Главная / Начальные классы / Урок риторики «Слово меткое, как стрела»

Урок риторики «Слово меткое, как стрела»

Риторика 2 класс

Тема четверти:

учимся говорить.


Тема урока: «Слово меткое, как стрела».

Цели и задачи:

-«погружение» в удивительный мир слова;

- приобщение к «секретам» возникновения фразеологизмов;

- постижение нравственных проблем и эстетической

ценности афоризмов;

- воспитание нравственных качеств личности,

приобщение к духовным ценностям;

- формирование умения выражать собственную

позицию, умение вести диалог;

-развитие навыков выразительного чтения,

воображения;

-закрепления понятий «фразеологизм»;

- создание на уроке особой теплой атмосферы чело-

веческого общения, средством которого выступает

риторика как искусство слова.


Оборудование: словари, магнитофон, предметы: шляпа, папка с

бумагами.

Литературный ряд: В.Степанов «Словарь-игра. Русские послови-

цы и поговорки».

В.П. Жуков «Школьный фразеологический

словарь».

В.М. Мокиенко «В глубь поговорки»

Н.С. Ашукин «Крылатые слова»

Визуальный ряд: оформление доски: стихотворение, «информа-

ционное поле»: карточки со словами, фразеоло-

гизмы, рисунки, эпиграф.

Музыкальный ряд: кассета песни «Чудеса» сл. Лежневой, муз. О.

Юдахина.



Ход урока:

1. Речевая разминка.

Урок начнем с речевой разминки.


Ни пуха ни пера.

Рано утром

Мама квочка

В класс отправила

Сыночка.

-Не дерись,

-Не дразнись,

-Не петушись,

Поспеши

Уже пора.

Ну, ни пуха

Ни пера!

Через час,

Едва живой

Петушок

Идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуху, ни пера!

В.Орлов.

(Стихотворение закрыто)


1.Работа с заглавием


Уч. Прочитайте заголовок.

- Как вы думаете, когда люди говорят «Ни пуха ни пера?»

Д. Я думаю,

Когда отправляют детей на экзамен.

А я хочу сказать, когда хотят пожелать добра, удачи.

Уч. Может ли объяснить название стихотворения, о чем оно?

Д. И, да и нет.

А я думаю, что может.

Уч. А сейчас прочитайте стихотворение « птичьим базаром».

Все читают.

Уч. Думаю, что стихотворение Орлова Вам понравилось.

- Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «ни пуха

ни пера?»

Д. Чтобы он не вступал в драку.

Чтобы вел себя хорошо.

Уч. Какой смысл включен в это словосочетание?

Д. Переносное.

Она ему пожелала удачи.

Уч. Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуху,

ни пера?»

Д. Петушок пришел с выщипанными перьями, т.к. дрался.

На нем висели клочками перышки

Получилась грустная история, которую описал поэт, т.к. петушок вступил в драку.

Уч. Прочитайте, голосом покажите эту картинку!

Читают.

Уч. Почему случилась такая смешная история?

Д. Петушок принял эти слова в прямом значении.

Он не понял значение этого фразеологизма.

А я думаю, что он не знал, что это фразеологизм и его упот-

ребляют в переносном значении, т.е. желают удачи.


Уч. Можно в этом словосочетании поменять слова?

Д. Нет, иначе изменяется смысл.

Фразеологизмы нельзя разрывать, они имеют одно целостное

значение.

Вывод: Фразеологизмы надо запоминать, т.к. слова тесно связаны

между собой и расположены в строгом порядке.


2. Работа с текстом


Уч. Сейчас мы с вами познакомимся с интересным текстом.


1.Прочитайте и озаглавьте текст.

2. Подчеркните фразеологизмы

3*.Замени фразеологизмы синонимами (повышенной трудности).

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего «приятеля» дома не оказалось.

Уехал, говорят, к тетке на воскресенье.

-Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

-Вот пустомеля,- возмутился дед,- все время кому-нибудь голову морочит.

У братишки слезы в три ручья. Я конечно, тоже не в своей тарелке.

-Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, - со мной пойдете.

И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Беседа.


Уч. – Каким выражением из текста, вы могли бы озаглавить

рассказ?

Д. – Попались на удочку.

Уч. – А что означает это выражение?

Д. – Дать себя обмануть.

Уч. – Можно ли дать такую иллюстрацию к этому заглавию?

(показ рисунка)-прилагается.

Д. – Нет.

Уч. – А почему?

Д. – Это выражение употреблено в переносном значении, поэтому

рисунок не подойдет.


3. Ф и з м и н у т к а .

Работа над дыханием.


-Глубоко вдохнули – на выдохе произносим звук (л-л-л).

-Вдохнули, задержали дыхание, а на выдохе договори до конца загадки – складки.


Уч. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:


Д. Водой не разольёшь.


Уч. Фальшивят, путают слова,

Поют…


Д. Кто в лес, кто по дрова.


Уч. Ребята слушать их не станут

От этой песни…


Д. Уши вянут.


Уч. Замечательно.

Я думаю продолжать урок дальше.

4. Вывод:


Уч. Ребята, а как вы думаете, зачем мы употребляем в речи фразеологизмы?

Д. Они придают нашей речи точность.

Я знаю, что их употребляем чаще в устной речи, чтобы она была яркой, выразительной.

Я хочу дополнить, что фразеологизмы являются выразительным средством нашей речи.



Уч. Фразеологизмы показывают, что наша речь связана с историей

языка.

Вот сейчас и узнаем историю возникновения оборота «Бить баклуши».

5.Инсценирование.

Посмотрите отрывок из сказки А.Н.Толстого «Водяной».

-А что ты делать умеешь?

-Не ученые мы, батюшка водяной, только баклуши и бьём.

-Хорошо, бей баклуши.

(Стал мужик из осиновых чурбанов баклуши бить, набил много, целую кучу. Пришёл водяной.)

-Ты, что это вытворяешь?

-Баклуши бью, как вы приказали.

-А на что мне баклуши?

-Ложки из них делать.

Уч. Ребята, а кто знает, что обозначает этот оборот?

Д. Может, что-то мастерить.

А я не знаю!

Уч. Трудно сразу понять. Надо обратиться к словарям или книгам.

(Посмотрите на литературный ряд).

Уч. А Маша прочитает объяснение этого фразеологизма.

Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками.

Десятки людей били баклуши, т.е. кололи чурбанчики-заготовки для ложки. Бить баклуши, считалось пустячной работой. Поэтому она стала образцом не дела, а безделья.

6. Творческая работа.

Уч. А сейчас у нас творческая работа.

Обратите внимание на рисунки.

Подумайте, какими крылатыми словами можно их подписать.

Эту работу поможет выполнить информационное поле.


1


2


3


4


Дети находят на информационном поле фразеологизм и подписывают рисунок.

(рисунки прилагаются)

7. Решение задачи.

Уч. А сможете ли вы решить задачу?

Инсценирование

Три загадки.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

-Я тебе покажу, где раки зимуют!

-Ишь разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать.

-Все следишь! Наверное, спишь с открытыми словами!

-Стойте, ребята!

Разгадайте-ка свои загадки!

-Какие такие загадки?

-А вот слушайте!

Откуда произошли выражения:

где раки зимуют,

из кожи вон лезет,

спит с открытыми глазами

8. Задание на дом.

Уч. Ребята, я думаю, что вы решите эти задачи дома.

Можно нарисовать рисунки, написать рассказик, к одному из оборотов.

9.Подведение итогов.

А я желаю вам, чтобы вы учились понимать «язык» окружающего мира, дарили радость друг другу.

А я вам дарю сюрприз.

Показываю папку с бумагами, слово «дело», и шляпу.

-Ребята, как вы думаете, что я хотела сказать?

Д. Дело в шляпе.

Уч. Вот и подумайте, только ли шляпа нужна, чтобы выполнить домашнее задание?


10. Рефлексия.











Урок риторики «Слово меткое, как стрела»
  • Начальные классы
Описание:

                Данная разработка урока по риторике "Слово меткое, как стрела" приобщает детей  к духовным ценностям; к «секретам» возникновения фразеологизмов; воспитывает  нравственные качества личности ; формирует  умения выражать собственную  позицию, учит  вести диалог; развивает  навыки  выразительного чтения,  закрепляет  понятие  «фразеологизм».

Автор Тронева Юлия Григорьевна
Дата добавления 09.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 377
Номер материала 6852
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓