Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему

Урок русского языка на тему

Определение

Урок русской речи в 8 классе с казахским языком обучения

Хайруллина Л.С.

СШ №54 имени Ж.Кыдырова

Жанакорганского района

Кызылординской области


Цели урока:


1.Формирование знаний об определении

2Формирование умений и навыков нахождения определений в тексте,употребления их в связной речи.

3.На тематико-ситуативной основе продолжить совершенствование речевых навыков;

4.Воспитывать любовь к природе: учить, ценить и беречь, понимать красоту.

Тема высказывания: «Золотая осень»

Метод:работа в группе,управленческая игра,ролевая игра.

Оборудование: картина Левитана «Золотая осень», интерактивная доска, электронный учебник

Ход урока

І.Организационный момент.

Вступительная беседа к уроку:

-Какое сегодня число?

-Какое время года во дворе?

-Осень.

-Осень..Не успели мы с вами оглянуться, а она уже прискакала на пегой кобыле.В древности славяне называли осень словом «Жыцень».Это слово происходит от слова «жито-рожь». Сегодня целый урок будем говорить об осени, о золотой осени, о красках осени.

-Какие изменения происходят осенью в природе?В своих ответах вы использовали слова «золотая осень», «голые деревья», «частые дожди», «перелетные птицы».

-К какой части речи они относятся?

-Каким членом предложения чаще являются прилагательные?

-Определением.

ІІ.Обьяснение новой темы :

Определение-это второстепенный член предложения,который отвечает на вопросы какой?(какая? какое? какие?), чей? (чья? чье? чьи?),который? (которая? которое? которые?).

Определение обычно относится к подлежащему,дополнению или сказуемому, выраженному существительным.

Определения служат для пояснения существительного или слова другой части в значении существительного.

Пример: Жыцень являлся в образе малорослого худощавого уже пожилого существа.

Слово, к которому относится определение,называется определяемым словом.

Определение обычно ставится перед определяемым словом и согласуется с ним:

а) в роде ( осенний день,осенняя погода,осеннее утро);

б) в числе(дождливый год,дождливые годы);

в) в падеже(солнечный день,солнечного дня,солнечному дню).


Класс делится в две группы «Серебряные дожди» и «Перелетные птицы».



III.Работа в группе

Прочитать текст об осени,найти определения с определяемыми словами ,определить род,число,падеж определений


Текст для 1-группы:

На опушке леса золотом горит листва белостольных берез.Дрожат,трепещут на ветру листочки хрупких осин.Вершины деревьев тонким кружевом вырисовываются на фоне лазурного неба.Ярким костром загорается куст на берегу маленькой лесной речушки.Речка чистая,прозрачная,отчетливо видны все камушки на ее дне.Вода в реке уже холодная.

Текст для 2-группы:

Осеннее солнце стоит низко, и от деревьев падают на землю густые тени, они далеко разбегаются по бурой траве.На повороте реки застыла одинокая береза.А могучие дубы еще зеленеют.Они, как старшие братья,защищают молодую березку от холодных осенних ветров. Вдруг с севера налетает порывистый ветер, он срывает листья с деревьев, они кружатся в воздухе. Опавшие листья покрывают землю нарядным разноцветным ковром. IY.Работа по учебнику

Упражнение 6(стр.88 Русская речь )

hello_html_afd708f.gifВместо точек вставьте подходящие по смыслу определения из правого столбика.Согласуйте их с определяемым словом в роде,числе и падеже .I.1.В ... г оду мы ездили в Москву. прошедший 2.Глаголы ... времени по лицам не изменяются. прошлый II.1.Брат получил ... телеграмму. скорый 2.Он выехал ... поездом в Астану. срочный

Слово учителя:

-Об осени написано немало. Красавицу осень воспевали многие поэты.

- Кто написал цикл стихотворний о временах года?

-Какие стихотворения мы с вами изучали об осени?

( Ответы учеников)

Y.Слуховой диктант

Из текста стихотворения А.С.Пушкина на слух выписывают определения:

1-группа Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю природы увяданье,

В багрец изолото одетые леса,

В их сенях ветра шум исвежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

2-группа Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила,читатель дорогой,

Красою тихою,блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной,

К себе меня влечет.Сказат ь вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго;любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

YІ.Управленческая игра

К осенней теме обращались не только мастера пера, но и мастера кисти.Перед вами знаменитая картина Левитана «Золотая осень». Что вы видите на картине? Что вы можете сказать о колорите картины?


Словарная работа: Колорит-соотношение красок

в картине по тону,насыщенности цвета.

Составьте мини-рассказ по этой картине,используя определения.

Ученики делятся на «планировщиков» и «исполнителей».Планировщики готовят план рассказа,исполнители , опираясь на этот план,описывают картину. (1-группа 1.Колорит

2.Использованные цвета

3.Передний план картины (березы,река,небо)

4.Дальний план картины (домики,посевы)

(2-группа Удивительно красивую картину создал И.И.Левитан.Колорит картины теплый.Художник

использовал оранжевые,желтые,голубые,зеленые краски.

На переднем плане небольшая речка.Она отражает голубое небо.К горизонту небо светлеет,а ближе к нам на нем светло-сиреневые облака.Березки спускаются к речке.Хорошо видны их еще молодые стволы и кудрявые ветви в золотом наряде.Справа еще зеленые деревья,зеленые посевы возле домиков.Так бывает в тихий осенний день

-Кто из русских поэтов любил это прекрасное время?

-А вам нравится осень?


VII. Ролевая игра

Первой группе предлагается защита позиции «Осень- любимое время года».

Второй группе – «Осень – унылая пора. Она навивает на меня грусть и скуку».


VІІІ. Итоги урока

Мы поговорили об осени, используя в речи какой второстепенный член предложения?

Определение.

-Что такое определение?

-На какие вопросы отвечает?

-Какой частью речи выражается об осени?

-К какому члену предложения относятся определения?

-Д-ля чего служат определения?

Какие определения называются несогласованными?


Ребята, мы с вами беседовали о сказачном времени года – осени при помощи определений. Каждое время года ценно по-своему. Человек и природа едины, люди должны делать только хорошее. Оберегать все живое ради будущего на земле! Как поется в песне :

У природы нет плохой погоды

Каждая погода благодать!

Мы должны любить природу в любое время года.


IX. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Осень в моем селе»




Урок русского языка на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

На этом уроке ученики самостоятельно изучали тему "Определение". На протяжении всего урока беседовали о сказочном времени года- золотой осени.Читали отрывки из произведений русских писателей и поэтов об этом временигода. Находили в тексте согласованные и несогласованные определения. К теме осени обращались не толко мастера пера, но и мастера кисти. Ребята , разделившись на "проектировщиков" и "исполнителей", описывали знаменитую картину Левитана "Золотая осень", используя в речи определения. Обогатили свою речь словом колорит. Узнали , что в древности славяне называли осень словом "жыцень".    

Автор Хайруллина Лунара Суйншбаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 467
Номер материала 41153
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓