Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка «Предлог как часть речи» 5-а класс

Урок русского языка «Предлог как часть речи» 5-а класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №5» города Губкина Белгородской области














Урок русского языка

«Предлог как часть речи»

5-а класс












Учитель русского языка и литературы

Яковлева И.И.
















г. Губкин

2013 год

Тема урока: Предлог как часть речи.

Цели:

1. Уточнить представления обучающихся о самостоятельных и служебных частях речи.

2.Формировать навык распознавания приставок и предлогов и понимания значения «орфограммы-пробела».

3. Создавать условия для развития умения формулировать проблемные вопросы и искать пути их разрешения.

4.Развивать умение работать в парах, группах, осуществлять самоконтроль, вносить необходимые коррективы.

5.Использовать личный лист достижений для формирования умений объективно оценивать результат своей деятельности.

Планируемые достижения учащихся: овладеть способом различения предлогов в устной и письменной речи.

Тип урока: комбинированный

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал: опорная таблица, личный лист достижений


Ход урока.

  1. Организационный момент.


Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.


На уроке наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё …(слышат).

Голова хорошо … (думает).


Улыбнитесь друг другу, пожелайте успеха и садитесь. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы с вами дружно и активно поработаем.


Ребята, сегодня на уроке мне бы хотелось, чтобы вы стали оркестром, а я попробую дирижировать так, чтобы у нас получилась гармоничная музыка урока. А для этого мы станем коллегами, соавторами. Первое, с чего начнем: объявляем на сегодняшнем уроке мораторий на неудовлетворительные отметки. А с помощью волшебных лесенок вы в течение урока будете оценивать свою работу. Даже если что-то не получилось, мы можем обратиться к слову «зато».


Слово мораторий для нас незнакомое, так давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим лексическое значение этого слова.




Ученик читает словарную статью.

Значит сегодня на уроке вы не получаете, а не ставлю двоек.

А сейчас возьмите листочки, проведем работу на проверку домашнего задания. ( Письмо по памяти) (работа в парах)


Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.


А теперь каждый из вас поработает в качестве учителя, проверит и оценит работу соседа.


Откройте тетради, запишите число, классная работа и оставьте одну строчку для темы урока.


Слово учителя. Ребята, в начале нашего урока я вам прочитаю одну любопытную сказку, которая называется «Части речи».

Жили-были в царстве русского языка части речи. Они были все разные. Имя существительное отвечало за предметы и явления. Глагол был обязан отмечать, кто что делал, кто что делает и что сделает. Имя прилагательное обладало даже волшебством – оно могло злого превратить в доброго, грустного в весёлого, старое могло сделать новым. И было у них и совсем старое неподвижное Наречие, которое сидело обычно на своём любимом месте и вспоминало своё прошлое: когда это было, почему, где, как, каким образом... Местоимение было маленьким мальчиком, который всегда любил гулять. Когда он возвращался с прогулки, обычно говорил: «Я познакомился с другим мальчиком, он мне подарил мяч».

Если Части речи ссорились, им помогали Союзы и Предлоги, которые, несмотря на то, что они очень маленькие, всегда всё расставят по своим местам.

Вот так дружно и слаженно живут в царстве Части речи.



Беседа

Учитель: Ребята, какие известные части речи вам встретились в сказке? (примерные ответы школьников: предлог, союз, имя существительное, прилагательное, глагол).

Учитель: - Скажите, на какие вопросы отвечают данные части речи? (имя существительное отвечает на вопросы кто? что?; глагол – на вопросы что делает? что делал? что будет делать?; имя прилагательное – на вопросы какой? какая? какое? какие?).

Каким общим термином можно объединить данные части речи?

  1. Раздается звонок «Нам пришло сообщение» (проекция на доску)


Приглашаем на Всероссийскую олимпиаду школьников по основам наук ученицу 5 а класса Борисенко Карину в Москву. По всем вопросам обращайтесь в оргкомитет.


Можно ли назвать эту запись текстом? (Нет).


Почему? (Пропущены слова. Слова и предложения не связаны по смыслу и грамматически.)


Вставим пропущенные слова.


Получился ли теперь текст?


Докажите. (Слова и предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены одной темой “олимпиада”)


Благодаря какой части речи мы смогли восстановить текст? (Благодаря предлогу).


Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Отталкиваясь от темы и используя опорные слова, сформулируйте его цель. (Слайд 2 – после ответов уч-ся щёлкнуть по заголовку, чтобы появилась цель урока )


Цель: * познакомиться с..... ;

* учиться находить и ... предлоги … речи.

(Познакомиться с предлогом как частью речи.

Учиться находить и использовать предлоги в устной и письменной речи).

Приступим к работе по первой части поставлен­ной нами цели. Я предлагаю вам прослушать информацию, отнеситесь к ней серьезно. На основании того, что услышите, и полученных ранее знаний вы должны заполнить опорную таблицу, зарисовав то, что относится к предлогу.


Предлог в качестве названия части речи встречался еще в древнерусском языке. В переводе с греческого слово предлог означает «перед словом». В русском языке около 200 предлогов. По частоте употребления в речи стоит после существительного, глагола и местоимения, т. е. на четвертом месте. Казалось, зачем нужен предлог, какая у него функция.

(объяснение нового материала (видеоурок)

С помощью опорной таблицы дайте характеристику предлога.



А теперь применим наши знания на практике. Откройте учебник на странице 47 и выполните упражнение №141.


Я вижу, что предлоги вы легко определяете, но вот иногда могут возникнуть трудности в различении предлога и приставки.

Разберем пример

Два слова (под) окном (под) оконник

В одном случаи под - это предлог, в другом приставка. Как их распознать. Возможно, вы помните с начальной школы.

Первое слово под окном попробуем между под и окном вставить прилагательное или местоимение

Под большим окном

Под моим окном

У нас получилось вставить слово значит это предлог. А предлоги со словами пишутся раздельно.

Слово подоконник получится ли у нас вставить слово – нет, значит это приставка. Приставки со словами пишутся слитно.


Давайте откроем учебник на странице 47 и прокомментируем еще раз правило «Раздельное написание предлогов с существительными и местоимениями».


Давайте на практике закрепим данное правило, выполнив упражнение 146.


Физкультминутка


- А теперь нас с вами ждет задание, которое вы выполните в группах.

__________________________________________________________________

1 группа

Составьте предложение из данных слов

  1. Жизнь, но, снегом, не, зимой, под, замирает.

  2. Купила, боли, у, мама, аптекаря, порошок, головной, от.


Но жизнь под снегом зимой не замирает.

Мама купила у аптекаря порошок от головной боли.

__________________________________________________________________


2 группа

Составьте предложение из данных слов

1. Холодно, свинцовыми, небо, над, сияло, ярко, на, голубое, севере, тучами.

2. Последите, дождя, время, игрой, во, света, за.


Холодно и ярко сияло на севере над свинцовыми тучами голубое небо.

Последите за игрой света во время дождя.


3 группа

Исправьте ошибки

  1. Я за шел поколено вводу и осторожно перевернул банку.

  2. Русский язык менялся изгода вгод извека в век.


4 группа

Исправьте ошибки

1.Ехал Ваня наконе, вел собачку наремне.

2. Маугли бросил вогонь ветки, чтобы по смотреть как они вспыхнут.


5 группа

Вставьте предлоги

Быть … вокзале, смотреть … воду, помнить … товарище, относиться … языку, письмо … матери, приехал … нам, роль … жизни, нашел … елью.


6 группа

Вставьте предлоги

Выехал … Пензы, наступил … ногу, повстречался … товарищем, следил … чистотой, смотрел … окно, сидел … окна, пришел … другу.



Домашнее задание.


- Творческое (продуктивное) задание вам будет задано и домой. Выбирайте по вкусу:

  1. Напишите сказку о том, как в страну Лингвинию попали служебные слова.

  2. Написать сочинение-миниатюру “Предлоги в нашей речи”;

  3. §10, упр.144

Молодцы, ребята. А теперь с помощью волшебных лесенок оцените свою работу на уроке.

- Подумайте и скажите, были ли вы успешны на уроке.

- Посмотрите друг на друга и скажите кого из учеников вы хотели похвалить за работу на уроке?


Технологическая карта урока русского языка

учителя МАОУ «Лицей №5» города Губкина Белгородской области Яковлевой Ирины Ивановны.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5 А

Тема урока: Предлог как часть речи.

Цели урока:

1. Уточнить представления обучающихся о самостоятельных и служебных частях речи.

2.Формировать навык распознавания приставок и предлогов и понимания значения «орфограммы-пробела».

3. Создавать условия для развития умения формулировать проблемные вопросы и искать пути их разрешения.

4.Развивать умение работать в парах, группах, осуществлять самоконтроль, вносить необходимые коррективы.

5.Использовать личный лист достижений для формирования умений объективно оценивать результат своей деятельности

Тип урока: комбинированный


Оборудование: опорная таблица, личный лист достижений, раздаточный материал.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм


Подготовка класса к уроку

Ученики демонстрируют всем своё настроение.



Работа со словарем

Письмо по памяти

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Анализ словарной статьи (П)

Работа в парах (К)

2. Актуализация и пробное учебное действие


Цель: повторение

изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

1.Фронтальный опрос.






Дают ответ:



Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков ( П – логические)

3. Постановка учебной задачи

Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.









Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.


Предлагает прослушать видеоурок и составить опорную таблицу


Учитель подводит итог






Учащиеся восстанавливают текст.

Учащиеся ставят цели и формулируют тему урока.


Оформляют опорную таблицу

.



Учащиеся приходят к выводу, что предлог – служебная часть речи, формулируют морфологические признаки.


Выполняют задание учителя.

Целеполагание

( Р)





Выбор алгоритма действия ( Л)


Самостоятельное формулирование темы, цели урока

(П – общеучебное)







4.

Первичное закрепление


Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух



Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).


5

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: контроль знаний

Организует деятельность по применению новых знаний


По желанию выходят к доске и выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности.

Самостоятельная работа .

Пошаговая проверка по эталону

Работа в группах

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Выделение (К)

6.

Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.


Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия


Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)



Урок русского языка «Предлог как часть речи» 5-а класс
  • Русский язык и литература
Описание:

          Урок – русского языка  входит в раздел «Морфология. Вводный курс». Тема урока «Предлог как часть речи».

Ставилась следующая цель: помочь учащимся научиться различать самостоятельные и служебные части речи. Знать морфологические признаки предлога и понимать значение «орфограммы-пробела». Собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания, обосновывать их и систематизировать поступающие данные.

Задачи урока. Формировать универсальные учебные действия:

1.     Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;

2.     Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;

3.     Через общение с учениками на принципах сотрудничества;

 

4.     Через включенность каждого ученика в работу класса.

Автор Яковлева Ирина Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 803
Номер материала 24726
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓