Главная / Физика / Урок решения задач по физике. Тема "Механическое движение" 7 класс. Система развивающего обучения.

Урок решения задач по физике. Тема "Механическое движение" 7 класс. Система развивающего обучения.

Урок решения задач по физике

(Урок контроля)

(Урок общения)


Самоконтроль – основное нравственное качество человека, связанное с развитостью его волевой сферы. Самоконтроль осуществляется на основе личностно значимых мотивов и установок, что ведёт к рациональной рефлексии и оценке учащимися своих собственных учебных действий. Самоконтроль учащихся предполагает сличение, анализ, и коррекцию отношений между целями, средствами и результатами.

Способность учащихся к систематическому самоконтролю является важным показателем сформированности качеств учебного самоуправления. Основными формами самоконтроля являются: итоговый контроль или контроль по результату, где происходит сличение результатов с заданным образцом; процессуальный, т. е. пооперационный, пошаговый контроль, когда выявляется полнота, правильность и последовательность производимых операций; прогнозирующий контроль, когда определяется общая стратегия учебной деятельности, мысленно выделяются наиболее трудные этапы решения УЗ, контроль реализуется на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане.

Показателями сформированности действия самоконтроля является:

1) умение спланировать деятельность, воспроизвести состав действий и операций, их последовательность, определить субъективные трудности;

2) умение изменять состав учебных действий при необходимости;

3) умение осознанно чередовать развёрнутые и сокращённые формы контроля;

4) умение переходить от работы с натуральными объектами к работе с их знаково-символическими изображениями;

5) умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

По мере сформированности УД учащиеся начинают самостоятельно проверять результаты своих учебных действий, находить ошибки и устранять их.

«Есть основания думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя. Конечно, для того, чтобы дети научились контролю, необходимо, чтобы учебное действие с его операторно-предметным составом было представлено достаточно развёрнуто, а последний разработан совместно учителем и учениками. В этом случае образцы действий предстанут перед учащимися не как заданные извне, а, следовательно, случайные, а как необходимые и обязательные…. Так, тщательный контроль за работой ученика на доске всем классом – хороший приём воспитания контроля. Однако при условии, что ответ ученика у доски не только предназначен учителю, но демонстрирует всему классу способ действий при решении той или иной учебной задачи. Есть основания предполагать, что формирование контроля идёт от контроля за действиями других к контролю за своими собственными действиями. Второе действие, которое должно быть передано самим учащимся для самостоятельного выполнения, - это оценка, т.е. установление того, усвоено ли то или иное учебное действие». (Д.Б. Эльконин «Учебная деятельность – её структура и формирование»)


7 класс

Тема: Решение задач по физике

Цели

Дидактическая: отработать способ оформления физических задач;

Психологическая: формирование учебного действия контроля;

формирование учебного действия оценки

Воспитательная: формирование коммуникативных навыков.


Начиная работу с семиклассниками, учитель физики сталкивается с проблемой оформления физических задач учащимися – им мешает довольно мощный стереотип оформления математических задач, сложившейся к 7 классу.

Эту проблему можно быстро и эффективно решить параллельно с формированием действия контроля и оценки у учащихся, причем как контроля за действием, так и контроля за результатом. Действие самоконтроля и действие самооценки являются неотъемлемыми частями учебной деятельности.

Д.Б.Эльконин утверждал, что формирование контроля идёт от контроля за действиями другого к контролю за собственными действиями. Контролировать действия других психологически легче, чем контролировать собственные действия (вспомните пословицу: «В чужом глазу соринку заметно, а в своём и бревна не видать»)


Содержание урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся и их предполагаемые ответы

I

1.

ОМЭ

(Актуализация и выравнивание знаний).

*Назовите основные шаги оформления физических задач:

(примечание: эти шаги найдены в совместной деятельности на прошлом уроке).










Наши цели и задачи:

  1. Научиться оформлять физические задачи;

  2. Научиться контролировать свои действия;

  3. Научиться слышать друг друга.

Фронтальная беседа:

1 шаг – краткая запись условия задачи;

2 шаг – проверка единиц величин (установление их соответствия);

3 шаг – указание способа определения искомой величины (модель задачи);


4 шаг – подстановка численных значений величин, вычисления, действия над единицами;

5 шаг – оценка реальности ответа, его запись.

(Самооценка)

II

ОИЭ

Задание 1 (на коллективный контроль)

Задача типа:

«За 5 часов 30 минут велосипедист проделал путь 99 км. С какой средней скоростью движется велосипедист?»


Образец:


5,5 ч

Решение:

υ = S/t

υ = 99 км/ 5,5 ч = 18 км/ч

Ответ: 18 км/ч

Дано:

t = 5 ч. 30 мин.

S = 99 км


Найти: υ - ?


















Задание 2 (на взаимоконтроль в паре)

«В течение 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч. Какой путь прошел поезд за это время?»







Образец:

= 20 м/с

Дано:

t = 30 с

υ = 72 км/ч


Найти: S - ?


Решение:

S = υt

S=20 м/с 30 с=600м

Ответ: 600 м.










Задание 3

(на самоконтроль, взаимоконтроль)

«За сколько времени плывущий по течению плот пройдет 15 км, если скорость течения 0,5 м/с?»

Образец

= 15000 м

Дано:

S = 15 км

υ = 0,5 м/с


Найти: t - ?


Решение:

t = s/υ

t=15000 м/ 0,5 м/с =30000с =
8 ч 20мин










Задание 4 (на самоконтроль)

Муха летит со скоростью 18 км/ч. Какой путь она пролетит за 5 с?

= 5 м/с

Дано:

t = 5 с

υ = 18 км/ч


Найти: S - ?


Решение:

S = υt

S=5 м/с 5 с = 25м

Ответ: 25 м.








Сделайте самооценку.

Сдайте листочки. (С этих листочков начинается следующий урок – ученик снова проверяет свою задачу: «Я – сегодняшний» проверяет «Я – вчерашнего», корректирует отметку, если нужно. Эти листочки служат информацией для учителя о качестве продвижения каждого ученика.)


Учащийся решает у доски с громким проговариванием шагов.

Класс внимательно следит за его действиями, соглашается или не соглашается, делает замечание, задает вопросы.

После решения задачи дети проводят рефлексию, отвечая на вопросы:

  1. Совпадает ли оформление задачи в моей тетради и на доске?

  2. Допустил ли я ошибки? Какие?

  3. В каком шаге? Почему? (невнимательность или незнание)?

  4. Заметил ли я ошибки на доске?


Самооценка:

  • без ошибок, молодец!

  • одна ошибка, почти молодец!

  • две ошибки и больше – старайся!

(Можно выразить это в баллах 5, 4, 3)


Учащиеся, проговаривая, друг другу шаги, решают задачу.

Сверяют решение с доской, на которой кто-то из учащихся записывает решение задачи.





(Самооценка по тем же критериям).








Каждый учащийся самостоятельно решает задачу. Делает самооценку. Обмениваются в паре тетрадями. Проверяют решение напарника. Обсуждают разногласия и анализируют ошибки. Сверяют с доской.

Самооценка:

  • Без ошибок, молодец!

  • 1 ошибка, почти молодец!

  • 2 ошибки и больше – усиль внимание и контроль.



Решают на листочках в условиях контрольной работы – молча, с закрытыми тетрадями.





Делают самооценку в виде отметки).






Сдают листочки


III

РОЭ

Подведем итоги; делаем самооценку:


  1. Все шаги оформления задач я освоил?

  2. Какие шаги вызывают у меня затруднения?

  3. В чем причина затруднения?

  4. Что я должен сделать, чтобы убрать затруднения?

  5. Участвовал ли я в коллективном обсуждении?

  6. Замечал ли свои ошибки? Чужие?

  7. Помогал ли другим?

  8. Обращался ли за помощью?

  9. Итоговая самооценка: доволен собой, не очень, не доволен – почему?

Домашнее задание:

  1. §15-16, упр.

  2. Придумать задачу с «ловушками»*

  3. Творческое задание «Веселое руководство по решению физических задач» (стих, песня …)















Проводят рефлексию.


* «Ловушки» или «ошибкоопасные места» - данные задачи, при действии с которыми имеется большая вероятность допустить ошибку. Составление задач с «ловушками» формирует у учащихся прогностический контроль, способность осознавать и предвидеть «ошибкоопасные» места задачи.



Пример творческого задания:


Данилина Анна, 7 кл.


«Весёлое руководство по решению задач»


Для начала первый шаг:

Прочитаю текст задачи.

Слишком долго всё писать,

Для того нам служат знаки,

Чтобы времени не тратя,

Кратко, кратко записать всё,

Что написано в задаче.

Следом сверю единицы,

Сантиметры, километры в метры обращу,

А решение задачи формулами запишу.

Вместо букв поставлю числа,

Подсчитаю ответ быстро.

Сверю мой ответ с условием задачи-

Правдоподобен он или иначе?

А затем – последний шаг:

Запишу ответ скорее и пятёрку получу,

Обращайтесь вы ко мне –

Я вас решать задачи научу!











Урок решения задач по физике. Тема "Механическое движение" 7 класс. Система развивающего обучения.
  • Физика
Описание:

Начиная работу с семиклассниками, учитель физики сталкивается с проблемой оформления физических задач учащимися – им мешает довольно мощный стереотип оформления математических задач, сложившейся к 7 классу.

Эту проблему можно быстро и эффективно решить параллельно с формированием действия контроля и оценки у учащихся, причем как контроля за действием, так и контроля за результатом. Действие самоконтроля и действие самооценки являются неотъемлемыми  частями учебной деятельности.

 

Д.Б.Эльконин утверждал, что формирование контроля идёт от контроля за действиями другого к контролю за собственными действиями. Контролировать действия других психологически легче, чем контролировать собственные действия (вспомните пословицу: «В чужом глазу соринку заметно, а в своём и бревна не видать») 

Автор Каптелова Наталья Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 2093
Номер материала 28625
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓