Конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема. Части речи. Обобщение (из раздела
«Повторение изученного в 1-4 классах»).
Цели:
- обобщить известную информацию об
изученных частях речи; закрепить умение различать части речи по вопросам и
значению;
-формировать навыки соотносительного
анализа; закреплять умение работать по словесной и письменной инструкции и
алгоритму;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- прививать интерес к русскому языку;
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
Оборудование:
- таблица «Части речи» (доска);
- раздаточные листы с заданием;
- тест для каждого учащегося.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята! Давайте проверим
вашу готовность к уроку.
- Я вижу, вы готовы и настроены на
работу.
2. Сообщение темы, целей урока.
Запись числа, темы урока в тетрадь.
3. Словарно-орфографическая работа.
Работа с раздаточными листами.
- Вспомним правописание безударных гласных
в корне и выполним задание.
1 вариант
Вставьте пропущенные буквы, напишите рядом
проверочные слова.
Ст…кло – ________________________________________________
См…треть – _______________________________________________
Дер…во – ________________________________________________
Др…жать – _______________________________________________
Д…лёкий – _______________________________________________
Уд…вительно – ___________________________________________
Х…лодный – ____________________________________________
Вес…ло – _________________________________________________
2 вариант
Вставьте пропущенные буквы, напишите рядом
проверочные слова.
Скр…пучий – _____________________________________________
Д..ждливо – ______________________________________________
Зап…х – ________________________________________________
Св…зать - _____________________________________________
Л…сной – _______________________________________________
Т…снота – _____________________________________________
Д…леко – _____________________________________________
Уб…жать – _____________________________________________
- Каким правило вы пользовались, выполняя
задание?
- Какими частями речи являются слова,
которые вы проверяли? Назовите имена существительные, имена прилагательные, глаголы,
наречия. Как вы определяли часть речи?
- Уточните значение слова «теснота»
(недостаток свободного места, отсутствие простора); подберите синонимы (давка,
толкотня).
4. Обобщение теоретических знаний по
теме.
Опрос-беседа
- Как называется раздел науки о языке, в
котором изучаются части речи7?
- Какие части речи вы знаете?
-- Скажите, на какие
группы делятся части речи?
- Назовите, какие части речи относятся к
самостоятельным?
- Назовите, какие относятся к служебным?
- Зачем нужно изучать морфологию?
(Морфология помогает научиться правильно
говорить, не допускать грамматических ошибок при образовании форм слов.
Изучение морфологии повышает речевую культуру. Морфология тесно связана с
орфографией. Знание частей речи помогает грамотно писать.)
5. Ребята, вы сказали, что морфология
тесно связана с орфографией. Это, действительно, так. Каждая часть речи имеет
свои правила правописания. Например, очень важно знать, как правильно писать
безударные личные окончания глаголов или падежные окончания имён
существительных. Сейчас мы проверим, как вы это умеете делать.
Но прежде, чем выполнять письменное
задание, сделаем зарядку для глаз:
Глазки быстро заморгали - раз, два, три,
четыре, пять.
Но от этого устали и зажмурились опять.
Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас
смотреть.
Но пройдет еще минутка, надоест им так
сидеть.
Думает об осени , дышит воздухом, не
услышит песни, светит в небе, любуешься картиной, видишь дочь, играет в парке,
говорит о книге.
- Составьте с одним из этих словосочетаний
предложение. (Дети составляют предложения).
- Давайте запишем самые удачные
предложения. (Письмо под диктовку).
- Подчеркните главные члены предложения.
Какими частями речи они выражены?
Вывод: у каждой самостоятельной части речи
есть своя синтаксическая роль, т.е. роль в предложении.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно
встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за
парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем,
поморгаем И работать продолжаем.
6. Учитель:
- А сейчас отгадайте загадку. Назовите
часть речи, о которой говорится в ней. Дайте определение этой части речи.
Приведите 1-2 примера.
Загадки про части речи
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное)
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ...(Глагол)
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное)
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
(Имя числительное)
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Как его имя, скорее ответьте!
(Наречие. 1-2 примера)
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение)
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это ? (Предлог)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
- Это ? (Союз)
Учитель:
- Молодцы! Вы справились с заданием.
Задание 7. Итоговый контроль.
(Тест распечатан для каждого учащегося).
Итоговый контроль.
Тест
1. Что обозначает имя существительное?
а) предмет б) признак предмета в) действие
предмета
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет б) признак предмета в) действие
предмета
3. Что обозначает глагол?
а) предмет б) признак предмета в) действие
предмета
4. Из данных слов выберите имена
существительные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в)
солнце, свет
5. Из данных слов выберите имена прилагательные:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в)
солнце, свет
6. Из данных слов выберите глаголы:
а) светлый, добрый б) бегать, играть в)
солнце, свет
7. Из данных слов выберите самостоятельные
части речи:
а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в)
я, через, вчера
8. Из данных слов выберите служебные части
речи:
а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь,
звезда, думать
8. Домашнее задание: повторить все
изученные правила, подготовиться к диктанту.
9. Рефлексия. Подведение итогов учебной
деятельности. Результаты урока.
Учитель:
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Что
мы делали? Как мы это выполняли?
Продолжите фразу: «Мне запомнилось…»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.