Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка . 7 класс

Урок русского языка . 7 класс

Скачать материал

Урок в 7 классе                               

ТЕМА. ПРИЧАСТИЕ – ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА.

             ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ,

             СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ.

ЦЕЛЬ: дать понятие о причастии, его грамматических признаках, научить находить причастия в тексте.

Задачи урока:

Образовательная.

1.      Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории.

2.      Учиться отличать причастия от слов других частей речи.

3.      Повторение грамматических признаков глагола и прилагательного.

Воспитательная.

1.      Воспитание навыка самостоятельной работы  при изучении новой части речи

2.      Развитие интереса к изучению родного языка.

Развивающая.

1.      Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему.

2.      Обогащение синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий.

 

                                           ХОД УРОКА

1.      Мотивация учебной деятельности школьников

Слово учителя.  

         ОЧЕНЬ МЕТКО О ПРИЧАСТИЯХ СКАЗАЛ В.И.ДАЛЬ: «ЧАСТЬ РЕЧИ, ПРИЧАСТНАЯ К ГЛАГОЛУ, В ОБРАЗЕ ПРИЛАГАТЕЛЛЬНОГО».

   Эту двойственность причастия заметили еще и древние грамматисты, дав ему имя «причастие», т.е. причастное к имени глаголу. Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова более богатыми содержательно, а поэтому еще более экономными, на что обратил внимание еще М.В.Ломоносов: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

       Это свойство причастий широко используют в письменной речи, особенно в художественной литературе. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателями через причастия.

       Но в обычной разговорной речи причастия редки. Об этом писал еще А.С.Пушкин: «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и пр.- заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

 

2.Объявление темы и целей урока.

 Сегодня мы познакомимся с новым понятием ПРИЧАСТИЕ.

Посмотрите на этот  листочек, опишите  егоwww.PicsDesktop.com_20

-Назовите признаки этого листика:

по форме-осенний;

по величине- маленький;

цвет       - желтый…

кленовый

-Какие части речи мы использовали для этого.(Прилагательные)

-Что можно сказать об этих именах прилагательных, какие признаки предмета- постоянные или временные- они называют? (Постоянные)

Б) Произведем с этим листочком некоторые действия.

-Какие признаки приобретает листок? какой?(Летящий, падающий, упавший, пойманный, …)Это признаки мяча по действию: падающий- падает(наст.вр.); летевший- летел(прош.вр.)

-Какие признаки мы называем- постоянные или временные?(Временные)

 

 

2.      Актуализация опорных знаний учащихся.

Вопросы к учащимся.

                   Какую роль выполняют глаголы? Прилагательные?

                   Каковы основные признаки глагола? Прилагательного?

3.      Восприятие учащимися учебного материала.

Работа со схемой- таблицей (на каждой парте). Работа в парах

 

 

                                      ПРИЧАСТИЕ -

                                 особая форма глагола

 

признаки глагола                                             признаки прилагательного

время(настоящее и прошедшее)                    окончания прилагательного

 

вид (совершенный и несоверш.)                    изменяются по родам, числам и                                                      

                                                                                   падежам                            

способность иметь при себе                            зависят от существительного

зависимое существительное                            и согласуются с ним в роде,

или наречие                                                     числе и падеже в словосочетаниях

    x                    x                                                               x      

прич.+сущ.; прич.+нареч.                               прич.+ сущ.   

 

Возвратная форма                                          в предложении чаще всего бывает

                                                                                определением

 

                                         ПРИЧАСТИЯ

 

ВРЕМЯ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ

НАСТОЯЩЕЕ

-УЩ, -ЮЩ,-АЩ,-ЯЩ

-ЕМ, -ОМ, - ИМ

ПРОШЕДШЕЕ

-ВШ, -Ш

-ЕНН, -НН, -Т

Учащиеся работают в парах. Делают выводы по каждой части таблицы.

- Причастия можно заменить сочетанием «мест. который + глаг.», от которого образовано данное причастие ( в н. в или пр. в.). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя. Кроме того, причастия образуются от глаголов, а прилагательные от существительных. Например, лесной - лес, утоляющий - утолить.

- Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным?

- Причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.

- Какую часть речи поясняет прилагательное?

- А причастие?

- Как изменяются прилагательные и причастия?

- Они изменяются одинаково – по родам, падежам и числам.

- Признаки, помогающие отличать причастие от прилагательного:

·        прилагательное можно заменить синонимом, тогда как причастие – сочетанием слов который + глаг., от которого оно образовано, в н. в. или пр. в. Например, редкий лес- негустой лес, редеющий лес – лес, который редеет.

·        прилагательное и причастие можно различать по морфемному признаку – прилагательные имеют суффиксы –уч-, -юч-, причастия –ащ-, -ящ-. Летучий- летящий. (слайд 5)

- Сделайте общий вывод о причастии.

 

 

4. Выполнение учащимися тренировочных упражнений.

1.Выборочный диктант. Выпишите причастия, выделите суффиксы.

Сбегающий, серый, закрывший, приветливый, уходящий, пишущий, зеленый, встающий, уставший, алый. Горящие дрова, опущенные ресницы, ранние заморозки, опавшие листья, красный цвет, покрасневший небосклон, зелёная трава, не­преклонное желание, отзвеневший звонок, почерневший от копоти снег, голубое небо, зеленеющая озимь, деревянная ложка, голубею­щий небосклон, деревенеющие ноги.

 

  Внимательно приглядитесь к словосочетаниям, что же общего между

      прилагательными и причастиями?

 

 

 2. Просклоняйте словосочетания, выделите окончания у            прилагательных и причастий. Сделайте выводы.

            I-вариант – белое летящее облако

            II-вариант – маленькая упавшая капелька

3.Упражнение учебника 46 стр.28. Спишите, найдите причастия, выделите их суффиксы. Подчеркните причастия как члены предложения

 

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

           Вопросы к учащимся.  

С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?

- Расскажите о причастии, используя свои примеры.

Учащиеся выполняют задание.

Обсуждается домашняя работа.

Оценивается деятельность учащихся на уроке.

 

6.Домашнее задание.

Выучить теоретический материал учебника п.7, выполнить упражнение из учебника 47.

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка . 7 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бренд-менеджер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ТЕМА. ПРИЧАСТИЕ – ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА.

   ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ,

             СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ.

ЦЕЛЬ: дать понятие о причастии, его грамматических признаках, научить находить причастия в тексте.

Задачи урока:

Образовательная.

1.      Познакомиться с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории.

2.      Учиться отличать причастия от слов других частей речи.

3.      Повторение грамматических признаков глагола и прилагательного.

Воспитательная.

1.      Воспитание навыка самостоятельной работы  при изучении новой части речи

2.      Развитие интереса к изучению родного языка.

Развивающая.

1.      Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему.

 

2.      Обогащение синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 094 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 756
    • DOCX 341.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жукова Жанна Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жукова Жанна Валентиновна
    Жукова Жанна Валентиновна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 5320
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 315 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 365 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Разработка и проведение онлайн-обучения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Подростковые проблемы: индивидуальный подход

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 377 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 267 человек