Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка 6 класс

Урок русского языка 6 класс

Скачать материал

Краматорская ОШ І–ІІІ ступеней №10 с профильным  обучением

Краматорского  городского  совета Донецкой  области

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка

 «Состав слова. Орфография»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012-2013   учебный год

 
                                                     

 

Класс: 6

Учитель  Кротова  Наталья  Михайловна

Тема урока  Состав слова. Орфография

Цель:

·       систематизировать и обобщить изученный материал по теме,

·       продолжить работу над формированием у учащихся  умения применять полученные знания на практике,

·       развивать устную и письменную речь, расширять их  словарный запас,

·       воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы,

·       формировать ключевые компетентности.

 

Тип урока -  урок систематизации и обобщения изученного

Форма проведения -  научная космическая  экспедиция в Орфографическую галактику

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, карточки-дневники научных наблюдений, схемы, таблицы, учебник ( Н. Ф. Баландина ,  К. В. Дегтярёва,  С. А. Лебеденко  Русский язык 6 класс.- Харьков, 2009)

Ход урока

 

1.     Организационный момент

Добрый день, ребята. Давайте  начнём урок с позитивного настроя.  Скажите себе: «Я буду внимательным! Буду думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен! У меня все получится!»

 

2. Мотивация учебной деятельности

Вступительное слово учителя

С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье.

Какой мы ни возьмём язык и век,

Всегда стремится к знаньям человек

                                                    Рудаки

А вот некоторые ребята думают, что грамотно писать вовсе не обязательно.  Я надеюсь, что вы с ними не согласны. Ведь умение писать без ошибок  и правильно  выражать свои мысли необходимо людям самых разных профессий. А вы в будущем, конечно же, хотите стать успешными людьми, хорошими специалистами. Я уверена, что прочные знания по русскому языку помогут вам приблизить вашу мечту.

 

3.     Объявление  темы  и  цели урока

 

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Состав слова. Орфография». Давайте  вместе с вами определим цели  нашего урока .  Чем, по вашему мнению,  мы должны сегодня заниматься на уроке и каких результатов достичь?

«Микрофон» (учащиеся высказывают свои мнения)

 - Мы  будем систематизировать и обобщать знания по изученной теме;

- закреплять навыки практического применения орфографических правил;

- подготовимся к контрольной работе по теме;

 продолжим работу над развитием  речи.

 

А  чтобы  все это нам было делать интересно, мы отправимся с вами в научную космическую экспедицию в Орфографическую галактику, посетим созвездие Морфем и проведём  там научные опыты. Результаты  исследований  вы будете  записывать  в дневнике научных наблюдений.

За каждый правильный и чёткий ответ участник экспедиции получит жёлтую (горячую) звезду, если ответ будет содержать  неточности – синюю (холодную) звезду. Количество полученных звезд определит оценку за урок. Руководить экспедицией буду я. Надеюсь на плодотворное сотрудничество со всеми  участниками межпланетного полёта.

4. Работа по теме урока

(космическая музыка)

Итак, внимание.  Начинаем предстартовую подготовку.

В центр управления полётом пришло  необычное послание. Рассмотрите внимательно карточки. Какое предложение в них зашифровано?

 

Мир  о свещ а ет ся солнц ем, а человек зна ни ями. (Пословица)

 

Какие условные знаки помогли определить нужную последовательность карточек? Почему на некоторых карточках не проставлены условные обозначения морфем?

Лингвистическая задача

Докажите, что знание частей слова, умение их правильно определять  часто помогает выбрать верное написание орфограммы.

 

Запишите прочитанное предложение. Пусть оно станет девизом нашего космического путешествия. ( Ученик на интерактивной доске собирает из морфем предложение)

 Вы успешно прошли первое испытание, и я вижу, что все вы готовы отправиться в межпланетный полет. Начинаем обратный отсчет  5, 4, 3, 2, 1. Поехали!

(музыкальная заставка)

 Наш звездолёт вышел на орбиту самой яркой звезды в созвездии Морфем, и мы совершаем  посадку на планете Корней.

Посмотрите, ребята, нас встречает Маленький принц, герой одноименной сказки   французского писателя Антуана  де Сэнт-Экзюпери.

Маленький принц:   Здравствуйте, земляне. Я очень люблю путешествовать,  именно поэтому я и покинул свою планету, маленький астероид В-612.  А с какой целью прибыли на планету Корней вы?

Ученик:  Мы изучаем  законы этой планеты, а именно  правила написания корней с чередованием  гласных , сейчас у нас заключительный этап научной работы

Маленький принц:  Я тоже хочу знать эти законы.

Учитель:  Мы с радостью тебе поможем. Правда, ребята?  

Тот из вас, кто получит в руки волшебный космический шар, должен чётко сформулировать одно из изучаемых  правил. Включаем космическую скорость. Начинаем теоретическую эстафету.

( На доске появляется список изученных орфограмм:

1.     Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

2.     Буквы е-и в корнях с чередованием

3.     Буквы а-о в корнях кас- кос-, лаг- лож-

4.     Буквы а-о в корнях зар- зор-

5.     Буквы а-о в корнях гар- гор-, клан- клон-, твар-,твор-

6.     Буквы а-о в корнях раст- ращ- рос-

 Ученики бросают мяч и  по очереди рассказывают правила)

Маленький принц:  Спасибо. Я узнал много нового о планете Корней, но   я всё же скучаю по дому.

Ученик:  Маленький принц, ты расскажи нам о своей планете. А мы  продолжим работу по изучению корней.

 (Маленький принц читает текст).

Учитель:

Определите тему текста, его главную мысль.

Укажите стиль, к которому относится  данный текст.

Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, сгруппировав их по видам орфограмм. Графически обозначьте условия выбора орфограммы.

 

Работа с текстом

 

На планете Маленького принца всегда р..сли простые, скромные цв..ты — у них было мало л..пестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер ув..дали. А этот пророс однажды из зерна, зан..сенного неведомо откуда, и Маленький принц не св..дил глаз с крохотного р..стка, не похожего на все остальные р..стки и былинки. Вдруг это какая-нибудь новая разновидность баобаба? Но кустик быстро перестал т..нуться ввысь, и на нем появился бутон. Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей з..леной комнатки, все г..товилась, все прих..рашивалась. Она заботливо подб..рала краски. Она наряжалась нетор..пливо, один за другим прим..ряя л..пестки. Она не ж..лала явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приг..товления длились день за днем. И вот наконец, однажды утром, едва взошло солнце, л..пестки раскрылись... Роза дарила Маленькому принцу свой ар..мат, оз..ряла его жизнь.

(3 ученика по очереди отвечают на вопрос по тексту и  вписывают пропущенные буквы, обозначая условия выбора орфограмм)

Материал для самопроверки

 

1.Безударные гласные в корне, проверяемые ударением: цветы, увядали, занесённого, сводил, тянуться, зелёной, неторопливо, примеряя.

2. Безударные гласные, не проверяемые ударением: лепестки, готовилась, прихорашивалась, желала, приготовления, аромат.

3. Правописание корней с чередованием  : подбирала, росли, ростка, озаряла.

(Учащиеся , отвечающие у доски, получают звезды)

Учитель:  А что вы могли бы рассказать о планете Земля Маленькому принцу и жителям планеты Корней? Готовясь к межпланетному полёту, эксперты-летописцы подготовили небольшие сообщения о Земле,  включив в них слова с изучаемыми орфограммами. Слушаем и ведём дневник научных наблюдений, заполняем таблицу. Обратите внимание! Вы не просто записываете слово с чередованием гласных в корне, а определяете условия выбора орфограммы.

(Проверка дифференцированного домашнего задания. Ученик читает сочинение-миниатюру, остальные выписывают слова с чередующимися гласными в корне, распределяя их по условиям выбора орфограммы)

 

 

 

                                    

 

                                Заполнение таблицы

 

 

Условия выбора орфограммы

 

Корни, зависящие от суффикса а

корни, зависящие от согласного

Корни, зависящие от ударения

(Ученики зачитывают выписанные слова  и объясняют их написание.)

Учитель:  Молодцы, ребята. Вы отлично поработали на планете Корней и мы можем продолжить наш межпланетный полет. Следующая остановка –планета Префиксов. Жители этой планеты очень осмотрительны и разрешают посадку только тем, кто выполнит их задание.

 Они приготовили для вас испытание (словарный диктант)

(1 ученик работает у доски)

Пр..ближающийся  ра..свет, пр..тихшее  море,  пр..брежные камни, слегка ра..вевающееся платье, бе..конечная даль, бе..порядочно ра..бросанные звезды, в..пыхивающие метеориты, ра..сеянный свет планет, мечтать о пр..красном,  ра..крывать тайны миров, бе..граничность Вселенной

 

(Слайд с картинкой для описания)

 

Работа в парах

 Обсудите с товарищем, что изображено на картинке, составьте  и запишите связный текст, используя опорные словосочетания. Заслушиваются ответы нескольких пар.

Учитель: Спасибо. Вы успешно справились с заданием, молодцы. Мы можем продолжать.

Ученик:  Внимание всем участникам научной космической экспедиции!

В центр управления  полётом  поступил сигнал SOS.  Планета Суффиксов подверглась нападению пиратов из галактики Неграмотности. Враги сбрасывают на планету орфографические ошибки и  обстреливают её  глупостью. Необходима срочная помощь.

Учитель: Наш звездолёт берёт курс на эту планету. Время полёта используем для подготовки спасательной операции. Слово предоставляется экспертам-картографам.

(Проверка дифференцированного домашнего задания. Используя самостоятельно составленные схемы, рисунки, кластеры рассказать о правилах написания суффиксов)

Спасибо, эксперты. Начинаем операцию «Метеоритный дождь», просим всех участников проявить максимум внимания, помните, ваши ответы могут спасти или погубить планету Суффиксов.

 

Тестовый опрос

1.     В  какой  группе  все  слова  пишутся  с  буквой  и?

               а) параход..к, ежи..к, ключ..к;

б) горош..к, винт..к, ореш..к;

               в) сыноч..к, мешоч..к, гвозд..к.

 

2.     В  какой  группе  все  слова  пишутся  с  буквой  о?

 а) сверч..к, быч..к, грузович..к ;

б) цыпленоч..к, снеж..к, зайч..нок;

               в) ж..лтый , реч..нка, девч..нка.

 

3.     От  каких слов все  существительные, называющие  лиц  по  роду  их  деятельности, образуются  с  помощью  суффикса  -чик?

а) разведать, смазать, рассказать;

б) барабан, арматура, пулемет;

в) объездить, камень, перебежать.

 

 

4.     В  какой  группе  все слова  пишутся  с  буквой  е?

а) замоч.к,  платоч..к,  дожд..к;

б) овраж..к, огонеч..к, кусоч..к ;

в) чиж..к,  комар..к,  горош..к.

 

5.     В  какой  группе  все  слова  пишутся  с  буквой  е?

а)  жуч..к, грач..нок  , медвеж..нок;

б)  листоч..к, ореш..к, прянич..к;

в)  кирпич..к, цветоч..к, рассказч..к

 

6.     От  каких  слов все  существительные, называющие  лиц  по  роду  их  деятельности, образуются  с  помощью  суффикса – щик?

а) камень, бакен, стекло;

б) Поднос, упаковать прицепить;

в) Паркет, барабан, погрузить.

 

7.     Укажите  группу  слов  с  буквой  е  в  суффиксе:

а) кусоч..к,  гречн..вый, пальт..цо;

б) карандаш..к, застенч..вый, завистл..вый;

в)  птенч..к, масл..це, луж..ца.

8.     Укажите  группу  слов  с  суффиксом – чик?

а) квалифицированный кровель..ик, толковый  компьютер..ик;

б) разнос..ик газет, отважный  развед..ик;

в) юный  барабан..ик, зачин..ик драки.

9.     Укажите  группу  слов  с  буквой  е  в  суффиксе:

а) привет..к, доверч..вый, приветл..вый;

б) песоч..к, любим..ц, письм..цо;

в) пистолет..к, плать..це, книж..ца.

10. Укажите  группу  слов, которые  пишутся  с  буквой  е(ё)  после  шипящих:

а) грош..вый  товар, кумач..вый  флаг;

б) шерстяной клубоч..к, душистый  горош..к;

в)  парч..вый кафтан, весёлый колобоч..к

 Тестовый опрос (взаимопроверка)

5.Рефлексия

 Учитель: Наша космическая  экспедиция завершается.

 

 

Ученик:

За звездолетом звездолет идёт,

Границы мрака раздвигая,

С каким же нетерпеньем ждёт,

Своих сынов Земля родная.

                          (А. Польшаков)

Учитель: Обратитесь к себе, оцените своё участие в уроке, продолжив предложения.

На уроке мне было...

Вызвало затруднение...

Дома надо закрепить...

                    (Звучит музыка).

Учитель  Представьте себе, что у вас появилась возможность посмотреть в огромное зеркало Вселенной и увидеть себя в качестве звезды. Подойдите к столу, где лежат разного цвета и размера звезды, и  выберите звезду, которая отражала бы ваше состояние, настроение  на уроке.

 

Каждый ученик выбирает себе звезду и прикрепляет ее на импровизированное звездное небо.

Звучит музыка. Ученики возвращаются на свои места.

 

Вы отлично поработали. По труду и честь (Выставление оценок)

А сейчас запишите домашнее задание

 

Домашнее задание (по выбору  учащихся)

1. Представьте, что вам нужно рассказать о правописании приставок (или суффиксов, корней) первокласснику. Объясните доступно, например,  составьте  лингвистическую сказку .

2. Ваш товарищ долго болел, пропустил занятия в школе. Помогите ему подготовиться к контрольной работе, объясните правописание изученных орфограмм. Составьте диалог по заданной ситуации.

Учитель: Завершая урок ,хочу дать вам напутствие.

Ходите дорогами ясными,

Летайте высокими трассами!

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом.

                                       (П. П. Елфимов)

 

И прежде всего в себе! Будьте внимательны и добры к людям!

 Спасибо всем за сотрудничество! Урок окончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Дневник научных наблюдений

      члена научной космической экспедиции

            на Орфографическую галактику

Фамилия, имя _______________________________________________________________

Предстартовая подготовка

_________________________________________________________________________________________________________________________

Научные опыты на планете Корней

1.     Работа с текстом. Выборочно-распределительное списывание

 

 Безударные гласные в корне, проверяемые ударением:___________________________________________________________________________________________________________________________Безударные гласные, не проверяемые ударением___________________________________________________________________________________________________________________________

Правописание корней с чередованием  : __________________________________________________________________

2.     Слушание текста. Заполнение таблицы.

 

Условия выбора орфограммы

 

Корни, зависящие от согласного

 

 

 

 

 

 

Корни, зависящие от ударения

 

Научные опыты на планете Префиксов

1.     Преодоление препятствия (словарный диктант)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.     Творческая работа.  Описание картинки

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Научные исследования на планете Суффиксов

Операция «Метеоритный дождь»

1.________                          6._______

2.________                          7._______

3.________                          8._______

4.________                           9._______

5.________                         10._______

_________________________________________________________________

По труду и честь  (оценка за работу) ____________

 

                           Работа с тестом

 

На планете Маленького принца всегда р..сли простые, скромные цв..ты — у них было мало л..пестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер ув..дали. А этот пророс однажды из зерна, зан..сенного неведомо откуда, и Маленький принц не св..дил глаз с крохотного р..стка, не похожего на все остальные р..стки и былинки. Вдруг это какая-нибудь новая разновидность баобаба? Но кустик быстро перестал т..нуться ввысь, и на нем появился бутон. Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, еще скрытая в стенах своей з..леной комнатки, все г..товилась, все прих..рашивалась. Она заботливо подб..рала краски. Она наряжалась нетор..пливо, один за другим прим..ряя л..пестки. Она не ж..лала явиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приг..товления длились день за днем. И вот наконец, однажды утром, едва взошло солнце, л..пестки раскрылись... Роза дарила Маленькому принцу свой ар..мат, оз..ряла его жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Список литературы

1.     Н. Ф. Баландина ,  К. В. Дегтярёва,  С. А. Лебеденко  Русский язык 6 класс.- Харьков, 2009

2.     А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»  в кн. «Живое чудо сказки».-М: «Книжный сад», 1992

3.     Е .В. Зима  Русский язык. 6 класс: Итоговые контрольные работы (для школ с русским языком обучения).- Харьков: «Ранок», 2011

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка 6 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

.Тема урока  Состав слова. Орфография

Цель:

·        систематизировать и обобщить изученный материал по теме,

·        продолжить работу над формированием у учащихся  умения применять полученные знания на практике,

·        развивать устную и письменную речь, расширять их  словарный запас,

·        воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы,

·        формировать ключевые компетентности.

 

Тип урока -  урок систематизации и обобщения изученного

Форма проведения -  научная космическая  экспедиция в Орфографическую галактику

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2442
  • 357
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3152
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 330
    • DOCX 195 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кротова Наталья Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кротова Наталья Михайловна
    Кротова Наталья Михайловна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 395
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 85 человек из 36 регионов

Мини-курс

Развитие физических качеств в художественной гимнастике: теория и практика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая работа с эмоциональными и поведенческими проблемами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 150 человек из 50 регионов

Мини-курс

Методология физического воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе