Тема: «Местоимение»
Цель:
Ø
обобщить и систематизировать знания детей о части
речи – местоимении;
Ø
формировать умение правильно употреблять и писать
личные местоимения с предлогами;
Ø
воспитывать чувства товарищества.
Оборудование:
мультимедийная презентация
Ход
урока:
1.
Организационный
момент.
- подготовка
рабочего места.
2.
Сообщение темы и
цели урока.
Сегодня у нас
урок –путешествие в страну Местоимений. Мы вспомним все, что знаем о ее
жителях. Дорогу нам будет указывать волшебный клубок.
Но любая дорога
скучна и опасна, если рядом с тобой нет надежного друга. А у вас есть друзья?
Какие они?
3.
Закрепление знаний
о местоимении.
Наш клубок
остановился возле указателя дорог.
Существительное
Прилагательное
Местоимение
Предлог
- Что общего в
надписи на указателе?
- Что лишнее?
- Чем местоимение
отличается от других частей речи?
Посмотрите. Нас
встречают жители этой страны. Как их зовут?
Кто такой сколько
Что любой несколько
Кто-нибудь какой-нибудь нисколько
Некто сколько-нибудь
- Почему их разделили
на три группы?(указывают на предмет, на признаки, на количество)
- Сколько разрядов
местоимений вы знаете? (9)
- Какие местоимения
стали нашими хорошими друзьями?(личные)
- На какие группы
можно разделить все личные местоимения?
(на три группы
по лицам и две группы по числам)
- Распределите
личные местоимения на группы на доске.
|
1-е л
|
2-е л
|
3-е л
|
Ед.ч
|
Я
|
Ты
|
Он, она, оно
|
Мн.ч
|
мы
|
вы
|
они
|
4.
Чистописание.
Разминка.
«Утенок»
«Человечек»
«Цветок»
«Моя семья»
А теперь мы
остановились на станции «Чистописание»
Написаны слова:
Школа, мы,
озеро, бежать, ты, прогулка, он, солнце, я, вы,
около, она, над, они, и , оно.
Сегодня мы напишем
буквы, из которых состоят личные местоимения. Выберите их из слов, записанных
на доске и составим цепочку для минутки чистописания по шрифту. Количество
элементов шрифта соответствует лицу следующего за ним личного местоимения.
Я мы
вы ты он она они оно
5.
Словарная работа.
Ø
Отгадывание слова.
Наш клубочек указал
нам путь к станции «Словарная»
Мне (с)
Меня (е)
Меня (е)
Я (б)
Обо мне (а)
Мной (д)
- Каждой форме
местоимения я, соответствует буква, указанная в скобках. Вы сможете
назвать новое слово из словаря, если правильно выстроите местоименные формы в
порядке изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках. Какое
слово получилось? БЕСЕДА
Ø
Объяснение значения слова.
- Как понимаете
значение слова?
Ø
Запишите это слово.
- Что можно сказать
о его написании?
Ø
Составление предложения по иллюстрации
- Составьте по
иллюстрации предложение со словом беседа.
Ø
Работа с пословицами и поговорками
- Внимательно
прочитайте написанные пословицы и поговорки.
3. Зовут к соседу на весёлую беседу.
1. Без соли и хлеба худая беседа.
2. Жить в соседях, быть в беседах.
1. - Из данных
предложений назовите то, в котором нет глаголов. Объясните его смысл.
2. - Прочитайте
и объясните смысл пословицы, где нет прилагательных.
3. Найдите
грамматическую основу оставшегося предложения. Назовите часть речи каждого
слова.
6.
Обобщение и
систематизация знаний о местоимении.
Наш клубок привел
нас на «Тропинку изменений»
Ед.ч
|
Мн.ч
|
И.п.
|
И.п.
|
Р.п.
|
Р.п.
|
Д.п.
|
Д.п.
|
В.п.
|
В.п.
|
Т.п.
|
Т.п.
|
П.п.
|
П.п.
|
- Как изменяются
местоимения?
Ø
упражнение в записи местоимений в указанном
падеже
- Поставьте личные
местоимения в нужном падеже и запишите их в тетради.
Я (Р.п.)
Ты (Д.п.)
Мы (П.п.)
Он (Т.п.)
Ø
комментированное письмо
- Продолжим работу.
Я буду диктовать местоимения в косвенном падеже, а вы запишите его в
именительном падеже.
У меня, за ним, к ним, у тебя, с вами, у нас, о ней, с тобой, к
нему, о вас, у них.
(Я , он, они, ты,
вы, мы, она, ты, он, вы, они.)
Ø
составление пословиц из данных частей
Составить половицы
из записанных частей.
Скажи мне кто твой друг от того и наберешься
С кем поведешься пусть тебя другие похвалят
На друга надейся и я скажу кто ты
Не хвали себя сам сам не плошай
- Какой темой объединены пословицы?
Ø
Выборочное письмо
- Выпишите пословицы, где есть личные
местоимения.
7.
Физкультминутка.
8.
Отработка умений
употреблять местоимения с предлогами.
Перед нами
открылось огромное озеро предлогов.
Озеро предлогов
Предлог местоимение
У, к, с, около,
возле, + Н + 3 л
за, под, перед, об
- Что можно сказать о написании предлогов с
местоимениями?
Ø
Упражнение в правописании местоимений с
предлогами
- Спишите, заменив существительное
местоимениями.
Подошел к подруге -
Был у дедушки –
Договорился с
товарищем –
Думаю о товарище –
Дружила с девочкой –
Прибегал к товарищу –
Пела с подругами –
Была у подруги -
- Сравните написание местоимений. Сделайте
вывод.
Ø
Редактирование текста
Запись текста с изображением Незнайки.
Он обиделся на их.
Мы с ими давно
дружили.
Они ждали него.
Я горжусь ним.
- Невозможно без улыбки смотреть на Незнайкины
ошибки.
Чего не знает наш Незнайка. Ну-ка, быстро
отвечай-ка.
Ø
Работа надпредложением
Запишите последнее предложение правильно и
разберите его.
9. Тропинка
наблюдений и закономерностей.
Ø
Самостоятельная работа.
- Поставьте в нужном падеже местоимение.
Подошёл к
(он)___________
Возвратился с
(она)____________
Спросил про
(он)____________
Обрадовал
(я)________________
Посмотрел на
(ты)_____________
- Исправьте ошибки.
Недалеко от
(я)___________ покачивалась ветка сосны. На (она)___________ сидели дятлы.
Вдруг дятлы стали летать надо (я)______________, с резким криком. Из рощицы
вышла птица. Пёрышки (она) были окрашены в светлый цвет, а на (они)
__________ тёмные пятна и чёрточки.
Ø
Игра «Третье лишнее»
Найди лишнее.
Он, она, мы.
Он, ты, они.
Ø
Творческая работа
Мини- сочинение
на тему «Мой друг»
Путешествие
подходит к концу. Мы смогли проделать долгий путь по стране Местоимение,
благодаря тому, что рядом были верные друзья. Скажем несколько слов о своих
друзьях.
В этом нам помогут
вопросы:
- Как его зовут?
- Какой он?
- Как вы любите вместе проводить время?
Используйте в
тексте местоимения.
Зачитываются
две-три работы.
10.
Итог урока.
Хочется закончить
наш урок на веселой волне, исполнив песню о местоимении.
- Что понравилось
на уроке?
- Когда было
трудно?
11. Домашнее задание.
Написать
мини-сочинение о своем четвероногом друге, используя местоимения.
Дополнительный
материал:
Текст
Интересная загадка
Однажды ______шёл
по лугу. Ко _______пристала ласточка. __________кружилась около ________.
Ласточка задевала ________ за плечо, кричала жалобно, словно _____ отнял у
___________птенца, и просила отдать ________обратно. _________не понимал, что
нужно. Я рассказал об этом деду. ___________посмеялся надо ___________ и всё
объяснил.
Человек идёт по
лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет ________ в траве. ______летает
около человека и ловит __________ на лету.
Хитрые вопросы.
1.
Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку
посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя
местоимениями. Какими? /вы-мы-ты/
2.
Какое местоимение нужно добавить и к какому
местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? / ты – к - вы/
3.
Какое местоимение составлено из двух предлогов? /о
- на/
4.
Какое местоимение превращается в союз, если
прочесть его справа налево? /он/
5.
Какую букву и за какое местоимение надо спрятать,
чтобы получилось название животного? /за – я - ц/
6.
Какие местоимения одинаково читаются слева направо
и справа налево? /оно, тот/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.