Главная / Русский язык и литература / урок руского языка в 5 кассепо теме: "Правописание букв О-Ё после шипящих"

урок руского языка в 5 кассепо теме: "Правописание букв О-Ё после шипящих"

Урок русского языка в 5 классе

Буквы О-Ё – актёры.

Буквы о-ё после шипящих в корне, суффиксе окончании 2ч.

Цель:

  • учить правильному выбору букв о-ё после шипящих в разных морфемах.

  • Повторить шипящие согласные;

  • Развивать самостоятельность, умение обобщать, строить высказывание на лингвистическую тему;

  • Воспитывать интерес к предмету.

Тип урока – сообщение новых знаний блоком.

Метод урока – объяснительно – иллюстративный с элементами проблемного изложения.

Форма обучения – индивидуальная, коллективная.

Оборудование – наглядное пособие - презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  2. Проверка домашнего задания.

Вопрос- консультация по выполненному упражнению. Собрать тетради на проверку.

  1. Опрос

А) индивидуальный 3 слабых учащихся выполняют работу по карточкам.

Карточка.

1 Обозначить орфограммы в словах.

В..дяной, в..дитель, з..мляника, ч..рный, мчи(т,ть)ся, дума..т, говориш.., п.левой, ноч(?)ник, ч.ртить, прор..сти, зар.сли

2 Подчеркнуть основу в .предложении. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Б) фронтальный

  • Как проверить безударную гласную в корне слова?

  • Всегда ли можно подобрать проверочное слово?

  • Какую орфограмму мы изучили на прошлом уроке? (чередующиеся гласные в корне)

  • Рассказать правило о чередующейся гласной в корне слова.

(сообщить оценки за ответы)

  1. Работа с числом.(устно)

А) по орфографии – назвать орфограммы в числительном

Б) по словообразованию – подобрать однокоренные слова к числительному.

5. Словарная работа. (На слайде)

Написание какого слова вызвало затруднение? (росточек)

От какого слова оно образовано? Росточек – росток.

При помощи какой морфемы? ( суффикса ОК)

Какое лексическое значение имеет данный суффикс? (уменьшительно-ласкательное)

  1. Переход к новой теме.

Назовите «ласковые суффиксы» (-ок, -ёк, -онк, -онок, - ёнок)

Давайте поработаем со словом друг. Образуйте с помощью «ласкового» суффикса однокоренное слово. – друж..к.

Проблемная ситуация.

Какую букву надо писать в суффиксе?

В какой морфеме есть «ошибкоопасное» место? (в суффиксе)

Почему можно написать О или Ё? (слышится нечётко)

Верно. Какие «коварные» буквы есть в русском языке!

Запишите тему урока.

Буквы О-Ё – актёры.

Объясните постановку тире в предложении.

Почему буквы О-Ё названы актерами?

Наша задача:

Выяснить, почему возникают «ошибкоопасные» места?

Что поможет избавиться от этих ошибок?

Поработаем с предложением.

Откуда-то вырвалась орава собак ч..рных, дымчатых, ш..коладных

В какой морфеме пропущена буква? (в корне)

Посмотрим на другое предложение.

В чуж..м глазу суч..к видим, а в своём бревна не замечаем.

В какой морфеме пропущены буквы? (в окончании, в суффиксе)

Оказывается, эти буквы-актёры могут быть в трёх морфемах.

Проблемная ситуация. Какую же букву надо писать в каждой морфеме?

Давайте посмотрим, может быть, в этих словах есть какая-нибудь подсказка? .Из-за чего эти буквы становятся актерами?

Это шипящие согласные. Назовите их. - Ж,Ш, Щ, Ч

Что вы можете сказать о звуках, которые дают эти буквы?

Только мягкие – Щ,Ч Только твердые- Ж,Ш

Да, это ваши старые знакомые, которые не имеют пар по твёрдости и мягкости , они управляют гласными О- Ё, делая их «Актерами». Как же быть нам? Есть одна подсказка. Поставим ударение в словах и сделаем вывод.

Вывод. Составление схемы.

В корне – Ё (под ударением)

В суффиксе – О (под ударением

В окончании – О (под ударением)

ЧЁрный, жЁлтый, шЁлковый

сучОк, медвежОнок

чужОй, плащОм, карандашОм

Искл. Крыжовник, шов, шоколад



Чтение правила в учебнике.

  1. Первичное закрепление. А) Объяснительный диктант.

Зубная щ..тка, трудолюбивые пч..лы, ч..рствый хле, ч..рный ш..лк, поч..тный караул, ж..лтый колпач..к, золотой петуш..к, зелёный луж..к, первый снеж..к, задуматься над задач..й, укрыться плащ..м, грузовик с кирпич..м

Б) самостоятельная работа с упражнением в учебнике.

В) Срез – распределительный диктант. (записать слова в три столбика, распределяя их по морфемам, в которых находится изученная орфограмма)

В корне

В суффиксе

В окончании

Шёпот, жёлудь, пчёлка, шов, счёт, почёт

Кумачовый, ежовый, зайчонок, лужок, мышонок, горошек, дружок

Столицей, врачом, свечой, под душем, с ношей, лучом

8 Итог. С какой орфограммой познакомились на уроке? Что нового узнали?

Как объяснить, что буквы О-Ё – актеры?.

Какая буква пишется под ударением в корне, суффиксе, окончании!

  1. Домашнее задание. Выучить правило, упр.540

4


урок руского языка в 5 кассепо теме: "Правописание букв О-Ё после шипящих"
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Буквы о-ё после шипящих в корне, суффиксе  окончании», материал рассчитан на два часа. Тип урока – сообщение новых знаний блоком.

 

 Урок представлен в занимательной форме, учащиеся активизируются для получения знаний, т.к. в работе предусмотрены проблемные ситуации, заставляющие учащихся думать, делать вывод, сопоставлять. Тема переформулирована «Буквы О-Ё – актёры», что вносит определённую загадочность в восприятие  нового.  Кроме новой темы в работе предусмотрено повторение ранее изученного материала, использованы  разные задания для закрепления  знаний.

 

Автор Ряшина Ирина Борисовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 969
Номер материала 2800
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓