Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему

Урок русского языка на тему

Тема: Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

Цели урока:

образовательные

  • знать понятия “однозначное” и “многозначное” слово, “прямое” и “переносное” значение слов;

  • уметь выбирать значение многозначного слова, соответствующее ситуации, закрепить полученные знания с помощью практических заданий.

развивающие

  • развивать навыки выполнения творческих заданий в соответствии с нормами русского языка, активизировать познавательную деятельность учащихся, продолжить развитие сотрудничества “учитель-ученик”, а также логической памяти учащихся, их речи.

воспитательные

  • формировать коммуникативные качества личности, умение рационально организовывать свою работу;

  • воспитывать эстетику работы.


Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

- Ребята, мы с вами начали изучать раздел «Лексика».

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Для этого проведем словарную работу “Угадай-ка»

2. Повторение.

Словарная работа “Угадай-ка” – продолжите ответы:

  • Все слова языка образуют его словарный состав, который называется …

  • Наука, изучающая словарный состав, называется

  • То, что обозначает слово, является…

  • Лексическое значение имеют только… части речи.

  • Кроме лексического значения любое слово имеет…

Взаимопроверка ответов учащихся (Слайд 1).

3. Формулирование темы и цели урока.

Учитель. Прослушайте стихотворение. Подумайте, какое слово встретилось очень часто и какое значение оно имеет в разных словосочетаниях.

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь – 
С головой в нее уйдешь.
Ставит счетчики монтер.
Ставит фильмы режиссер.
Снял он сказку “Колобок”,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги – 
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
“Просто насморк. Спи, не плачь!” 
Если кончится рассказ,
Ставить точку в самый раз.


- Как вы считаете, одно или много значений имеет слово «ставить» в данном стихотворении? ( много)

Как вы считаете, как называются такие слов?

Поэтому какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?


Запишем первую часть темы. Однозначные и многозначные слова. 


- А в каком словосочетании оно употребляется в своем основном значении?

- Как вы считаете, как называется такое значение? (прямое)


Ребята, у слов, наряду с прямым, может быть и другое значение, когда происходит перенос названия одного предмета или действия на другое, сходное.

Как вы думаете, как называется такое значение, если происходит перенос? (переносное)


Учитель. А теперь запишем вторую часть темы.

Прямое и переносное значение слов.


Учитель. Сформулируйте цель нашего урока.

Цель урока: Знать понятия “однозначное” и “многозначное” слово, “прямое ” и “переносное” значение слов; уметь выбирать значение многозначного слова соответствующее ситуации, закрепить полученные знания с помощью практических заданий.


ЗАДАНИЕ КЛАССУ

В таблице записать вопросы, ответы на которые каждый ученик хочет получить на уроке.


Что я хочу узнать на этом уроке ?

Я узнал

Я не узнал














4. Изучение нового материала.

- Работа с учебником. Тренировочные упражнения.

чтение правила  стр.145, 146 Многозначное слово – … , Однозначное слово – …, упр №…499 стр 145,

стр .149 Правило. Прямое значение слова – … , Переносное значение слова-

упр № 517 ( устно) Как в толковых словарях оформляется словарная статья.

у доски 2 человека упр № 519 стр 150


- Справка

А каких слов больше в русском языке – однозначных или многозначных? Чтобы ответить на этот вопрос исследователи взяли “Словарь русского языка” С.И. Ожегова, выбрали по принципу “случайного отбора” 35016 слов и установили, что однозначных слов среди них 63%, а многозначных 37%.


- ПРЕЗЕНТАЦИЯ « ГОРОД СЛОВАРЕЙ» (Опережающее задание подготовила ученица)

(СЛАЙДЫ 1-11)


- Задание. Послушайте стих Есенина. Какое настроение появилось у вас? Выберите слова в переносном значении. Что они обозначают. ( тексты стиха на столах)

Стих Есенина «С добрым утром»


Есть ли в данном стихе метафора?


5. Физминутка

А) “Игра в мячик”. Вызываются по рядам учащиеся.

Слово учителя:

Ребята, чтобы продолжить нашу работу, давайте сейчас отдохнем и сыграем в игру с мячом.

Я называю слово и кидаю мяч, кто мяч поймает, тот должен сказать, какое это слово – однозначное или многозначное и составить предложение с этим словом.

(Существительные – снег, ручка, лист, ветер, кисть, луна, полотно, поле, звезды).

6. Закрепление изученного материала.


- Работа по группам. Карточки с дифференцированным заданием.

Задание 1. Докажите, что приведенные ниже слова являются многозначными. Для этого составьте предложения или словосочетания, употребив слова в разных значениях.

Крутой_________________________________________________

Глубокий _______________________________________________

Стол ____________________________________________________

Кухня___________________________________________________

Задание 2. Разделите в два столбика словосочетания с прямым и переносным значением слов. Составьте предложения с некоторыми из них.

Глухой старик, глухой переулок; завели разговор, завели машину; вскипела вода, вскипело сердце; самолет снизился, успеваемость снизилась.

Задание 3.

Моряки увидели землю. Над землей сгустились тучи. Земля в наших краях плодородная. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.



- Какие же значения имеет слово «земля»? Соотнесите к каждому предложению слова-помощники.

(это и планета, и суша, и почва, и участок)



Составление словарной статьи слова земля.

- Запись словарной статьи слова земля из толкового словаря.

- Обратите внимание, что с прописной буквы это слово пишется в значении «планета», в остальных случаях писать его следует со строчной буквы.

Историческая справка «А знаете ли вы, что…»

Возраст нашей планеты очень велик. Его даже трудно представить. Земля возникла в звездном пространстве около 5 миллиардов лет назад! Попробуйте представить, сколько это времени! Пять миллиардов – это пять тысяч раз по миллиону лет. Вот так далек от нашего времени день ее рождения.


Проверка выполнения заданий – выступление ребят, подведение итогов.


-ИГРА «ВЫЗЫВАЮ НА ДУЭЛЬ».

1 ученик вызывает на дуэль своего одноклассника, и они задают по очереди вопросы друг другу. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.


- УСТНАЯ МИНУТКА. ЧИТАЕТ УЧЕНИК.

  1. Ответьте на вопрос по тексту –

У всех есть имя. Только иногда получается так, что по имени тебя не зовут. Подрался недавно Кешка с Костей, а Костина мама сказала: “Ты, Кешка, настоящий петух”. А вчера надулся Кешка на папу, и тот весь вечер дразнил его “Индюк”.

А вот Кешкину сестру Лену все Ласточкой зовут. Подъемный кран, на котором она работает, высокий. Другим здесь страшно, а Лена во время работы даже поет. За такой веселый характер и прозвали Лену Ласточкой.

(По Г. Цыферову)

Благодаря чему слова петух, индюк, ласточка стали многозначными?  (Внешние признаки и действия сходны между собой.)


- ИНСЦЕНИРОВКА «Почему смородина белая?»

7) Учитель: Без толкового словаря порой трудно приходится, и, не зная переносного значения, мы можем друг друга не понять. Послушайте, какая история произошла с одним иностранцем.


Иностранец подходит к продавцу ягод.

- Что продаете?

- Черную смородину.

- А почему ж она белая?

- Потому что зеленая.

8) Вопрос к классу: В каком значении употреблено слово зеленый? (Недозрелый, неспелый)



7. Закрепление изученного материала СЛАЙДЫ 12-14


    1. Терминологический диктант

Наука, изучающая словарный состав языка, называется …

Словарный состав языка называется…

То, что обозначает слово, называется …

Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…

Слово, имеющее два или более значений, называется…

Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…

  1. Тест на закрепление изученного материала

Задание: выпишите букву, обозначающую правильный ответ.

Тест.

1. Словарный состав языка изучает наука:
А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология
Г) пунктуация


2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:
А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы


3. В каком ряду слова являются многозначными:
А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор

8. Подведение итогов урока.

- Рефлексия.

РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ

ПОЛУЧИ ЛИ ВЫ ОТВЕТЫ НА СВОИ ВОПРОСЫ?

ОЗВУЧИТЬ!

Что помогает определить однозначность и многозначность слова? (Словосочетание – контекст).

Что понравилось вам сегодня на уроке, что запомнилось?

Какие выводы вы сделали о том, какую роль играют многозначные и однозначные слова в речи?

9. Комментирование оценок.

10. Домашнее задание. Записано на рабочих листах.

Информация о дифференциальном домашнем задании:

  • Выучите теоретический материал по теме урока, упр №500

  • Описать зимний день, используя слова в переносном значении.

  • Составьте толковый словарь на тему «Школа»

1 вариант – из однозначных слов,        

2 вариант – из многозначных слов;

определите по толковому словарю, является ли слово язык однозначным или многозначным, запишите его значения, подберите пословицы и поговорки о языке.

12. ПЕРЕХОД НА СЛЕДУЮЩУЮ ТЕМУ УРОКА

Задание 2. Подберите однокоренные слова к словам. Составьте предложения с данными словами.

Точка – знак препинания_____________________________________

Точка – точка коньков_______________________________________

Клубы – клубы дыма________________________________________

Клубы – сельские клубы_____________________________________

Мир – Вселенная___________________________________________

Мир – спокойствие__________________________________________


Эти слова пишутся одинаково, но имеют совершенно разное значение. Они называются омонимами. Это тема следующего урока.



Урок русского языка на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок -ознакомление с новой темой. Второй урок в разделе "Лексика". С применением ИКТ, использованы дифференцированные задания по карточкам. Домашнее задание творческого характера с дифференциацией.Тема:  Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

Цели урока:

образовательные

·         знать понятия “однозначное” и “многозначное” слово, “прямое” и “переносное” значение слов;

·         уметь выбирать значение многозначного слова, соответствующее ситуации, закрепить полученные знания с помощью практических заданий.

развивающие

·         развивать навыки выполнения творческих заданий в соответствии с нормами русского языка, активизировать познавательную деятельность учащихся, продолжить развитие сотрудничества “учитель-ученик”, а также логической памяти учащихся, их речи.

воспитательные

·         формировать коммуникативные качества личности, умение рационально организовывать свою работу;

·         воспитывать эстетику работы.

 

Ход урока

1.     Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

- Ребята, мы с вами начали изучать раздел  «Лексика».

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Для этого проведем словарную  работу “Угадай-ка»

2. Повторение.

Словарная работа “Угадай-ка” – продолжите ответы:

·         Все слова языка образуют его словарный состав, который называется …

·         Наука, изучающая словарный состав, называется             …

·         То, что обозначает слово, является…

·         Лексическое значение имеют только… части речи.

·         Кроме лексического значения любое слово имеет…

Взаимопроверка ответов учащихся (Слайд 1).

3. Формулирование темы и цели урока.

Учитель. Прослушайте стихотворение.  Подумайте, какое слово встретилось очень часто и какое значение оно имеет в разных словосочетаниях.

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь – 
С головой в нее уйдешь.
Ставит счетчики монтер.
Ставит фильмы режиссер.
Снял он сказку “Колобок”,
Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги – 
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
“Просто насморк. Спи, не плачь!” 
Если кончится рассказ,
Ставить точку в самый раз.

 

-  Как вы считаете, одно или много значений имеет слово «ставить» в данном стихотворении?  ( много)

Как вы считаете, как называются такие  слов?

Поэтому какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

 

Запишем первую часть темы. Однозначные и многозначные слова. 

 

- А в каком словосочетании оно употребляется в своем основном значении?

- Как вы считаете, как называется такое значение? (прямое)

 

          Ребята, у слов, наряду с прямым, может быть и другое значение, когда происходит перенос названия одного предмета или действия на другое, сходное.

Как вы думаете, как называется такое значение, если происходит перенос? (переносное)

 

Учитель. А теперь запишем вторую часть темы.

Прямое и переносное значение слов.

 

Учитель. Сформулируйте цель нашего урока.

Цель урока: Знать понятия “однозначное” и “многозначное” слово, “прямое ” и “переносное” значение слов; уметь выбирать значение многозначного слова соответствующее ситуации, закрепить полученные знания с помощью практических заданий.

 

ЗАДАНИЕ КЛАССУ

В таблице записать вопросы, ответы на которые каждый ученик хочет получить на уроке.

 

Что я хочу узнать на этом уроке ?

Я узнал

Я не узнал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Изучение нового материала.

           -  Работа с учебником. Тренировочные упражнения.   

 – чтение правила  стр.145, 146   Многозначное слово – … , Однозначное слово – …,                             упр №…499 стр 145, 

        

стр .149   Правило.  Прямое значение слова – … , Переносное значение слова-

упр № 517 ( устно)     Как в толковых словарях оформляется словарная статья.

  у доски  2 человека       упр № 519 стр 150

 

Справка

А каких слов больше в русском языке – однозначных или многозначных? Чтобы ответить на этот вопрос исследователи взяли “Словарь русского языка” С.И. Ожегова, выбрали по принципу “случайного отбора” 35016 слов и установили, что однозначных слов среди них 63%, а многозначных 37%.

 

-  ПРЕЗЕНТАЦИЯ « ГОРОД СЛОВАРЕЙ»  (Опережающее задание подготовила ученица)

(СЛАЙДЫ 1-11)

 

-  Задание. Послушайте стих  Есенина. Какое настроение появилось у вас?  Выберите слова в переносном значении. Что они обозначают.  ( тексты стиха  на столах)

Стих Есенина «С добрым утром»

 

Есть ли в данном стихе метафора?

 

5.  Физминутка

А) “Игра в мячик”. Вызываются по рядам учащиеся.

Слово учителя:

Ребята, чтобы  продолжить нашу работу, давайте сейчас отдохнем и  сыграем в  игру с мячом.

 Я называю слово и кидаю мяч, кто мяч поймает, тот должен сказать, какое это слово – однозначное или многозначное и составить предложение с этим словом.

 (Существительные – снег, ручка, лист, ветер, кисть, луна, полотно, поле, звезды).

 6. Закрепление изученного материала.

 

 -   Работа по группам. Карточки с дифференцированным  заданием.

Задание 1. Докажите, что приведенные ниже слова являются многозначными. Для этого составьте предложения или словосочетания, употребив слова в разных значениях.

Крутой_________________________________________________

Глубокий _______________________________________________

Стол ____________________________________________________

Кухня___________________________________________________

Задание 2. Разделите в два столбика словосочетания с прямым и переносным значением слов. Составьте предложения с некоторыми из них.

Глухой старик, глухой переулок; завели разговор, завели машину; вскипела вода,  вскипело сердце; самолет снизился, успеваемость снизилась.

Задание 3.

Моряки увидели землю. Над землей сгустились тучи.  Земля в наших краях плодородная. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

 

- Какие же значения имеет слово «земля»? Соотнесите к каждому предложению слова-помощники.

(это и планета, и суша, и почва, и участок)

 

– Составление словарной статьи слова земля.

- Запись словарной статьи слова земля из толкового словаря.

- Обратите внимание, что с прописной буквы это слово пишется в значении «планета», в остальных случаях писать его следует со строчной буквы.

Историческая справка «А знаете ли вы, что…»

Возраст нашей планеты очень велик. Его даже трудно представить. Земля возникла в звездном пространстве около 5 миллиардов лет назад! Попробуйте представить, сколько это времени! Пять миллиардов – это пять тысяч раз по миллиону лет. Вот так далек от нашего времени день ее рождения.

 

Проверка выполнения заданий – выступление ребят, подведение итогов.

 

-ИГРА   «ВЫЗЫВАЮ НАДУЭЛЬ».

1 ученик вызывает на дуэль своего одноклассника, и они задают по очереди вопросы друг другу.  Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.

 

-  УСТНАЯ МИНУТКА. ЧИТАЕТ УЧЕНИК.

1.    Ответьте на вопрос по тексту –

У всех есть имя. Только иногда получается так, что по имени тебя не зовут. Подрался недавно Кешка с Костей, а Костина мама сказала: “Ты, Кешка, настоящий петух”. А вчера надулся Кешка на папу, и тот весь вечер дразнил его “Индюк”.

А вот Кешкину сестру Лену все Ласточкой зовут. Подъемный кран, на котором она работает, высокий. Другим здесь страшно, а Лена во время работы даже поет. За такой веселый характер и прозвали Лену Ласточкой.

(По Г. Цыферову)

– Благодаря чему слова петух, индюк, ласточка стали многозначными?        (Внешние признаки и действия сходны между собой.)

 

- ИНСЦЕНИРОВКА  «Почему смородина белая?»

7) Учитель: Без толкового словаря порой трудно приходится, и, не зная переносного значения, мы можем друг друга не понять. Послушайте, какая история произошла с одним  иностранцем.

 

                           Иностранец подходит к продавцу ягод.

                           - Что продаете?

                           - Черную смородину.

                           - А почему ж она белая?

                           - Потому что зеленая.

8) Вопрос к классу: В каком значении употреблено слово зеленый? (Недозрелый, неспелый)

 

 

7. Закрепление изученного материала    СЛАЙДЫ 12-14

 

1.     Терминологический диктант

Наука, изучающая словарный состав языка, называется …

Словарный состав языка называется…

То, что обозначает слово, называется …

Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…

Слово, имеющее два или более значений, называется…

Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…

2.     Тест на закрепление изученного материала

Задание: выпишите букву, обозначающую правильный ответ.

Тест.

1. Словарный состав языка изучает наука:
А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология
Г) пунктуация


2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:
А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы


3. В каком ряду слова являются многозначными:
А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор

8. Подведение итогов урока.

- Рефлексия.

РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ

ПОЛУЧИ ЛИ ВЫ ОТВЕТЫ НА СВОИ ВОПРОСЫ?

ОЗВУЧИТЬ!

– Что помогает определить однозначность и многозначность слова? (Словосочетание – контекст).

– Что понравилось вам сегодня на уроке, что запомнилось?

– Какие выводы вы сделали о том, какую роль играют многозначные и однозначные слова в речи?

9.  Комментирование оценок.

10. Домашнее задание. Записано на рабочих листах.

Информация о дифференциальном домашнем задании:

·                      Выучите теоретический материал по теме урока,  упр №500

·                      Описать зимний день, используя слова в переносном значении.

·                      Составьте толковый словарь на тему «Школа»

1 вариант – из однозначных слов,        

2 вариант – из многозначных слов;

     определите по толковому словарю, является ли слово язык однозначным или многозначным, запишите его значения, подберите пословицы и поговорки о языке.

12. ПЕРЕХОД НА СЛЕДУЮЩУЮ ТЕМУ УРОКА

Задание 2. Подберите однокоренные слова к словам. Составьте предложения с данными словами.

Точка – знак препинания_____________________________________

Точка – точка коньков_______________________________________

Клубы – клубы дыма________________________________________

Клубы – сельские клубы_____________________________________

Мир – Вселенная___________________________________________

Мир – спокойствие__________________________________________

 

Эти слова пишутся одинаково, но имеют совершенно разное значение. Они называются омонимами. Это тема следующего урока.

 

Автор Мусина Тлектес Шакеновна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1140
Номер материала 34027
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓