Главная / Начальные классы / Урок русского языка 4 класс

Урок русского языка 4 класс



Подготовила:

учитель начальных классов

МАОУ «Лицей №4» г.ебоксары

Шумова Н.Г.


Конспект урока по русскому языку в 4 классе

по теме «Наречие»

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

- (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формы работы:

  • фронтальная

  • парная

  • групповая

Методы работы:

  • наглядный

  • диалог

Приемы ТРКМ: толстый и тонкий вопросы

Оборудование: Учебник «Русский язык» Ломакович, Тимченко 4 класс, мультимедийный проектор, компьютерные слайды











Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята, как сегодня на улице? Тепло, солнечно, хорошо

- А хорошая погода подняла Вам настроение? Посмотрите друг на друга,

улыбнитесь, повернитесь к гостям, улыбнитесь и … вперёд.-

Пусть девизом нашего урока будет высказывание

немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

- В тетрадях у нас уже записано число, классная работа.

  1. Актуализация знаний.

Орфографическое чтение хором.

Солнце, блестеть, красиво, зима, расстелиться, ковёр

Задание: разделите слова на 2 группы. Каждую группу запишите с красной строки. (каждый выполняет в тетради)

Проблема

Д: Невозможно

У: в чём дело?

Д: Есть лишнее слово.

У: Что за слово? Почему лишнее?

Д: Отвечает на вопрос: как?

У: Попробуйте подобрать ещё слова, отвечающие на вопрос Как?

Д: Радостно, весело, интересно


3 Выход на тему урока учащимися.

- А кто знает, что это за часть речи?

Это наречие.

-А что вы знаете о наречии?

-Какой будет тема урока?

Тема урока: « Какую часть речи называют Наречием?»

- Попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы.

- Что бы вы хотели узнать об этой части речи?

Работаем в парах.

-Каждая пара записывает в тетради 3 тонких и 1 толстый вопрос

(Тонкие вопросы, требующие простого, односложного ответа.

Толстые вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.)

Тонкие вопросы

- Какой частью речи являются слова, которые отвечают на вопрос к а к?

- Что обозначают слова этой части речи?

- Как изменяются слова данной части речи?

- Каким членом предложения является?

- Какие существуют правила правописания слов данной части речи?

Толстые вопросы

- Что будет, если исчезнут эти слова из нашей речи?

- Для чего используем эти слова в нашей речи?

- Как вы думаете, на какие ещё вопросы могут отвечать эти слова?

- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.



2 стадия . Осмысление содержания.

4. Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)

- Составим план изучения данной части речи, ведь мы не раз изучали части речи.

1. Часть речи …….

2. На какие вопросы ………

3. Роль ……….

4. Как изменяется …………

5. Обозначает …………..

6. В предложении является …………..

- План – конспект появится у каждого из вас.

Его мы будем заполнять по ходу наших открытий.


- Для открытия нового знания выполним задание на карточках. (зелёный цвет)


Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами. (работаем в парах)

1группа.

Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером.

2 группа.

Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями. Тишь- безлюдье вокруг.

3 группа.

Неохотно и несмело солнце смотрит на поля . Далеко-далеко колокольчик звенит.

4 группа.

Уж солнца луч ложится косо, вдали проглянула река.

В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей.


5 группа.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной и заснул под нею крепко, непробудно. (И.Суриков) И только небо засветилось, всё шумно вдруг зашевелилось, сверкнул за строем строй.

6 группа.

И свежо, морозно, вкусно заскрипел капустный лист. (А.Твардовский)

Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала
вперед».

7 группа.

Замедленно, почти что на весу,
Плывут снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно!





- Проверка выполнения задания.

(Где?) впереди, (когда?) вечером.

(Как?) слабо, (как?) жалобно. (где?)вокруг.

(Как?) неохотно, (как?) несмело. (где?)Далеко-далеко

(Как?) косо, (где?) вдали.

(Как?) крепко, (как?) непробудно.

(Как?) неохотно, (как?) морозно, (как?) вкусно.

(Где?) налево, (где?) направо.

Какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия)- запись в таблицу

- Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)

- На какие же ещё вопросы может отвечать наречие.?

Отвечаем на следующий пункт плана:

- Обратимся ещё раз к предложениям, с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.

- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)

- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)

Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.) Запись в тетради



Проверим следующий пункт нашего плана. Понаблюдаем, как изменяются наречия . Работаем в группах. – розовый цвет


1,2 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!


Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед. ч. мн. ч.

Образец: прилетел (когда?) рано – прилетели (когда ?) рано;

Запел (______________?)_____________ - запели (_________?) _____________ .

Проснулся (__________?)__________ - проснулись (____________?)___________.


Сделайте вывод!

Наречия по числам ________________________________________




3 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!


Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;

Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________ .


Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________________________


4 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!


Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

пр. в.

Образец: появились (когда?) рано;

Разольются (______________?) _________________;

Цветут (____________?) _________________ .


Сделайте вывод!

Наречия по временам ________________________________________


5 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!


Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?


Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( ______________?) ______________;

3л. : он встаёт (____________?) _____________ .


Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________


6, 7 группа:

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!


Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица множественного числа?


Образец: 1 л. : мы встаём (когда?) рано;

2л. : вы встаёте (_______?) ______________;

3л. : они встают ( ____________?) _______________ .


Сделайте вывод!

Наречия по лицам ________________________________________


8 группа: -

Понаблюдайте!

Обсудите в группе!


Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ____________________________________________

Чего? ___________________________________________

Чему? ___________________________________________

Чем? ____________________________________________

О чём? ___________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ________________________________________


(Проверка по группам)

- Какое исследование вы провели? Какой вывод сделали?

- Какой вывод напрашивается из выше сказанного? – запись в тетради


-На какой вопрос вы ещё не ответили?

- Что обозначает наречие?

- В этом нам поможет учебник. Стр.66 упр.363

-Прочитайте словосочетания. Замените в них прилагательные однокоренными словами из слов для справки. Словосочетания запиши.

(Ученик у доски) На что указывают наречия? Можно ли сказать, что они указывают на признак предмета?

- А теперь заменим существительное однокоренным глаголом. А теперь на что указывают наречия?

Если глагол обозначает действие, значит, наречие будет обозначать признак этого действия.

- Интересно, а какую ещё часть речи могут пояснять наречия? Упр.365 стр. 66

Составляем словосочетания с прилагательными: очень быстрый, чуть тёплый, едва знакомый, очень медленный, почти новый (на сколько? В какой мере?- степень проявления признака)


Рассказ о наречии. Словарь

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «adverbium», что в буквальном переводе- «ПРИГЛАГОЛИЕ». Русские грамматисты назвали её точно так же, изменив только приставку. Следовательно, древние учёные главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе, или «накладываться на глагол» (наречие)

-А почему? Вы догадались?

Потому что, это слово стоит при глаголе и поясняет его.




Отвечаем на последний пункт нашего плана.

- Как вы думает, каким членом предложения является наречие?

1уч. Это не главный член предложения – значит, не подлежащее и не сказуемое.

-2 уч. Это второстепенный член предложения,

Сможем ли мы ответить на вопрос: Какую часть речи называют наречием?

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак предмета, действия, другого признака .Отвечает на вопросы как? когда? где?куда? откуда? и в предложении является второстепенным членом. В речи служат.

- Прочитайте правило на с.66-67 . К такому ли выводу мы с вами пришли?

Мы не встретились с наречиями, которые поясняют сами наречия.

Верно, на следующих уроках мы попытаемся отыскать ответы на те вопросы, которые остались нерешёнными


8. Домашнее задание

-Упражнение 46 (рабочая тетрадь)

Или Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из литературных произведении. Найдите наречия, подчеркните их и укажите их роль в предложении.



7. Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)

-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

Я знаю, что такое наречие.

Я знаю, зачем наречия нужны в речи.

Рефлексия (3 мин) – Сенквейн

Буриме: …далеко …глубоко

…весело …высоко

(Высоко сидишь, далеко глядишь, весело играешь, глубоко ныряешь)

Продолжи фразу , используя наречия СЛЕВА, СПРАВА, НАЛЕВО, НАПРАВО, ВПЕРЁД, НАЗАД, соблюдая рифму:

Веселей давай иди,- ….. ждёт привал нас впереди

Если будет дождь и град - ….

«Метод пяти пальцев» Самоконтроль и самооценка

Обвести свою руку и на каждом пальце написать ответ на соответствующий вопрос.

М (мизинец) – мыслительный процесс.

Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели.

Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа.

Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) – услуга, помощь.

Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма.

Каким было мое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

А в конце сожмите пальцы в Кулак: буква К. «Концентрация на цели» — Какие были цели моего сегодняшнего дня, как и чем я сегодня приближал себя к цели?



12.Анализ деятельности учащихся на уроке. Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся.



Наречия нужны, необходимы в нашей речи. Они как будто заполняют пробелы в тексте. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой. Это как буквы: есть буквы - есть слова , есть наречия - есть хороший конкретный текст.



















































Физминутка.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: ...
Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: ...
Скажу я слово «потерял», и скажешь ты:




Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Лексико-орфографический диктант. Диктант оформляется в виде кроссворда

Параллельно задания проецируются на экран с помощью мультимедийного проектора

Учитель следит за выполнением задания

Слова записываются в тетрадях, работа должна проходить быстро

4

2

Дальнейшая работа строится по технологии критического мышления. Урок выстраивается с учётом 3-х стадий: вызова, осмысления и рефлексии.

Дальнейшее проецирование заданий

Учитель загадывает загадку

Ученики читают по вертикали ответ на загадку
(это наречие)

6

3

Учащимся предлагается самим сформулировать цели урока

Проецирование темы урока

Учитель предлагает подвести детей к собственным формулировкам целей

Запись в тетради темы урока: Наречие. Понятие о наречии

4

4

Работа в группах по 4 человека, затем каждый садится за компьютер

С помощь компьютера и Интернета выполняется переход по ссылке с нужным определением

Учитель следит за последней строкой таблицы и предлагает ознакомиться с точным определением в Интернете, чтобы проверить, верны их предположения или нет.

Каждая группа работает с таблицей, в которой пропущены отдельные значения, а затем переписывает определение в тетрадь.

6

5

Наблюдение над языковым материалом. Первичное закрепление знаний.

На проектор выносятся предложения

Учитель помогает детям определять части речи

Ученики выписывают в тетрадь словосочетания, определяют части речи

5

6

Применение новых знаний на новом языковом материале

Переход по ссылке и выполнение задания

Учитель контролирует выполнение задания

Ученики с помощью Интернета выполняют упражнение

«Оживите картинку, используя наречия»

4

7

Закрепление и обобщение приобретённых знаний и умений.

Работа с учебником

Учитель следит и проверяет ход выполнения упражнения, выявляет пробелы в знаниях

Письменно выполняют упражнение в учебнике

10

8

Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности. Установить, достигнуты ли цели урока.

После того, как ученики всё изложат, ещё раз показать выводы через проектор.

Учитель анализирует и оценивает работу учеников

Самостоятельное формулирование учащимися выводов по теме.

4

9

Задание на дом.
Задания дифференцированные по степени сложности.


Учитель задаёт проработать параграф детям, выполнить упражнение. Учитель даёт инструктаж.

Ученики записывают домашнее задание

2






























13



Урок русского языка 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи:

- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- (направленные на достижение метапредметных  результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

- (направленные на достижение предметных  результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.

Формы работы:

·          фронтальная

·          парная

·          групповая

Методы работы:

·          наглядный

·          диалог

Приемы ТРКМ: толстый и тонкий вопросы

Оборудование: Учебник «Русский язык»  Ломакович, Тимченко 4 класс, мультимедийный проектор, компьютерные слайды

 

 

Автор Шумова Наталья Геннадьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 658
Номер материала 36444
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓