Инфоурок Физика Другие методич. материалыУрок решения задач по физике. Тема "Механическое движение" 7 класс. Система развивающего обучения.

Урок решения задач по физике. Тема "Механическое движение" 7 класс. Система развивающего обучения.

Скачать материал

Урок решения задач по физике

(Урок контроля)

(Урок общения)

 

Самоконтроль – основное нравственное качество человека, связанное с развитостью его волевой сферы. Самоконтроль осуществляется на основе личностно значимых мотивов и установок, что ведёт к рациональной рефлексии и оценке учащимися своих собственных учебных действий. Самоконтроль учащихся предполагает сличение, анализ, и коррекцию отношений между целями, средствами и результатами.

Способность учащихся к систематическому самоконтролю является важным показателем сформированности качеств учебного самоуправления. Основными формами самоконтроля  являются: итоговый контроль или контроль по результату, где происходит сличение результатов с заданным образцом; процессуальный, т. е. пооперационный, пошаговый контроль, когда выявляется полнота, правильность и последовательность производимых операций; прогнозирующий контроль, когда определяется общая стратегия учебной деятельности, мысленно выделяются наиболее трудные этапы решения УЗ, контроль реализуется на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане.

Показателями сформированности действия самоконтроля является:

1) умение спланировать деятельность, воспроизвести состав действий и операций, их последовательность, определить субъективные трудности;

2) умение изменять состав учебных действий при необходимости;

3) умение осознанно чередовать развёрнутые и сокращённые формы контроля;

4) умение переходить от работы с натуральными объектами к работе с их знаково-символическими изображениями;

5) умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

По мере сформированности УД учащиеся начинают самостоятельно проверять результаты своих учебных действий, находить ошибки и устранять их.

       «Есть основания думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего,  должны научиться контролировать друг друга и самих себя. Конечно, для того, чтобы дети научились контролю, необходимо, чтобы учебное действие с его операторно-предметным составом было представлено достаточно развёрнуто, а последний разработан совместно учителем и учениками. В этом случае образцы действий предстанут перед учащимися не как заданные извне, а,   следовательно, случайные, а как необходимые и обязательные…. Так, тщательный контроль за работой ученика на доске всем классом – хороший приём воспитания контроля. Однако при условии, что ответ ученика у доски не только предназначен учителю, но демонстрирует всему классу способ действий при решении той или иной  учебной задачи. Есть основания предполагать, что формирование контроля идёт от контроля за действиями других к контролю за своими собственными действиями. Второе действие, которое должно быть передано самим учащимся для самостоятельного выполнения, - это оценка, т.е. установление того, усвоено ли то или иное учебное действие». (Д.Б. Эльконин «Учебная деятельность – её структура и формирование»)

 

7 класс

Тема: Решение задач по физике

Цели

  Дидактическая: отработать способ оформления физических задач;

 Психологическая: формирование учебного действия контроля;

                         формирование учебного действия оценки

Воспитательная: формирование коммуникативных навыков.

 

Начиная работу с семиклассниками, учитель физики сталкивается с проблемой оформления физических задач учащимися – им мешает довольно мощный стереотип оформления математических задач, сложившейся к 7 классу.

Эту проблему можно быстро и эффективно решить параллельно с формированием действия контроля и оценки у учащихся, причем как контроля за действием, так и контроля за результатом. Действие самоконтроля и действие самооценки являются неотъемлемыми  частями учебной деятельности.

Д.Б.Эльконин утверждал, что формирование контроля идёт от контроля за действиями другого к контролю за собственными действиями. Контролировать действия других психологически легче, чем контролировать собственные действия (вспомните пословицу: «В чужом глазу соринку заметно, а в своём и бревна не видать»)

 

Содержание урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся и их предполагаемые ответы

I

1.

ОМЭ

(Актуализация и выравнивание знаний).

*Назовите основные шаги оформления физических задач:

(примечание: эти шаги найдены в совместной деятельности на прошлом уроке).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наши цели и задачи:

  1. Научиться оформлять физические задачи;
  2. Научиться контролировать свои действия;
  3. Научиться слышать друг друга.

Фронтальная беседа:

1 шаг – краткая запись условия задачи;

2 шаг – проверка единиц величин (установление их соответствия);

3 шаг – указание способа определения искомой величины (модель задачи);

 

4 шаг – подстановка численных значений величин, вычисления, действия над единицами;

5 шаг – оценка реальности ответа, его запись.

(Самооценка)

II

ОИЭ

Задание 1 (на коллективный контроль)

Задача типа:

«За 5 часов 30 минут велосипедист проделал путь 99 км. С какой средней скоростью движется велосипедист?»

 

Образец:

 

Дано:

t = 5 ч. 30 мин.

S = 99 км

 

Найти: υ - ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2 (на взаимоконтроль в паре)

«В течение 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч. Какой путь прошел поезд за это время?»

 

 

 

 

 

 

Образец:

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 3

(на самоконтроль, взаимоконтроль)

«За сколько времени плывущий по течению плот пройдет 15 км, если скорость течения 0,5 м/с?»

Образец

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 4 (на самоконтроль)

Муха летит со скоростью 18 км/ч. Какой путь она пролетит за 5 с?

 

 

 

 

 

 


Сделайте самооценку.

Сдайте листочки. (С этих листочков начинается следующий урок – ученик снова проверяет свою задачу: «Я – сегодняшний» проверяет «Я – вчерашнего», корректирует отметку, если нужно. Эти листочки служат информацией для учителя о качестве продвижения каждого ученика.)

 

Учащийся решает у доски с громким проговариванием шагов.

Класс внимательно следит за его действиями, соглашается или не соглашается, делает замечание, задает вопросы.

После решения задачи дети проводят рефлексию, отвечая на вопросы:

1.   Совпадает ли оформление задачи в моей тетради и на доске?

2.   Допустил ли я ошибки? Какие?

3.   В каком шаге? Почему? (невнимательность или незнание)?

4.   Заметил ли я ошибки на доске?

 

Самооценка:

·     без ошибок, молодец!

·     одна ошибка, почти молодец!

·     две ошибки и больше – старайся!

(Можно выразить это в баллах 5, 4, 3)

 

Учащиеся, проговаривая, друг другу шаги, решают задачу.

Сверяют решение с доской, на которой кто-то из учащихся записывает решение задачи.

 

 

 

 

(Самооценка по тем же критериям).

 

 

 

 

 

 

 

Каждый учащийся самостоятельно решает задачу. Делает самооценку. Обмениваются в паре тетрадями. Проверяют решение напарника. Обсуждают разногласия и анализируют ошибки. Сверяют с доской.

Самооценка:

·   Без ошибок, молодец!

·   1 ошибка, почти молодец!

·   2 ошибки и больше – усиль внимание и контроль.

 

 

Решают на листочках в условиях контрольной работы – молча, с закрытыми тетрадями.

 

 

 

 

 Делают самооценку в виде отметки).

 

 

 

 

 

Сдают листочки

 

III

РОЭ

Подведем итоги; делаем самооценку:

 

  1. Все шаги оформления задач я освоил?
  2. Какие шаги вызывают у меня затруднения?
  3. В чем причина затруднения?
  4. Что я должен сделать, чтобы убрать затруднения?
  5. Участвовал ли я в коллективном обсуждении?
  6. Замечал ли свои ошибки? Чужие?
  7. Помогал ли другим?
  8. Обращался ли за помощью?
  9. Итоговая самооценка: доволен собой, не очень, не доволен – почему?

Домашнее задание:

  1. §15-16, упр.
  2. Придумать задачу с «ловушками»*
  3. Творческое задание «Веселое руководство по решению физических задач» (стих, песня …)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят рефлексию.

 

* «Ловушки» или «ошибкоопасные места» - данные задачи, при действии с которыми имеется большая вероятность допустить ошибку. Составление задач с «ловушками»  формирует у учащихся прогностический контроль, способность осознавать и предвидеть «ошибкоопасные» места задачи.

 

 

Пример творческого задания:

 

Данилина Анна, 7 кл.

 

«Весёлое руководство по решению задач»

 

Для начала первый шаг:

Прочитаю текст задачи.

Слишком долго всё писать,

Для того нам служат знаки,

Чтобы времени не тратя,

Кратко, кратко записать всё,

 Что написано в задаче.

Следом сверю единицы,

Сантиметры, километры в метры обращу,

А решение задачи формулами запишу.

Вместо букв поставлю числа,

Подсчитаю ответ быстро.

Сверю мой ответ с условием задачи-

Правдоподобен он или иначе?

А затем – последний шаг:

Запишу ответ скорее и пятёрку получу,

Обращайтесь вы ко мне –

Я вас решать задачи научу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок решения задач по физике. Тема "Механическое движение" 7 класс. Система развивающего обучения."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Начиная работу с семиклассниками, учитель физики сталкивается с проблемой оформления физических задач учащимися – им мешает довольно мощный стереотип оформления математических задач, сложившейся к 7 классу.

Эту проблему можно быстро и эффективно решить параллельно с формированием действия контроля и оценки у учащихся, причем как контроля за действием, так и контроля за результатом. Действие самоконтроля и действие самооценки являются неотъемлемыми  частями учебной деятельности.

 

Д.Б.Эльконин утверждал, что формирование контроля идёт от контроля за действиями другого к контролю за собственными действиями. Контролировать действия других психологически легче, чем контролировать собственные действия (вспомните пословицу: «В чужом глазу соринку заметно, а в своём и бревна не видать») 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 226 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 422
    • DOCX 22.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Каптелова Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 27
    • Всего просмотров: 120061
    • Всего материалов: 41

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель физики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 541 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 132 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 16 регионов

Мини-курс

Архитектура мира: от Крита до Австралии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек