Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка 7 класс тема: " Не с причастиями"

урок русского языка 7 класс тема: " Не с причастиями"

Скачать материал

7 класс  Русский язык

Тема: Не с причастиями

Цели:1 . Научить учащихся правилам написания не с причастиями;

2. Способствовать развитию логики, мышления, памяти;

3.Воспитывать внимательное отношение к слову

Тип урока: Урок сообщения новых ЗУН          

Метод: практико-поисковый

 

Ход урока

І. Психологический настрой

ІІ. Актуализайия знаний учащихся

С помощью метода «Снежный ком» учитель делает опрос знаний по теме Причастие.

ІІІ. Формирование новых понятий

Объяснение по схеме.

НЕ с полными причастиями пишется слитно:

1) если причастие не имеет зависимых слов: Косо тянулись неостывшие тени. (А.Серафимович);

2)       если причастие без не не употребляется: ненавидящий, него­дующий, невзлюбивший;

3)       если имеются наречия меры и степени совершенно, очень, крайне, весьма, чрезвычайно, совсем, вполне, в высшей сте­пени (= очень): совсем непродуманное решение, весьма необо­с-
нованное мнение.

НЕ с полными причастиями пишется раздельно:

1.    если причастие имеет зависимые слова: Это была не прочитан­ная мною книга; Это был ничем не оправданный поступок;

   2.если в предложении есть противопоставление с союзом а:не прочитанная, а лишь просмотренная книга;

3. если это краткое причастие: Работа не закончена; Стихотворение не выучено.

Следует знать!

Отглагольные прилагательные образуются от переход­ных глаголов (непередаваемый, незабываемый, необъясни­мый, незаменимый) и непереходных глаголов (необитаемый, непромокаемый) и пишутся слитно при наличии зависимых слов и в краткой форме: Давно необитаемый остров; Остров               необитаем.

Слова, которые без не не употребляются, пишутся слит­но: никем непобедимый народ, ничуть невозмутимое спокой­ствие.

 

 ІV. Применение. Формирование новых знаний и навыков

Ребята делятся не тири группы. Группы выполняют сомостоятельно упражнения, кто быстрее, грамотнее.

1 группа Упр 121.        Спишите, раскрывая скобки. Отметьте крестиком существительные, ккоторым относятся причастия и укажите стрелкой слова, зависимыеот причастия.

1. (Не) законченный эксперимент, (не) законченный ла­бораторией эксперимент, эксперимент (не) закончен, экспе­римент до сих пор (не) закончен. 2. (Не) просохшая после до­ждя земля, (не) просохшая земля, (не) утихающий, а усили­вающийся ветер. 3. (Не) замеченная ошибка, (не) обнаружен­ные при осмотре дефекты, неполадки (не) устранены. 4. (Не) прекращающийся всю ночь снегопад, (не) прекращающие­ся метели, движение транспорта (не) прекращено. 5. Совсем (не) исследованные районы, (не) исследованные геологами районы, (не) исследованные районы.

2 группа Упр 122.    Выпишите предложения: 1) со слитным;

2) с раздель­ным написанием причастий с не.

1. Черную воду затянуло (не) застаревшим ледком. 2. Прохладным, еще1 (не) разгоревшимся костром, солнце медленно всплывало в бледном небе. 3. Шерстяные вещи и мех грызет (не) летающая моль, а личинки ее. 4. Я с удоволь­ствием вспоминаю пребывание в деревне, жизнь в (не) дост-рое...ом домике на берегу озера. 5. Черты лица Манилова бы­ли (не) лишены приятности, но в эту приятность, казалось, че­ресчур было переда...о сахару. (Н.Гоголъ) 6. И...чезло и скры­лось существо, (н...) кем (не) защище...ое. 7. Через десять ми­нут въехал он [Владимир] на барский двор. Он смотрел во­круг себя с волнением3 (не) описанным. Двенадцать лет (не) видел он своей родины. 8. Двор, (н...) когда украше...ый тре­мя правильными цветниками, меж коими шла широкая до­рога, тщательно выметаемая, обращен был в (не) коше...ый луг, на котором паслась опута...ая лошадь. (АЛушкин)

 

3 группа Упр 124.   Спишите, раскрывая скобки. Укажите страдательные причастия и от­глагольные прилагательные.

1. (Не) проветриваемое помещение, давно (не) прове­триваемое помещение. 2. Совсем (не) используемые материа­лы, (не) используемые на практике материалы. 3. (Не) про­мокаемый плащ, (не) промокаемый в любую погоду плащ.4. (Не) зыблемое правило, (не) зыблемое для него прави­ло. 5. (Не) увядаемая слава, (не) увядаемая в веках слава. 6. (Не) изгладимые впечатления, (не) изгладимые в памяти впечатления. 7. (Не) растворимое вещество, (не) растворимое в воде вещество. 8. (Не) различимые в тумане берега, (не) раз­личимые берега. 9. Пока еще (не) осуществленный проект, проект (не) осуществим, проект (не) осуществлен.

Проверка ответов учащихся.

Общее упражнение.

Упр 125. Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и выбирая слит­ное или раздельное написание не. Объясните свой выбор и выделите орфограммы на месте пропусков.

(Не) нас.ные дни; (не) прерывная гряда свинцовых туч...; небо (не) синее, а серое; (не) затянутый тучами (не) боль­шой клоч...к неба; (не) решительный луч...; (не) крутой, а поло­гий береж...к; ивняч...к (не) угомонной реч...нки; (не) уютный, (не) приглядный пейзаж...; (не) внятный ш...рох; (не) взрачная ж...лтая трава; (не) опавший еще лист; зеленеет (не) увядаю­щий плющ...; (не) покидающие родные края птицы; (не) торо­пясь; (не) радуя глаз; (не) буйная красота ранней осени.

V. рефлексия

VІ.Д\З    1. Упаржнение. 126         2. Учить правила

 

Учитель русского языка: Москаленко В.Г.

Учебник: «Русский язык» Алмаиы «Атамура» 2011

Авторы: Э.Д.Сулейменова, О.Б.Алтынбекова

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка 7 класс тема: " Не с причастиями""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

7 класс  Русский язык

Тема: Не с причастиями

Цели:1 . Научить учащихся правилам написания не с причастиями;

2. Способствовать развитию логики, мышления, памяти;

3.Воспитывать внимательное отношение к слову

Тип урока: Урок сообщения новых ЗУН        

Метод: практико-поисковый

 

Ход урока

І. Психологический настрой

ІІ. Актуализайия знаний учащихся

С помощью метода «Снежный ком» учитель делает опрос знаний по теме Причастие.

ІІІ. Формирование новых понятий

Объяснение по схеме.

НЕ с полными причастиями пишется слитно:

1)если причастие не имеет зависимых слов: Косо тянулись неостывшие тени. (А.Серафимович);

2)       если причастие без не не употребляется: ненавидящий, него­дующий, невзлюбивший;

3)       если имеются наречия меры и степени совершенно, очень, крайне, весьма, чрезвычайно, совсем, вполне, в высшей сте­пени (= очень): совсем непродуманное решение, весьма необо­с-
нованное мнение.

НЕ с полными причастиями пишется раздельно:

1.    если причастие имеет зависимые слова: Это была не прочитан­ная мною книга; Это был ничем не оправданный поступок;

   2.если в предложении есть противопоставление с союзом а:не прочитанная, а лишь просмотренная книга;

3. если это краткое причастие: Работа не закончена; Стихотворение не выучено.

Следует знать!

Отглагольные прилагательные образуются от переход­ных глаголов (непередаваемый, незабываемый, необъясни­мый, незаменимый) и непереходных глаголов (необитаемый, непромокаемый) и пишутся слитно при наличии зависимых слов и в краткой форме: Давно необитаемый остров; Остров        необитаем.

Слова, которые без не не употребляются, пишутся слит­но: никем непобедимый народ, ничуть невозмутимое спокой­ствие.

 

 ІV. Применение. Формирование новых знаний и навыков

Ребята делятся не тири группы. Группы выполняют сомостоятельно упражнения, кто быстрее, грамотнее.

1 группа Упр 121.         Спишите, раскрывая скобки. Отметьте крестиком существительные, ккоторым относятся причастия и укажите стрелкой слова, зависимыеот причастия.

1. (Не) законченный эксперимент, (не) законченный ла­бораторией эксперимент, эксперимент (не) закончен, экспе­римент до сих пор (не) закончен. 2. (Не) просохшая после до­ждя земля, (не) просохшая земля, (не) утихающий, а усили­вающийся ветер. 3. (Не) замеченная ошибка, (не) обнаружен­ные при осмотре дефекты, неполадки (не) устранены. 4. (Не) прекращающийся всю ночь снегопад, (не) прекращающие­ся метели, движение транспорта (не) прекращено. 5. Совсем (не) исследованные районы, (не) исследованные геологами районы, (не) исследованные районы.

2 группа Упр 122.    Выпишите предложения: 1) со слитным;

2) с раздель­ным написанием причастий с не.

1. Черную воду затянуло (не) застаревшим ледком. 2. Прохладным, еще1 (не) разгоревшимся костром, солнце медленно всплывало в бледном небе. 3. Шерстяные вещи и мех грызет (не) летающая моль, а личинки ее. 4. Я с удоволь­ствием вспоминаю пребывание в деревне, жизнь в (не) дост-рое...ом домике на берегу озера. 5. Черты лица Манилова бы­ли (не) лишены приятности, но в эту приятность, казалось, че­ресчур было переда...о сахару. (Н.Гоголъ) 6. И...чезло и скры­лось существо, (н...) кем (не) защище...ое. 7. Через десять ми­нут въехал он [Владимир] на барский двор. Он смотрел во­круг себя с волнением3 (не) описанным. Двенадцать лет (не) видел он своей родины. 8. Двор, (н...) когда украше...ый тре­мя правильными цветниками, меж коими шла широкая до­рога, тщательно выметаемая, обращен был в (не) коше...ый луг, на котором паслась опута...ая лошадь. (АЛушкин)

 

3 группа Упр 124.   Спишите, раскрывая скобки. Укажите страдательные причастия и от­глагольные прилагательные.

1. (Не) проветриваемое помещение, давно (не) прове­триваемое помещение. 2. Совсем (не) используемые материа­лы, (не) используемые на практике материалы. 3. (Не) про­мокаемый плащ, (не) промокаемый в любую погоду плащ.4. (Не) зыблемое правило, (не) зыблемое для него прави­ло. 5. (Не) увядаемая слава, (не) увядаемая в веках слава. 6. (Не) изгладимые впечатления, (не) изгладимые в памяти впечатления. 7. (Не) растворимое вещество, (не) растворимое в воде вещество. 8. (Не) различимые в тумане берега, (не) раз­личимые берега. 9. Пока еще (не) осуществленный проект, проект (не) осуществим, проект (не) осуществлен.

Проверка ответов учащихся.

Общее упражнение.

Упр 125. Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и выбирая слит­ное или раздельное написание не. Объясните свой выбор и выделите орфограммы на месте пропусков.

(Не) нас.ные дни; (не) прерывная гряда свинцовых туч...; небо (не) синее, а серое; (не) затянутый тучами (не) боль­шой клоч...к неба; (не) решительный луч...; (не) крутой, а поло­гий береж...к; ивняч...к (не) угомонной реч...нки; (не) уютный, (не) приглядный пейзаж...; (не) внятный ш...рох; (не) взрачная ж...лтая трава; (не) опавший еще лист; зеленеет (не) увядаю­щий плющ...; (не) покидающие родные края птицы; (не) торо­пясь; (не) радуя глаз; (не) буйная красота ранней осени.

V. Рефлексия

VІ.Д\З    1. Упражнение 126         2. Учить правила

 

Учитель русского языка: Москаленко В.Г.

Учебник: «Русский язык» Алматы «Атамура» 2011

Авторы: Э.Д.Сулейменова, О.Б.Алтынбекова

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 657 040 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по теме "Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.10.2020
  • 1088
  • 36
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1389
    • DOCX 25.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Столярова Вера Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Столярова Вера Геннадьевна
    Столярова Вера Геннадьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5107
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 209 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 455 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 542 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 637 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 335 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 706 человек

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвижение экспертной деятельности: от личного сайта до личного помощника

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе