Главная / Начальные классы / Урок русского языка "Местоимение"

Урок русского языка "Местоимение"

Тема: «Местоимение»

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания детей о части речи – местоимении;

  • формировать умение правильно употреблять и писать личные местоимения с предлогами;

  • воспитывать чувства товарищества.


Оборудование: мультимедийная презентация


Ход урока:

  1. Организационный момент.

- подготовка рабочего места.


  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас урок –путешествие в страну Местоимений. Мы вспомним все, что знаем о ее жителях. Дорогу нам будет указывать волшебный клубок.

Но любая дорога скучна и опасна, если рядом с тобой нет надежного друга. А у вас есть друзья? Какие они?


  1. Закрепление знаний о местоимении.

Наш клубок остановился возле указателя дорог.


Существительное

Прилагательное

Местоимение

Предлог


- Что общего в надписи на указателе?

- Что лишнее?

- Чем местоимение отличается от других частей речи?


Посмотрите. Нас встречают жители этой страны. Как их зовут?


Кто такой сколько

Что любой несколько

Кто-нибудь какой-нибудь нисколько

Некто сколько-нибудь


- Почему их разделили на три группы?(указывают на предмет, на признаки, на количество)

- Сколько разрядов местоимений вы знаете? (9)

- Какие местоимения стали нашими хорошими друзьями?(личные)

- На какие группы можно разделить все личные местоимения?

(на три группы по лицам и две группы по числам)


- Распределите личные местоимения на группы на доске.



1-е л

2-е л

3-е л

Ед.ч

Я

Ты

Он, она, оно

Мн.ч

мы

вы

они




  1. Чистописание.

Разминка.

«Утенок»

«Человечек»

«Цветок»

«Моя семья»


А теперь мы остановились на станции «Чистописание»

Написаны слова:

Школа, мы, озеро, бежать, ты, прогулка, он, солнце, я, вы, около, она, над, они, и , оно.

Сегодня мы напишем буквы, из которых состоят личные местоимения. Выберите их из слов, записанных на доске и составим цепочку для минутки чистописания по шрифту. Количество элементов шрифта соответствует лицу следующего за ним личного местоимения.


Я мы вы ты он она они оно


  1. Словарная работа.

  • Отгадывание слова.

Наш клубочек указал нам путь к станции «Словарная»

Мне (с)

Меня (е)

Меня (е)

Я (б)

Обо мне (а)

Мной (д)

- Каждой форме местоимения я, соответствует буква, указанная в скобках. Вы сможете назвать новое слово из словаря, если правильно выстроите местоименные формы в порядке изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках. Какое слово получилось? БЕСЕДА


  • Объяснение значения слова.


- Как понимаете значение слова?


  • Запишите это слово.

- Что можно сказать о его написании?


  • Составление предложения по иллюстрации


- Составьте по иллюстрации предложение со словом беседа.


  • Работа с пословицами и поговорками


- Внимательно прочитайте написанные пословицы и поговорки.


3. Зовут к соседу на весёлую беседу.

1. Без соли и хлеба худая беседа.

2. Жить в соседях, быть в беседах.


1. - Из данных предложений назовите то, в котором нет глаголов. Объясните его смысл.

2. - Прочитайте и объясните смысл пословицы, где нет прилагательных.

3. Найдите грамматическую основу оставшегося предложения. Назовите часть речи каждого слова.


  1. Обобщение и систематизация знаний о местоимении.

Наш клубок привел нас на «Тропинку изменений»


Ед.ч

Мн.ч

И.п.

И.п.

Р.п.

Р.п.

Д.п.

Д.п.

В.п.

В.п.

Т.п.

Т.п.

П.п.

П.п.



- Как изменяются местоимения?


  • упражнение в записи местоимений в указанном падеже

- Поставьте личные местоимения в нужном падеже и запишите их в тетради.

Я (Р.п.)

Ты (Д.п.)

Мы (П.п.)

Он (Т.п.)


  • комментированное письмо


- Продолжим работу. Я буду диктовать местоимения в косвенном падеже, а вы запишите его в именительном падеже.


У меня, за ним, к ним, у тебя, с вами, у нас, о ней, с тобой, к нему, о вас, у них.


(Я , он, они, ты, вы, мы, она, ты, он, вы, они.)


  • составление пословиц из данных частей

Составить половицы из записанных частей.


Скажи мне кто твой друг от того и наберешься

С кем поведешься пусть тебя другие похвалят

На друга надейся и я скажу кто ты

Не хвали себя сам сам не плошай



- Какой темой объединены пословицы?

  • Выборочное письмо

- Выпишите пословицы, где есть личные местоимения.


  1. Физкультминутка.




  1. Отработка умений употреблять местоимения с предлогами.

Перед нами открылось огромное озеро предлогов.


Озеро предлогов

Предлог местоимение

У, к, с, около, возле, + Н + 3 л

за, под, перед, об


- Что можно сказать о написании предлогов с местоимениями?


  • Упражнение в правописании местоимений с предлогами


- Спишите, заменив существительное местоимениями.

Подошел к подруге -

Был у дедушки –

Договорился с товарищем –

Думаю о товарище –

Дружила с девочкой –

Прибегал к товарищу –

Пела с подругами –

Была у подруги -


- Сравните написание местоимений. Сделайте вывод.

  • Редактирование текста

Запись текста с изображением Незнайки.

Он обиделся на их.

Мы с ими давно дружили.

Они ждали него.

Я горжусь ним.


- Невозможно без улыбки смотреть на Незнайкины ошибки.

Чего не знает наш Незнайка. Ну-ка, быстро отвечай-ка.


  • Работа надпредложением


Запишите последнее предложение правильно и разберите его.


9. Тропинка наблюдений и закономерностей.

  • Самостоятельная работа.

  1. Поставьте в нужном падеже местоимение.

Подошёл к (он)___________

Возвратился с (она)____________

Спросил про (он)____________

Обрадовал (я)________________

Посмотрел на (ты)_____________


  1. Исправьте ошибки.

Недалеко от (я)___________ покачивалась ветка сосны. На (она)___________ сидели дятлы. Вдруг дятлы стали летать надо (я)______________, с резким криком. Из рощицы вышла птица. Пёрышки (она) были окрашены в светлый цвет, а на (они) __________ тёмные пятна и чёрточки.


  • Игра «Третье лишнее»

Найди лишнее.

Он, она, мы.

Он, ты, они.


  • Творческая работа

Мини- сочинение на тему «Мой друг»

Путешествие подходит к концу. Мы смогли проделать долгий путь по стране Местоимение, благодаря тому, что рядом были верные друзья. Скажем несколько слов о своих друзьях.

В этом нам помогут вопросы:

- Как его зовут?

- Какой он?

- Как вы любите вместе проводить время?


Используйте в тексте местоимения.

Зачитываются две-три работы.


  1. Итог урока.

Хочется закончить наш урок на веселой волне, исполнив песню о местоимении.

- Что понравилось на уроке?

- Когда было трудно?


11. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение о своем четвероногом друге, используя местоимения.




Дополнительный материал:

Текст

Интересная загадка

Однажды ______шёл по лугу. Ко _______пристала ласточка. __________кружилась около ________. Ласточка задевала ________ за плечо, кричала жалобно, словно _____ отнял у ___________птенца, и просила отдать ________обратно. _________не понимал, что нужно. Я рассказал об этом деду. ___________посмеялся надо ___________ и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет ________ в траве. ______летает около человека и ловит __________ на лету.



Хитрые вопросы.

  1. Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? /вы-мы-ты/

  2. Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? / ты – к - вы/

  3. Какое местоимение составлено из двух предлогов? /о - на/

  4. Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? /он/

  5. Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы получилось название животного? /за – я - ц/

  6. Какие местоимения одинаково читаются слева направо и справа налево? /оно, тот/



Урок русского языка "Местоимение"
  • Начальные классы
Описание:

Цель  данного урока : обобщить и систематизировать знания детей о части речи – местоимении;

  формировать умение правильно употреблять и писать личные местоимения с предлогами;

  воспитывать чувства товарищества.

Данный урок проводится в 4 классе при закреплении темы "Местоимение". В разработке урока подобраны разнообразные формы и виды работ на уроке. При проведении используется презентация, что делает урок еще более интересным . Урок проводится в форме путешествие в страну Местоимений. используются следующие виды работ: работа св группах, индивидуальная и творческая работа учащихся.

Автор Сороколетова Татьяна Николаевна
Дата добавления 29.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1025
Номер материала 5930
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓