Главная / Русский язык и литература / Урок развития речи в 8 классе по теме

Урок развития речи в 8 классе по теме

Тема урока. «Людские души – души разные…» Портрет-характеристика.

8 класс.

Цель урока.

Знать: особенности данного вида описания – портрета- характеристики;

Уметь: анализировать художественные тексты-образцы, содержащие характеристики героев; усвоить основной круг нравственно-духовных понятий.


Ход урока.

  1. Оргмомент. Цель урока.

  2. Работаем над понятием портрет- характеристика


- разновидностью какого типа речи является портрет-характеристика?

- что входит в понятие портрет? Нужно ли описывать всё во внешности героя?

- что означает слово «характеристика»? Разберите его по составу. Подберите однокоренные слова и синонимы.

Характер нрав

Характерный норов

характеризовать



В словаре С.И. Ожегова сказано: «Характеристика – описание характерных, отличительных качеств, свойств кого-либо».


В словаре В.И. Даля: «Характер – нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца».


Нравственность (мораль) – правила поведения, принятые в обществе.




3. Объём сочинения. Какой круг вопросов должен войти в сочинение?


Если в портретном описании перечисляются внешние признаки героя, то в описании-характеристике называются черты характера, приводятся биографические данные, указывается общественное положение человека, описываются его наклонности и интересы.



  1. Композиция.

- Расположите эти микротемы в нужной последовательности: 1, 2, 3…

- Какой пункт плана будет главным?




  1. Прочитайте выписки из «Словаря эпитетов русского языка»


Х А Р А К Т Е Р: голубиный, деликатный, дружелюбный, золотой, инициативный, незаурядный, независимый, незлобивый, несгибаемый, решительный. сдержанный, увлекающийся, цельный, эмоциональный.


У М: острый, изобретательный, оригинальный, творческий, цепкий.


Д У Ш А: бесхитростная, возвышенная, доверчивая, светлая, беспокойная, впечатлительная, поэтическая, добрая.


- Незнакомые слова?

- Слова в переносном значении? Как они называются?

- Наиболее привлекательные черты характера?



  1. Работаем с художественным текстом.


Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения Г.Р. Державина «Признание». Подумайте, каким человеком считал себя поэт.


Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид;

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.


(Справка. Сан – почёт, положение в обществе, звание.)



Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения В.С. Высоцкого «Я не люблю». Что можно сказать о поэте?


Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю и ещё-

Когда чужой читает мои письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю себя, когда я трушу,

И не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу.

Тем более, когда в неё плюют.



  1. Исследуем слово. Задание №1


Угадайте слово по его лексическому значению.

?... … … - то же, что талантливый.

?... … … - вежливый, мягкий в обращении.

?... … … - непочтительный, грубый.

?... … … - инициативный, предприимчивый.

?... … … - действующий беспристрастно, в соответствии с истиной.

?.. … … - склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

?... … … - владеющий собой, умеющий сдержаться, ровный.

?... … … - готовый помочь, легко отзывающийся на чужие нужды.

(Слова для справки: деликатный, сдержанный, дерзкий, отзывчивый, одарённый, инициативный, справедливый, любознательный.)



Задание №2

К данным прилагательным подберите антонимы. Дайте толкование этим словам. Как напишете слова с НЕ – слитно или раздельно?

Вежливый - … Скромный - …

Добрый - … Терпимый - …


Взыскательный - …



Задание №3

Вспомните, что называется сравнением. Попробуйте закончить сравнения.

Вспыльчивый, как … Хитрый, как…

Храбрый, как … Упрямый, как …

Хвас(..)ливый, как … Завис(..)ливый, как …


(Сравнение – уподобление одного предмета другому)


Задание №4

Продолжите ряды слов.

П О В Е Д Е Н И Е: вежливый, тактичный, замкнутый…(культурный, деликатный, приветливый, сердечный, непосредственный, сдержанный)


О Т Н О Ш Е Н И Е К Л Ю Д Я М: доброжелательный, приветливый, насмешливый, отзывчивый, сердечный…(добродушный, гостеприимный, общительный, чёрствый, язвительный)


О Т Н О Ш Е Н И Е К Т Р У Д У: трудолюбивый, активный, ленивый, исполнительный, небрежный…(недобросовестный, безответственный, сознательный)

УМ, СПОСОБНОСТИ: одарённый, талантливый, сообразительный…(умный, способный, любознательный, неразвитый)




  1. Рассмотрим рисунки датского художника Х. Бидструпа «Четыре характера».

- Можно ли эти рисунки назвать юмористическими? В чём комизм ситуаций, представленных на рисунках?

- Какие черты характера изобразил художник на своём рисунке? При помощи эпитетов попробуйте их описать.

- Как бы вы поступили в подобной ситуации?

- Предложите подписи под картинками.

- Опишите людей, изображённых на рисунках. Какой разговор мог произойти между ними? Составьте диалог или монолог.



9. Домашнее задание. Используя материалы урока, составьте описание-характеристику на тему «Я». (На черновике!)



  1. Дополнительный материал. Учимся у мастеров слова!



Раскройте значение выделенных слов и словосочетаний. О каких качествах характера идёт речь? Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, антитезу (противопоставление).


  • Вся она – тёмная, но светилась изнутри – через глаза – (не)угасимым, весёлым и тёплым светом (М. Горький).

  • Вдруг в гостиную вбежала девочка лет десяти, некрасивая, но чрезвычайно живая и обаятельная (Л.Н. Толстой).

  • Он засмеялся шёлковым, ласковым смехом (М. Горький).

  • Мальчик выделялся блестящими способностями и огромным самолюбием (Л.Н. Толстой).

  • Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское (А.С. Пушкин).

  • Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его (Н.В. Гоголь).











hello_html_6c9c8b8e.jpg







Валентин Александрович Серов (1865-1911) – один из крупнейших русских художников второй половины 19 века. Картина называется «Мики Морозов». Серов создал умный, правдивый, серьёзный портрет Мики Морозова. Четырёхлетний ребёнок сидит в глубоком кресле, отчего его фигурка кажется ещё более хрупкой. Во всём облике Микки чувствуется движение, взволнованность, нетерпение, любопытство. Особенно это состояние подчёркивается широко раскрытыми глазами. Рот слегка приоткрыт. Какая-то мысль рождается в детской головке. Поза мальчика тоже выражает эту внутреннюю энергию: кажется, вот-вот соскочит он с кресла, побежит, и мы услышим его звонкий, как колокольчик, смех.


Картина «За обедом» - принадлежит кисти Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. На картине изображены дети художницы: Тата, Женя и Шурик. Каждый ребёнок самобытен и индивидуален. Тата поражает своими тёмными, живыми, блестящими глазами. Ей не сидится на месте, она как бы хочет совершить что-либо сейчас, в данный момент. У девочки непринуждённая поза, ручка лежит на тарелке… Чувствуется, что она не может долго сидеть на одном месте.

Сыновья Зинаиды Евгеньевны не похожи один на другого. Женя – блондин с голубыми глазами, с красивым тонким профилем. Он держит стакан с водой и на первый взгляд кажется, что он пытается что-то увидеть на дне стакана. Но это не так. Мальчик погружён в себя, свои мысли, сосредоточен, задумчив.

Шурик, второй сын Серебряковой, - шатен с ласковым и нежным личиком. Он сидит в пол-оборота, как будто его кто-то окликнул. Открытые, трогательные, добрые ребята.



.






6


Урок развития речи в 8 классе по теме
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока. 

Знать: особенности данного вида описания – портрета- характеристики;

Уметь: анализировать художественные тексты-образцы, содержащие характеристики героев; усвоить основной круг  нравственно-духовных понятий.

В начале урока работаем над понятием "портрет-характеристика", обсуждаем круг вопросов, которые должны войти в сочинение.

Далее следует работа со "Словарём эпитетов русского языка" и анализ образцов художественных текстов.

Важный этап - работа в группах ("Исследуем слово") и коллективная работа с рисунками датского художника Х. Бидструпа "Четыре характера".

Автор Хрущёва Алевтина Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1350
Номер материала 32700
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓