Главная / Начальные классы / Урок рисования в 4-м классе по теме "Рисуем птиц. Лебеди"

Урок рисования в 4-м классе по теме "Рисуем птиц. Лебеди"

Урок рисования во 2, 4-м классе

по теме "Рисуем птиц. Лебеди"

Цель урока:

  • выполнить пошаговое рисование лебедя

  • развивать речь учащихся, обогащение кругозора

  • воспитывать чувство прекрасного, умение сопереживать, видеть и беречь красоту

  • Оборудование: презентация по теме, плакаты с пошаговым изображением лебедя, отрывок из балета « Лебединое озеро»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Будем работать активно

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели к нам прийти!»

Сегодня на уроке мы будем рисовать птиц. А какую птицу мы будем рисовать?

2Вводное слово учителя:

Изображение животных - тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты. (Слайд 5, 6)

Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных - братьев наших меньших, которые так же, как и мы, живут на планете Земля. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Анималисты рисуют картины, лепят скульптуры животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной пустыне, и в безводных песках и над безбрежными просторами океанов. Птиц на земле более 10 тысяч видов. Просто удивительно, что существуют такие разные и непохожие друг на друга виды (слайд 2). Трудно представить рядом африканского страуса, ростом почти под три метра и малютку колибри, росточком всего около пяти сантиметров. Андского кондора, с размахом крыльев более трех метров, способного парить на высоте нескольких километров и императорского пингвина, умеющего нырять на глубины свыше полкилометра (до 530 метров) и находиться под водой почти двадцать минут (слайд 3).

Приложение 1.

- Каких птиц вы знаете вы?

- Какую пользу приносят человеку птицы? (Они поддерживают природное равновесие в природе, поедая вредных насекомых, поедая грызунов, помогают растениям распространять семена, радуют человека своим пением, ярким оперением.)

- Человек издавна наблюдал за птицами и подмечал то, что удивляло его и восхищало, некоторые птицы стали символами разнообразных качеств и поступков людей. О птицах в народе слагают песни, стихи, легенды.

III. Выступления детей с легендами о птицах.

Легенда о птице Пеликане.

Некогда в цветущей долине Нила древнего Египта наступила страшная засуха. Стали погибать животные, растения. Цветущая долина вмиг стала превращаться в пустыню. Умирали от жажды только что вылупившиеся птенцы пеликана. И тогда, чтобы спасти своих детёнышей, мама - пеликан разорвала себе грудь и напоила их своей кровью. С тех пор эта птица стала символом самоотверженной родительской любви. В России приз лучшему учителю года — статуэтка “Хрустальный пеликан”. В Скандинавии пеликан — эмблема доноров (слайд 4,5,6).

Легенда о вороне.

Однажды бог Аполлон встретил девушку. Девушку звали Коронида. Плененный ее красотой, Аполлон женился на ней. У них родился сын. У Аполлона был ворон с блестящими, как серебро, перьями, он летал быстро, как стрела, и мог разговаривать. Когда Аполлону приходилось уходить в дальние края, он говорил Корониде: "Я буду каждый день знать, как ты и сын живете без меня. Мой ворон будет посещать вас, и рассказывать мне о вашей жизни". Но как-то ворон вернулся от Корониды и начал с запинками повторять: "Кор... Кор... Кор..." Ничего не понял Аполлон из этих несвязных слов. Наконец, ворон, сказал уже внятно: "Коронида только веселится со своими подругами и совсем не заботится о твоем сыне". Разгневанный Аполлон отправился домой, чтобы убедиться , правду ли рассказал ему ворон. Вот он уже приблизился к роще, где стоял его дом, и вдруг заметил белую одежду Корониды, брошенную на ветвях дерева, а затем увидел и саму Корониду, бегущую в лес. "Не обманул меня ворон",- подумал Аполлон. Не задумываясь, он направил в нее свою стрелу. Послышался крик, и Коронида упала, пронзённая стрелой. Умирая, она сказала ему, что увидев возвращающегося мужа, сбросила по дороге одежду, чтобы было легче бежать ему навстречу, что вела себя достойно, проводя все время в заботах о сыне. Нагнулся Аполлон, чтобы ее обнять, но она уже была мертва... Смерть Корониды потрясла Аполлона. Ведь он сам, поверив ворону, убил ее. А тут и ворон прилетел. "Кор... Кор..." - раскаркался он. Поднял голову Аполлон и проклял ворона: "Будь ты проклята, птица! Никогда больше ты не сможешь сказать ни слова, а будешь только каркать! И пусть серебристо-белое твое оперение станет черным, как деготь!" С тех пор все вороны стали черными. Аполлон превратил ворона в созвездие и оставил на небе, чтобы, оно напоминало людям об обмане и удерживало их от поспешных и необдуманных решений (слайд 7).

Легенда о кукушке.

Почти у всех народов с кукушкой связано множество легенд. В одной из самых распространенных говорится о том, что женщина загубила своего мужа и бог в наказание превратил ее в птицу, которой никогда не суждено было иметь свою семью. Горько с тех пор плачет кукушка. Ее слезы превращаются в травку, которая так и называется кукушкины слезы, а печальный голос слышен далеко вокруг (слайд 8).

Легенда об аисте.

Аист - символ почтительности к родителям (считалось, что молодые аисты во время продолжительного перелета несут на себе старых и ослабевших сородичей), нежности, привязанности к детям. В древности верили, что аисты кормят своих престарелых родителей. Предписание заботиться о родителях в Риме именовалось "Законом аиста" По одной из легенд, аист - это превращенный в птицу человек, наказанный Богом за непослушание. Будто бы Бог собрал всех гадов земли (лягушек, ящериц, змей) в мешок и велел человеку уничтожить его. Но человек не выполнил приказа. Из любопытства он развязал мешок и заглянул в него. Гады вырвались на свободу и снова расползлись по всей земле. Превратив ослушника в аиста, Бог наказал ему очищать от них землю. От пережитого стыда ноги и нос аиста покраснел .У славян считался аист священной птицей, убийство аиста, либо разорение его гнезда расценивалось как большой грех. Согласно русским народным поверьям, аист - птица, приносящая счастье. Он покровительствует рождению детей (слайд 9).

IV. Новый материал.

А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Длинная шея, в стае живут,
Очень красивые, друг без друга умрут.

Да, сегодня на уроке мы с вами научимся рисовать прекрасную птицу, которую называют царём водоплавающих птиц – лебедя (слайд10).

Лебеди это гордые, статные птицы – дивной красоты, приковывающие взгляды грациозностью и благородством (слайд 11). Белые как снег, с блестящими глазами, с длинной, гибкой и красивой шеей лебеди прекрасны, когда плывут по синей поверхности воды. (слайд 12,13)

Для человека лебеди олицетворяют красоту и романтику, что вызвано их изящным телостроением, умением летать и плавать.
Лебедь - священная птица древних славян. Среди археологических находок на территории России встречаются древние колесницы, запряжённые лебедями, первобытная утварь в виде лебедей (ковши). Фигурки лебедей делались также на многих украшениях (браслетах), на русских вышивках где образ лебедя переплетался с солнечными мотивами. .

Старая легенда гласит, что нет любви сильнее лебединой, а пара лебедей хранит верность друг другу всю жизнь. Лебединая пара-это символ верности и красоты. Пары у них создаются однажды на всю жизнь (слайд 14, 15). Самка и самец необычно верно привязаны друг к другу, они вместе строят гнездо, по очереди высиживают яйца, совместно заботятся о птенцах. В народе даже появилось такое понятие, как “лебединая верность”, о которой сложено немало песен, (слайд 16).

Дело в том, что лебедям свойственно хранить верность своему партнеру даже после его смерти. Лебеди ухаживают за своим больным или раненным партнером до последнего, даря ему всю свою любовь и нежность, отгоняя возможную опасность и отдавая последнюю еду. После смерти партнера они не прибиваются к стае лебедей, не улетают в теплые страны, а так и остаются на месте гибели своих возлюбленных, храня им верность. А нередко бывает и так, что лебедь, потерявший подругу, поднимается ввысь и падает , разбиваясь, на землю.

Пара лебедей все время вместе,
Не изменят, не уйдут, не предадут,
В белом оба, будто – бы жених с невестой,
Счастье лебединое хранят и берегут.

Ну, а если, вдруг один погибнет,
То другому тоже не прожить,
В высоту поднимется, застынет,
Попрощается он с солнцем, рухнет вниз…

Учитесь верности у лебедей!
Любите так, как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную,
Ни с чем... Любовь такая не сравнится.

Лебеди не оставляют равнодушными никого, поэтому сложено столько легенд, сказок и поэтических строк ( сказки “Гуси-лебеди”, “Сказка о царе Салтане”, Г.Х.Андерсен “Гадкий утенок” С.Есенин “Лебёдушка” ).

Михаил Александрович Врубель создал прекрасную картину “Царевна-лебедь”.

На этой картине изображена прекрасная царевна, которая через минуту вновь обратится в белую птицу. Она смотрит на нас печальными глазами, в которых одиночество и беззащитность красоты (слайд 17).

П.И.Чайковский посвятил им бессмертную музыку, написав балет “Лебединое озеро”. Это прекрасная легенда о верности и любви принца Зигфрида и прекрасной принцессы Одетты, превращенной в лебедя Черным коршуном (слайд 18,19).

Просмотр отрывка из балета (Приложение 3), (слайд20).

V. Физминутка (слайд21).

VI. Рисование.

И мы сегодня на уроке будем рисовать этих прекрасных птиц. Для того, чтобы хорошо отработать технику рисования животных и птиц, необходимо научиться выделять основу их строения.



Пошаговое рисование лебедей (слайд 22-27).

Шаг первый.

В центре листа нарисуем две близко расположенные окружности этой птице особую красоту и великолепие. . .

Ниже расположим симметрично две фигуры, похожие по форме на яйцо. А теперь нам нужно аккуратно изогнутой линией соединить маленькую окружность-голову с крупным туловищем. Рисовать нужно аккуратно. При этом можете представить форму сердца: примерно так расположены шеи.

hello_html_m42ed7dff.jpgШаг второй.

Прорисовываем голову. Сначала клюв: вытянутый и не очень острый. Почти у самой шеи: точечка-глаз. Обведем макушку головы несколько раз, оставив маленький торчащий хвостик, чтобы получить хохолок.

hello_html_527bf94d.jpgШаг третий.

Пожалуй, голова – это очень ответственная часть рисунка. Но все-таки на втором месте после грациозного симметричного изгиба двух лебединых шей. Итак, от клюва к глазу проведем треугольничек. Рядом с клювом разукарасим носик. Наметим линию шеи.

hello_html_14e90599.jpgШаг четвертый.

Ось шеи у нас с вами уже есть. Вокруг нее нужно нарисовать саму шею. Начиная от головы и заканчивая на туловище. При этом в области груди мы с вами делаем более выпуклый изгиб.

hello_html_m2f06db28.jpgШаг пятый.

Рисуем контур тела. Начинаем от линии шеи, идем по спине. Примерно на середине спины делаем маленькую зазубрину  перьев, далее плавно вдоль овала спускаемся вниз, вырисовываем угол крыла и хвост.

От грудины к хвосту представим горизонтальную линию. Но на деле она не совсем прямая.

hello_html_m7927e8cb.jpgШаг шестой.

Раскрасим красные щечки лебедей. Совсем тонкой линией наметим контур крыла. Осталось совсем чуть-чуть.

hello_html_m2524a2ac.jpgШаг седьмой.

Стираем все вспомогательные линии. Сделаем контур более четким. Вот и готов наш рисунок. Можно его раскрасить и добавить hello_html_7e97adda.jpg

VII. Подведение итогов урока.

(Дети показывают свои работы, происходит их обсуждение).

Учитель акцентирует внимание на работы, которые соответствуют критериям


- Ребята, вы отлично потрудились. Гости благодарят вас за работу.

- Что интересного было на уроке?

- Какие умения вы сегодня использовали? (работа карандашом, построение рисунка)

- Что было необычного на уроке?

- Чему вы учились? .


Экзамен Тюбика : а) Как называется жанр, изображающий животных?

б) Как переводится с латинского слов «анималистика»?

в) Как называют художников, изображающих животных?

г) Назовите русского художника-анималиста, который всё своё

творчество посвятил изображению животных? Одним из них был русский художник-анималист Василий Ватагин


РЕФЛЕКСИЯ Какую капельку поставили бы вы себе за работу? Почему? (на доске три капельки бумажные – красная, зелёная и синяя).

Выставка рисунков учащихся под определённой капелькой.






Урок рисования в 4-м классе по теме "Рисуем птиц. Лебеди"
  • Начальные классы
Описание:

Изображение животных - тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты.

Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных - братьев наших меньших, которые так же, как и мы, живут на планете Земля. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть и в живописи, и в графике, и в скульптуре. Анималисты рисуют картины, лепят скульптуры животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

Урок рисования в 4-м классе по теме "Рисуем птиц. Лебеди" Цель урока:
  • выполнить пошаговое рисование лебедя
  • развивать речь учащихся, обогащение кругозора
  • воспитывать чувство прекрасного, умение сопереживать, видеть и беречь красоту
  • Оборудование: презентация по теме, плакаты с пошаговым изображением лебедя, отрывок из балета « Лебединое озеро»

Ход урока

I.                  Организационный момент.

Будем работать активно

 Хорошо себя вести,

         Чтобы гости дорогие

          Захотели к нам прийти!»

Сегодня на уроке мы будем рисовать птиц. А какую птицу мы будем рисовать?

2Вводное слово учителя:

Изображение животных - тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты. (Слайд 5, 6)

Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных - братьев наших меньших, которые так же, как и мы, живут на планете Земля. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Анималисты рисуют картины, лепят скульптуры животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной пустыне, и в безводных песках и над безбрежными просторами океанов. Птиц на земле более 10 тысяч видов. Просто удивительно, что существуют такие разные и непохожие друг на друга виды (слайд 2). Трудно представить рядом африканского страуса, ростом почти под три метра и малютку колибри, росточком всего около пяти сантиметров. Андского кондора, с размахом крыльев более трех метров, способного парить на высоте нескольких километров и императорского пингвина, умеющего нырять на глубины свыше полкилометра (до 530 метров) и находиться под водой почти двадцать минут (слайд 3).

Приложение 1.

- Каких птиц вы знаете вы?

- Какую пользу приносят человеку птицы? (Они поддерживают природное равновесие в природе, поедая вредных насекомых, поедая грызунов, помогают растениям распространять семена, радуют человека своим пением, ярким оперением.)

- Человек издавна наблюдал за птицами и подмечал то, что удивляло его и восхищало, некоторые птицы стали символами разнообразных качеств и поступков людей. О птицах в народе слагают песни, стихи, легенды.

III. Выступления детей с легендами о птицах.

Легенда о птице Пеликане.

Некогда в цветущей долине Нила древнего Египта наступила страшная засуха. Стали погибать животные, растения. Цветущая долина вмиг стала превращаться в пустыню. Умирали от жажды только что вылупившиеся птенцы пеликана. И тогда, чтобы спасти своих детёнышей, мама -  пеликан разорвала себе грудь и напоила их своей кровью. С тех пор эта птица стала символом самоотверженной родительской любви. В России приз лучшему учителю года — статуэтка “Хрустальный пеликан”. В Скандинавии пеликан — эмблема доноров (слайд 4,5,6).

Легенда о вороне.

Однажды бог Аполлон встретил девушку. Девушку звали Коронида. Плененный ее красотой, Аполлон женился на ней. У них родился сын. У Аполлона был ворон с блестящими, как серебро, перьями, он летал быстро, как стрела, и мог разговаривать. Когда Аполлону приходилось уходить в дальние края, он говорил Корониде: "Я буду каждый день знать, как ты и сын живете без меня. Мой ворон будет посещать вас, и рассказывать мне о вашей жизни". Но как-то ворон вернулся от Корониды и начал с запинками повторять: "Кор... Кор... Кор..." Ничего не понял Аполлон из этих несвязных слов. Наконец, ворон, сказал уже внятно: "Коронида только веселится со своими подругами и совсем не заботится о твоем сыне". Разгневанный Аполлон отправился домой, чтобы убедиться , правду ли рассказал ему ворон. Вот он уже приблизился к роще, где стоял его дом, и вдруг заметил белую одежду Корониды, брошенную на ветвях дерева, а затем увидел и саму Корониду, бегущую в лес. "Не обманул меня ворон",- подумал Аполлон. Не задумываясь, он направил в нее свою стрелу. Послышался крик, и Коронида упала, пронзённая стрелой. Умирая, она сказала ему, что увидев возвращающегося мужа, сбросила по дороге одежду, чтобы было легче бежать ему навстречу, что вела себя достойно, проводя все время в заботах о сыне. Нагнулся Аполлон, чтобы ее обнять, но она уже была мертва... Смерть Корониды потрясла Аполлона. Ведь он сам, поверив ворону, убил ее. А тут и ворон прилетел. "Кор... Кор..." - раскаркался он. Поднял голову Аполлон и проклял ворона: "Будь ты проклята, птица! Никогда больше ты не сможешь сказать ни слова, а будешь только каркать! И пусть серебристо-белое твое оперение станет черным, как деготь!" С тех пор все вороны стали черными. Аполлон превратил ворона в созвездие и оставил на небе, чтобы, оно напоминало людям об обмане и удерживало их от поспешных и необдуманных решений (слайд 7).

Легенда о кукушке.

Почти у всех народов с кукушкой связано множество легенд. В одной из самых распространенных говорится о том, что женщина загубила своего мужа и бог в наказание превратил ее в птицу, которой никогда не суждено было иметь свою семью. Горько с тех пор плачет кукушка. Ее слезы превращаются в травку, которая так и называется кукушкины слезы, а печальный голос слышен далеко вокруг (слайд 8).

Легенда об аисте.

Аист - символ почтительности к родителям (считалось, что молодые аисты во время продолжительного перелета несут на себе старых и ослабевших сородичей), нежности, привязанности к детям. В древности верили, что аисты кормят своих престарелых родителей. Предписание заботиться о родителях в Риме именовалось "Законом аиста" По одной из легенд, аист - это превращенный в птицу человек, наказанный Богом за непослушание. Будто бы Бог собрал всех гадов земли (лягушек, ящериц, змей) в мешок и велел человеку уничтожить его. Но человек не выполнил приказа. Из любопытства он развязал мешок и заглянул в него. Гады вырвались на свободу и снова расползлись по всей земле. Превратив ослушника в аиста, Бог наказал ему очищать от них землю. От пережитого стыда ноги и нос аиста покраснел .У славян считался аист священной птицей, убийство аиста, либо разорение его гнезда расценивалось как большой грех. Согласно русским народным поверьям, аист - птица, приносящая счастье. Он покровительствует рождению детей (слайд 9).

IV. Новый материал.

А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Длинная шея, в стае живут,
Очень красивые, друг без друга умрут.

Да, сегодня на уроке мы с вами научимся рисовать прекрасную птицу, которую называют царём водоплавающих птиц – лебедя (слайд10).

Лебеди это гордые, статные птицы – дивной красоты, приковывающие взгляды грациозностью и благородством (слайд 11). Белые как снег, с блестящими глазами, с длинной, гибкой и красивой шеей лебеди прекрасны, когда плывут по синей поверхности воды. (слайд 12,13)

Для человека лебеди олицетворяют красоту и романтику, что вызвано их изящным телостроением, умением летать и плавать.
Лебедь - священная птица древних славян. Среди археологических находок на территории России встречаются древние колесницы, запряжённые лебедями, первобытная утварь в виде лебедей (ковши). Фигурки лебедей делались также на многих украшениях (браслетах), на русских вышивках где образ лебедя переплетался с солнечными мотивами. .

Старая легенда гласит, что нет любви сильнее лебединой, а пара лебедей хранит верность друг другу всю жизнь. Лебединая пара-это символ верности и красоты. Пары у них создаются однажды на всю жизнь (слайд 14, 15). Самка и самец необычно верно привязаны друг к другу, они вместе строят гнездо, по очереди высиживают яйца, совместно заботятся о птенцах. В народе даже появилось такое понятие, как “лебединая верность”, о которой сложено немало песен, (слайд 16).

Дело в том, что лебедям свойственно хранить верность своему партнеру даже после его смерти. Лебеди ухаживают за своим больным или раненным партнером до последнего, даря ему всю свою любовь и нежность, отгоняя возможную опасность и отдавая последнюю еду. После смерти партнера они не прибиваются к стае лебедей, не улетают в теплые страны, а так и остаются на месте гибели своих возлюбленных, храня им верность. А нередко бывает и так, что лебедь, потерявший подругу, поднимается ввысь и падает , разбиваясь, на землю.

Пара лебедей все время вместе,
Не изменят, не уйдут, не предадут,
В белом оба, будто – бы жених с невестой,
Счастье лебединое хранят и берегут.

Ну, а если, вдруг один погибнет,
То другому тоже не прожить,
В высоту поднимется, застынет,
Попрощается он с солнцем, рухнет вниз…

Учитесь верности у лебедей!
Любите так, как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную,
Ни с чем... Любовь такая не сравнится.

Лебеди не оставляют равнодушными никого, поэтому сложено столько легенд, сказок и поэтических строк ( сказки “Гуси-лебеди”, “Сказка о царе Салтане”, Г.Х.Андерсен “Гадкий утенок” С.Есенин “Лебёдушка” ).

Михаил Александрович Врубель создал прекрасную картину “Царевна-лебедь”.

На этой картине изображена прекрасная царевна, которая через минуту вновь обратится в белую птицу. Она смотрит на нас печальными глазами, в которых одиночество и беззащитность красоты (слайд 17).

П.И.Чайковский посвятил им бессмертную музыку, написав балет “Лебединое озеро”. Это прекрасная легенда о верности и любви принца Зигфрида и прекрасной принцессы Одетты, превращенной в лебедя Черным коршуном (слайд 18,19).

Просмотр отрывка из балета(Приложение 3), (слайд20).

V. Физминутка (слайд21).

VI. Рисование.

И мы сегодня на уроке будем рисовать этих прекрасных птиц. Для того, чтобы хорошо отработать технику рисования животных и птиц, необходимо научиться выделять основу их строения.

 

Пошаговое рисование лебедей (слайд 22-27).

Шаг первый.

 

Автор Свиридова Татьяна Васильевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1295
Номер материала 8319
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓