Главная / Русский язык и литература / Урок родной литературы. Творчество Б.Белаша

Урок родной литературы. Творчество Б.Белаша

Урок - знакомство

П Е В Е Ц Ж И З Н И И Л Ю Б В И”

/Жизнь и творчество Б.Белаша/

Цели: познакомить о личностью Белаша, раскрыть основные темы его лирики, особенности его поэтического восприятия, любовь к Донбассу, Славяногорью, восхищение его и уникальной природой;формировать умение отбирать необходимый для работы материал, иллюстрировать поэтические тексты, совершенствовать навык выступления перед аудиторией; вызывать стремление познать свой край, его историю и культуру, природу и человека, составляющего славу и гордость родной земли.

Опережающие задания по группам и индивидуально:

группа № 1 – поисковая деятельность: подготовка сообщений о сборниках поэта и его биографии.

группа № 2 – подборка книг для выставки.

группа № 3 – оформление стенда, посвященного творчеству Белаша.

группа № 4 – выразительное чтение стихотворений наизусть.

1 ученик – подготовка коллажа “Славяногорье Бориса Белаша”.

2 ученик – иллюстрирование стихотворения поэта.

3 ученик – подбор музыкального сопровождения.

Виды ученической деятельности на уроке: доклады, сообщения, чтение наизусть, рассказ о приготовленной на урок работе /коллаж, иллюстрации /, самостоятельное оценивание творчества, составление плана излагаемого на уроке материала, составление читательских отзывов,

творческая работа – составление акростиха “БЕЛАШ”, анализ поэтических текстов.

Задание в начале урока:

  1. Всему классу: в процессе изложения материала составить план рассказа “Творчество Б. Белаша”и акростих / возможно, белый / . / В конце урока тетради будут собраны /

  2. Группе учащихся – составить читательский отзыв для воображаемой “Книги отзывов и предложений”.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя / на фоне инструментальной музыки /

Тридцать лет тому назад в предисловии к первому поэтическому сборнику поэта Бориса Белаша известный публицист и прозаик Анатолий мартынов написал о том, что литература “ворвался свежий голос, что молодой поэт пишет по-настоящему мужские стихи, любит реальный мир реальных людей. В стихах его есть запах первозданности ощущения мира творцом и борцом”.

В этом году известному донецкому поэту, заслуженному работнику культуры Украины, лауреат литературной премии им. В.Шутова и престижного Всеукраинского конкурса “Колесо золотой фортуны”, члену Национального Союза писателей Борису Федоровичу Белашу – 65 лет.

Друзья поэта говорят, что очень непривычен и совсем не вяжется с обликом поэта этот юбилей. Гораздо привычнее его неуёмная энергия, жизнерадостный и жизнедеятельный характер, искрометный юмор.

Я хочу, ребята, чтобы вы сегодня почувствовали этого человека, прикоснулись к его сердцу и зарядились энергией, любовью и желанием творить. У меня есть помощники. Они работали задолго до урока, составляя коллажи, готовя выставку, иллюстрации, сообщения о творчестве поэта. И я с удовольствием представляю слова первым из них.

2.Чтение стихотворения наизусть учеником

Рожденным в 41 – м”/ собрату по перу Виктору Логачеву /

Мир нам дал в восприятии нервном.

В том не вижу я нашей вины.

Мы с тобой родились в 41 – м.

Помнишь, Витя, в начале войны.

Очевидцы трагической драмы.

“Мессершмиттами” вспахана высь

Накрывали собою нас мамы.

Помнишь, Витя, как бомбы рвались?

На полметра чуть выше от пола.

Мы дровишки искали зимой.

И косил нас и холод, и голод.

Помнишь, Витя, ты сорок седьмой?

Как баюкали ночью метели.

Как растил нас суровый Донбасс?

Только мамы так быстро седели.

Уходя раньше срока от нас.

Как мотало, крутило по свету.

Как трава, пробивая асфальт.

Что ж вы, годы, торопитесь слишком.

Как шальные, куда на парах?

Ведь не изданы лучше книжки.

И роман не написан в стихах.

Так поднимем стакан для сугрева.

Наших, все не стареющих душ.

Мы с тобой родились в 41 – м.

Вот и не говори, что не дюж.


3.Сообщение ученика о биографии поэта

Борис Федорович Белаш родился 1 августа 1941 г. в г. Чирагидзор Ханларского Района Азербайджана. Там годы оккупации жила его семья. После войны отец, работая горным инженером, восстанавливал шахты по всей Донецкой области, поэтому детские годы поэт прошли в Енакиево, Дзержинске, Доброполье . . . Школу юноша закончил в Горловке, затем, в 1959, закончил горный техникум.

Работал в шахте, хорошо знаком с шахтерским трудом.

Чтение стихотворения учеником наизусть. “ О Золоте


Мать сокрушалась горько:“Ах, ты

Подальше будь, сынок, от шахты.

Устройся так, чтоб где почище ”.

А ну их к черту, эти тыщи !

По блату дали мне лопату

В забое очистном, и там

Имел прямой я доступ к злату.

Точнее, к угольным пластам.

На мускулах вздувались вены.

И пусть я ростом вышел мал.

Однако золота за смены

Большие горы нагребал.

Я чертыхался и потел.

Я баснословно богател.

И от усталости хмельной.

Шатаясь, приходя домой.

И мама зорькой золоченой.

Ночью отложив шитьё.

Всегда вздыхала облегченно:

“ Ну, вот и золото моё ! “


Опыт шахтерской работы, армейской жизни. А потом и студенческие годы. Любовь к спорту привела в Харьковский пединститут на факультет физической культуры, который окончил в 1964 году. Затем Борис Белаш с увлечением отдается преподавательской деятельности на кафедре физвоспитания и спорту Донецкого политехнического института / 1965 – 1984 гг /

Много пишет. В 1975 г. закончил Литературный институт имени Горького в Москве, будучи уже год принятым в Союз писателей СССР.

Сейчас Белаш – один из известнейших донецких поэтов, автор многочисленных поэтических сборников, прозаической книг, ведущих многочисленных поэтических рубрик в периодической печати.

4.Слово учителя.

В издательствах Киева, Москвы, Донецка вышло около 20 книг поэта. Проследим эту поэтическую лесенку по ступенькам. 1969 – сборник “Марш – бросок”. 1973 – “Гонг”. 1976 – “Зажги снега”. 1979 – “Вкус борьбы”. 1980 – “Святогорье”, “Я живу”. 1986 – “На далёкие костры”. 1990 – “Живая тайна Святогорья”. 1992 – “От Прометеева огня”. 1993 – “Степной Антей”. 1997 – “Молчание добра”. 1999 – “Доколе, Родина !”. 2000 – “Из убойного”, “Куда девалось лето?» «Поклон». Белашом написана и художественная проза о нашем земляке, чемпионе Европы и мира по борьбе – Илье Мате.

Любимая тема поэта – Славяногорье, история которого связана с драматическими событиями “Слова о полку Игореве”. Неповторимая природа веками намоленных мест – неиссякаемый родник для вдохновения. И подтверждение тому – немало книг.

5.Поэтическая композиция, составленная по предисловию к сборнику “Поэтическая тайне Святогорья” и стихотворениям, вошедшим в этот сборник.

Звучит инструментальная музыка

1 – й “Донец видел Игоря, может быть, видел Игоря и Святогор ский монастырь”, - восторженно писал Иван Бунин, исполнив свою “давешнюю мечту”, посетив Святые годы. История и природа этого края уникальны. В народе с незапамятных называется эта земля Святой, былинной. Здесь, как утверждает легенда, могущественный и суровый Святогор завещал свою силушку Илье Муромцу, а потом обрел покой под меловыми утесами.

Все так же величаво, не спеша.

Река несла раскованные воды.

К покою изготовилась душа.

Итожа вольно прожитые годы.

2 – й ученик Спокоен и величав Донецк. О многом могли бы рассказать его отвесные кручи, которые не забыли стремительные натиски врага. А в тихим августовские вечера склоны гор вспыхивают огоньками неопалимой купины.

В воде качаются леса.

Мерцая в теневой прохладе . . .

И вьются, вьются голоса.

И растворяются в закате.

3 – й ученик Мне приходилось более недели жить в келье пещеры. В ней словно ощущалось присутствие духа, навсегда ушедшего от мирской суеты бывшего его обитателя. Тишь и безлюдье, святость и красота даже в тишине.

Я люблю, отходя ко сну.

В деревенской тиши под осень.

Слушать древнюю тишину.

Растворившихся в небе сосен.

4 – й ученик Помню: под тенью лиственных лесов высокие заросли папоротника. Весною покров дубовой рощи буквально полыхал цветущим разнотравьем. Царствование колокольчика. Желтеющий пушок чистотела. Коричневое колыхание травного моря . . .

Раздвинется тишь от звездопада.

Соль . . .Картошка в тлеющей золе.

Шелестит листва . . .Ну, много ль надо.

Чтобы быть счастливым на земле?!

5 – й ученик Любо мне это место. Любы его люди, простые, неприметные, с нелегкими судьбами. Их душ коснулось военное лихолетье, голод, холод. Но неизбывны, как родник, их доброта, улыбка и любовь к жизни. Когда тяжело на душе, когда кольцо неудач цепко держит тебя в своем кругу, устреми свой взгляд через расстояния, мысленно обратись а Святым горам.

Туда, где сквозь туман белесый

Сейчас, заметная едва.

Из плоти меловой утеса

Церквушка выросла глава.

6 – й ученик Как не вечны мы в свой суетности . . .И как важно при этом знать, что есть Святогорье с его придонцовскими кручами, которые как бы противостоят натиску беспощадного времени.


Касалось солнышко лица.

Скользя в просветы между сосен.

И в Святогорске у Донца.

Стояла царственная осень.

Алела с белых круч листва.

И отрешенно, словно дремля.

Не в речку, что лилась едва.

А в глубь веков смотрелось время.

И открывался с меловей

Скалы, с его макушки.

От Николаевской церквушки.

Простор, покрытый синевой.

Он, зыбкий, таял не спеша . . .

И, возносясь над суетою.

Блаженно полнилась душа

Неизреченной красотою.


Учитель Святогорье – жемчужина нашего края – многих подвигла на творчество. Есть и в нашем классе ребята – творцы. Послушаем их.

6.Рассказ учащихся о своих творческих работах:

- коллаж, составленный из открыток, посвященных Святогорью и подобранных к ним по этических строк Белаша:

- иллюстрации к стихотворениям из сборника.

7.Анализ стихотворения “Святогорские колокола”


Дивным светом средь смуты и горя

Из лесной заповедной души

Твой малиновый звон Святогорья

Доплывает, касаясь души.

И про то, что едины не хлебом.

И про главные в жизни дела

Говорят, устремленные в небо

Купола, купола, купола.

Земляникою рдеет поляна.

Пахнет липа. Но словно рукой.

Освежающий ветер нежданно

Безмятежную синь и покой

Над простором смахнет, и порывы

Набежат, намутят небеса.

И сквозь ветви растрепанной ивы

Приоткрывшись, проглянут глаза.

У опушки по-старчески ясень.

Что-то хрипло свое проскрипит.

Дождь сорвется, и вдруг в переплясе

По листве и по глади реки

То всплошную, то слева, то справа

Он припустит, шальной от гульбы.

Расшумится, вскипая, дубрава.

Оживут вековые дубы.

Словно что-то поведать желая

Голосами напевных былин . . .

Святогорье – молитва святая.

Из седых изначальных глубин

Ты – духовная наша основа.

Может, здесь, на степном рубеже.

Безымянного автора “Слова . . .”

Вызревало в болящей душе.

И не раз беспросветные тучи.

Над тобой сгущала беда.

Но всегда о Донцовые кручи.

Как о щит, расшибалась Орда.

Здесь душа откровением полнится.

И по войнам павшим не зря

Золотою слезой Богородицы

Купол светится монастыря.

И малиновой гулкою звенья.

Нас, слепых, в окружении зла.

Святогорские колокола.


/ Стихотворение звучит в аудиозаписи или видеозаписи в исполнении поэта, вопросы к анализу и текст на каждой парте /

Вопросы и задания к анализу

  1. Каково первое впечатление то услышанного стихотворения? чем наполнены эти строки?

  2. Можно ли, прочитав стихи и совсем ничего не зная об авторе, что-либо сказать о нем?

  3. Обратите внимание: стихи посвящены автору телевизионного короткометражного фильма “Малиновый звон Святогорья”. Что хотел выразить своим посвящение автору?

  4. На какие части можно разделить стихотворение? Объясните, почему?

  5. Как меняется тональность текста?

  6. Поясните, как вы понимаете фразу “нас, слепых в округе зла”?

  7. Какие цветовые образы возникают в воображении? Найдите слова, с помощью которых автор передал цвет. Только ли имена прилагательные вам придется назвать?

  8. Нам не раз приходилось слышать словосочетание “малиновый звон”. Как вы считаете, почему так говорят?

  9. Предположим, вам нужно проиллюстрировать этот текст. Что именно вы выберете и почему? Какие краски будут преобладать в вашей рисунке?

10. Как можно озаглавить иллюстрацию художника В.Шенделя, которую вы видите перед собой / на доске репродукции из сборника “Доколе, Родина?: /

8.Прослушивание в грамзаписи песни “Святогорья” / слова Б.Белаша, муз, Н.Синельниковой / Цель: какие образы всплывают в процессе слушания?

9.Слова учителя

Песня, которую вы сейчас услышали – на стихи Бориса Белаша из другого сборника, написанного в 1997 году. Это продолжение Святогорской темы и совместной работы и художника Владимира Шенделя – сборник “Молчание добра”

Показ иллюстраций сборников “Живая тайна Святогорья”,“Молчание добра”

Автор этих иллюстраций – художник Шендель – выпускник нашей школы, уроженец нашего поселка.

Возвращаясь к истории, к святой земле, её поверьям и легендам, осмысление их поэтическим воображением через кисть и перо – естественно в наше время. Оно дает ответ и убеждает, что все суетное – быстро проходящее. Неистребимы лишь духовные ценности.

10.Чтение наизусть стихотворения “Слышнее “


Тьма сошла.

И проглянуло солнышко раннее.

Листья клёна осыпались все до утра.

И от них, пятипалых.

Исходит сияние.

Как от молча содеянного добра.

Все светлей над Донцом.

Непролазные чащи.

Здесь писавшему “Слово . . .”

Божий слышался глас . . .

Сколько их, безымянных,

Было, благо творящих.

Не за корысть, а Токио

Во спасение нас


11. Слова учителя

Поэт работает и в жанре юмора и сатиры. Книга “Из убойного” с иллюстрациями многих, в том числе и международных конкурсов карикатуриста прессе.

Не изданная книга стихов “Доколе, Родина?” открывает исторические пласты из разных веков и разных народов. Это результат многолетних раздумий над судьбой, оставившими яркий след в памяти поколений.

12.Сообщение ученика о книге “Доколе, Родина?”

Наверное, только Белашу из современных донецких поэтов присуще такое знание отечественной и особенно местной истории и такой дар философского обобщения: - отмечает критик О.Щепитько. Герои Трои, Спартак, Ганнибал, римские и российские императоры, русские князья и предводители крестьянских войн – вот герои его книги. И, как всегда в творчестве поэта, - особое место – событиям. “Слова и полку Игореве . . .”

Но вот парадокс! – эти стихотворения о минувшем непостижимым образом звучат для читателя так, будто они написаны о сегодняшнем.

Доколе, Родина, доколе

Все беспощаднее и злей

Пытать судьбу на ратном поле

Теряя лучших сыновей?...

. . .Ужели сгинет род могучий

И ненасытною и злой

Закружат бесы черной тучей

Над разоренною землей . . .

Или ёще:

“Вперед! – и сабли вон из ножен”.

Летит отряд другому встреч . . .

“Останови, - молю, - о Боже

Еще их можно уберечь!

Безумны отверни от сечи.

Чтоб не дрались, как зверье . . .”

И, как всегда, о чём бы ни писал Белаш, - строки просто пронизаны тонкой, щемящей, трогательно. Какой – то лиричностью:

И куда за дальние покосы.

Словно пленниц, падающих с ног.

Горит ветер юные березы

По глухим обочинам дорог?

Лиственный наряд в мгновенье ока

С них срывает, и бесстыж.

Дождиком заплаканные окна.

Смотрят вслед им из-под шапок – крыш.

И уходя в вечность роксоланы . . .

Такое ощущение, будто поэт не только показал нам вечность, но и нас живущих, тонко и талантливо сделал ее частью.

13.Слова учителя.

Так поэт постепенно переходит к более серьезным раздумьям о жизни, о родине, о судьбе всего человечества.

Любовь и привязанность к заветным с детства мечтам послужили новым творческим импульсом для написания и выхода в этом году солидного сборника стихотворений “Поклон”. “Святогорской земле и ее людям, Донбассу – мой поклон”– так звучит лаконичное посвящение автора на обложке его юбилейной книги.

14.Сообщение ученика о книги “Поклон”.

Поигрывают травы в росном глянце

Жеребчики в низине луговой

Купаются в малиновой туманце.

Просвеченном улыбкой заревой.

И почудилось вдруг, что ничего другого и не существует в жизни, нет ничего более вот этого ощущения красоты:

Листва не вздрогнет.

Не сорвется капля с весла.

И наподобие струны

Все вытянувшись, цапля.

Стоит как бы на страже тишины.

Напев от души, поэтому гладок, тонок и спел: как яблоки в саду:

Не пожалело лето тепла.

В яблоках сад увяз.

Над Святогорским колокола

Благовещают Спас.

Все это – из новой книги под названием “Поклон”. И его поклон особенный – щедры и не кривы душой, как говорит поэт Руденко.

В книге 4 раздела: “Судьбы колючая звезда”, “В пути”, “Разговор по душам”, “Радуга над Святогорьем”. Главка “Миниатюры” – как недовысказанное вчера или только сейчас. Строчки светлы и, когда читаешь, такое ощущение, что они для каждого.

И кредо поэта здесь же, в его “Поклоне”:

Несу свой крест тяжелый не ропща.

Шатаясь на ухабах жизни зыбкой.

Не выпирает он из-под плаща.

Скрываясь за открытостью улыбки.

И кажется доступной высота.

Когда же задыхаюсь от бессилья.

Вдруг чувствую: из моего креста.

Растут надежд спасительные крылья.

15.Прослушивание записи песни “Мой город”

Учитель У поэта много посвящений и городу Донецку, в котором он живёт.

Вопросы: К кому обращается автор? С какой целью? Почему ему важно не забыть все это?

Какие картины Донбасса особенно отложились в памяти поэта?

Давайте попробуем продолжить тот ряд, который даёт нам автор.

Какие картины вы хотели бы запечатлеть в памяти?

16.Слова учителя.

А совсем недавно увидела свет и новая книга Белаша “Куда девалось лето?”, на этот рас адресованная детям. Издать красивую цветную книгу, к тому же иллюстрированную им самим – давняя мечта поэта, которая исполнилась в этом году.

Таков Белаш. Спортсмен. Оптимист. Поэт. Мастер. Длина его поэтического забега – 35 лет. И он еще в пути. Готовит новые сборники, постоянно в командировках, в разъездах. Молодость духа очевидна в его поэзии.

17.Ответ творческой группы, работающей с “Книгой отзывов и предложений”

Проверка составленного плана рассказа о Белаше и акростиха.

18.Заключительное слова учителя.

Добрый, честный, энергичный человек, принимающий самое действенное участие в жизни нашего региона. Работа в периодической печати, участие в писательских организациях и Клубе творческой интеллигенции Донбасса, выступления в школах и вузах, трудовых коллективах и воинских частях. Это далеко не жизнь 60 – летнего пенсионера. И я, присоединяюсь к отзыву нашей творческой группы и ее пожеланиям, хочу пожелать такой деятельной энергии всем, пробующим себя в поэзии. Ощутите себя творцами, созидателями нового. И дай вам Бог удачи и добра.

Послушайте, пожалуйста, ребята, какой акростих подготовила к уроку я, и расшифруйте его, отгадав кодовую фразу.

Белым снегом засыпаны горы.

Ели словно в тулупах стоят.

Лунный отблеск. Уснувший город.

А снежинки летят и летят . . .

Шорок веток, скрип под ногами.

Дуб подумал о жизни былой.

О ушедшем, забытом нами.

Навсегда покрытом веками.

Единеньи добра с красотой.

Цокотали копыта в памяти.

Конь скакал, унося за собой.

Искры, отблески яркого пламени.

И сомнения, покой . . .

Поэтическое видение.

Опасения за наши души.

Это дар, это жар вдохновенья –

Тот Белаш, что нам всем очень нужен!

18.Итоговая беседа

- Какова тематика творчества поэта?

- Как относится поэт, что изображает?

- Как вы считаете, какие образы традиционны для Белаша?

- Что, на ваш взгляд, питает поэтическое вдохновение поэта?

- Н.Рубцов в письме поэту Яшину писал: “Главное, чтоб за любыми формами стояло подлинное настроение, переживание, которое, собственно, и создает, независимо от нас, форму”. Применительно ли это к Белашу, его поэзии?

- Захотелось бы вам еще раз перечитать стихотворения Бориса Белаша? Почему?

- При каких обстоятельствах могло бы возникнуть желание у услышать их еще раз?

Домашнее задание

На выбор: 1. Сочинение-миниатюра на тему “Свет слова на душу ложится” /по впечатление от поэзии Белаша/

2. Статья в газету к юбилейной дате поэта.

3. Предполагаемое интервью с Белашом.



Урок родной литературы. Творчество Б.Белаша
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок - знакомство

“П Е В Е Ц  Ж И З Н И   И   Л Ю Б В И”

/Жизнь и творчество  Б.Белаша/

Цели:  познакомить о личностью Белаша, раскрыть основные темы его лирики, особенности его поэтического восприятия, любовь к Донбассу, Славяногорью, восхищение его и уникальной природой;формировать умение отбирать необходимый для работы материал, иллюстрировать поэтические тексты, совершенствовать навык выступления перед аудиторией; вызывать стремление познать свой край, его историю и культуру, природу и человека, составляющего  славу и гордость родной земли.                               

Опережающие задания по группам и индивидуально:

   группа №    1 – поисковая деятельность: подготовка сообщений о сборниках  поэта и его биографии.

   группа №    2 – подборка книг для выставки.

   группа №    3 – оформление стенда, посвященного творчеству  Белаша.

   группа №    4 – выразительное чтение стихотворений наизусть.

   1 ученик – подготовка коллажа “Славяногорье Бориса Белаша”.

   2 ученик – иллюстрирование стихотворения поэта.

   3 ученик – подбор музыкального сопровождения.                             

Виды ученической деятельности на уроке:  доклады, сообщения, чтение наизусть, рассказ о приготовленной на      урок работе /коллаж, иллюстрации /,  самостоятельное оценивание творчества, составление плана излагаемого на уроке материала, составление читательских отзывов,

 

творческая работа – составление акростиха “БЕЛАШ”, анализ поэтических текстов.

Автор Савченко Елена Андреевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 735
Номер материала 51857
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓