Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок развития речи в 6 классе «Весенняя капель (Методы и формы работы с текстом)»

Урок развития речи в 6 классе «Весенняя капель (Методы и формы работы с текстом)»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока развития речи в 6 классе с использованием ИКТ.docx

Конспект урока развития речи в 6 классе с использованием ИКТ  «Весенняя капель (Методы и формы работы с текстом)»

Цели и задачи:

Учебный аспект: обучение нормам литературного языка, совершенствование лексических навыков говорения (умение высказываться последовательно, выражать и аргументировать свою точку зрения, поддерживать беседу, запрашивать необходимую информацию, отвечать на вопросы); формирование и совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогащение грамматического строя речи.

Развивающий аспект: развитие внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание коллективизма, умения слушать и слышать товарищей, а также интереса к урокам русского языка

Оборудование: мультимедийная презентация

Конспект урока

1.      Оргмомент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку (Слайд 1,2)

 

2.      Разминка. Работа с текстом по методике Шапиро. (Слайд 3)

И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли (1). Он был совсем как новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы (1). Мигуны отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На него больно было глядеть (1).

   Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: когда, где, и, так, что.

   В скобках указано, сколько предложений должно получиться. Всего – 3 предложения

Текст-оригинал. (Слайд 4)

 И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял перед Элли.  Он был совсем как новенький, если не считать несколько заплаток, наложенных там, где железо пробилось о скалы. Мигуны ошлифовали его, и он так блестел, что на него больно было смотреть.

Определите тип речи текста.

 

3.      Слово учителя о приближающемся празднике 8 марта: (Слайд 5)

  -   Какие подарки дарят женщинам в этот день? Конечно, цветы. Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью - цветы необходимы, без их красоты беднее становится наша жизнь.

  - Запишите в тетрадях ассоциации к слову «Цветы» (Слайд 6). Обменяйтесь ассоциациями в классе: цветы – это… (Слайд 7)

  -    Составьте синквейн на тему «Цветы» (Слайд 8). Прочитайте получившиеся работы в классе (Слайд 9)

4.      Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы, определить стиль и тип речи, изобразительно-выразительные средства

Сколько разных цв... тов на земле! Белых, голубых, ж... лтых, красных и даже ч...рных.

Есть цветы хрупкие, яркие, нежные. Есть розы с уд...вительным зап... хом, есть пышные хризантемы, есть душистые ландыши - жители леса.

И есть кр..сивые гвоздики. У них узкие листья и тонкие, хрупкие листья. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие ог... ньки. (Слайд 10)

-   Самопроверка (Слайд 11)

-  Определите тип речи и стиль текста. Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства (Слайд 12)

-  Самопроверка (Слайд 13)

 

5.      Написание продолжения текста по 5-й строчке синквейна (Слайд 14). У учащихся должно получиться мини-сочинение-рассуждение (Слайд 15). Чтение и обсуждение получившихся работ (Слайд 16)

 

6.      Работа с текстом по методике «Чтение с остановками»

- Ребята, у меня в руках рассказ Эдуарда Шима «Живые цветы». Как вы представляете себе живые цветы?  (Ответы учащихся)

-  Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе с названием «Живые цветы»?         (Ответы учащихся)

Не хотите ли вы узнать, о чем рассказывает сам автор?  (Ответы учащихся)       

   На втором этапе учитель организует  чтение рассказа по частям, он останавливает чтение там, где заканчивается уже известная информация и начинается новая.   Предлагает уточнить свои предположения на основе текста и одновременно предположить, по какому сюжету будет развиваться действие далее. (Непременное условие для использования приема «Чтение с остановками» – найти оптимальный момент в тексте для остановки, т.к. осмысление, уточнение своего представления одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом текста).

 

Учитель начинает читать текст: (Слайд 17)

             Замело снегами землю.

       Была летом земля цветная: у каждого пригорка, у каждой низинки – свой цвет.

Учитель делает остановку и спрашивает:

- Как вы представляете себе цветную землю? (Ответы учащихся)

Учитель продолжает чтение текста.

     А теперь вокруг белым-бело, и сделалась земля одинаковой.

     Лежат косые сугробы, и только кое-где торчат из них веточки кустов. Пусто, голо.

     А так хочется, чтоб хоть один цветок глаз порадовал!

    И вдруг я увидел много цветов: ярких, красочных.

Учитель спрашивает:

- Как вы думаете, какие цветы увидел автор? (Ответы учащихся)

Учитель предлагает продолжить чтение и узнать, какие цветы увидел автор.          

          Я позвал цветы, и они ко мне прилетели.

- Какие цветы могут прилететь? (Ответы учащихся)           

Учитель предлагает проверить версии ребят и читает текст дальше.  

       В палисаднике построил избушку-кормушку, насыпал крошек да семени. И всякий день гляжу, как жалуют в гости живые цветы.

Учитель спрашивает:

- Почему автор считает, что птицы похожи на живые цветы? (Ответы учащихся)      

 

  Стайкой опустятся синицы. Грудки у них ясные, желтые, и сразу покажется, будто солнечные зайчики по цветкам запрыгали. За синицами прилетели пестрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели. А когда закачаются на кустах снегири-пузаны, то словно красные маки распустятся… И опять у меня цветной палисадник.

        Поглядишь, будто теплее станет.

 

     На третьем этапе после прочтения всего текста уместно развернуть беседу по проблемным вопросам текста.

Нахождение изобразительно-выразительных средств.

     - Согласны ли вы с названием рассказа? Хотели бы вы дать рассказу новое название? Почему?

- Название текста очень удачное. Разноцветные птицы на белом снегу, действительно, очень похожи на живые цветы. (Слайд 18)

7. Подведение итогов урока

8. Домашнее задание и инструктаж к нему: Сочинение-миниатюра. Любимые цветы моей мамы (бабушки) (Слайд 19)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок развития речи в 6 классе «Весенняя капель (Методы и формы работы с текстом)»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по привлечению инвестиций

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку.pptx

Скачать материал "Урок развития речи в 6 классе «Весенняя капель (Методы и формы работы с текстом)»"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок развития речи в 6 классеВесенняя капель

    1 слайд

    Урок развития речи в 6 классе
    Весенняя капель

  • Вы все талантливы!

    2 слайд

    Вы все талантливы!

  • Упражнение на восстановление текста Устраните ненужные повторы: замените сущ...

    3 слайд

    Упражнение на восстановление текста
    Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: когда, где, и, так, что.
    В скобках указано, сколько предложений должно получиться. Всего – 3 предложения

    И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли (1). Он был совсем как новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы (1). Мигуны отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На Дровосека больно было глядеть (1).

  • Текст-оригинал		И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял...

    4 слайд

    Текст-оригинал
    И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял перед Элли. Он был совсем как новенький, если не считать несколько заплаток, наложенных там, где железо пробилось о скалы. Мигуны ошлифовали его, и он так блестел, что на него больно было смотреть.

  • 5 слайд

  • Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словоЦВЕТЫ
Запишите их в т...

    6 слайд

    Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово
    ЦВЕТЫ
    Запишите их в тетрадях

  • Обменяйтесь ассоциациями в классеЦветы – это…

    7 слайд

    Обменяйтесь ассоциациями в классе
    Цветы – это…

  • Составьте синквейн на тему «Цветы»1. Существительное (цветы)
2. Прилагательно...

    8 слайд

    Составьте синквейн на тему «Цветы»
    1. Существительное (цветы)
    2. Прилагательное, прилагательное
    3. Глагол, глагол, глагол
    4. Фраза из четырех слов (моё отношение к предмету)
    5.Словосочетание или слово-метафора

  • Прочитайте получившиеся работы в классе

    9 слайд



    Прочитайте получившиеся работы в классе

  • Работа с текстом. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы		Сколько разны...

    10 слайд

    Работа с текстом. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы
    Сколько разных цв..тов на земле! Белых, голубых, ж..лтых, красных и даже ч..рных.
    Есть цв..ты хрупкие, яркие, нежные. Есть розы с уд..вительным зап..хом, есть пышные хризантемы, есть душистые ландыши - жители леса.
    И есть кр..сивые гвоздики. У них узкие листья и тонкие, хрупкие листья. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие ог..ньки.

  • Самопроверка		Сколько разных цветов на земле! Белых, голубых, жёлтых, красных...

    11 слайд

    Самопроверка
    Сколько разных цветов на земле! Белых, голубых, жёлтых, красных и даже чёрных.
    Есть цветы хрупкие, яркие, нежные. Есть розы с удивительным запахом, есть пышные хризантемы, есть душистые ландыши - жители леса.
    И есть красивые гвоздики. У них узкие листья и тонкие, хрупкие листья. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

  • - Определите тип речи и стиль текста.- Найдите в тексте изобразительно-выраз...

    12 слайд

    - Определите тип речи и стиль текста.
    - Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства.



  • Эпитеты: цветы хрупкие, яркие, нежные, удивительным запахом, пышные хризантем...

    13 слайд

    Эпитеты: цветы хрупкие, яркие, нежные, удивительным запахом, пышные хризантемы, душистые ландыши, хрупкие листья, яркие огоньки
    Метафоры: жители леса
    Олицетворение: полыхают огоньки
    Сравнение: как соломинка

  • Продолжите текст.  Для этого запишите  в тетрадях  пятую строчку вашего синкв...

    14 слайд

    Продолжите текст. Для этого запишите в тетрадях пятую строчку вашего синквейна

  • Это тезис вашего мини-сочинения рассужденияСтруктура сочинения-рассуждения:
1...

    15 слайд

    Это тезис вашего мини-сочинения рассуждения
    Структура сочинения-рассуждения:
    1. Тезис.
    2. Доказательство.
    3. Вывод.

  • Прочитайте и обсудите получившиеся работы в классе

    16 слайд

    Прочитайте и обсудите получившиеся работы в классе

  • Живые цветы 		Замело снегами землю.  Была летом земля цветная: у каждого приг...

    17 слайд

    Живые цветы
    Замело снегами землю. Была летом земля цветная: у каждого пригорка, у каждой низинки – свой цвет.
    А теперь вокруг белым-бело, и сделалась земля одинаковой. Лежат косые сугробы, и только кое-где торчат из них веточки кустов. Пусто, голо. А так хочется, чтоб хоть один цветок глаз порадовал! И вдруг я увидел много цветов: ярких, красочных.
    Я позвал цветы, и они ко мне прилетели.
    В палисаднике построил избушку-кормушку, насыпал крошек да семени. И всякий день гляжу, как жалуют в гости живые цветы.
    Стайкой опустятся синицы. Грудки у них ясные, желтые, и сразу покажется, будто солнечные зайчики по цветкам запрыгали. За синицами прилетели пестрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели. А когда закачаются на кустах снегири-пузаны, то словно красные маки распустятся… И опять у меня цветной палисадник.
    Поглядишь, будто теплее станет.

  • 18 слайд

  • Домашнее заданиеНаписать сочинение-миниатюру на тему
«Любимые цветы моей мамы...

    19 слайд

    Домашнее задание
    Написать сочинение-миниатюру на тему
    «Любимые цветы моей мамы (бабушки)»

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности.

Использование на уроках развития речи художественного творчества детей - залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе  духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Урок развития речи «Весенняя капель (Методы и формы работы с текстом)», приуроченный к празднику 8 Марта, проводится в 6 классе в конце 3 четверти. К этому времени учащиеся уже умеют работать с предложенным текстом, а также создавать свои тексты разных типов (повествование, описание, рассуждение)

На уроке используются  ИКТ, а также различные методы и приёмы работы с текстом:

1. Упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций (по методике Н. Шапиро)

 2.    РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо): метод ассоциаций, чтение с остановками, синквейн

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 828 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 605
    • RAR 2.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ботова Наталья Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ботова Наталья Евгеньевна
    Ботова Наталья Евгеньевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 34870
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Разнообразные методы и формы обучения в высшем образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Арт-педагогика как метод профилактики детских неврозов

Перейти к трансляции