Морфология" 6 класс

Урок русского языка на тему "Морфология" 6 класс

Скачать материал

Конспект урока русского языка

  6 класс

           Тема урока:

          «Космическое путешествие по морфологическим планетам»

(Слайды № 1, 2)

          Цель: повторить общие сведения о морфологии и систематизировать их, определяя частеречную принадлежность слов.

          Задачи урока: 

Образовательная - закрепить  знания об изученных частях речи; повторить правописание словарных слов,  выделять в предложении части речи.

Развивающая - овладеть нормами литературного языка; уметь анализировать, сопоставлять и рассуждать, логически выражать свои мысли; уметь редактировать текст, отработка орфографической зоркости, особенности усвоения традиционных написаний (словарные слова); расширение словарного запаса.

Воспитательная – воспитать интерес к урокам русского языка.  

         Тип урока: 

Урок обобщения и систематизации знаний  

Ход урока:

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся  с вами в увлекательное путешествие, во время которого вспомним и обобщим все, что знаем о самостоятельных и служебных частях речи.

- Скажите, какой раздел науки о языке изучает части речи? (Морфология).

- Вот поэтому мы совершим космическое путешествие по морфологическим планетам.

  Части речи, как чудесно,

  Знать, что вы со мною вместе,

  Что всегда вы рядом, здесь,

  Благородности не счесть.

  Существительное – школа, просыпается – глагол,

  С прилагательным – веселый

  Новый школьный день пришел.

          А отправляемся в путешествие на настоящем космическом корабле, под названием «Дружба».  В космос сегодня отправятся две команды: «Комета» и  «НЛО» (каждая команда представляет свой девиз)

Мы побываем на разных планетах, познакомимся с их обитателями, возможно, сходим к кому-нибудь в гости. Во время этих визитов вы будете выполнять различные задания, а за правильные ответы будете получать поощрительные звёзды.

Но чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо получить допуск к полету.

Открываем тетради, записываем число и тему урока. Перед вами предложение, ЗАПИШИТЕ ЕГО И ВЫПОЛНИТЕ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР (одна ученица у доски)

Что ж, а теперь в путь. Занимайте свои места, хорошенько пристегнитесь ремнями безопасности. 3,2,1 – пуск. Ура!!! Мы полетели!!! (Слайд № 3)

         Учитель: Девочки! Мы попали на какую-то неизвестную планету. Помогите мне, отгадав загадку.

          ЗАДАНИЕ 1. «Неизвестная планета» (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я самая главная,

Я самая умная,

Я называю предметы, людей

И отвечаю на вопросы простых падежей.

(Существительное)

(Слайд № 4)

         Учитель: Молодцы! Мы на планете Имя существительное. Но что интересно! В центре планеты стоит чудесное колесо, и вам предстоит его правильно покрутить, иначе не сможете  продолжить путь.(Слайд № 5)

          ЗАДАНИЕ 2. «Чудесное колесо» (за каждое правильное слово – 1 звезда)

По кругу написано 6 букв. Сколько различных имен существительных (в ед.числе Имен. падеже) можно прочесть по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, если слова должны быть образованы буквами, идущими подряд)

 

 

 


                          

                 

 

К

 

Л

 
 


О

 

 

 
                

 

 

Учитель: Замечательно! Идем дальше. А вот и космический гипермаркет. Здесь можно купить все космическое, вот только ценники какие-то непонятные. Девочки, вам задание.

          ЗАДАНИЕ 3. «Космический гипермаркет» (за правильное слово – 1 звезда)

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами. У образованных слов определите склонение. Ребята, отнеситесь к заданию очень серьезно, потому что, не зная этих слов, мы не сможем продолжить космическое путешествие.

1. КАРЕТА (ракета) – 1 скл

2. ДРАНФАКС (скафандр) – 2 скл

3. ОМЕТАК (комета) – 1 скл

4. СНИПУТК (спутник) – 2 скл

5. НЕЛАПТА (планета) – 1 скл

6. СЕМОНЕВОСТЬ (невесомость) – 3 скл

(Слайды № 6, 7)

          Учитель: Отлично. А сейчас я вам предлагаю выполнить еще одно задание.

          ЗАДАНИЕ 4. «Четвертый лишний» (за правильный ответ – 1 звезда + 1 звезда за объяснение) 

Инопланетянам эти слова неизвестны. Найдите в каждой строке лишнее слово и обоснуйте свой выбор.

1. ветер, пыль, луноход, тихоня

2. задира, метеорит, звезда, песок

3. кратер, плакса, солнце, буря

4. космодром, гора, темнота, ябеда (существительные общего рода) (Слайды № 8, 9)

Учитель: Ребята, к нам спешит самая гостеприимная на планете Куле-Муке. Она приглашает нас к себе в гости. Но что это? Дети, помогите, у выделенных существительных род определить!

          ЗАДАНИЕ 5. «В гостях у Куле-Муке» (за правильный ответ – 1 звезда)

МИССИС Куле-Муке попросила нас снять в прихожей ПАЛЬТО и КАШНЕ. МЕНЮ состояло из СУФЛЕ, ЖЕЛЕ и КОФЕ. ШИМПАНЗЕ играл на ПИАНИНО, КОЛИБРИ и КАКАДУ дружно пели. Всем было очень весело. (Слайды № 10, 11)

         Учитель: Славно мы отдохнули у Куле-Муке. Пора отправляться на другую планету.

         Учитель: Итак, угадайте, на какую планету мы отправимся сейчас. Вот вам загадка.

         ЗАДАНИЕ 6. «Новая планета» (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное) (Слайд № 12)

        - Верно, мы оказались на планете Имя прилагательное. Ребята, жители этой планеты -  великие трусишки. Увидев нас, они спрятались, и теперь их необходимо разыскать. Вот вам космическое задание.

          ЗАДАНИЕ 7. «Потеряшки». Найдите  и выпишите прилагательные, определите их разряд. ( за каждый правильный ответ – 1 звезда)

Около полудня на этой планете появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями. Тихий ветерок засыпает горы лебяжьим пухом молодого снега. (Слайды № 13, 14)

         Учитель: И с этим заданием вы справились. Что ж продолжим наше путешествие.

        - Но что это? Девочки, наших мальчиков 7 класса пираты-инопланетяне взяли в плен и требуют за них выкуп. А чтобы их спасти, вы должны выполнить их задание.

        ЗАДАНИЕ 8. «Выкуп». Перед вами морфологические признаки имени существительного, имени прилагательного и 2 конверта. Вам надо выбрать признаки существительного и признаки прилагательного  и разложить их по конвертам. (за каждый правильно собранный конверт – 1 звезда)

Начальная форма (И.П., ед.ч.); Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.); постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое; нарицательное или собственное; род, склонение; постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное; у качественных: степень сравнения, краткая и полная форма; у всех прилагательных: падеж, число, род ( в ед.ч.); непостоянные признаки: падеж, число; синтаксическая роль в предложении (подлежащее, дополнение, обстоятельство); синтаксическая роль в предложении (определение)

Имя существительное                                 

Имя прилагательное

Начальная форма (И.П., ед.ч.)                         

Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)

Постоянные признаки:                                         одушевлённое или неодушевлённое;

 постоянные признаки:          качественное, относительное или притяжательное  

               

нарицательное или собственное                

непост.призн: у качественных: степень сравнения,

род, склонение                                             

краткая и полная форма

непостоянные признаки:  падеж, число                                                                           

у всех прилагательных: падеж, число, род ( в ед.ч.);

синтаксическая роль в предложении          (подлежащее, дополнение, обстоятельство)

синтаксическая роль в предложении (определение)

(Слайды № 15, 16)

          Учитель: Отличная работа. Вы успешно освободили наших мальчиков 7 класса. Девочки, нам небезопасно находиться на этой планете. Я думаю, что теперь самое время ее покинуть

          Учитель: Юные путешественники, а теперь угадайте, где мы находимся?

ЗАДАНИЕ 9. «Где мы?» (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я, имей в виду,

Сказать могу, который ты в ряду.

(Имя числительное)   (Слайд № 17)

         - Правильно. Мы на планете Имя числительное.

А теперь внимание, новое задание. Жителей планеты Имя числительное очень трудно отличить от других инопланетных жителей, поэтому вам предстоит найти их.

          ЗАДАНИЕ 10. «Найди нас». (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Среди слов найти числительные и подчеркнуть их.

Пара, миллион, десяток, удвоить, пятерня, трое, семидневный, трижды,    полтора, две третьих, шестидневка, двойной, троица, четвертый, сотня. (Слайды № 18, 19)

 Учитель: Девочки, а эти числительные такие загадочные. Они спрятались в словах. Вам задание.

           ЗАДАНИЕ 11. «Расшифруйте и запишите текст». (за правильный ответ – 1 звезда)

Вскоре 7я  40  о5 сядет за  100л, блещущий  чи100тою.  Сес3цы-40и  е2   ухи3лись  пре2рительно приготовить  обед,  отыскать вме100  осе3ны   100лько  ус3ц, что пред100ит  целый пир.

 Будьте внимательны.

(Слайды № 20)

         Учитель: О, ужас! Началась космическая буря. Это страшное бедствие. Космическим песком занесло многие дома, и теперь жители этой страны в панике.

         ЗАДАНИЕ 12. «Космическая буря». Помогите найти числительным свои жилища, определив их разряды. А вот имена пострадавших. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

Первый, два, пятый, десять, восьмой, двадцать, десятый,

пятьдесят.  (Слайды № 21,22)

         Голос инопланетян (запись):     Спасибо вам, ребята. Вы нам очень помогли.

Физминутка (Слайд № 23)

         Учитель: Молодцы! А теперь мы снова в путь, отгадать загадку не забудь. Куда мы полетим?

          ЗАДАНИЕ 13. «Загадочная планета». (кто быстрее поднимет руку – 1    звезда)

Я заменить могу любые части речи,

Взвалив обязанности их  себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

(Местоимение)           (Слайд № 24)

         Учитель: Ура! Мы прилетели на планету Местоимение. Ой, а это кто? А, это мой старый друг Кальбульблю. Он великий путешественник. В свой чудесный чемоданчик он собрал пословицы и поговорки с местоимениями. Чтобы раскрылся чудесный чемоданчик, вам надо поделиться своими знаниями.

         ЗАДАНИЕ 14. «Чудесный чемоданчик». В этом чемоданчике рассыпались пословицы и поговорки, подчеркните в них местоимения. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

  1. Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
  2. Для Родины своей ты ни сил, ни жизни не жалей.
  3. Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.
  4. Лучше не иметь сердца, чем не иметь в нём любви к народу.

    (Слайды № 25, 26)

         Учитель: Ребята, чтобы наш корабль взлетел, вам надо отгадать загадку. Отгадав ее, вы поймете, куда мы летим.

          ЗАДАНИЕ 15. «Космическая незнакомка». (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков-

В речи быть одним из главных слов.

(Глагол)      (Слайд № 27)

         Учитель: Девочки, нас встречают детишки-инопланетяшки. О, интересно! Они употребляют в своей речи странные глаголы, таких в русском языке нет. Предлагаю вам стать переводчиками.

         ЗАДАНИЕ 16. «Переводчик». В данных предложениях найдите глаголы, определите у них время и вид. Замените «детские» слова словами литературного языка. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) Часы часикают. (наст., несов., тикают)

2) На что ты так углазилась? (прош., сов.,  увидела)

3) Ох, какой пузырь выпузырился. (прош., сов., надулся)

4) Я все-таки распакечу пакет. (буд., сов., открою)      (Слайды № 28,29)

         Учитель: Молодцы! Теперь мы поняли, о чем говорят дети. А вот и школа, в которой юные глагольчики обучаются. При входе в школу вы сможете прочитать полезные советы ученикам, но для этого вам надо продемонстрировать свои знания.

          ЗАДАНИЕ 17. «Полезные советы». Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. (максимум – 5 звезд)

Правила поведения в школе запомнить нетрудно, их немного. (Не) выкрикивай на уроке.  (Не) сбивай с ног учителей, а вдруг они тебе еще пригодят…ся. (Не) бей стекла, сам потом замерзн…ш…и заболе…ш… . (Не) дергай девчонок за косички, хуже потом буд…т – (не) дадут списать. (Не) рви тетрадки, они родителям недешево обходят…ся. (Не) рисуй на полях учебника, их сейчас так мало.   (Слайд № 30)

         Учитель: Отличная работа. А сейчас отправляемся на следующую планету!

         

ЗАДАНИЕ 19. «Странная планета». (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы – 
И в этом их главный секрет!

(служебные части речи)

(Слайд №31)

ЗАДАНИЕ 20.   Найдите в тексте служебные части речи.

Предлоги, союзы, частицы – 
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица – 
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно 
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.

(Слайды №32)

Девочки, вам понравилось путешествовать? Но мы ведь совершенно забыли о своей школе и о том, что нам завтра надо идти на  занятия. Предлагаю всем пройти к нашему кораблю, поудобнее расположиться в креслах и отправиться домой. Желаю всем мягкой посадки.

         Учитель: Вот мы и дома. Всего за 45 минут мы побывали на шести планетах, познакомились с их жителями, узнали, что они любят, чем занимаются, нам даже пришлось организовывать поисковую операцию. Несколько раз мы оказывались на волоске от смерти, но наши команды были сплоченными и дружными, поэтому домой мы вернулись без потерь.

Что нового вы сегодня узнали:

  -что изучает раздел «Морфология»?

  -на какие две группы делятся части речи?

  -какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?

Чему мы научились?                     (Слайд № 33)

Домашнее задание:  §       , упр.        , тестовая работа               (слайд № 34)

Подсчитайте свои звёзды                                            

Та команда, которая займет 1 место, получит «5».

Команда, занявшая 2 место, заработает «4».

итоги нашего путешествия.

Сейчас прозвенит долгожданный звонок.

Увы, но к концу подошел наш урок.

Прошу, уберите рабочее место.

Давайте без слов и, пожалуй, без жестов.

А я благодарность вам всем объявляю,

Проверив работы, в журнал выставляю

Отметки все ваши, надеюсь привычно,

Что будут они «хорошо» и «отлично».

Большое спасибо я вам говорю.

Мы цели достигли. Благодарю! (Слайды №35,36)

 

РЕЗЕРВ: тестовая работа

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка на тему "Морфология" 6 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по автотранспорту

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Это конспект открытого урока по теме "Морфология. Самостоятельные и служебные части речи". ВВодный урок с применением ИКТ. Основные задания опираются на материал 5 класса.  Урок получился увлекательным.

На  протяжении  всего  урока  дети  путешествовали от одной планеты к другой,  выполняя различные задания,  которые  нужны  для повторения  всего материала.

На  уроке   присутствует   развивающее  обучение—ребусы, загадки,

головоломки. Такие  задания  заставляют  детей  думать,  мыслить.  Они  развивают  память,  внимание,  логическое  мышление.  Были применены здоровьесберегающие технологии на этапе проведения физминутки.

    

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 615 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. 6 класс VIII вид. ОВЗ.
  • Учебник: «Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода
  • 01.10.2020
  • 721
  • 41
«Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 702
    • DOCX 77.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хамитова Гульнар Елеуевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хамитова Гульнар Елеуевна
    Хамитова Гульнар Елеуевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14336
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 214 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 313 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Мини-курс

Современные тенденции в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие физических качеств в художественной гимнастике: теория и практика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы анализа и прогнозирования по финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе