Главная / Русский язык и литература / Урок развития речи в 8 классе. Тема «Сопоставление художественного и публицистического текстов»

Урок развития речи в 8 классе. Тема «Сопоставление художественного и публицистического текстов»


Урок развития речи в 8 «А» классе

(проведён в компьютерном кабинете с использованием

мультимедийного проектора)


Тема «Сопоставление художественного и публицистического текстов»

Цели: расширить и углубить представле­ние учащихся о художественном и публицистическом стилях речи, их особенностях; дать представление о роли творческой фантазии, воображения в создании произведений искусства; учить строить высказывание в заданном стиле.


  1. Эпиграф к уроку (спроецирован на доску)

А что такое воображение?..

Это свойство человека, пользуясь запасом жиз­ненных наблюдений, мыслей и чувств, создавать,

наряду с действительностью, вымышленную жизнь, с вымышленными людьми и событиями...

Есть же настоящая жизнь. Зачем же выдумы­вать другую?

А затем, что настоящая жизнь большая и слож­ная и человеку никогда не удаётся узнать её цели­ком и во всём разнообразии... И вот воображение даёт ему то, что не успела или не может дать ему действительность. Воображение заполняет пусто­ты человеческой жизни...

Человеческая мысль без воображения бесплодна, равно как и воображение бесплодно без действи­тельности.

К. Г. Паустовский. Из книги «Золотая роза»












Все вопросы, которые будут поставлены на уроке, проецируются на доске, чтобы дети могли более вдумчиво осознать их и осмыслить.

Прочитайте диалог. Какова роль воображения в жизни человека? Сравните свои ответы с размышлениями К. Г. Паус­товского на эту тему.

Да, многое он [человек] не может увидеть и пережить. Например, он не может перенестись на триста лет назад и стать учеником Галилея, быть участником взятия Парижа в 1814 году или, сидя в Москве, прикоснуться рукой к мраморным колоннам Акрополя. Или беседовать с Гоголем, бродя по улицам Рима. Или заседать в Конвенте и слышать речи Марата. Или смотреть с палубы на Тихий океан, усеянный звёздами. Хотя бы по­тому, что этот человек никогда в жизни не видел даже моря. А человек хочет знать, видеть и слышать всё, хочет пережить всё.

Какую роль играет воображение в художественном твор­честве?

Обратившись к Толковому словарю русского языка и Сло­варю синонимов русского языка, объясните значение слова во­ображение и составьте с ним синонимический ряд, словосоче­тания. (Воображение — способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление).

Воображение, фантазия (творческая); порожденный (создан­ный) воображением; полет фантазии, смелое воображение, на крыльях фантазии и т.д.

II. Работа по теме.

1. Обратитесь к таблицам («Речь», 5—7 классы), в ко­торых представлены особенности публицистического и худо­жественного стилей. Найдите сходства и различия между ними.

Какова роль воображения в создании публицистического и художественного текстов? В тексте какого стиля речи оно присутствует в большей степени? Почему? (Публицистический текст основывается на фактах действительности, а художественный в значительной степени создается с помощью воображения, творческой фантазии.)

Какие цели преследуют авторы публицистического и художественного произведений? В чем их отличие? (Публицистическое произведение воздействует на читателей через факты действительности, автор художественного произведения создает образную систему, сюжет, композицию произведения, посредством которых сообщает читателям о своих мыслях и взглядах на рассматриваемую проблему.)

2. Сегодня на уроке мы обращаемся к двум текстам на одну тему, но разным по стилю. Это рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» и воспоминания писателя о том, как он был написан. Наша задача — сопоставить их и выявить различия, обусловленные стилевой принадлежностью.

Познакомьтесь с текстом воспоминаний К. Г. Паустовского.

(тексты распечатаны на компьютере для каждого ученика)


Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время гравёра Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая старушка — дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная её дочь Настя жила в Ленинграде и совсем забыла о матери — она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги.

Кроме старушки и меня, в доме больше никто не жил. Дом этот считался мемориальным.

Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру большой и такой же запущенный, как и дом, сырой г озябший сад...

Стёкла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, язычок свечи отражался в них почему-то два раза.

Все вещи — диваны, столы и стулья — были сделаны из светлого дерева, блестели от времени и пахли кипарисом, как иконы...

По вечерам я приходил к Катерине Ивановне пить чай.

Она сама уже плохо видела, и к ней прибегала раза по два-три за день для всяких мелких хозяйственных поделок соседская девочка Нюрка, по характеру своему угрюмая и всем недовольная.

Нюрка ставила самовар и пила с нами, чай, громко высасывая его из блюдечка. На все тихие речи Катерины Ивановны Нюрка отзывалась только одними словами:

Ну вот ещё! Чего выдумали!

Я её стыдил, но она мне говорила:

Ну вот ещё! Будто я ничего не понимаю, будто я совсем серая!

Но на деле Нюрка, пожалуй, единственная любила Катерину Ивановну. И вовсе не за то, что иногда Катерина Ивановна дарила ей то старую бархатную шляпку с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или жёлтое от времени кружевце.

Катерина Ивановна никогда не выпускала из рук старенькую атласную сумочку. Там у неё хранились все её богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти — красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом — и пожелтевшая фотография самой Катерины Ивановны, когда она была ещё девушкой, — воплощение нежности и чистоты.

Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседей и бестолкового доброго старика Ивана Дмитриевича, сторожа при пожарном сарае, что у Екатерины Ивановны не жизнь, а одно горе горькое. Настя вот уже четвёртый год как не приезжает, забыла, значит, мать, а дни у Екатерины Ивановны считанные. Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то, бывало, с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов — никому не известно.

Однажды Екатерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, — в нём она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

Дорогой мой, — сказала Екатерина Ивановна, — уж вы не взыщите с меня, со старой. Хочется мне напоследок посмотреть сад. В нём я еще девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья посадила сама.

Она одевалась очень долго. Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

Не дай вам Бог, родной мой, — сказала она мне, — дожить до такой одинокой старости! Не дай вам Бог!..

А ещё через несколько дней Катерина Ивановна слегла и уже не вставала. У неё ничего не болело. Жаловалась она только на усталость.

Я послал телеграмму в Ленинград. Нюрка перебралась в комнату Катерины Ивановны, чтобы на всякий случай быть ближе.

Однажды ночью Нюрка сильно застучала ко мне в стенку и крикнула испуганным голосом:

Идите! Бабка помирает!

Катерина Ивановна лежала без сознания и только чуть заметно дышала. Я попробовал пульс — он не бился, а тихо дрожал, тоненький, как паутина...

Умерла Катерина Ивановна к утру...

Она лежала тоненькая, как девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обёрнут вокруг её ног. Из-под него были видны маленькие чёрные замшевые туфли. На руках, державших свечу, были туго натянуты до локтя белые лайковые перчатки. Букет из шёлковых алых роз был приколот к её корсажу.

Лицо было закрыто фатой, и если бы не сухие, сморщенные локти, видневшиеся между рукавом и краем белых перчаток, то можно было подумать, что это лежит молодая и стройная женщина.

Настя опоздала на три дня и приехала уже после похорон.

Всё рассказанное выше, — заключает автор, — это и есть тот писательский житейский материал, из которого рождается проза.

(Из книги «Золотая роза» )

Сравните сюжеты рассказа «Телеграмма» и мемуарного очерка. Чем они отличаются? Какие новые эпизоды включены в рассказ автором? Какой творческой задачей это обусловлено? (Письмо Катерины Петровны дочери, эпизод с фальшивой телеграммой, события с Настей в Ленинграде, сцена похорон и т. д. Эти и другие фрагменты помогают глубже раскрыть психологию действующих лиц. Так, неуклюжий и грубоватый Тихон, сторож при пожарном сарае, человек доброй души, хочет скрасить одиночество героини, послав ей телеграмму от имени дочери; забота Тихона о Катерине Петровне как бы подчеркивает равнодушие дочери к судьбе матери).

Каких новых героев включает автор в сюжет рассказа? С какой целью он это делает? (Это художник Тимофеев из Ленинграда, молодая учительница. Каждый из персонажей углубляет авторскую мысль: организация выставки художника Тимофеева помогает понять читателю устремления Насти, которая хочет чувствовать себя интересной и нужной людям, но при этом забывает о самом близком человеке; появление молодой учительницы на похоронах придает повествованию особое звучание, это своеобразный урок для девушки, у которой в областном центре осталась «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая» мать, и для читателей, которых автор заставляет задуматься о важности нравственной проблемы.)

3. Обратите внимание на внесюжетные элементы рассказа: пейзаж, интерьер, портрет. Прочитайте пейзажную зарисовку из рассказа.

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

Сравните описание природы в очерке и рассказе. Чем они отличаются? Какое настроение создает пейзаж в рассказе? Обратите внимание на глаголы и глагольные форы (тащились, сыпался, цепляясь), определите их художественную роль в пейзаже.

Прочитайте описание дома главной героини рассказа.

... Комнаты, где стоял горький запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась тёмная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта — портрет её отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме, — подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной»:

Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом — известным художником.

Сравните это описание с описанием дома в очерке. С какой целью автор рисует дом героини? Найдите в этих фрагментах эмоционально окрашенную лексику, определите ее роль в описании.

Обратите внимание на портрет Насти.

На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники звали её Сольвейг — за русые волосы и большие холодные глаза.


Как он углубил ваше представление о характере героини, об отношении к ней автора? Какие детали портрета, на ваш взгляд, особенно красноречивы? («Большие холодные глаза».) Можно ли по портретной зарисовке определить авторское отношение к героине?


4. Почему рассказ называется «Телеграмма»? Сформулируйте главную мысль рассказа.

От какого лица ведется повествование в очерке-воспоминании и рассказе? (В воспоминании — от первого лица, от лица героя-рассказчика; в рассказе — от третьего лица, от лица повествователя.)

Каким образом герой-рассказчик в воспоминаниях выражает свое отношение к событиям, оценивает ситуацию? (Явно, открыто.)

Как в рассказе выражено отношение писателя к героям? (Скрыто, через отношение других персонажей к поступку Насти, через пейзаж, портрет, интерьер и т.п.)

Как воображение писателя изменило, углубило факты действительности, раскрыло их сущность?

III. Задание на дом.

Создайте письменное речевое высказывание в художественном или публицистическом стиле, используя творческое воображение, на основе следующего факта действительности:

«Спортсмен, возвращаясь домой с утренней пробежки по городу, увидел падающий с моста троллейбус, бросился в воду и спас двадцать пять пассажиров».

Придумайте название к написанному вами очерку или рассказу.



Урок развития речи в 8 классе. Тема «Сопоставление художественного и публицистического текстов»
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема «Сопоставление художественного и публицистического текстов»

 Цели: расширить и углубить представле­ние учащихся о художественном и публицистическом стилях речи, их особенностях; дать представление о роли творческой фантазии, воображения в создании произведений искусства; учить строить высказывание в заданном стиле.

 

I.                  Эпиграф к уроку (спроецирован на доску)    

— А что такое воображение?..

— Это свойство человека, пользуясь запасом жиз­ненных наблюдений, мыслей и чувств, создавать,

наряду с действительностью, вымышленную жизнь, с вымышленными людьми и событиями...

— Есть же настоящая жизнь. Зачем же выдумы­вать другую?

— А затем, что настоящая жизнь большая и слож­ная и человеку никогда не удаётся узнать её цели­ком и во всём разнообразии... И вот воображение даёт ему то, что не успела или не может дать ему действительность. Воображение заполняет пусто­ты человеческой жизни...

Человеческая мысль без воображения бесплодна, равно как и воображение бесплодно без действи­тельности.

                                                        К. Г. Паустовский. Из книги «Золотая роза»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Все вопросы, которые будут поставлены на уроке, проецируются на доске, чтобы дети могли более вдумчиво осознать их и осмыслить.

— Прочитайте диалог. Какова роль воображения в жизни человека? Сравните свои ответы с размышлениями К. Г. Паус­товского на эту тему.

Да, многое он [человек] не может увидеть и пережить. Например, он не может перенестись на триста лет назад и стать учеником Галилея, быть участником взятия Парижа в 1814 году или, сидя в Москве, прикоснуться рукой к мраморным колоннам Акрополя. Или беседовать с Гоголем, бродя по улицам Рима. Или заседать в Конвенте и слышать речи Марата. Или смотреть с палубы на Тихий океан, усеянный звёздами. Хотя бы по­тому, что этот человек никогда в жизни не видел даже моря. А человек хочет знать, видеть и слышать всё, хочет пережить всё.

— Какую роль играет воображение в художественном твор­честве?

— Обратившись к Толковому словарю русского языка и Сло­варю синонимов русского языка, объясните значение слова во­ображение и составьте с ним синонимический ряд, словосоче­тания. (Воображение — способность воображать, творчески мыслить, фантазировать; мысленное представление).

Воображение, фантазия (творческая); порожденный (создан­ный) воображением; полет фантазии, смелое воображение, на крыльях фантазии и т.д.

II. Работа по теме.

1.  Обратитесь к таблицам («Речь», 5—7 классы), в ко­торых представлены особенности публицистического и худо­жественного стилей. Найдите сходства и различия между ними.

— Какова роль воображения в создании публицистического и художественного текстов? В тексте какого стиля речи оно присутствует в большей степени? Почему? (Публицистический текст основывается на фактах действительности, а художественный в значительной степени создается с помощью воображения, творческой фантазии.)

— Какие цели преследуют авторы публицистического и художественного произведений? В чем их отличие? (Публицистическое произведение воздействует на читателей через факты действительности, автор художественного произведения создает образную систему, сюжет, композицию произведения, посредством которых сообщает читателям о своих мыслях и взглядах на рассматриваемую проблему.)

2.  Сегодня на уроке мы обращаемся к двум текстам на одну тему, но разным по стилю. Это рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» и воспоминания писателя о том, как он был написан. Наша задача — сопоставить их и выявить различия, обусловленные стилевой принадлежностью.

— Познакомьтесь с текстом воспоминаний К. Г. Паустовского.

(тексты распечатаны на компьютере для каждого ученика)

 

      Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время гравёра Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая старушка — дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная её дочь Настя жила в Ленинграде и совсем забыла о матери — она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги.

     Кроме старушки и меня, в доме больше никто не жил. Дом этот считался мемориальным.

     Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру большой и такой же запущенный, как и дом, сырой г озябший сад...

     Стёкла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, язычок свечи отражался в них почему-то два раза.

     Все вещи — диваны, столы и стулья — были сделаны из светлого дерева, блестели от времени и пахли кипарисом, как иконы...

     По вечерам я приходил к Катерине Ивановне пить чай.

Она сама уже плохо видела, и к ней прибегала раза по два-три за день для всяких мелких хозяйственных поделок соседская девочка Нюрка, по характеру своему угрюмая и всем недовольная.

     Нюрка ставила самовар и пила с нами,  чай, громко высасывая его из блюдечка. На все тихие речи Катерины Ивановны Нюрка отзывалась только одними словами:

— Ну вот ещё! Чего выдумали!

Я её стыдил, но она мне говорила:

— Ну вот ещё! Будто я ничего не понимаю, будто я совсем серая!

     Но на деле Нюрка, пожалуй, единственная любила Катерину Ивановну. И вовсе не за то, что иногда Катерина Ивановна дарила ей то старую бархатную шляпку с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или жёлтое от времени кружевце.

     Катерина Ивановна никогда не выпускала из рук старенькую атласную сумочку. Там у неё хранились все её богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти — красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом — и пожелтевшая фотография самой Катерины Ивановны, когда она была ещё девушкой, — воплощение нежности и чистоты.

     Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседей и бестолкового доброго старика Ивана Дмитриевича, сторожа при пожарном сарае, что у Екатерины Ивановны не жизнь, а одно горе горькое. Настя вот уже четвёртый год как не приезжает, забыла, значит, мать, а дни у Екатерины Ивановны считанные. Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

     Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то, бывало, с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов — никому не известно.

     Однажды Екатерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, — в нём она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

— Дорогой мой, — сказала Екатерина Ивановна, — уж вы не взыщите с меня, со старой. Хочется мне напоследок посмотреть сад. В нём я еще девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья посадила сама.

Она одевалась очень долго. Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

     Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

      Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

     Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

— Не дай вам Бог, родной мой, — сказала она мне, — дожить до такой одинокой старости! Не дай вам Бог!..

     А ещё через несколько дней Катерина Ивановна слегла и уже не вставала. У неё ничего не болело. Жаловалась она только на усталость.

     Я послал телеграмму в Ленинград. Нюрка перебралась в комнату Катерины Ивановны, чтобы на всякий случай быть ближе.

     Однажды ночью Нюрка сильно застучала ко мне в стенку и крикнула испуганным голосом:

— Идите! Бабка помирает!

     Катерина Ивановна лежала без сознания и только чуть заметно дышала. Я попробовал пульс — он не бился, а тихо дрожал, тоненький, как паутина...

Умерла Катерина Ивановна к утру...

     Она лежала тоненькая, как девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обёрнут вокруг её ног. Из-под него были видны маленькие чёрные замшевые туфли. На руках, державших свечу, были туго натянуты до локтя белые лайковые перчатки. Букет из шёлковых алых роз был приколот к её корсажу.

     Лицо было закрыто фатой, и если бы не сухие, сморщенные локти, видневшиеся между рукавом и краем белых перчаток, то можно было подумать, что это лежит молодая и стройная женщина.

Настя опоздала на три дня и приехала уже после похорон.

     Всё рассказанное выше, — заключает автор, — это и есть тот писательский житейский материал, из которого рождается проза.

(Из книги «Золотая роза» )

— Сравните сюжеты рассказа «Телеграмма» и мемуарного очерка. Чем они отличаются? Какие новые эпизоды включены в рассказ автором? Какой творческой задачей это обусловлено? (Письмо Катерины Петровны дочери, эпизод с фальшивой телеграммой, события с Настей в Ленинграде, сцена похорон и т. д. Эти и другие фрагменты помогают глубже раскрыть психологию действующих лиц. Так, неуклюжий и грубоватый Тихон, сторож при пожарном сарае, человек доброй души, хочет скрасить одиночество героини, послав ей телеграмму от имени дочери; забота Тихона о Катерине Петровне как бы подчеркивает равнодушие дочери к судьбе матери).

— Каких новых героев включает автор в сюжет рассказа? С какой целью он это делает? (Это художник Тимофеев из Ленинграда, молодая учительница. Каждый из персонажей углубляет авторскую мысль: организация выставки художника Тимофеева помогает понять читателю устремления Насти, которая хочет чувствовать себя интересной и нужной людям, но при этом забывает о самом близком человеке; появление молодой учительницы на похоронах придает повествованию особое звучание, это своеобразный урок для девушки, у которой в областном центре осталась «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая» мать, и для читателей, которых автор заставляет задуматься о важности нравственной проблемы.)

3. Обратите внимание на внесюжетные элементы рассказа: пейзаж, интерьер, портрет. Прочитайте пейзажную зарисовку из рассказа.

     Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

     Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

     Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

     По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

—  Сравните описание природы в очерке и рассказе. Чем они отличаются? Какое настроение создает пейзаж в рассказе? Обратите внимание на глаголы и глагольные форы (тащились, сыпался, цепляясь), определите их художественную роль в пейзаже.

— Прочитайте описание дома главной героини рассказа.

    ... Комнаты, где стоял горький запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась тёмная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта — портрет её отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме, — подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной»:

     Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом — известным художником.

— Сравните это описание с описанием дома в очерке. С какой целью автор рисует дом героини? Найдите в этих фрагментах эмоционально окрашенную лексику, определите ее роль в описании.

— Обратите внимание на портрет Насти.

На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники звали её Сольвейг — за русые волосы и большие холодные глаза.

 

Как он углубил ваше представление о характере героини, об отношении к ней автора? Какие детали портрета, на ваш   взгляд, особенно красноречивы? («Большие холодные глаза».) Можно ли по портретной зарисовке определить авторское отношение к героине?

 

4.  Почему рассказ называется «Телеграмма»? Сформулируйте главную мысль рассказа.

— От какого лица ведется повествование в очерке-воспоминании и рассказе? (В воспоминании — от первого лица, от лица героя-рассказчика; в рассказе — от третьего лица, от лица повествователя.)

— Каким образом герой-рассказчик в воспоминаниях выражает свое отношение к событиям, оценивает ситуацию? (Явно, открыто.)

— Как в рассказе выражено отношение писателя к героям? (Скрыто, через отношение других персонажей к поступку Насти, через пейзаж, портрет, интерьер и т.п.)

—  Как воображение писателя изменило, углубило факты действительности, раскрыло их сущность?

III. Задание на дом.

      Создайте письменное речевое высказывание в художественном или публицистическом стиле, используя творческое воображение, на основе следующего факта действительности:

«Спортсмен, возвращаясь домой с утренней пробежки по городу, увидел падающий с моста троллейбус, бросился в воду и спас двадцать пять пассажиров».

Придумайте название к написанному вами очерку или рассказу.

 

 

 

Автор Горбачева Елена Владимировна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 758
Номер материала 13659
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓