Главная / Классному руководителю / Урок решения ключевых задач «Обыкновенный героизм» в разновозрастной группе 6-8 классах

Урок решения ключевых задач «Обыкновенный героизм» в разновозрастной группе 6-8 классах

Урок решения ключевых задач

«Обыкновенный героизм»

в разновозрастной группе 6-8 классах


Цель: акцентировать внимание учащихся на проблеме понимания героизма.

Задачи: на краеведческом материале раскрыть представления учащихся об истинном и ложном героизме; воспитывать представление о герое как об уникальном и , прежде всего, духовном человеке.


«На крест не просятся,

но и с креста не бегают»

Церковная заповедь

Оборудование: раздаточный материал с описанием героических поступков, произведение М.Горького «Песня о буревестнике», иллюстрации к произведению, портреты М.Горького, Патриарха Алексия, краеведческий материал из газеты «Коммунист» ( «Доверие») с описанием подвига Базлова П.Е., Платоновой К.А., фотографии П.Е.Базлова, Платоновой К.А.



Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Герой! Это почетное звание присваивается за особые заслуги перед обществом, за подвиг во имя людей на войне, или в ситуациях, равных военным. Этим званием гордятся исключительные по смелости или по своим доблестям люди, которых страна награждает специальными знаками отличия.

Однако есть люди, которые не имеют никаких наград, но о которых мы точно знаем, что поступки, совершенные ими, носят печать героических. Назовем это явление обыкновенным героизмом и разберемся в значении этого слова.

Давайте рассмотрим такой случай.

Выполнение 1-го задания.

Поздно вечером пожарных вызвали в пятнадцатиэтажный дом на большом городском проспекте. Там загорелись вещи в одном из общих коридоров, и пламя распространилось на одну из квартир. При этом едким дымом и пламенем один взрослый человек и ребенок оказались заблокированными в одной из комнат. Тушить пришлось в течение часа, возгорание было ликвидировано силами пожарной части.

В результате ликвидации пожара погиб один служащий пожарной части, который спас людей из пламени ценой собственной жизни.

Родственники погибшего обратились к руководству пожарной части с просьбой о награждении его орденом мужества. Однако в пожарной части им сказали, что погибший служащий выполнял свой долг, поэтому льготы, положенные его семье по поводу его смерти, сохраняются, а вот что касается ордена мужества…


Вопрос.

Как вы считаете, можно ли считать поступок погибшего пожарника геройским, и на каких основаниях родственники погибшего пожарника могли оспорить отчет руководства пожарной части?


Дискуссия

Сычев Максим. ( 8 класс).Этот пожарный выполнял своё дело, работу. Так же поступил бы любой его коллега. Пожарные знают, что им придется рисковать своей жизнью, но и их также обучают приемам, которые помогут ему сохранить себе жизнь. Он должен быть осторожнее, осмотрительнее и беречь свою жизнь. Поэтому я считаю, что руководство пожарной части правою

Сычев Алексей ( 8 класс). А я считаю, что этот пожарный совершил геройский поступок, потому что он лежит за пределами его служебных обязанностей. Он не был обязан жертвовать собой. Находящиеся радом сослуживцы не рисковали своей жизнью, а он оказался морально выше их. Поэтому, я считаю, его можно назвать героем и нужно наградить этого человека за мужество, хотя бы в назидание всем остальным, кто оказался морально слабее.


Вывод (обобщение учителя): принципиальность руководства пожарной части в данной ситуации неуместна и необоснованна. Погибший, конечно, заслуживает награды.

Мораль нередко требует от нас выполнения своего долга. Однако большинство людей, выполняя свои обязанности перед обществом, не в состоянии перейти черту страха и выйти на уровень мужества. Например, мы морально обязаны помогать тем, кто умирает в нищете, но делаем ли мы это, хотя для такого рода помощи вовсе не требуется рисковать жизнью, нужно просто отказать себе в каком-либо удовольствии или предмете роскоши? Хотя мы все проинструктированы Библией: «Бдительность над богатством изнуряет тело, а забота о нем отгоняет сон… Любящий золото не будет прав, и кто гоняется за тлением, наполнится им». «Не собирайте себе сокровищ на земле… В Бога богатейте». ( Лк 12,21)


Задание №2

Слово учителя

Первый эпизод рассказывал нам о героизме, совершенном в мирное время.

Уходят в прошлое события 65-тилетней давности. Все меньше и меньше становится живых свидетелей войны. Но человеческая память бережно хранит имена и подвиги героев, которые не щадили своих жизней во имя торжества разума, справедливости на земле.

Из нашего села на фронт ушли 304 человека, из них 168 – не вернулись домой.

Посмотрите на старые фотографии наших односельчан Базлова П.Е. и Платоновой К.А. Что вы можете сказать об этих людях? ( ответы детей)

Об одном из таких героев нам расскажет правнук Сычев Алексей.

Мой прадед, Павел Егорович Базлов, до войны работал счетоводом в Кишлеевском колхозе. С первого дня войны он с винтовкой в руках на передовой линии фронта – там, где требовалось немедленно восстановить связь. Павел Егорович всегда четко выполнял задания командира. За отличное выполнение заданий он был награжден медалью «За боевые заслуги».

Однажды Павел Егорович получил задание: необходимо было восстановить связь на одном из важных участков. В течение 4-х суток сержант Базлов под непрерывным огнем противника обеспечивал нормальную работу связи.

Вражеская авиация непрерывно сбрасывала бомбы, рвались снаряды, свистели пули. В один из напряженных моментов связь была вновь прервана. Казалось, восстановить её не было никакой возможности. Но связист пренебрег опасностью. Он шел навстречу смерти. В дыму и пыли от разрывов авиабомб и снарядов Павел Егорович пробрался к месту разрыва, соединил разорванные концы кабеля… И в это время осколок вражеского снаряда пронзил тело героя-связиста…

За этот бой П.Е.Базлов был награжден орденом Отечественной войны 2-ой степени.

Сообщение о Платоновой К.А. делает Глушко Вика( 6 класс)

Платонова Клавдия Андреевна родилась в 1920 году в д.Даниловка. окончила 7 классов Кишлеевской семилетней школы, затем дошкольное отделение Владимирского педучилищ, по окончании которого 5 лет проработала в детском садике в поселке Кохома Ивановской области.

С самого начала войны она неоднократно просила отправить её на фронт в действующую армию. Лишь в 1942 году её просьбу удовлетворили, но вначале отправили на курсы радисток.

2 июня 1943 года рядовая Платонова прибыла в распоряжение начальника разведотдела штаба 3-го Белорусского фронта. Он ознакомил девушку с характером её работы и добавил, что будут конкретно говорить перед заброской в тыл. Ждала Клава недолго. Ночью сели в самолет и приземлились уже в тылу врага у партизан. Первый раз разведгруппа, в составе которой была Платонова К.А., собирала материалы о строительстве вражеских сооружений на западном берегу Днепра в Могилёвской области. Клавдия Андреевна грамотно передавала шифровку в штаб.

По выполнении задания разведгруппа вернулась обратно.

Зимой 1944 года группа разведчиков вела работу в Минской области. В состав группы входили диверсанты-подрывники: они взрывали вражеские поезда на дороге Минск – Орша и Минск – Гомель. Клавдия Андреевна была в составе этой группы и сообщала об успехах разведчиков.

Она погибла 6 февраля 1944 года: во время прыжка с самолета её подбили и парашют не раскрылся.

Похоронили Клавдию Андреевну в д. Бытень Пуховичского района Минской области.

Платонова Клавдия Андреевна посмертно награждена орденом Отечественной войны 2 степени.

Клавдии Андреевне посвящено стихотворение ( автор неизвестен) ( читает Верхотурова Настя)

Наша Клава


Шел боевой 41-ый,

Грозный, пламенный год.

Части советской армии

Смело рвались вперед.

Среди них сражалась Клава,

Чтоб мы мечтали в тиши,

Дочь молодой державы,

Девушка русской души.


Клава училась, мужала,

Крепла, любила, росла…

Юность у многих девчонок

В тот год унесла война.


В край белорусский, лесистый,

Клаву бросала судьба.

За каждый пригорок лесистый

Там разгоралась борьба.


Клава пошла на заданье –

Трудное было оно…

Быть может, она сберегала

Счастье твое и мое.


Девушка твердила упрямо:

«Нет, ни шагу назад!

Если погибну я, завтра

Друзья за меня отомстят!»


Тихо гудит машина,

Мотор уже, кажется, встал…

Ну, прыгай же, Клава!

Прыгай! Видишь условный сигнал!


Клава подходит к двери:

Воздух прозрачен и чист.

Ночь уж закрыла створки,

Край белорусский лесист!


Вот уж Птичь пролетела…

Славный Омелинский бор.

Клава в душе мечтала:

«Только бы сесть на бугор».


Вот и земля уже ближе,…

Это не первый прыжок.

Пламя поленья лижет

Только лишь славный подскок…


День долгожданный Победы

Встретить тебе не пришлось

Детство и юности годы –

Все от тебя унеслось


К школе, просторной и новой,

Подходит ватага ребят,

Имя Клавдии Платоновой

Носит лучший отряд


Вопрос.

Как вы думаете, что заставляло этих людей идти на верную смерть? Эти поступки – «безумство храбрых» или « мудрость жизни»?


Дискуссия.

Зимин Владислав ( 6 класс): « Конечно, кто-то может посчитать безумством идти на верную смерть, выполняя задание. Павел Егрович, наверное, понимал, что он может погибнуть. Но его подвиг-уничтожение своего страха. Страх убивает не только самого человека, но и сеет панику вокруг. А паника ведет к верной гибели всего, к хаосу. Поэтому, победа над страхом – мудрость жизни»

Верхотурова Настя (6 класс): «Я считаю, что поступок Павла Егоровича и многих наших предков, погибших в годы войны, - мудрость жизни. Эти люди преодолевали свой страх перед смертью, совершали подвиги ради того, чтобы мы, их внуки и правнуки, могли сейчас спокойно жить, учиться».



Вывод.

Человеческая жизнь – это, в сущности, подарок не только ему самому, но и всем остальным. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав на землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную» ( Евангелие от Иоана 12, 24-25)


Вопрос 3.

Почему мы не забываем то, что сделали для нас наши прадеды и чтим подвиг П.Е.Базлова, отдавшего за нас свою жизнь? Отличаются ли качества, которым должен обладать человек в военное время, от тех, какими он должен обладать сейчас?


Шмелева Даша (7 класс)

Героизм всегда достоин почитания. Человек в любое время, и в военное, и в мирное, должен быть порядочным, честным, решительным, добрым…


Вывод.

« Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят с взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей»

Как вы думаете, о молодежи какого поколения это сказано? ( ответы детей)


Это слова Сократа, жившего в 5 веке до нашей эры. А характеристика молодежи за это время не изменилась. И это радует!

Согласны ли вы с Сократом?

Ответы учащихся.

Лукьянова Катя (7 класс)

Человеческие качества всегда одинаковые: и во время войны, и в мирное время. Наше поколение также обладает такими качествами, как смелость, порядочность, человечность, доброта. Может, не всегда они проявляются, но я уверена, что если бы мы жили в то страшное время, мы бы сражались так же за своих родных, близких, за будущих потомков.

Совсем недавно я посмотрела фильм - фэнтези «Мы из будущего». Он рассказывает о молодых парнях, которые попали в прошлое, в годы Великой Отечественной войны. В настоящем времени они были «черными копателями», один из них –неонацистом. Но попав в эти страшные годы, они стали вместе со своими предками сражаться против фашистов. И неонацисту стало стыдно за свои поступки у себя в настоящем, и он камнем содрал со своей руки свастику.

Главная цель жизни – помогать людям. Из личности человека нельзя выкинуть ни одного качества, делающего его Человеком.

Вывод. Человек создан Богом для вечности, а в человеке, сильном духом, готовность к подвигу заложена генетически.


Алексей Степанович Хомяков, русский философ, веря в возможности духовного человека, написал такие стихи:(чтение учеником стихотворения – Даша Шмелева)

Подвиг есть и в сражении,

Подвиг есть и в борьбе;

Высший подвиг в терпении,

Любви и мольбе.

Если сердце заныло

Перед злобой людской

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной;

Если скорби земные

Жалом в душу впились,-

С верой, бодрой и смелой,

Ты за подвиг берись.

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья,

Выше мраков земных,

Выше крыши темницы,

Выше злобы слепой,

Выше воплей и криков

Гордой черни людской!


Для исполнения жизни человек должен знать её цель, предвидеть свой финал на Земле. Эта идея ярко представлена в «Песне о Буревестнике» М. Горького.


Чтение учителем «Песни о Буревестнике» М.Горького.


Вопрос.

На произведениях М.Горького «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике» выросла романтика русских революционеров. Но что настораживает в предложенном нам героическом облике Буревестника?


Дискуссия.

Верхотурова Настя.

Автор изображает буревестника положительным героем. Но этот положительный герой сравнивается с черным демоном бури: «Вот он носится, как демон,- гордый, черный демон бури». Добро не может злиться, а буревестник злится.


Зимин Владислав.

Буревестник хочет какой-либо бури, не считаясь со страхами за свои жизни других морских обитателей: «Пусть сильнее грянет буря!»


Сычев Максим.

В стихотворении не указана цель битвы. Для чего нужна Буревестнику буря? Кого она спасет и кого победит? Из решения предыдущих задач мы поняли, что герои действуют ради спасения людей. Но план буревестника не спасение людей, а лишь желание какой-то битвы.

Буревестник призывает к массовому героизму, а массовость ведет к соперничеству, и это может привести к массовой гибели многих людей, откликнувшихся на призыв буревестника.


Шмелева Даша.

Героизм буревестника – героизм безумного: «Безумству храбрых поем мы песню!»

Буревестник хочет совершить просто личный подвиг не ради спасения людей, а, возможно, ради какой-то идей: «Пусть сильнее грянет буря!»


Сычев Алексей.

Тогда получается, что есть героизм настоящий, истинный, и героизм ложный. Истинный героизм направлен на спасение слабых людей, а ложный – просто на желание «обязательно совершить какой-нибудь подвиг», который, возможно, будет оплачен жизнью других, более слабых людей.


Вывод.

Евангелие от Матфея гласит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония»

Так и буревестник только внешне похож на героя, а цель у него- помочь попавшим в беду- отсутствует.

Начало 20 века было непростым. Революционеры-буревестники решили изменить мир, построить светлое будущее: «Кто был ничем, тот станет всем!»

Красивая идея - построить новое бесклассовое общество- стала больше реальности. Общество жило новой идеей беззаветно, т.е не опираясь на особые заветы, заповеди. Идея стала выше реальности. А это привело к тому, что общество без корней истинной и глубокой веры, скатилось к обществу «бездуховности».

Отсюда и два значения слова «героизм» - истинный и ложный.

Максим Горький, воспевая «безумство храбрых» и подумать не мог, что главным словом в его произведении станет слово «безумство»

Александр Блок, стремящийся к революции «всем телом, всем сердцем, всем сознанием», не пережил разочарования, разуверился в благой силе революции, умер от тяжелой формы стенокардии.

А сколько романтиков Серебряного века ушли из жизни безвременно и трагично! Они сполна заплатили за свои иллюзии.

Итак, подведем итоги урока.

« На крест не просятся, но и с креста не бегают», - эта мудрая церковная заповедь была сказана некогда Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым в день Торжества Православия. Этот праздник связан с окончательной победой над эпохой иконоборчества и празднует в первое воскресенье Великого Поста. Отвечая на вопросы журналиста о возможности обустройства России, Патриарх сказал о том, что «абсолют, стремление к абсолюту – национальная черта России. Она проявлялась и проявляется во всех. Да в тех же большевиках, в конце концов. Россия с болью, но пережила время служения богам ложным. Боюсь, однако, она не сможет пережить то время, когда человек вообще откажется служить чему бы то ни было, полагая свое маленькое и здешнее бытие вполне самодостаточным»

( цит. по: Слово Патриарха. – Православная Академия, 1991, стр.46)


Пусть же будет в нашей жизни безумство храбрых, но обязательно духовных и мудрых людей. Ведь мудрость земной жизни без героев немыслима.

Рефлексия.


Сегодня мы вели разговор об обыкновенном героизме.

Составьте синквейн на эту тему.


Герой

Отважный, храбрый

Спасает, сражается, побеждает

Спасает всех, попавших в беду

ЧЕЛОВЕК









Время


Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Совместная деятельность


6,7 кл

8 кл

1

3мин

Слово-вступление учителя

Понятие «обыкновенный героизм»



Слушают и оценивают информацию

2

8 мин

Работа над 1 заданием. Рассказывает первый случай.

Вопрос.

Как вы считаете, можно ли считать поступок погибшего пожарника геройским, и на погибшего пожарника могли оспорить отчет руководства пожарной части?





Учащиеся высказывают свои мнения, рассуждают и доказывают свои предположения

3

1-2 мин

Обобщает сказанное учениками



Слушают обобщение учителя

4

15 мин

Дает задания классам:

Посмотрите на старые фотографии наших односельчан.

Что вы можете сказать об этих людях? (

Учащиеся рассматривают фотографии, называют те или иные черты характера, которые они увидели во внешности Базлова П.Е. и Платоновой К.А.

Рассказы о Базлове П.Е. и Платоновой К.А

Слушают выступления ребят

5

5мин


Работа над 2 заданием.

Вопрос.

Как вы думаете, что заставляло этих людей идти на верную смерть? Эти поступки – «безумство храбрых» или « мудрость жизни»?

Вопрос 3.

Почему мы не забываем то, что сделали для нас наши прадеды и чтим подвиг П.Е.Базлова, отдавшего за нас свою жизнь? Отличаются ли качества, которым должен обладать человек в военное время, от тех, какими он должен обладать сейчас?




Учащиеся высказывают свои мнения

6

5 мин мин

« Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят с взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей»

Как вы думаете, о молодежи какого поколения это сказано? ( ответы детей)


Это слова Сократа, жившего в 5 веке до нашей эры. А характеристика молодежи за это время не изменилась. И это радует!

Согласны ли вы с Сократом?

Обобщает ответы уч-ся

Главная цель жизни – помогать людям. Из личности человека нельзя выкинуть ни одного качества, делающего его Человеком.

Вывод. Человек создан Богом для вечности, а в человеке, сильном духом, готовность к подвигу заложена генетически.
















































Чтение стихотворения А.С.Хомякова ( Даша Шмелева)

Слушают цитату, высказывают доводы


10 мин

Работа над 3 заданием.

Чтение «Песни о Буревестнике» М.Горького


Вопрос.

На произведениях М.Горького «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике» выросла романтика русских революционеров. Но что настораживает в предложенном нам героическом облике Буревестника?




Подведение итога урока




Учащиеся следят по тексту



Высказывают свои мнения


5мин

Рефлексия занятия

Ответы на вопросы

-какую оценку я бы поставила себе на занятии?

-какую оценку я бы поставила самому занятию?

-какую оценку я бы поставила учителю на занятии?

Закончите предложение: Герой – это…


Составить синквейн о герое

Составляют синквейн, отвечают на вопросы.

Зачитывают синквейн


2 мин

Домашнее задание

Напишите сочинение – рассуждение на тему «трудно ли быть героем?»



Записывают задание на дом



Урок решения ключевых задач «Обыкновенный героизм» в разновозрастной группе 6-8 классах
  • Классному руководителю
Описание:

Урок решения ключевых задач

«Обыкновенный героизм»

в разновозрастной группе 6-8 классах

 

Цель: акцентировать внимание учащихся на проблеме понимания героизма.

Задачи: на краеведческом материале раскрыть представления учащихся об истинном и ложном героизме; воспитывать представление о герое как об уникальном и , прежде всего, духовном человеке.

 

«На крест не просятся,

 но и с креста не бегают»

Церковная заповедь

Оборудование: раздаточный материал с описанием героических поступков, произведение М.Горького «Песня о буревестнике», иллюстрации к произведению, портреты М.Горького, Патриарха Алексия, краеведческий материал из газеты «Коммунист» ( «Доверие») с описанием подвига Базлова П.Е., Платоновой К.А., фотографии П.Е.Базлова, Платоновой К.А.

 

 

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Герой! Это почетное звание присваивается за особые заслуги перед обществом, за подвиг во имя людей на войне, или в ситуациях, равных военным. Этим званием гордятся исключительные по  смелости или по своим доблестям люди, которых страна награждает специальными знаками отличия.

Однако есть люди, которые не имеют никаких наград, но о которых мы точно знаем, что поступки, совершенные ими, носят печать героических. Назовем это явление обыкновенным героизмом и разберемся в значении этого слова.

Давайте рассмотрим такой случай.

Автор Глухарева Светлана Александровна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 466
Номер материала 8751
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓