Главная / Русский язык и литература / урок русского языка 7 класс тема: " Не с причастиями"

урок русского языка 7 класс тема: " Не с причастиями"

7 класс Русский язык

Тема: Не с причастиями

Цели:1 . Научить учащихся правилам написания не с причастиями;

2. Способствовать развитию логики, мышления, памяти;

3.Воспитывать внимательное отношение к слову

Тип урока: Урок сообщения новых ЗУН

Метод: практико-поисковый


Ход урока

І. Психологический настрой

ІІ. Актуализайия знаний учащихся

С помощью метода «Снежный ком» учитель делает опрос знаний по теме Причастие.

ІІІ. Формирование новых понятий

Объяснение по схеме.

НЕ с полными причастиями пишется слитно:

  1. если причастие не имеет зависимых слов: Косо тянулись неостывшие тени. (А.Серафимович);

  2. если причастие без не не употребляется: ненавидящий, негодующий, невзлюбивший;

  3. если имеются наречия меры и степени совершенно, очень, крайне, весьма, чрезвычайно, совсем, вполне, в высшей степени (= очень): совсем непродуманное решение, весьма необос-
    нованное мнение.

НЕ с полными причастиями пишется раздельно:

  1. если причастие имеет зависимые слова: Это была не прочитанная мною книга; Это был ничем не оправданный поступок;

2.если в предложении есть противопоставление с союзом а:не прочитанная, а лишь просмотренная книга;

3. если это краткое причастие: Работа не закончена; Стихотворение не выучено.

Следует знать!

Отглагольные прилагательные образуются от переходных глаголов (непередаваемый, незабываемый, необъяснимый, незаменимый) и непереходных глаголов (необитаемый, непромокаемый) и пишутся слитно при наличии зависимых слов и в краткой форме: Давно необитаемый остров; Остров необитаем.

Слова, которые без не не употребляются, пишутся слитно: никем непобедимый народ, ничуть невозмутимое спокойствие.


ІV. Применение. Формирование новых знаний и навыков

Ребята делятся не тири группы. Группы выполняют сомостоятельно упражнения, кто быстрее, грамотнее.

1 группа Упр 121. Спишите, раскрывая скобки. Отметьте крестиком существительные, ккоторым относятся причастия и укажите стрелкой слова, зависимыеот причастия.

1. (Не) законченный эксперимент, (не) законченный лабораторией эксперимент, эксперимент (не) закончен, эксперимент до сих пор (не) закончен. 2. (Не) просохшая после дождя земля, (не) просохшая земля, (не) утихающий, а усиливающийся ветер. 3. (Не) замеченная ошибка, (не) обнаруженные при осмотре дефекты, неполадки (не) устранены. 4. (Не) прекращающийся всю ночь снегопад, (не) прекращающиеся метели, движение транспорта (не) прекращено. 5. Совсем (не) исследованные районы, (не) исследованные геологами районы, (не) исследованные районы.

2 группа Упр 122. Выпишите предложения: 1) со слитным;

2) с раздельным написанием причастий с не.

1. Черную воду затянуло (не) застаревшим ледком. 2. Прохладным, еще1 (не) разгоревшимся костром, солнце медленно всплывало в бледном небе. 3. Шерстяные вещи и мех грызет (не) летающая моль, а личинки ее. 4. Я с удовольствием вспоминаю пребывание в деревне, жизнь в (не) дост-рое...ом домике на берегу озера. 5. Черты лица Манилова были (не) лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было переда...о сахару. (Н.Гоголъ) 6. И...чезло и скрылось существо, (н...) кем (не) защище...ое. 7. Через десять минут въехал он [Владимир] на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением3 (не) описанным. Двенадцать лет (не) видел он своей родины. 8. Двор, (н...) когда украше...ый тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в (не) коше...ый луг, на котором паслась опута...ая лошадь. (АЛушкин)


3 группа Упр 124. Спишите, раскрывая скобки. Укажите страдательные причастия и отглагольные прилагательные.

1. (Не) проветриваемое помещение, давно (не) проветриваемое помещение. 2. Совсем (не) используемые материалы, (не) используемые на практике материалы. 3. (Не) промокаемый плащ, (не) промокаемый в любую погоду плащ.4. (Не) зыблемое правило, (не) зыблемое для него правило. 5. (Не) увядаемая слава, (не) увядаемая в веках слава. 6. (Не) изгладимые впечатления, (не) изгладимые в памяти впечатления. 7. (Не) растворимое вещество, (не) растворимое в воде вещество. 8. (Не) различимые в тумане берега, (не) различимые берега. 9. Пока еще (не) осуществленный проект, проект (не) осуществим, проект (не) осуществлен.

Проверка ответов учащихся.

Общее упражнение.

Упр 125. Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и выбирая слитное или раздельное написание не. Объясните свой выбор и выделите орфограммы на месте пропусков.

(Не) нас.ные дни; (не) прерывная гряда свинцовых туч...; небо (не) синее, а серое; (не) затянутый тучами (не) большой клоч...к неба; (не) решительный луч...; (не) крутой, а пологий береж...к; ивняч...к (не) угомонной реч...нки; (не) уютный, (не) приглядный пейзаж...; (не) внятный ш...рох; (не) взрачная ж...лтая трава; (не) опавший еще лист; зеленеет (не) увядающий плющ...; (не) покидающие родные края птицы; (не) торопясь; (не) радуя глаз; (не) буйная красота ранней осени.

V. рефлексия

VІ.Д\З 1. Упаржнение. 126 2. Учить правила


Учитель русского языка: Москаленко В.Г.

Учебник: «Русский язык» Алмаиы «Атамура» 2011

Авторы: Э.Д.Сулейменова, О.Б.Алтынбекова



урок русского языка 7 класс тема: " Не с причастиями"
  • Русский язык и литература
Описание:

7 класс  Русский язык

Тема: Не с причастиями

Цели:1 . Научить учащихся правилам написания не с причастиями;

2. Способствовать развитию логики, мышления, памяти;

3.Воспитывать внимательное отношение к слову

Тип урока: Урок сообщения новых ЗУН        

Метод: практико-поисковый

 

Ход урока

І. Психологический настрой

ІІ. Актуализайия знаний учащихся

С помощью метода «Снежный ком» учитель делает опрос знаний по теме Причастие.

ІІІ. Формирование новых понятий

Объяснение по схеме.

НЕ с полными причастиями пишется слитно:

1)если причастие не имеет зависимых слов: Косо тянулись неостывшие тени. (А.Серафимович);

2)       если причастие без не не употребляется: ненавидящий, него­дующий, невзлюбивший;

3)       если имеются наречия меры и степени совершенно, очень, крайне, весьма, чрезвычайно, совсем, вполне, в высшей сте­пени (= очень): совсем непродуманное решение, весьма необо­с-
нованное мнение.

НЕ с полными причастиями пишется раздельно:

1.    если причастие имеет зависимые слова: Это была не прочитан­ная мною книга; Это был ничем не оправданный поступок;

   2.если в предложении есть противопоставление с союзом а:не прочитанная, а лишь просмотренная книга;

3. если это краткое причастие: Работа не закончена; Стихотворение не выучено.

Следует знать!

Отглагольные прилагательные образуются от переход­ных глаголов (непередаваемый, незабываемый, необъясни­мый, незаменимый) и непереходных глаголов (необитаемый, непромокаемый) и пишутся слитно при наличии зависимых слов и в краткой форме: Давно необитаемый остров; Остров        необитаем.

Слова, которые без не не употребляются, пишутся слит­но: никем непобедимый народ, ничуть невозмутимое спокой­ствие.

 

 ІV. Применение. Формирование новых знаний и навыков

Ребята делятся не тири группы. Группы выполняют сомостоятельно упражнения, кто быстрее, грамотнее.

1 группа Упр 121.         Спишите, раскрывая скобки. Отметьте крестиком существительные, ккоторым относятся причастия и укажите стрелкой слова, зависимыеот причастия.

1. (Не) законченный эксперимент, (не) законченный ла­бораторией эксперимент, эксперимент (не) закончен, экспе­римент до сих пор (не) закончен. 2. (Не) просохшая после до­ждя земля, (не) просохшая земля, (не) утихающий, а усили­вающийся ветер. 3. (Не) замеченная ошибка, (не) обнаружен­ные при осмотре дефекты, неполадки (не) устранены. 4. (Не) прекращающийся всю ночь снегопад, (не) прекращающие­ся метели, движение транспорта (не) прекращено. 5. Совсем (не) исследованные районы, (не) исследованные геологами районы, (не) исследованные районы.

2 группа Упр 122.    Выпишите предложения: 1) со слитным;

2) с раздель­ным написанием причастий с не.

1. Черную воду затянуло (не) застаревшим ледком. 2. Прохладным, еще1 (не) разгоревшимся костром, солнце медленно всплывало в бледном небе. 3. Шерстяные вещи и мех грызет (не) летающая моль, а личинки ее. 4. Я с удоволь­ствием вспоминаю пребывание в деревне, жизнь в (не) дост-рое...ом домике на берегу озера. 5. Черты лица Манилова бы­ли (не) лишены приятности, но в эту приятность, казалось, че­ресчур было переда...о сахару. (Н.Гоголъ) 6. И...чезло и скры­лось существо, (н...) кем (не) защище...ое. 7. Через десять ми­нут въехал он [Владимир] на барский двор. Он смотрел во­круг себя с волнением3 (не) описанным. Двенадцать лет (не) видел он своей родины. 8. Двор, (н...) когда украше...ый тре­мя правильными цветниками, меж коими шла широкая до­рога, тщательно выметаемая, обращен был в (не) коше...ый луг, на котором паслась опута...ая лошадь. (АЛушкин)

 

3 группа Упр 124.   Спишите, раскрывая скобки. Укажите страдательные причастия и от­глагольные прилагательные.

1. (Не) проветриваемое помещение, давно (не) прове­триваемое помещение. 2. Совсем (не) используемые материа­лы, (не) используемые на практике материалы. 3. (Не) про­мокаемый плащ, (не) промокаемый в любую погоду плащ.4. (Не) зыблемое правило, (не) зыблемое для него прави­ло. 5. (Не) увядаемая слава, (не) увядаемая в веках слава. 6. (Не) изгладимые впечатления, (не) изгладимые в памяти впечатления. 7. (Не) растворимое вещество, (не) растворимое в воде вещество. 8. (Не) различимые в тумане берега, (не) раз­личимые берега. 9. Пока еще (не) осуществленный проект, проект (не) осуществим, проект (не) осуществлен.

Проверка ответов учащихся.

Общее упражнение.

Упр 125. Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и выбирая слит­ное или раздельное написание не. Объясните свой выбор и выделите орфограммы на месте пропусков.

(Не) нас.ные дни; (не) прерывная гряда свинцовых туч...; небо (не) синее, а серое; (не) затянутый тучами (не) боль­шой клоч...к неба; (не) решительный луч...; (не) крутой, а поло­гий береж...к; ивняч...к (не) угомонной реч...нки; (не) уютный, (не) приглядный пейзаж...; (не) внятный ш...рох; (не) взрачная ж...лтая трава; (не) опавший еще лист; зеленеет (не) увядаю­щий плющ...; (не) покидающие родные края птицы; (не) торо­пясь; (не) радуя глаз; (не) буйная красота ранней осени.

V. Рефлексия

VІ.Д\З    1. Упражнение 126         2. Учить правила

 

Учитель русского языка: Москаленко В.Г.

Учебник: «Русский язык» Алматы «Атамура» 2011

Авторы: Э.Д.Сулейменова, О.Б.Алтынбекова

 

 

 

Автор Москаленко Вера Геннадьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1661
Номер материала 48205
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓