Главная / Начальные классы / Урок русского языка 2 класс "Правописание и перенос слов с мягким знаком"

Урок русского языка 2 класс "Правописание и перенос слов с мягким знаком"















Открытый урок русского языка

по теме :

«Правописание и перенос слов

с мягким знаком»









Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Байкина Е.В.







2014 г.

Цели и задачи урока:

Обучающие:

- изучить правила переноса слов.

Развивающие:

- создать условия для развития познавательной активности учащихся;

- развивать словесно-логическое мышление; культуру общения;

- развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки.

Воспитывающие:

- воспитывать уверенность в своих возможностях;

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за   своё здоровье.

Прогнозируемые результаты:

   Знания

Учащиеся будут уметь:

- правильно переносить слова с одной строки на другую;

- использовать знаково-символические средства при оформлении правил переноса;

- логически рассуждать;

- составлять алгоритм работы под руководством учителя;

- слушать;

- управлять своей деятельностью.

Учащиеся будут знать:

- правила переноса слов;

- орфограмму об удвоенных согласных.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

- установление учащимися связи между целью учебной деятельностью  и её   мотивом.

Регулятивные:

-  целеполагание;

      - планирование;

- волевая саморегуляция;

- прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

- оценка.

Познавательные-логические:

- формулировка проблемы и поиск способов её решения.

Коммуникативные

Учащиеся научатся

- сотрудничать;

- говорить, рассуждать;

- управлять своим поведением и поведением партнёра.


























План урока

1. Организационный момент.

А) Беседа.

- Как вы приветствуете своих друзей, гостей, соседей, знакомых?

………..

- Что вы знаете о слове «здравствуй»?

……….

Б) Чтение рассказа А. Цветова.

«Здравствуйте! Это слово одно из первых и у тебя, и у меня.

Ты услышал его сразу, как только начал жить и говорить. Потом ты узнал тысячи новых слов. Но это слово постоянно с людьми.

Нет дня, чтобы человек не произнёс его. Проснулся, открыл глаза:

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

Пришёл в цех рабочий:

- Здравствуйте!

Поднялся на кафедру учёный:

- Здравствуйте!

Здравствуйте! - говорите вы учителям в школе. И значит это, что

все - и ребята, и учителя – встретились утром, чтобы делать одно

доброе дело.

Ты привык к этому. Но представь себе, что с тобой не поздоровался твой друг. Пришёл в класс и не сказал «здравствуй».

«Почему? - думаешь ты. - Что случилось?»

В классе идёт урок, а ты сидишь и мучительно думаешь: «Почему Костя не поздоровался?»

Сразу со звонком бежишь к нему выяснять отношения.

Ты что, на меня обиделся, - спрашиваешь, - рассердился?

А он совсем и не сердится. Он просто не придал этому значения, не подумал, что из-за одного «здравствуй» ты станешь переживать.

«Здравствуйте!» Кажется, какое это на первый взгляд простое и совсем обыкновенное слово. А какое оно солнечное! И сколько

радости, света несёт в себе! В нём всё: и тепло встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья.

«Здравствуйте!» - говорят люди. Одно только «здравствуйте!» - а на лицах улыбки, и доверия больше друг другу, и беседа дружней.


В) Давайте поздороваемся с нашими гостями.



2. Постановка темы и целей урока.

Поднимите руку те, кто любит путешествовать. (…)

На каком виде транспорта можно путешествовать?

(автобус, поезд, машина, велосипед, корабль, мотоцикл, воздушный шар, …)

Прекрасно! Давайте сегодня все вместе отправимся в путешествие на веселом паровозике. Поднимите руку кто со мной?(…) Отгадайте загадку.

- Этот знак- хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но часто в слово просится. (это ь знак)

Как вы думаете в путешествие по какой стране мы отправимся?

(по стране мягкого знака)

Что будем закреплять во время нашего путешествия?

(умение писать слова с мягким знаком на конце и в середине, переносить слова)

Но чтобы отправиться в путешествие на нашем веселом паровозике, нужно привести в движение колеса.

Если я подниму правую руку, то хлопает одна половина класса, если – левую руку, то – другая. Если я подниму обе руки, то все кричат “Ту – ту!”.

Итак, поехали…

ПР – хлопают

ЛР – хлопают

ОР – “Ту– ту!”

3.  Станция “Чистописательная”.

-Ребята, посмотрите на доску и скажите, что здесь написано? ( буквы)

-Чем отличается буквы? ( написанием; у буквы ха нет элемента, как у буквы ж;

у буквы ж звук всегда твёрдый, а ха звук бывает и твёрдый и мягкий; )

-Когда звук х будет мягким? ( когда рядом стоят буквы е, ё, ю, я,и, ь)

-Когда звук х будет твёрдым? (когда рядом стоят буквы а, о, ы,…)

-Чем ещё отличаются буквы ж и ха? (есть полуовалы разной высоты, они согласные ,т.е. встречают во рту преграду; шириной элементов )

-Какое правило знаем? ( жи пиши с и)

-Чередуя до конца строки пропишите эти буквы.

- Придумайте слово с буквой ха. (хлеб)

-У меня возник вопрос, что на конце ? Почему? ( проверочные слова :хлеба хлебный , хлебушек)

-Придумайте слово с прописной буквы Ж (Жучка, Жанна) Запишите.

-Какое слово лишнее? (хлеб, т.к. оно односложное,т.е. одна гласная буква)

-Кто ещё как думает? ( можно убрать слово хлеб, т.к. остальные имена собственные, а хлеб- название продукта)

-Сколько букв и сколько звуков в слове хлеб? ( 4б, 4 зв)

-На какой вопрос отвечает? ( что?, а другие слова на вопрос кто?)

Поехали дальше! ПР, ЛР, ПР, ОР!



4. Станция “Словарная”.

Вскрываем пакет.

Загадки: ( один уч-ся пишет на доске, ставит ударение и подчёркивает непроверяемые буквы.)

  • Летом ходит без дороги возле сосен и берез, 
    А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (медведь)

  • Для того, чтобы слово написать, я открываю…(тетрадь).

  • Я учу детишек читать и писать, 
    Природу любить, стариков уважать. (учитель)

  • Льется речка – мы лежим. 
    Лед на речке – мы бежим. (коньки)

  • Никогда зимой на улицу не выхожу я без него. А называется оно…(пальто)

-Чем похожи все слова? (ь)

-Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков? Почему в словах букв больше, чем звуков? ( потому, что ь звука не обозначает)

-Подчеркните согласную , которую ь знак делает мягкой.

-Для чего в словах нужен ь знак?

(Проверка)– Молодцы! Поставьте смайлик на полях.

Поехали дальше! ЛР, ПР, ЛР, ПР, ОР!

5. Станция “Переносная”.

Вскрываем пакет.

а)Назвать слово, в котором допущена ошибка при делении

для переноса: ры-бка, ста-рик, золота-я.



Повторяем правило переноса слов.

(Слова переносятся по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую… )

-Запишем слово золотая разделив его для переноса у доски (зо-лотая, золо-тая, рыб-ка)



Запись на доске:

Пень день уголь

- Прочтите слова. Что можете сказать?

(Слова с мягким знаком на конце, эти слова переносить нельзя.)

Почему нельзя переносить данные слова? (состоят из одного слога)

- Давайте спрячем мягкий знак. Для этого образуйте однокоренные родственные слова, чтобы мягкий знак был в середине слова.

пень — пеньки

день – деньки

уголь — угольки

- Сколько теперь слогов в слогах?

- Можем теперь разделить слова для переноса?

- Будем учиться делить слова с мягким знаком в середине для переноса с одной строки на другую.

-Сделаем транскрипцию этих слов.

-Можно ли применить правило переноса слов для слов с мягким знаком в середине? Давайте разделим эти слова для переноса.

-Почему нельзя отрывать мягкий знак от согласной? Что обозначает ь знак?

-Можно сказать, что ь знак и согласная буква впереди мягкого знака обозначают один мягкий согласный звук?

-Можно ли разделить один звук?

-Сделайте вывод.

-Прочитайте правило на с.91 в учебнике.

-А теперь потренируемся.

Первичное закрепление.

-На моём столе лежат карточки со словами, вам нужно их разделить для переноса.

(письмо, горький, огоньки, кольцо, маленький)

( уч-ся по очереди разрезают слова на слоги для переноса)

- Как делили слова для переноса?

Поехали дальше. Л,П,Л,ТУ-ТУ

6. Станция « Самостоятельная»

Самостоятельная дифференцированная работа.


1 вариант (учащиеся с пониженными учебными возможностями)

выполняют упражнение № 157, с.91 в учебнике под руководством учителя после коллективного разбора ( 1 уч-ся работает на доске). Проверка по ходу выполнения.

2 вариант – учащиеся с высокими учебными возможностями работают по карточкам.

Задание: Исправить ошибки Незнайки.( карточки на партах)

Карточка:

Перенес слова Незнайка:

О-вцы, у-тки, е-жик, за-йка,

мал-ьчик, пальч-ик, ло-б,

во-лк.

Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос?

Проверка карточек учителем.

- А какое слово лишнее? Почему?

3 вариант – учащиеся со средними учебными возможностями самостоятельно выполняют упражнение на карточках (см. приложение).

Поехали дальше.П, Л,П,ТУ-ТУ

7. Станция «Загадка»

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки.

Ведь это…( снегири)

-Снегири прилетают к нам с далёкого севера, потому что у нас зимой теплее.

Снегири- рыцари. Даже голодные они всегда уступят лучшие гроздья рябины самкам.

- Прочитайте. Что написано?

Снегири краях наших в зимуют

-Составьте из этих слов предложение.

Снегири зимуют в наших краях.

-Что такое предложение?

-Запишите предложение в тетрадях и подчеркните подлежащее и сказуемое.

-Поехали дальше! ЛР, ПР, ЛР, ПР, ОР!

8. Станция “Итоговая”

Что понравилось на уроке?

Как обозначить мягкость согласных звуков на письме?

Как переносить слова с мягким знаком в середине?

Чему учились на уроке? Что закрепляли?

Спасибо всем за урок! Отдыхайте!



9. Станция “Домашняя”

Откройте дневники, запишите домашнее задание: упр. 160, стр. 74.

-Что понравилось на уроке?

-Как обозначить мягкость согласных звуков на письме?

-Как переносить слова с мягким знаком в середине?

-Чему учились на уроке? Что закрепляли?

-Спасибо за урок.









(Приложение)



  1. Найди «лишнее» слово.




1 вариант

2 вариант

Выбор в паре

  1. осень




  1. Нина




  1. сугроб






  1. Можно ли переносить слово Юлия?


1 вариант

2 вариант

Выбор в паре

  1. Ю –ля




  1. Юл –я




  1. Юля






  1. Как правильно перенести слово ручейки?


1 вариант

2 вариант

Выбор в паре

  1. Ру –чейки




  1. Ручей –ки




  1. Руче –йки






  1. Как правильно перенести слово деньки?




1 вариант

2 вариант

Выбор в паре

  1. де –ньки




  1. день –ки






  1. Выбери правильный перенос слова.


1 вариант

2 вариант

Выбор в паре

  1. иг –ра




  1. игра




  1. и –гра






Урок русского языка 2 класс "Правописание и перенос слов с мягким знаком"
  • Начальные классы
Описание:
 

Тема урока: "Правописание и перенос слов с мягким знаком".

Цели и задачи урока:

Обучающие:

- изучить правила переноса слов.

Развивающие:

- создать условия для развития познавательной активности учащихся;

- развивать словесно-логическое мышление; культуру общения;

- развивать у учащихся личностные качества самоконтроля и самооценки.

Воспитывающие:

- воспитывать уверенность в своих возможностях;

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за   своё здоровье.

Прогнозируемые результаты:

   Знания

Учащиеся будут уметь:

- правильно переносить слова с одной строки на другую;

- использовать знаково-символические средства при оформлении правил переноса;

- логически рассуждать;

- составлять алгоритм работы под руководством учителя;

- слушать;

- управлять своей деятельностью.

Учащиеся будут знать:

- правила переноса слов;

- орфограмму об удвоенных согласных.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;

- установление учащимися связи между целью учебной деятельностью  и её   мотивом.

Регулятивные:

-  целеполагание;

      - планирование;

- волевая саморегуляция;

- прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

- оценка.

Познавательные-логические:

- формулировка проблемы и поиск способов её решения.

Коммуникативные

Учащиеся научатся

- сотрудничать;

- говорить, рассуждать;

- управлять своим поведением и поведением партнёра.

План  урока

1. Организационный  момент.

А) Беседа.

    - Как вы  приветствуете своих  друзей, гостей, соседей, знакомых?

………..

    - Что  вы  знаете  о  слове  «здравствуй»?

……….

Б) Чтение  рассказа  А. Цветова.

«Здравствуйте! Это  слово  одно  из  первых  и  у  тебя, и  у  меня.

Ты  услышал  его сразу, как  только  начал  жить и  говорить. Потом  ты  узнал  тысячи  новых  слов. Но  это  слово  постоянно  с  людьми.

Нет  дня, чтобы  человек  не  произнёс  его. Проснулся, открыл  глаза:

 - Здравствуйте! Доброе  утро!

Так  на  земле  начинается  день.

Пришёл  в  цех  рабочий:

 - Здравствуйте!

Поднялся  на  кафедру  учёный:

 - Здравствуйте!

Здравствуйте! - говорите  вы  учителям  в  школе. И  значит  это, что   

все - и ребята, и  учителя – встретились  утром, чтобы  делать  одно 

доброе  дело. 

Ты  привык  к  этому. Но  представь  себе, что  с  тобой  не  поздоровался  твой  друг. Пришёл  в  класс  и  не  сказал «здравствуй».

«Почему? - думаешь  ты. - Что  случилось?»

В  классе  идёт  урок,  а  ты  сидишь и  мучительно  думаешь: «Почему  Костя  не  поздоровался?»

Сразу  со  звонком  бежишь  к  нему  выяснять отношения.

 – Ты   что,  на  меня  обиделся, - спрашиваешь, - рассердился?

А  он  совсем  и  не  сердится. Он  просто  не  придал  этому  значения, не  подумал, что  из-за  одного «здравствуй»  ты  станешь  переживать.

«Здравствуйте!» Кажется, какое  это  на  первый  взгляд  простое  и  совсем  обыкновенное  слово.  А  какое  оно  солнечное! И  сколько 

радости, света  несёт  в  себе! В  нём  всё: и  тепло  встречи, и  рукопожатие  друзей, и  пожелание здоровья.

«Здравствуйте!» - говорят  люди. Одно  только «здравствуйте!» - а  на  лицах  улыбки, и  доверия  больше  друг  другу, и  беседа  дружней.

В) Давайте  поздороваемся  с нашими  гостями.

2. Постановка темы и целей урока.

– Поднимите руку те, кто любит путешествовать. (…)

– На каком виде транспорта можно путешествовать?

(автобус, поезд, машина, велосипед, корабль, мотоцикл, воздушный шар, …)

– Прекрасно! Давайте сегодня все вместе отправимся в путешествие на веселом паровозике. Поднимите руку кто со мной?(…) Отгадайте загадку.

- Этот знак- хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но часто в слово просится. (это ь знак)

– Как вы думаете в путешествие по какой стране мы отправимся?

(по стране мягкого знака)

– Что будем закреплять во время нашего путешествия?

(умение писать слова с мягким знаком на конце и в середине, переносить слова)

– Но чтобы отправиться в путешествие на нашем веселом паровозике, нужно привести в движение колеса.

Если я подниму правую руку, то хлопает одна половина класса, если – левую руку, то – другая. Если я подниму обе руки, то все кричат “Ту – ту!”.

Итак, поехали…

ПР – хлопают

ЛР – хлопают

ОР – “Ту– ту!”

3.   Станция “Чистописательная”.   

-Ребята, посмотрите на доску и скажите, что здесь написано? ( буквы)

-Чем отличается буквы? ( написанием;  у буквы ха нет элемента,  как у буквы ж;

у буквы ж звук всегда твёрдый, а ха звук  бывает и твёрдый  и мягкий; )

-Когда звук х будет мягким? ( когда рядом стоят буквы е, ё, ю, я,и, ь)

-Когда звук х будет твёрдым? (когда рядом стоят буквы а, о, ы,…)

-Чем ещё отличаются буквы ж и ха? (есть полуовалы разной высоты, они согласные ,т.е. встречают во рту преграду; шириной элементов )

-Какое правило знаем? ( жи пиши с и)

-Чередуя до конца строки пропишите эти буквы.

- Придумайте слово с буквой ха.  (хлеб)

-У меня возник вопрос, что на конце ? Почему? ( проверочные слова :хлеба хлебный , хлебушек)

-Придумайте слово с прописной буквы Ж  (Жучка, Жанна) Запишите.

-Какое слово лишнее?  (хлеб, т.к. оно односложное,т.е. одна гласная буква)

-Кто ещё как думает?  ( можно убрать слово хлеб, т.к. остальные имена собственные, а хлеб- название продукта)

-Сколько букв и сколько звуков  в слове хлеб? ( 4б, 4 зв)

-На какой вопрос отвечает? ( что?, а другие слова на вопрос кто?)

– Поехали дальше! ПР, ЛР, ПР, ОР!

4. Станция “Словарная”.

Вскрываем пакет.

Загадки:  ( один уч-ся пишет на доске, ставит ударение и подчёркивает непроверяемые буквы.)

·                     Летом ходит без дороги возле сосен и берез, 
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (медведь)

·                     Для того, чтобы слово написать, я открываю…(тетрадь).

·                     Я учу детишек читать и писать, 
Природу любить, стариков уважать. (учитель)

·                     Льется речка – мы лежим. 
Лед на речке – мы бежим. (коньки)

·                     Никогда зимой на улицу не выхожу я без него. А называется оно…(пальто)

-Чем похожи все  слова? (ь)

-Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков? Почему в словах букв больше, чем звуков? ( потому, что ь звука не обозначает)

-Подчеркните согласную , которую ь знак делает мягкой.

-Для чего в словах нужен ь знак?

(Проверка)– Молодцы! Поставьте смайлик на полях.

Поехали дальше! ЛР, ПР, ЛР, ПР, ОР!   

5. Станция “Переносная”.

Вскрываем пакет.

а)Назвать  слово, в  котором   допущена  ошибка  при  делении

      для  переноса: ры-бка, ста-рик, золота-я.

Повторяем правило переноса слов.

(Слова переносятся по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую… )

-Запишем слово золотая разделив его для переноса у доски (зо-лотая, золо-тая, рыб-ка)

 

Запись на доске:

Пень день уголь

- Прочтите слова. Что можете сказать?

(Слова с мягким знаком на конце, эти слова переносить нельзя.)

Почему нельзя переносить данные слова? (состоят из одного слога)

- Давайте спрячем мягкий знак. Для этого образуйте однокоренные родственные слова, чтобы мягкий знак был в середине слова.

пень — пеньки

день – деньки

уголь — угольки

- Сколько теперь слогов в слогах?

- Можем теперь разделить слова для переноса?

-  Будем учиться делить слова с мягким знаком в середине для переноса с одной строки на другую.

-Сделаем транскрипцию этих слов.

-Можно ли применить правило переноса слов для слов с мягким знаком в середине? Давайте разделим эти слова для переноса.

-Почему нельзя отрывать мягкий знак от согласной? Что обозначает ь знак?

-Можно сказать, что ь знак и согласная буква впереди мягкого знака обозначают один мягкий согласный звук?

-Можно ли разделить один звук?

-Сделайте вывод.

-Прочитайте правило на с.91 в учебнике.

-А теперь потренируемся.

Первичное закрепление.

-На моём столе лежат карточки со словами, вам нужно их разделить для переноса.

(письмо, горький, огоньки, кольцо, маленький)

(  уч-ся по очереди разрезают  слова на слоги для переноса)

- Как делили слова для переноса?

Поехали дальше. Л,П,Л,ТУ-ТУ

6. Станция « Самостоятельная»

Самостоятельная дифференцированная работа.

1 вариант (учащиеся с пониженными учебными возможностями)

 выполняют упражнение № 157, с.91 в учебнике под руководством учителя после коллективного разбора  ( 1 уч-ся работает на доске). Проверка по ходу выполнения.

2 вариант – учащиеся с высокими учебными возможностями работают по карточкам.

Задание: Исправить ошибки Незнайки.( карточки на партах)

Карточка:

Перенес слова Незнайка:

О-вцы, у-тки, е-жик, за-йка,

мал-ьчик, пальч-ик, ло-б,

во-лк.

Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос?

Проверка карточек учителем.

 - А какое слово лишнее? Почему?

3 вариант – учащиеся со средними учебными возможностями самостоятельно выполняют упражнение на карточках (см. приложение).

Поехали дальше.П, Л,П,ТУ-ТУ

7. Станция «Загадка»

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки.

Ведь это…( снегири)

-Снегири прилетают к нам с далёкого севера, потому что у нас зимой теплее.

Снегири- рыцари. Даже голодные они всегда уступят лучшие гроздья рябины самкам.

- Прочитайте.  Что написано?

Снегири   краях   наших  в  зимуют

-Составьте из этих слов предложение.

Снегири зимуют в наших краях.

-Что такое предложение?

-Запишите предложение в тетрадях и подчеркните подлежащее и сказуемое.

-Поехали дальше! ЛР, ПР, ЛР, ПР, ОР!

   8. Станция “Итоговая”

– Что понравилось на уроке?

– Как обозначить мягкость согласных звуков на письме?

– Как переносить слова с мягким знаком в середине?

– Чему учились на уроке? Что закрепляли?

– Спасибо всем за урок! Отдыхайте!

 

9. Станция “Домашняя”

– Откройте дневники, запишите домашнее задание: упр. 160, стр. 74.

-Что понравилось на уроке?

-Как обозначить мягкость согласных звуков на письме?

-Как переносить слова  с мягким знаком в середине?

-Чему учились на уроке? Что закрепляли?

-Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Приложение)

 

1.     Найди «лишнее» слово.

 

 

1 вариант

2 вариант

Выбор в паре

1.     осень

 

 

 

2.     Нина

 

 

 

3.     сугроб

 

 

 

 

2.     Можно ли переносить слово Юлия?

 

1 вариант

2 вариант

Выбор в паре

1.     Ю –ля

 

 

 

2.     Юл –я

 

 

 

3.     Юля

 

 

 

 

3.     Как правильно перенести слово ручейки?

 

1 вариант

2 вариант

Выбор в паре

1.     Ру –чейки

 

 

 

2.     Ручей –ки

 

 

 

3.     Руче –йки

 

 

 

 

4.     Как правильно перенести слово деньки?

 

 

1 вариант

2 вариант

Выбор в паре

1.     де –ньки

 

 

 

2.     день –ки

 

 

 

 

5.     Выбери правильный перенос слова.

 

 

1 вариант

2 вариант

Выбор в паре

1.     иг –ра

 

 

 

2.     игра

 

 

 

3.     и –гра

 

 

 

Автор Байкина Елена Викторовна
Дата добавления 12.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 3977
Номер материала 7064
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓