Главная / Начальные классы / урок русского языка " Упражнение в распознавании однокоренных слов"( 2 класс)

урок русского языка " Упражнение в распознавании однокоренных слов"( 2 класс)

УПРАЖНЕНИе В РАСПОЗНАВАНИИ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

Цели деятельности учителя: способствовать воспитанию у детей потребности совершенствовать свою устную речь; создать условия для формирования интереса к слову, развития умения находить корень в группе однокоренных слов; содействовать упражнению в распознавании однокоренных слов, установлении словообразовательных связей между словами.

Планируемые результаты образования:

Предметные: находят корень в группе однокоренных слов; видят и самостоятельно подбирают однокоренные слова; правильно списывают слова, предложения, проверяют написание, сравнивают с образцом.

Личностные: осознают роль языка и речи в жизни людей.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Познавательные: классифицируют слова по заданным критериям.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владеют приемами монологической и диалогической речи.


Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.


Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый день копилку знаний,

Непременно пополнять. ( слайд1)

- Ребята перед вами слова, которые необходимо поставить так, чтобы получилось предложение.( слайд2)

(У нас сегодня всё получится!)( слайд3)


  1. Актуализация знаний учащихся

( слайд 4)Отгадайте загадку:


Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья).


А что такое семья?

Рассмотрите рисунок.

Семья объединяет близких по родству людей – родственников. Это мама, папа, бабушки, дедушки, братишки и сестрёнки, тёти и дяди.

Оказывается, не только у людей, но и у слов тоже есть родственные связи.

В русском языке тоже есть слова-«родственники».


Послушайте стихотворение «Как растут слова». ( видеосюжет)

Прислушайтесь к звучанию слов, выделенных красным цветом.


Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод, с ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!


Вы заметили, что слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник похожи по звучанию. По написанию они тоже похожи.

Давайте понаблюдаем за лексическим значением этих слов.


Сад – это группа посаженных фруктовых деревьев.

Посадки – это посаженные растения.

Садовник – это человек, ухаживающий за растениями в саду.

Садовод – это хозяин садоводства.

Рассада – это молодые растения.


Все эти слова близки по значению и связаны по смыслу со словом сад.

У всех слов есть общая часть сад.

Такие слова называются родственными.


Слова, близкие по смыслу и имеющую общую часть, в русском языке называются родственными. В общей (одинаковой) части заключено общее лексическое значение всех родственных слов.


3. Постановка учебной задачи.

Учитель называет тему и предлагает вместе сформулировать учебную задачу.


4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

1. работа с катушками ( программа smart)

- Ребята перед вами слова, которые следует разделить на 2 группы:

1группа – слова с корнем – лес-;

2 группа – слова с корнем –дом-.


2. Игра «Третий лишний»: (слайд5).


Добрый, чуткий, доброта.

Добрый и доброта – родственные слова. Лишнее слово: чуткий. Это слово – синоним к слову добрый.

Учитель, школьник, ученик.

Здесь лишнее слово – школьник, оно также является синонимом к слову ученик.

Шиповник, шипеть, шипы.

Шиповник и шипы – родственные слова . Слово шипеть – лишнее. Хоть оно и имеет общую часть шип, но отличается лексическим значением.

Водный, вода, водитель.

В этой группе слов лишним является слово водитель.

Оно не совпадает по значению с родственными словами водный и вода.


5. Первичное закрепление.


  1. Подбери родственное слово. ( программа smart).

  2. Работа с текстом. ( программа smart).

- Спишите текст, выделите корень в родственных словах.

3. Упражнение в распознавании однокоренных слов. ( слайд6)

На доске группа слов:

Пятнышко, гороховый, горошек, пять, пятнистый, клякса, стручок.

Выпишите однокоренные слова: вариант I – к слову горох, вариант II – к слову пятно. Не забудьте выделить корень.

Дети работают самостоятельно.

Какие слова остались? Почему?

Проверка с помощью вебкамеры.

  1. Письмо по памяти. ( слайд 7)

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Что такое корень? Как распознавать однокоренные слова?

Наш урок подходит к концу. Был ли он интересен? Полезен?

Узнали ли вы что-либо новое?

Что повторили?

На какой ступеньке знаний нашей лестницы вы сейчас находитесь? Закрасьте на этой ступеньке солнышко.

Хочу знать больше.

Хорошо, но могу лучше.

Пока испытываю трудности.

Домашнее задание: упр. 99 (с. 48), дидактический материал.




урок русского языка " Упражнение в распознавании однокоренных слов"( 2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

УПРАЖНЕНИе В РАСПОЗНАВАНИИОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

Цели деятельности учителя: способствоватьвоспитанию у детей потребности совершенствовать свою устную речь; создать условия для формирования интереса к слову, развития умения находить корень в группе однокоренных слов; содействовать упражнению в распознавании однокоренных слов, установлении словообразовательных связей между словами.

Планируемые результаты образования:

Предметные: находят корень в группе однокоренных слов; видят и самостоятельно подбирают однокоренные слова; правильно списывают слова, предложения, проверяют написание, сравнивают с образцом.

Личностные:осознают роль языка и речи в жизни людей.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Познавательные: классифицируют слова по заданным критериям.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владеют приемами монологической и диалогической речи.

 

Автор Шатанова Ирина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 678
Номер материала 30600
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓