Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок русского языка " Упражнение в распознавании однокоренных слов"( 2 класс)

урок русского языка " Упражнение в распознавании однокоренных слов"( 2 класс)

Скачать материал

УПРАЖНЕНИе В РАСПОЗНАВАНИИ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

Цели деятельности учителя: способствовать воспитанию у детей потребности совершенствовать свою устную речь; создать условия для формирования интереса к слову, развития умения находить корень в группе однокоренных слов; содействовать упражнению в распознавании однокоренных слов, установлении словообразовательных связей между словами.

Планируемые результаты образования:

Предметные: находят корень в группе однокоренных слов; видят и самостоятельно подбирают однокоренные слова; правильно списывают слова, предложения, проверяют написание, сравнивают с образцом.

Личностные: осознают роль языка и речи в жизни людей.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Познавательные: классифицируют слова по заданным критериям.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владеют приемами монологической и диалогической речи.

 

Ход урока

1.     Организационный момент. Постановка целей урока.

 

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый день копилку знаний,

Непременно пополнять. ( слайд1)

 - Ребята перед вами слова, которые необходимо поставить так, чтобы получилось предложение.( слайд2)

 (У нас сегодня всё получится!)( слайд3)

 

2.     Актуализация знаний учащихся

 ( слайд 4)Отгадайте загадку:

 

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...  (семья).

 

А что такое семья?

Рассмотрите рисунок.

Семья объединяет близких по родству людей – родственников. Это мама, папа, бабушки, дедушки, братишки и сестрёнки, тёти и дяди.

Оказывается, не только у людей, но и у слов тоже есть родственные связи.

В русском языке тоже есть слова-«родственники».

 

Послушайте стихотворение  «Как растут слова». ( видеосюжет)

Прислушайтесь к звучанию слов, выделенных красным цветом.

 

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод, с ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

 

Вы заметили, что слова сад, посадили, рассада, садовод, садовник похожи по звучанию. По написанию они тоже похожи.

Давайте понаблюдаем за лексическим значением этих слов.

 

Сад – это группа посаженных фруктовых деревьев.

Посадки – это посаженные растения.

Садовник – это человек, ухаживающий за растениями в саду.

Садовод  – это хозяин садоводства.

Рассада  – это молодые растения.

 

Все эти слова близки по значению и связаны по смыслу со словом сад.

У всех слов есть общая часть сад.

Такие слова называются родственными.

 

Слова, близкие по смыслу и имеющую общую часть, в русском языке называются родственными. В общей (одинаковой) части заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

 

3. Постановка учебной задачи.

Учитель называет тему и предлагает вместе сформулировать учебную задачу.

 

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

1. работа с катушками ( программа smart)

 - Ребята перед вами слова, которые следует разделить на 2 группы:

1группа – слова с корнем – лес-;

2 группа – слова с корнем –дом-.

 

2. Игра «Третий лишний»: (слайд5).

 

Добрый, чуткий, доброта.

Добрый и доброта – родственные слова. Лишнее слово: чуткий. Это слово – синоним к слову добрый.

Учитель, школьник, ученик.

Здесь лишнее слово – школьник, оно также является синонимом к слову ученик.

Шиповник, шипеть, шипы.

Шиповник и  шипы – родственные слова . Слово шипеть – лишнее. Хоть оно и имеет общую часть шип, но отличается  лексическим значением.

Водный, вода, водитель.

В этой группе слов лишним является слово водитель.

Оно не совпадает по значению с родственными словами водный и вода.

 

5. Первичное закрепление.

 

1.     Подбери родственное слово. ( программа smart).

2.     Работа с текстом. ( программа smart).

- Спишите текст, выделите корень в родственных словах.

3.  Упражнение в распознавании однокоренных слов. ( слайд6)

На доске группа слов:

Пятнышко, гороховый, горошек, пять, пятнистый, клякса, стручок.

– Выпишите однокоренные слова: вариант I – к слову горох, вариант II – к слову пятно. Не забудьте выделить корень.

Дети работают самостоятельно.

– Какие слова остались? Почему?

Проверка с помощью вебкамеры.

3.     Письмо по памяти. ( слайд 7)

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

– Что такое корень? Как распознавать однокоренные слова?

– Наш урок подходит к концу. Был ли он интересен? Полезен?

– Узнали ли вы что-либо новое?

– Что повторили?

– На какой ступеньке знаний нашей лестницы вы сейчас находитесь? Закрасьте на этой ступеньке солнышко.

• Хочу знать больше.

• Хорошо, но могу лучше.

• Пока испытываю трудности.

Домашнее задание: упр. 99 (с. 48), дидактический материал.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка " Упражнение в распознавании однокоренных слов"( 2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-перинатолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

УПРАЖНЕНИе В РАСПОЗНАВАНИИОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

Цели деятельности учителя: способствоватьвоспитанию у детей потребности совершенствовать свою устную речь; создать условия для формирования интереса к слову, развития умения находить корень в группе однокоренных слов; содействовать упражнению в распознавании однокоренных слов, установлении словообразовательных связей между словами.

Планируемые результаты образования:

Предметные: находят корень в группе однокоренных слов; видят и самостоятельно подбирают однокоренные слова; правильно списывают слова, предложения, проверяют написание, сравнивают с образцом.

Личностные:осознают роль языка и речи в жизни людей.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Познавательные: классифицируют слова по заданным критериям.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владеют приемами монологической и диалогической речи.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 282
    • DOCX 23.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шатанова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шатанова Ирина Николаевна
    Шатанова Ирина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 25379
    • Всего материалов: 24

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 35 регионов

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 307 человек из 56 регионов

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 135 человек из 46 регионов

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1048 человек из 82 регионов

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе