Главная / Русский язык и литература / Урок риторики на тему "Официальное и личное письмо" (7 класс)

Урок риторики на тему "Официальное и личное письмо" (7 класс)

Урок риторики по теме: «Официальное и личное письмо».


ЦЕЛИ.

Общеучебные:

  • Формирование эстетического мировоззрения на примере изучаемой темы;

  • Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала;

  • Осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Образовательные:

  • познакомить учащихся с особенностями личной и официальной переписки;

  • показать жанровое своеобразие официального письма;

  • формировать умение писать личные письма.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к знаниям;

  • воспитание нравственных чувств и представлений;

  • воспитание этических взглядов.

Развивающие:

  • развитие творческих возможностей учащихся

  • развитие речевой деятельности

  • развитие эмоций.

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей урока.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Осмысление изучаемого материала.

  5. Подведение итогов занятия.

  6. Домашнее задание.

ОБОРУДОВАНИЕ

Оформление доски:

  • Тема урока

  • Эпиграф-цитата

Зеркала

Конверты с письмами-образцами



ХОД УРОКА

Структура

Деятельность учителя


Организационный

момент

Прошу занять свои места учеников. Уважаемые гости, вы присутствуете на занятии по риторике, где все учатся общаться, а потому мы предлагаем вам принять самое активное участие в нашем общении.

Приветствую учителя, находят свою творческую группу, проверяют готовность рабочего места.

Речевая разминка

Как всегда, начнем с речевой разминки.

  • Дыхательная гимнастика

  • Гимнастика для губ

  • Чистоговорка: протокол про протокол протоколом запротоколировали

Успокаиваем дыхание

Выполняют упражнения.

Постановка целей

урока

Сегодняшний урок завершает разговор о личном и официальном общении и посвящен созданию текстов в письменной форме. На прошлом занятии мы выяснили, что письма мы пишем крайне редко или не пишем совсем, потому что нам это трудно.

И это неудивительно, ведь в уже небезызвестном вам «Письмовнике» утверждалось, что эпистолярный жанр – самый трудный род словесного искусства.


Актуализация

Перечитываю теперь некоторые из своих писем: вот зеркало души моей.

Замечательный русский писатель Николай Михайлович Карамзин считал письма отражением своей души.

У каждой группы есть зеркало. Посмотритесь в него по очереди. Какие разные отразились в зеркалах люди!

А что может отразить письмо?

Наша задача – научиться писать письма так, чтобы в них, как в зеркале, отражались наши мысли, чувства, душа.

Дорогая Любаня! Вот уже и весна скоро, и в скверике, где мы с тобой познакомились, зазеленеют листочки. А я люблю тебя по-прежнему, даже больше. Когда же наконец наша свадьба, когда мы будем вместе? Напиши, жду с нетерпением.

Твой Вася.

Уважаемый Василий! Действительно, территория сквера, где мы познакомились, в ближайшее время зазеленеет. После этого можно будет приступить к решению вопроса о бракосочетании, так как время года весна является порой любви.

Л.Буравкина


Как вам кажется, отразились ли души авторов в их письмах?

А какие это души? Из чего вы сделали такой вывод?

Давайте вспомним, какие бывают письма.


Примерные ответы:

Письмо может отразить мысли, чувства, рассказать о событиях.


















Вероятно, души авторов здесь отразились. Только адресант был настроен романтично, передавал свои чувства. А адресат неуместно употребил средства делового стиля.


Письма бывают официально-деловые, личные официальные, неофициальные, личные, интимные, художественные, юмористические.


Систематизация

учебного материала

Как же сделать так, чтобы письмо отражало душу?

Для написания письма есть определенные правила.

Чтобы иметь о них представление, давайте познакомимся с образцами эпистолярного жанра. Читать чужие письма не всегда прилично. Но данные послания давно стали достоянием гласности.

Прочитайте их и ответьте на предложенные вопросы.

И.И.Пущину.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный

Твой колокольчик огласил.


Молю святое провиденье:

Да голос мой в душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Определите, к какому жанру относится данное письмо.

Каким функциональным стилем оно написано?

О каких отношениях между адресатом и адресантом говорят обращения?

Может ли большинство людей писать такие письма?

Требует ли ответа такое письмо?


Милая Лиза.

Вообрази мое изумление, когда я узнала про твой отъезд в деревню. Увидев княжну Ольгу одну, я думала, что ты нездорова и не хотела поверить ее словам. На другой день получаю твое письмо. Поздравляю тебя, мой ангел, с новым образом жизни. Радуюсь, что тебе он понравился…

Что сказать тебе про Петербург? Мы еще на даче, но почти все уже разъехались. Балы начнутся недели через две. Погода прекрасная. Я гуляю очень много. На днях обедали у нас гости, - один из них спрашивал, имею ли о тебе известия. Он сказал, что твое отсутствие на балах заметно, как порванная струна в форте-piano – я совершенно с ним согласна. Возвратись, мой ангел; а то нынешней зимою мне не с кем будет разделять моих невинных наблюдений и некому будет передавать эпиграмм моего сердца. Прости, милая, - подумай и одумайся.

Твоя Саша.

Здравствуй, женка, мой ангел! Не сердись, что третьего дня написал тебе только три строки; мочи не было, так устал… Нащокина не нашел я на старой его квартире. Насилу отыскал я его у Пречистенских ворот в доме Ильинской. Он все тот же: очень мил и умен; был в выигрыше, но теперь проигрался, в долгах и хлопотах. Видел я Вяземских, Мещерских, Дмитриева, Тургенева, Чаадаева, Горчакова, Дениса Давыдова. Все тебе кланяются; очень расспрашивают о тебе, об успехах твоих… Надеюсь увидеть тебя недели через дае: тоска без тебя; к тому же с тех пор как я тебя оставил, мне все что-то страшно за тебя. Брюллов пишет ли твой портрет? была ли у тебя Хитрова и Фикельмон? …напиши, не притесняют ли тебя люди и можешь ли ты с ними сладить. Засим целую тебя сердечно.

8 декабря 1831 год. Москва.


Милостивый государь князь Николай Григорьевич!

Приношу Вашему Сиятельству искреннюю, глубочайшую мою благодарность за письмо, коего изволили меня удостоить.

Не могу не сознаться, что мнение Вашего Сиятельства касательно сочинений, оскорбительных для чести частного лица, совершенно справедливо. Трудно их извинить, даже когда они написаны в минуту огорчения и слепой досады…

С глубочайшим почтением и совершенной преданностью есмь, милостивый государь, Вашего Сиятельства покорнейшим слугою Александр Пушкин.











Это дружеское послание, по назначению оно художественное, написано в художественном стиле. Письмо говорит о добрых дружеских отношениях между адресатом и адресантом. Такие письма могут писать немногие. Это письмо не требует ответа.












Жанр этого письма – дружеское послание, это личное неофициальное письмо. Написано оно художественным стилем. Обращение к адресату говорит о дружеских отношениях. Такое письмо могут написать многие. Это послание требует ответа.
















Жанр этого письма – дружеское послание, это личное письмо, написано оно разговорным стилем. Обращения свидетельствуют об очень близких отношениях между адресатом и адресантом. Такие письма могут написать многие. Это послание требует ответа.












Это личное официальное письмо. По жанру это критический ответ на письмо. Обращения свидетельствуют об уважительном, но не близком отношении между адресатом и адресантом. Такие письма могут написать многие.


Письмо пишут одному человеку или группе людей. Оно иногда требует ответа, иногда не требует. Важная черта – индивидуальность, при этом выражается характер пишущего и отношения лиц, состоящих в переписке.

С чего начинается работа над письмом? С определения характера ваших отношений с адресатом, от чего будет зависеть содержание и стиль послания; темы и основных мыслей письма.

Письма пишутся в соответствии с определенными правилами.

Памятуя о том, что сегодня речь идет об официальном и личном письменном общении, подумайте, при каком из видов общения соблюдение правил особенно важно.

Чтение получившихся писем.

Написание делового письма


Деловые письма можно разделить на констатирующие свершившийся факт и предваряющие возможность его свершения. Все письма можно разделить по функциональному признаку:

  1. письма, требующие письма-ответа: письма-прошения, письма-напоминания, письма-предупреждения

  2. письма, не требующие письма-ответа: письма-подтверждения, письма-извещения

Есть письма, которые сопровождают материальные ценности или другие документы.

Даже если официальное письмо не требуют ответа, но его наличие имеет юридическое значение.

Для написания письма используются бланки стандарта А4, А5.

Документ адресуется в организации, их структуры, подразделения, конкретному должностному лицу.



Но не надо думать, что при написании личного письма вовсе не надо соблюдать правила. Письмо всегда начинается с приветствия и обращения, затем мы делимся своими мыслями и чувствами в основной части, в послании обязательно присутствует концовка, прощание с адресатом, обычно указывается время и место написания письма, в конце ставится подпись.

Обращение и приветствие допустимо использование разговорных этикетных формул, распространенные приложения в обращении к адресату.

Сейчас каждая группа попытается назвать по два возможных начала разных писем.

Концовка письма - это итоговая фраза, которая может содержать просьбу писать, предположение, что переписка будет продолжаться, благодарность, извинение, подпись.














Называют возможные виды обращений. Милая Люся, здравствуй, дорогая мамочка, приветствую Вас, уважаемый Петр Петрович, ненаглядный мой Андрюша…

Написание личного письма

Выберите, пожалуйста, человека, которому вы бы хотели написать личное письмо.


Домашнее задание

Написать личное письмо


Рефлексия

Мне очень хочется, чтобы письма…











Урок риторики на тему "Официальное и личное письмо" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 Урок риторики «Официальное и личное письмо» проводился в 7В классе с углубленным изучением русского языка.  Преподавание предмета «Риторика» в рамках учебного плана класса с углублённым изучением русского языка велось по программе под редакцией Т.А.Ладыженской. Урок «Официальное и личное письмо».          Урок знакомит учащихся с особенностями личной и официальной переписки; показывает жанровое своеобразие официального письма, способствует формированию умения писать личные письма. Развивает творческие возможности, речевую деятельность и эмоции учащихся. 

 

Автор Микрюкова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 930
Номер материала 49865
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓