Главная / Начальные классы / Урок русского языка на тему

Урок русского языка на тему

Гулина Н. В.

учитель начальных классов

МОУ гимназии №38 г.о. Тольятти

Урок русского языка в 4 классе по теме «Местоимение»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели:

  1. Дать общее понятие о местоимении, подчеркнуть отличительные признаки этой части речи;

  2. Развивать у учащихся умение правильно употреблять и писать местоимения; заменять имена существительные местоимениями, соответствующего ему рода, распознавать местоимения в тексте; развивать речь учащихся, расширить их кругозор;

  3. Воспитание потребности в знаниях; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

Оборудование:

* таблица «Местоимение», карточки;

* портреты А.С.Пушкина и С. Есенина;

* аудиозапись композиции П.И. Чайковского «Времена года»;

* иллюстрации с изображением осенних пейзажей.

Используемые современные образовательные технологии:

проблемное обучение, игровые технологии, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающий подход, гуманно-личностная технология.

Этапы урока

  1. Организационный момент.

Учитель: - Весёлый прозвенел звонок, начинаем наш урок!

Учитель: - Ребята, какое сейчас время года?

-Ученики: - Осень.

-Правильно. И сегодня мы посвятим урок этому замечательному времени года.

* Звучит мелодия П. И. Чайковского. Учитель читает стихотворение:

Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Учитель: - Ребята, кто написал это стихотворение?

Ученики: - А.С. Пушкин

Учитель: - Правильно. Осень была любимым временем года Александра Сергеевича.

  1. Словарная работа.

Учитель: - Я буду вам сейчас загадывать загадки, а вы в тетрадях будете писать отгадки. Будьте внимательны, это словарные слова, в которых безударные гласные нельзя проверить.

* Весной – веселит, летом – холодит, осенью – питает, зимой – согревает. (Дерево)

* Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (Берёза)

* Весной зеленела,

Летом загорела,

Осень в сад пришла-

Красный факел зажгла. (Рябина)

*Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Учитель: - А теперь проверим написанное.

На доске учитель открывает карточки с правильно написанными словами, ученики проверяют, исправляют ошибки.


  1. Введение в тему и постановка задачи урока.

На доске буквы: Е, М, Т, С, Е, И, О, М, Е, И, Н.

Учитель: - Из данных букв соберите слово и узнаете тему урока.

Ученики: - Местоимение!

Учитель: - Какие задачи вы поставите перед собой?

Ученики: - Узнать, что такое местоимение, почему оно так называется, для чего оно необходимо в речи?

  1. Работа по теме урока:

На доске написан текст. Один из учеников читает его.

*Наступила золотая осень. Тихо кружат в воздухе золотые, багряные листья. Листья укрывают землю ярким ковром. Катя и Коля собрали листья для гербария.

Учитель: - Какой недостаток имеется в этом тексте?

Ученики: - Повторяются слова – листья.

Учитель: - Как можно исправить этот недостаток?

Ученики: Заменить их словами: они, их.

Учитель: - Вместо какой части речи вы употребили эти слова?

Ученики: - Вместо имени существительного.

Учитель: - Найденные слова относятся к части речи, которая называется местоимением, т.е. «вместо имени» существительного.

Учитель: - Называют ли местоимения на конкретный предмет или только указывает на него?

Ученики: - Местоимения только указывают на предмет, но не называют его.

Учитель: - В речи местоимение часто употребляются не только вместо имен существительных.

  1. Актуализация знаний.

Работа по учебнику, страница 15, упражнение 17.

Учитель: - Прочитайте стихотворение.

На какие вопросы отвечают выделенные слова?

Ученики: - Кто, чей, кому, какой? Учитель: - Какие из выделенных слов в стихотворении указывают на предмет, какие - на признак предмета?

Ученики: - Слова мы, я, он, ты, тот, вам – указывают на предмет, а слова наш, свой, мой – на признак предмета.

Учитель: - А какая часть речи обозначает признак предмета?

Ученики: - Имя прилагательное.

Учитель: - Значит, местоимение употребляется и вместо имени прилагательного.

Учитель: - Спишите первое четверостишие, подчеркните выделенные слова. Как называются слова, которые вы подчеркнули?

Ученики: - Местоимение.

Учитель: - Правильно. Прочитайте правило на странице 17.

- А теперь расскажите правило соседу по парте.

Упражнение 18, страница 17.

Учитель: - Прочитайте текст. Вместо каких слов употреблены выделенные местоимения? Заменяют ли местоимения эти слова?

- Какое местоимение указывает на предмет, какое – на признак, какое - на количество?

Ученики: - Местоимение они указывает на предмет, местоимения этой, такое – на признак предмета, а местоимение столько же – на количество.

Учитель: - Правильно. Прочитайте правило, записанное под данным упражнением.

Расскажите это правило соседу по парте.

- Подведём итог, что же такое местоимение?

  1. Физминутка.

  1. Закрепление знаний. Работа в группах.

Класс разбит на три группы. Каждой группе даётся карточка с текстом, в котором необходимо заменить часто повторяющиеся слова местоимениями. Учащиеся сначала читают текст в первоначальном виде, затем заменяют часто повторяющиеся слова местоимениями и читают переделанный текст. Затем сравнивают свой вариант текста с правильным, который учитель предоставляет на отдельной карточке.

Учитель: - Какой текст вам понравился больше?

Ученики: - Тот, в котором часто повторяющиеся слова заменены местоимениями. Этот текст более красивый, его легче и интереснее читать.

Учитель: - Запишите исправленный текст в тетрадях.

Варианты текстов.

  1. Как красива русская береза! Осенью береза наряжается в красивые, яркие одежды. В золотистые осенние дни мы любуемся березой. Поэты посвящают березе свои стихи.

  2. В золотые осенние дни журавли готовятся к отлёту на юг. Высоко журавли взлетят в небо. Люди услышат пронзительные крики журавлей. Прилетайте к нам весной, журавли!

Мы отправились в осенний лес. А вот и лесной царь – белый гриб. Гриб стоит на крепкой ножке в золотисто-коричневой шапке. Мы залюбовались грибом. Этот гриб очень хорош!

  1. Подведение итогов урока, обобщение.

*Игра «Четвёртое – лишнее»

На доске прикреплены слова, одно из них – «лишнее» в каждом ряду.

Я, он, на, ты

Мы, он, вы, но

Тебя, тебе, табун, тобой

Он, его, яму, ему

Нас, нами, нем, мне.

Ученики находят «лишнее» слово в каждом ряду и объясняют, почему оно лишнее.

Учитель: - Так с какой же частью речи мы сегодня познакомились?

- Вместо каких частей речи употребляются местоимения? Для чего они служат в нашей речи?

- Местоимения помогают делать нашу речь яркой, образной, красивой, грамотной.

- Он, она, они и мы

Этот, тот, у нас был ты.

С вами, вы, о вас и я

Что же это за слова?

Это без сомнения -

Слова – местоимения.

  1. Домашнее задание.

Выучить правила на странице 17, упражнение 20.

Разбор домашнего задания.

  1. Самооценка работы на уроке.

Учитель: - Оценку поставьте на полях тетради.

Спасибо за работу. И в заключение послушайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина:

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Звучит мелодия П. И. Чайковского из цикла «Времена года».




6



Урок русского языка на тему
  • Начальные классы
Описание:

Гулина Н. В.

учитель начальных классов

МОУ гимназии №38 г.о. Тольятти

Урок русского языка в 4 классе по теме «Местоимение»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели:

1.     Дать общее понятие о местоимении, подчеркнуть отличительные признаки этой части речи;

2.     Развивать у учащихся умение правильно употреблять и писать местоимения; заменять имена существительные местоимениями, соответствующего ему рода, распознавать местоимения в тексте; развивать речь учащихся, расширить их кругозор;

3.     Воспитание потребности в знаниях; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

 Оборудование:

*  таблица «Местоимение», карточки;

*  портреты А.С.Пушкина и С. Есенина;

*  аудиозапись композиции П.И. Чайковского «Времена года»;

* иллюстрации с изображением осенних пейзажей.

Используемые современные образовательные технологии:

проблемное обучение, игровые технологии,  педагогика сотрудничества, здоровьесберегающий подход, гуманно-личностная технология.

Этапы урока

   

I.                  Организационный момент.

 Учитель: - Весёлый прозвенел звонок, начинаем наш урок!

 Учитель: -   Ребята, какое сейчас время года?

-Ученики: - Осень.

-Правильно. И сегодня мы посвятим урок этому замечательному времени года.

* Звучит мелодия П. И. Чайковского. Учитель читает стихотворение:

Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Учитель: - Ребята, кто написал это стихотворение?

Ученики: - А.С. Пушкин

Учитель: - Правильно. Осень была любимым временем года Александра Сергеевича.

 

II.               Словарная работа.

Учитель: - Я буду вам сейчас загадывать загадки, а вы в тетрадях будете писать отгадки. Будьте внимательны, это словарные слова, в которых безударные гласные нельзя проверить.

* Весной – веселит, летом – холодит, осенью – питает, зимой – согревает. (Дерево)

* Не заботясь о погоде                                     

В сарафане белом ходит,                                     

А в один из тёплых дней                                       

Май серёжки дарит ей. (Берёза)

*  Весной зеленела,

    Летом загорела,

    Осень в сад пришла-

    Красный факел зажгла. (Рябина)

*Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Учитель: - А теперь проверим написанное.

      На доске учитель открывает карточки с правильно написанными словами, ученики проверяют,  исправляют ошибки.

 

 

III.           Введение в тему и постановка задачи урока.

На доске буквы: Е, М, Т, С, Е, И, О, М, Е, И, Н.

Учитель: - Из данных букв соберите слово и узнаете тему урока.

Ученики: - Местоимение!

Учитель: - Какие задачи вы поставите перед собой?

Ученики: - Узнать, что такое местоимение, почему оно так называется, для чего оно необходимо в речи?

 

IV.           Работа по теме урока:

На доске написан текст. Один из учеников читает его.

*Наступила золотая осень. Тихо кружат в воздухе золотые, багряные листья. Листья укрывают землю ярким ковром. Катя и Коля собрали листья для гербария.

Учитель: - Какой недостаток имеется в этом тексте?

Ученики: - Повторяются слова – листья.

Учитель: - Как можно исправить этот недостаток?

Ученики: Заменить их словами: они, их.

Учитель: - Вместо какой части речи вы употребили эти слова?

Ученики: - Вместо имени существительного.

Учитель: - Найденные слова относятся к части речи, которая называется местоимением, т.е. «вместо имени» существительного.

Учитель: - Называют ли местоимения на  конкретный предмет или только указывает на него?

Ученики: - Местоимения только указывают на предмет, но не называют его.

Учитель: - В речи местоимение часто употребляются не только вместо имен существительных.

 

V.               Актуализация знаний.

Работа по учебнику, страница 15, упражнение 17.

Учитель: - Прочитайте стихотворение.

На какие вопросы отвечают выделенные слова?

Ученики: - Кто, чей, кому, какой? Учитель: - Какие из выделенных слов в стихотворении указывают на предмет, какие - на признак предмета?

Ученики: - Слова мы, я, он, ты, тот, вам – указывают на предмет, а слова наш, свой, мой – на признак предмета.

Учитель: - А какая часть речи обозначает признак предмета?

Ученики: - Имя прилагательное.

Учитель: - Значит, местоимение употребляется и вместо имени прилагательного.

Учитель: - Спишите первое четверостишие, подчеркните выделенные слова. Как называются слова, которые вы подчеркнули?

Ученики: - Местоимение.

Учитель: - Правильно. Прочитайте правило на странице 17.

- А теперь расскажите правило соседу по парте.

Упражнение 18, страница 17.

Учитель: - Прочитайте текст. Вместо каких слов употреблены выделенные местоимения? Заменяют ли местоимения эти слова?

- Какое местоимение указывает на предмет, какое – на признак, какое  - на количество?

Ученики: - Местоимение они указывает на предмет, местоимения этой, такое – на признак предмета, а местоимение столько же – на количество.

Учитель: - Правильно. Прочитайте правило, записанное под  данным упражнением.

Расскажите это правило соседу по парте.

- Подведём итог, что же такое местоимение?

 

VI.           Физминутка.

 

VII.        Закрепление знаний. Работа в группах.

Класс разбит на три группы. Каждой группе даётся карточка с текстом, в котором необходимо заменить часто повторяющиеся слова местоимениями.  Учащиеся сначала читают текст в первоначальном виде, затем заменяют часто повторяющиеся слова местоимениями и читают переделанный текст. Затем сравнивают свой вариант текста с правильным, который учитель предоставляет на отдельной карточке.

Учитель: - Какой текст вам понравился больше?

Ученики: - Тот, в котором часто повторяющиеся слова заменены местоимениями. Этот текст более красивый, его легче и интереснее читать.

Учитель: - Запишите исправленный текст в тетрадях.

Варианты текстов.

1.     Как красива русская береза! Осенью береза наряжается в красивые, яркие одежды. В золотистые осенние дни мы любуемся березой.  Поэты посвящают березе свои стихи.

2.     В золотые осенние дни журавли готовятся к отлёту на юг. Высоко журавли взлетят в небо. Люди услышат пронзительные крики журавлей. Прилетайте к нам весной, журавли!

Мы отправились в осенний лес. А вот и лесной царь – белый гриб. Гриб стоит на крепкой ножке в золотисто-коричневой шапке. Мы залюбовались грибом. Этот гриб очень хорош!

 

VIII.    Подведение итогов урока, обобщение.

*Игра «Четвёртое – лишнее»

На доске прикреплены слова, одно из них – «лишнее» в каждом ряду.

Я, он, на, ты

Мы, он, вы, но

Тебя, тебе, табун, тобой

Он, его, яму, ему

Нас, нами, нем, мне.

Ученики находят «лишнее» слово в каждом ряду и объясняют, почему оно лишнее.

Учитель: - Так с какой же частью речи мы сегодня познакомились?

- Вместо каких частей речи употребляются местоимения? Для чего они служат в нашей речи?

- Местоимения помогают делать нашу речь яркой, образной, красивой, грамотной.

 - Он, она, они и мы

Этот, тот, у нас был ты.

С вами, вы, о вас и я

Что же это за слова?

Это без сомнения -

Слова – местоимения.

 

IX.           Домашнее задание.

Выучить правила на странице 17, упражнение 20.

Разбор домашнего задания.

 

X.               Самооценка работы на уроке.

Учитель: - Оценку поставьте на полях тетради.

Спасибо за работу. И в заключение послушайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина:

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Звучит мелодия П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

 

 

 

Автор Гулина Наталья Викторовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 456
Номер материала 18819
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓