Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка для 5 класса "«Правописание Ы и И после Ц в корнях слов и основах слов на -ЦИЯ».

Урок русского языка для 5 класса "«Правописание Ы и И после Ц в корнях слов и основах слов на -ЦИЯ».


Ирина Игоревна Буданова, учитель русского языка и литературы МАОУ лицей №1 г.Кунгура



Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание Ы и И после Ц в корнях слов и основах слов на -ЦИЯ».


Цели урока:

  • Обучающие:

  • Изучить с учащимися орфограмму «Правописание Ы и И после Ц в корнях слов и основах слов на -ЦИЯ».

  • Дать учащимся образец графического обозначения орфограммы.

  • Расширить словарный запас учащихся, ввести в активное употребление иноязычные слова с изучаемой орфограммой.

  • Развивающие:

  • Развивать орфографическую зоркость.

  • Развивать навыки различения и выделения морфем.

  • Развивать навыки работы с учебником, опорным конспектом, справочными материалами.

  • Развивать умение слушать, говорить, аргументированно излагать свои мысли, делать выводы.

  • Совершенствовать связную речь учащихся.

  • Воспитывающие:

  • Формировать навыки самооценки.

  • Формировать самостоятельность в интеллектуальной деятельности.

  • Развивать интерес к предмету «русский язык».

  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине.

  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие в работе на доске и в тетради, ответственность за результаты своего труда.

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация урока;

  • видеосюжетный ролик;

  • выставка изделий мастеров города Кунгура;

  • ярмарочный короб с товарами, в названии которых встречается изучаемая орфограмма.

Оформление доски:

тема урока,

рисованные герои ролевой игры урока – Петя Ошибкин и Лиза Отличникова; учебник русского языка,

аншлаги со словами «цимбалы», «циновка», «марципан», «цитадель», «цигейка».

Раздаточный дидактический материал для каждого ученика:

сигнальные карточки Ы и И,

иллюстрированный конспект урока,

цветные карточки индивидуальной работы,

смайлики для рефлексии.


Ход урока:


I. Организационный момент.

Здравствуйте. Как дирижёр приветствует первую скрипку, так и я приветствую сегодняшних моих учеников: и тех, кто на первой парте, и тех, кто на камчатке.

Сегодня в гостях у вас не только Я. А ещё Петя Ошибкин и Лиза Отличникова. Петя не совсем удачен в русском языке, но мечтает подружиться с Лизой. У неё красивая речь, и она очень любит родной город.

А вы, ребята, любите свою маленькую родину? И я люблю наш Кунгур.


II. Изучение нового материала.


2.1. Наблюдения за текстом.

Внимание на экран. Текст о Кунгуре. Мелодия.

Маленький провинциальный городок Кунгур, конечно, не центр цивилизации. Однако известен повсюду традиционными ярмарками. С радостью поддержали горожане инициативу возрождения праздников кунгурских умельцев. Пусть наши искусные специалисты не плетут из соломы циновки, как японцы, но зато продукция гончарных мастеров популярна по всему Пермскому краю.

(Представить продукцию кунгурских умельцев).

Лиза обратила внимание Пети на подчёркнутые в тексте слова, попросила объяснить их лексическое значение и правописание. Петя смутился. А вы, ребята, знаете? Наши консультанты поработали с толковыми словарями и сейчас помогут нам (приготовленные заранее ученики читают выразительно со своих карточек).

Провинциальный удалённый от крупного города.

Цивилизация – определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры (например, современная цивилизация).

Традиционный – это установившийся обычай, порядок.

Циновка – это плетённый из соломы или камыша коврик (например, японская циновка).

Инициатива – это внутренне побуждение к деятельности.

Молодцы! Спасибо нашим помощникам. Слово циновка возьмём в словарь урока.


2.2. Выявление орфограммы.

Какой непарный твёрдый согласный объединяет эти слова? Ц. Правописание Ы и И после Ц и будет в центре нашего внимания. Тема урока записана на доске, запишем ее в тетрадь.

Запишем некоторые из выделенных в тексте слов в начальной форме. Это слова: цивилизация, циновка, японцы. В первом слове учитель показывает графическое выделение орфограммы, обозначая корень слова, основу, двумя чертами - Ц, одной гласную после него.

  1. Возьмем карандаш и выделим окончание и часть слова – основу.

  1. Подчеркнём двумя чертами Ц и одной чертой гласную после него.

  2. Какой вывод о правописании Ы и И после Ц делаем на основании графического выделения. Где пишется Ы, где И?


2.3. Работа с учебником (формулировка и запоминание правила).

Сверяем ответ с опорным материалом в учебнике, стр.150

Какая морфема выделена в учебнике у слов ЦИРК, ЦИФРА? (корень)

А какая часть выделена в учебнике у слова ЛЕКЦИЯ? (основа)

Какие слова на -ция встретились в нашем тексте? (цивилизация, продукция)


Запоминаем. В корнях слов и основах слов на -ция после Ц пишется И.

Повторяем за мной. Я – громко, вы –шепотом.

Теперь вы - громко, я - шёпотом.

Кто готов рассказать сам?


2.4. Изучение исключений из правила.

А есть ли исключения? – спросил Петя у Лизы.

Есть, и Лиза рекомендует запомнить их через рифмованную строчку.

Внимание на экран.

ЦЫГАН ПРИСЕЛ НА ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЁНКУ ЦЫКНУЛ: «ЦЫЦ!»


2.5. Работа по развитию речи.

Назовите слова-исключения.

Подберите к ним однокоренные слова. Например, к слову цыган (цыганочка, цыганский, цыганёнок), к слову ЦЫПЛЁНОК (цыплячий, цып-цып). Составьте со словами-исключениями или с однокоренными к ним словосочетания. Например, цыганский хор…

Запишите по памяти 3 словосочетания. Выделите орфограмму по образцу на экране.

На доске работают 2 человека.

III. Физкультминутка.

А теперь для отдыха и шутки организуем физкультминутку:

Петя быстро потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в сторону развёл,

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключиком владеть,

Надо в русском преуспеть.


IV. Этап закрепления и формирования навыка.

Работа с сигнальными карточками «Ы» и «И»:

Циркач, цыплячий, цифра, прицыкнуть, пациент, специальность, инициалы, циклоп, циклон, цыганочка, марципан.

Кто знает слово марципан? Берём слово в словарь урока.

Марципан – это кондитерское изделие из орехового теста (например, марципановая булочка).


V. Первичная проверка усвоения знаний.

Работа с цветными карточками-картинками.

Прочитайте слова. На каких уроках можно встретить слово ПАНЦИРЬ? ЦИЛИНДР? ЦИТАДЕЛЬ? Значит, не только на русском языке пригодится выученная сегодня орфограмма. Убедимся?

( видеосюжет)

Работаем со словами на карточке. Вставьте пропущенные буквы. А я слово ЦИТАДЕЛЬ внесу в словарь урока.

Цитадель – это старинная крепость.

Петя первым сделал. А Лиза у него проверила и поставила ему заслуженную пятёрку. А как выполнили работу вы? Проверьте свою работу по образцу на экране.

Всё верно – 5. У остальных будет возможность получить 5, отработав правило дома. Количество допущенных ошибок укажите ниже. Поднимите руки, кто получил 5. Молодцы! Карточки передайте вперед.


VI. Работа по развитию связной речи.

Дорогие дети! Сегодня нас объединяет познание орфографических тайн родного языка и уважение традиций кунгуряков. О возрождении одной из них был наш текст. Какая это традиция? Ярмарка. А вы, ребята, были на ярмарке?

Устроим свою мини-ярмарку, но товар будем продавать не за деньги, а за знания.

Что же можно купить на нашей ярмарке? Наименования товаров появляются на экране.

  • Букет нарциссов

  • Марципановая булочка

  • Набор цифр

  • Чай с цитрусовым ароматом.

  • Цигейковую шапку

  • Керамического цыплёнка

  • Цимбалы (музыкальный инструмент со множеством струн)

Петя первым побывал на ярмарке, выбрал цигейковую шапку, составил со словосочетанием предложение, записал его, выделил орфограмму - и, значит, купил товар. (Предложение на экране: «В цигейковой шапке не страшны уральские морозы»)

Кто хочет побывать на ярмарке? (ребята работают у доски, зарабатывают призы-закладки)

Составьте и запишите 1-2 предложения с наименованиями приобретённых вами товаров, графически выделите изученную орфограмму.

Образец: предложение ПЕТИ на мониторе.

4-5 человек прочитают свои предложения с места. За лучшие предложения – призы-закладки.

На ярмарке побывали, а воспоминания о ней оставили в рабочей тетради.


VII. Подведение итогов урока.

Посмотрите на Петю. Он светится от … Отчего?

Петя подружился с Лизой.

Запомнил правило. А вы запомнили?

Стал умным, у него всё получилось.

Пополнил свой лексикон (повторить словарь урока).

Получил от Лизы домашнее задание в конспекте урока.


VIII. Домашнее задание по конспекту урока:

Прочитай текст, вспомни правило и вставь пропущенные буквы, графически выделяя орфограмму. Над каждым словом с пропущенной буквой запиши однокоренное слово.


IX. Этап рефлексии.

Сердце Пети бьётся… от чувств. И моё сердце переполняет чувство гордости за хороших учеников и славных детей. (Достаю сердце). Мы, учителя, рады подарить вам свои знания и душу. И ваша самая лучшая благодарность – улыбки педагогу. Присоедините их к моему сердцу. У кого всё получилось, кто не ошибался на уроке, кто чувствовал себя комфортно на уроке – отдайте учителю большой смайлик; если вы не все поняли, иногда ошибались – отдайте учителю смайлик поменьше; если вы совсем не поняли правило, много ошибались – оставьте смайлики себе.


До свидания, ребята. «Пусть ухо не будет глухо, а зрение будет остро».











ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

Ц…ФЕРБЛАТ

hello_html_1a1cbb3a.gif

Ц…ркуль

hello_html_718c42e.jpg

ПАНЦ…РЬ


hello_html_757d92b8.png

Ц…ПЛЕНОК hello_html_11983e4d.png


ЭРУДИЦ…Я

hello_html_31562cd.gif


Ц…ТРУСОВЫЕ hello_html_m6e4b3f76.png

ц_линдр

hello_html_m210a9165.png

Ц…ТАДЕЛЬ hello_html_413a1d9a.png

Ц…ТАТА

hello_html_449ccebe.gif





Ц…Ц!


hello_html_765966f3.png

Ц…СТЕРНА

hello_html_11918d3d.png

Ц…ГЕЙКА hello_html_m1cfa6f98.png


hello_html_7649d89d.png


hello_html_57be8748.png

5


Урок русского языка для 5 класса "«Правописание Ы и И после Ц в корнях слов и основах слов на -ЦИЯ».
  • Русский язык и литература
Описание:

Представлена разработка урока по теме "Правописание И и Ы после Ц в корнях слов и основах слов на -ЦИЯ.

Данный урок является частью важного раздела курса 5 класса - "Фонетика. Графика".

Урок изучения нового материала. Науроке используются разные методы и приемы:

-для активизации мыслительной деятельности учащихся, привлечения интереса к уроку используется ролевая игра;

-наблюдение за текстом, выявление в тексте слов на изучаемую орфограмму позволяет увидеть эти слова в их смысловых, грамматических, синтаксических связях;

-новые знания не представляются учащимся в готовом виде, учащиеся должны сформулировать новое правило на основе наблюдения за текстом;

-обращение к учебнику помогает учащимся окончательно сформулировать изучаемое правило и запомнить его.

 

Автор Буданова Ирина Игоревна
Дата добавления 03.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1010
Номер материала 6314
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓