УПРАЖНЕНИе
В РАСПОЗНАВАНИИ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ
Цели
деятельности учителя:
способствовать воспитанию у детей потребности совершенствовать свою
устную речь; создать условия для формирования интереса к слову, развития умения
находить корень в группе однокоренных слов; содействовать упражнению в
распознавании однокоренных слов, установлении словообразовательных связей между
словами.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
находят корень в группе однокоренных слов; видят и самостоятельно подбирают
однокоренные слова; правильно списывают слова, предложения, проверяют
написание, сравнивают с образцом.
Личностные:
осознают роль языка и речи в жизни людей.
Метапредметные (критерии
сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные:
учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
учебника.
Познавательные:
классифицируют слова по заданным критериям.
Коммуникативные:
доносят свою позицию до других, владеют приемами монологической и диалогической
речи.
Ход урока
1. Организационный
момент. Постановка целей урока.
Чтобы
хорошо учиться,
Надо
очень много знать.
Каждый
день копилку знаний,
Непременно
пополнять. ( слайд1)
-
Ребята перед вами слова, которые необходимо поставить так, чтобы получилось
предложение.( слайд2)
(У
нас сегодня всё получится!)( слайд3)
2. Актуализация
знаний учащихся
( слайд 4)Отгадайте
загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша
дружная... (семья).
А что такое семья?
Рассмотрите рисунок.
Семья
объединяет близких по родству людей – родственников. Это мама, папа,
бабушки, дедушки, братишки и сестрёнки, тёти и дяди.
Оказывается, не только
у людей, но и у слов тоже есть родственные связи.
В
русском языке тоже есть слова-«родственники».
Послушайте
стихотворение «Как растут слова». ( видеосюжет)
Прислушайтесь к
звучанию слов, выделенных красным цветом.
Как-то
много лет назад
Посадили странный сад.
Не
был сад фруктовым –
Был
он только словом.
Это
слово, слово-корень,
Разрастаться
стало вскоре
И
плоды нам принесло –
Стало
много новых слов.
Вот
из сада вам рассада,
Вот
ещё посадки рядом.
А
вот садовод, с ним садовник идёт.
Очень
интересно
Гулять
в саду словесном!
Вы заметили, что
слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник похожи по
звучанию. По написанию они тоже похожи.
Давайте
понаблюдаем за лексическим значением этих слов.
Сад – это
группа посаженных фруктовых деревьев.
Посадки – это
посаженные растения.
Садовник – это
человек, ухаживающий за растениями в саду.
Садовод – это
хозяин садоводства.
Рассада – это
молодые растения.
Все эти слова близки
по значению и связаны по смыслу со словом сад.
У всех слов
есть общая часть – сад.
Такие слова
называются родственными.
Слова,
близкие по смыслу и имеющую общую часть, в русском языке
называются родственными. В общей (одинаковой) части заключено общее
лексическое значение всех родственных слов.
3. Постановка
учебной задачи.
Учитель
называет тему и предлагает вместе сформулировать учебную задачу.
4.
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).
1.
работа с катушками ( программа smart)
-
Ребята перед вами слова, которые следует разделить на 2 группы:
1группа
– слова с корнем – лес-;
2
группа – слова с корнем –дом-.
2. Игра «Третий
лишний»: (слайд5).
Добрый,
чуткий, доброта.
Добрый и доброта
– родственные слова. Лишнее слово: чуткий. Это слово – синоним к
слову добрый.
Учитель,
школьник, ученик.
Здесь лишнее слово
– школьник, оно также является синонимом к слову ученик.
Шиповник,
шипеть, шипы.
Шиповник
и шипы –
родственные слова . Слово шипеть – лишнее. Хоть оно и имеет общую
часть шип, но отличается лексическим значением.
Водный,
вода, водитель.
В этой группе слов
лишним является слово водитель.
Оно не совпадает
по значению с родственными словами водный и вода.
5.
Первичное закрепление.
1. Подбери
родственное слово. ( программа smart).
2. Работа с
текстом. ( программа smart).
- Спишите
текст, выделите корень в родственных словах.
3. Упражнение
в распознавании однокоренных слов. ( слайд6)
На доске
группа слов:
Пятнышко,
гороховый, горошек, пять, пятнистый, клякса, стручок.
– Выпишите
однокоренные слова: вариант I – к слову горох, вариант II – к слову пятно. Не
забудьте выделить корень.
Дети
работают самостоятельно.
– Какие
слова остались? Почему?
Проверка с
помощью вебкамеры.
3. Письмо по
памяти. ( слайд 7)
6.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– Что
такое корень? Как распознавать однокоренные слова?
– Наш урок
подходит к концу. Был ли он интересен? Полезен?
– Узнали
ли вы что-либо новое?
– Что
повторили?
– На какой
ступеньке знаний нашей лестницы вы сейчас находитесь? Закрасьте на этой ступеньке
солнышко.
• Хочу
знать больше.
• Хорошо,
но могу лучше.
• Пока
испытываю трудности.
Домашнее
задание: упр. 99 (с. 48), дидактический материал.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.