Главная / Русский язык и литература / Урок развития речи в 6 классе «Весенняя капель (Методы и формы работы с текстом)»

Урок развития речи в 6 классе «Весенняя капель (Методы и формы работы с текстом)»

Название документа Конспект урока развития речи в 6 классе с использованием ИКТ.docx

Конспект урока развития речи в 6 классе с использованием ИКТ «Весенняя капель (Методы и формы работы с текстом)»

Цели и задачи:

Учебный аспект: обучение нормам литературного языка, совершенствование лексических навыков говорения (умение высказываться последовательно, выражать и аргументировать свою точку зрения, поддерживать беседу, запрашивать необходимую информацию, отвечать на вопросы); формирование и совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогащение грамматического строя речи.

Развивающий аспект: развитие внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание коллективизма, умения слушать и слышать товарищей, а также интереса к урокам русского языка

Оборудование: мультимедийная презентация

Конспект урока

  1. Оргмомент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку (Слайд 1,2)



  1. Разминка. Работа с текстом по методике Шапиро. (Слайд 3)

И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли (1). Он был совсем как новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы (1). Мигуны отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На него больно было глядеть (1).

  • Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: когда, где, и, так, что.

  • В скобках указано, сколько предложений должно получиться. Всего – 3 предложения

Текст-оригинал. (Слайд 4)

И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял перед Элли. Он был совсем как новенький, если не считать несколько заплаток, наложенных там, где железо пробилось о скалы. Мигуны ошлифовали его, и он так блестел, что на него больно было смотреть.

Определите тип речи текста.



  1. Слово учителя о приближающемся празднике 8 марта: (Слайд 5)

- Какие подарки дарят женщинам в этот день? Конечно, цветы. Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью - цветы необходимы, без их красоты беднее становится наша жизнь.

- Запишите в тетрадях ассоциации к слову «Цветы» (Слайд 6). Обменяйтесь ассоциациями в классе: цветы – это… (Слайд 7)

- Составьте синквейн на тему «Цветы» (Слайд 8). Прочитайте получившиеся работы в классе (Слайд 9)

  1. Работа с текстом. Вставить пропущенные буквы, определить стиль и тип речи, изобразительно-выразительные средства

Сколько разных цв... тов на земле! Белых, голубых, ж... лтых, красных и даже ч...рных.

Есть цветы хрупкие, яркие, нежные. Есть розы с уд...вительным зап... хом, есть пышные хризантемы, есть душистые ландыши - жители леса.

И есть кр..сивые гвоздики. У них узкие листья и тонкие, хрупкие листья. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие ог... ньки. (Слайд 10)

- Самопроверка (Слайд 11)

- Определите тип речи и стиль текста. Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства (Слайд 12)

- Самопроверка (Слайд 13)



  1. Написание продолжения текста по 5-й строчке синквейна (Слайд 14). У учащихся должно получиться мини-сочинение-рассуждение (Слайд 15). Чтение и обсуждение получившихся работ (Слайд 16)



  1. Работа с текстом по методике «Чтение с остановками»

- Ребята, у меня в руках рассказ Эдуарда Шима «Живые цветы». Как вы представляете себе живые цветы? (Ответы учащихся)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе с названием «Живые цветы»? (Ответы учащихся)

- Не хотите ли вы узнать, о чем рассказывает сам автор? (Ответы учащихся)

На втором этапе учитель организует чтение рассказа по частям, он останавливает чтение там, где заканчивается уже известная информация и начинается новая. Предлагает уточнить свои предположения на основе текста и одновременно предположить, по какому сюжету будет развиваться действие далее. (Непременное условие для использования приема «Чтение с остановками» – найти оптимальный момент в тексте для остановки, т.к. осмысление, уточнение своего представления одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом текста).


Учитель начинает читать текст: (Слайд 17)

Замело снегами землю.

Была летом земля цветная: у каждого пригорка, у каждой низинки – свой цвет.

Учитель делает остановку и спрашивает:

- Как вы представляете себе цветную землю? (Ответы учащихся)

Учитель продолжает чтение текста.

А теперь вокруг белым-бело, и сделалась земля одинаковой.

Лежат косые сугробы, и только кое-где торчат из них веточки кустов. Пусто, голо.

А так хочется, чтоб хоть один цветок глаз порадовал!

И вдруг я увидел много цветов: ярких, красочных.

Учитель спрашивает:

- Как вы думаете, какие цветы увидел автор? (Ответы учащихся)

Учитель предлагает продолжить чтение и узнать, какие цветы увидел автор.

Я позвал цветы, и они ко мне прилетели.

- Какие цветы могут прилететь? (Ответы учащихся)

Учитель предлагает проверить версии ребят и читает текст дальше.

В палисаднике построил избушку-кормушку, насыпал крошек да семени. И всякий день гляжу, как жалуют в гости живые цветы.

Учитель спрашивает:

- Почему автор считает, что птицы похожи на живые цветы? (Ответы учащихся)


Стайкой опустятся синицы. Грудки у них ясные, желтые, и сразу покажется, будто солнечные зайчики по цветкам запрыгали. За синицами прилетели пестрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели. А когда закачаются на кустах снегири-пузаны, то словно красные маки распустятся… И опять у меня цветной палисадник.

Поглядишь, будто теплее станет.

На третьем этапе после прочтения всего текста уместно развернуть беседу по проблемным вопросам текста.

Нахождение изобразительно-выразительных средств.

- Согласны ли вы с названием рассказа? Хотели бы вы дать рассказу новое название? Почему?

- Название текста очень удачное. Разноцветные птицы на белом снегу, действительно, очень похожи на живые цветы. (Слайд 18)

7. Подведение итогов урока

8. Домашнее задание и инструктаж к нему: Сочинение-миниатюра. Любимые цветы моей мамы (бабушки) (Слайд 19)



Название документа Презентация к уроку.pptx

Урок развития речи в 6 классе Весенняя капель
Вы все талантливы!
Упражнение на восстановление текста Устраните ненужные повторы: замените суще...
Текст-оригинал 		И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоя...
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ЦВЕТЫ Запишите их в ...
Обменяйтесь ассоциациями в классе Цветы – это…
Составьте синквейн на тему «Цветы» 1. Существительное (цветы) 2. Прилагательн...
 Прочитайте получившиеся работы в классе
Работа с текстом. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы 		Сколько разн...
Самопроверка 		Сколько разных цветов на земле! Белых, голубых, жёлтых, красны...
- Определите тип речи и стиль текста. - Найдите в тексте изобразительно-выраз...
Эпитеты: цветы хрупкие, яркие, нежные, удивительным запахом, пышные хризанте...
Продолжите текст. Для этого запишите в тетрадях пятую строчку вашего синквейна
Это тезис вашего мини-сочинения рассуждения Структура сочинения-рассуждения: ...
Прочитайте и обсудите получившиеся работы в классе
Живые цветы 		Замело снегами землю. Была летом земля цветная: у каждого приго...
Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру на тему «Любимые цветы моей мам...
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок развития речи в 6 классе Весенняя капель
Описание слайда:

Урок развития речи в 6 классе Весенняя капель

№ слайда 2 Вы все талантливы!
Описание слайда:

Вы все талантливы!

№ слайда 3 Упражнение на восстановление текста Устраните ненужные повторы: замените существ
Описание слайда:

Упражнение на восстановление текста Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: когда, где, и, так, что. В скобках указано, сколько предложений должно получиться. Всего – 3 предложения И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли (1). Он был совсем как новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы (1). Мигуны отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На Дровосека больно было глядеть (1).

№ слайда 4 Текст-оригинал 		И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял п
Описание слайда:

Текст-оригинал И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял перед Элли. Он был совсем как новенький, если не считать несколько заплаток, наложенных там, где железо пробилось о скалы. Мигуны ошлифовали его, и он так блестел, что на него больно было смотреть.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ЦВЕТЫ Запишите их в тет
Описание слайда:

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ЦВЕТЫ Запишите их в тетрадях

№ слайда 7 Обменяйтесь ассоциациями в классе Цветы – это…
Описание слайда:

Обменяйтесь ассоциациями в классе Цветы – это…

№ слайда 8 Составьте синквейн на тему «Цветы» 1. Существительное (цветы) 2. Прилагательное,
Описание слайда:

Составьте синквейн на тему «Цветы» 1. Существительное (цветы) 2. Прилагательное, прилагательное 3. Глагол, глагол, глагол 4. Фраза из четырех слов (моё отношение к предмету) 5.Словосочетание или слово-метафора

№ слайда 9  Прочитайте получившиеся работы в классе
Описание слайда:

Прочитайте получившиеся работы в классе

№ слайда 10 Работа с текстом. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы 		Сколько разных
Описание слайда:

Работа с текстом. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы Сколько разных цв..тов на земле! Белых, голубых, ж..лтых, красных и даже ч..рных. Есть цв..ты хрупкие, яркие, нежные. Есть розы с уд..вительным зап..хом, есть пышные хризантемы, есть душистые ландыши - жители леса. И есть кр..сивые гвоздики. У них узкие листья и тонкие, хрупкие листья. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие ог..ньки.

№ слайда 11 Самопроверка 		Сколько разных цветов на земле! Белых, голубых, жёлтых, красных и
Описание слайда:

Самопроверка Сколько разных цветов на земле! Белых, голубых, жёлтых, красных и даже чёрных. Есть цветы хрупкие, яркие, нежные. Есть розы с удивительным запахом, есть пышные хризантемы, есть душистые ландыши - жители леса. И есть красивые гвоздики. У них узкие листья и тонкие, хрупкие листья. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

№ слайда 12 - Определите тип речи и стиль текста. - Найдите в тексте изобразительно-выразите
Описание слайда:

- Определите тип речи и стиль текста. - Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства.

№ слайда 13 Эпитеты: цветы хрупкие, яркие, нежные, удивительным запахом, пышные хризантемы,
Описание слайда:

Эпитеты: цветы хрупкие, яркие, нежные, удивительным запахом, пышные хризантемы, душистые ландыши, хрупкие листья, яркие огоньки Метафоры: жители леса Олицетворение: полыхают огоньки Сравнение: как соломинка

№ слайда 14 Продолжите текст. Для этого запишите в тетрадях пятую строчку вашего синквейна
Описание слайда:

Продолжите текст. Для этого запишите в тетрадях пятую строчку вашего синквейна

№ слайда 15 Это тезис вашего мини-сочинения рассуждения Структура сочинения-рассуждения: 1.
Описание слайда:

Это тезис вашего мини-сочинения рассуждения Структура сочинения-рассуждения: 1. Тезис. 2. Доказательство. 3. Вывод.

№ слайда 16 Прочитайте и обсудите получившиеся работы в классе
Описание слайда:

Прочитайте и обсудите получившиеся работы в классе

№ слайда 17 Живые цветы 		Замело снегами землю. Была летом земля цветная: у каждого пригорка
Описание слайда:

Живые цветы Замело снегами землю. Была летом земля цветная: у каждого пригорка, у каждой низинки – свой цвет. А теперь вокруг белым-бело, и сделалась земля одинаковой. Лежат косые сугробы, и только кое-где торчат из них веточки кустов. Пусто, голо. А так хочется, чтоб хоть один цветок глаз порадовал! И вдруг я увидел много цветов: ярких, красочных. Я позвал цветы, и они ко мне прилетели. В палисаднике построил избушку-кормушку, насыпал крошек да семени. И всякий день гляжу, как жалуют в гости живые цветы. Стайкой опустятся синицы. Грудки у них ясные, желтые, и сразу покажется, будто солнечные зайчики по цветкам запрыгали. За синицами прилетели пестрые щеглы, голубые поползни, коричневые свиристели. А когда закачаются на кустах снегири-пузаны, то словно красные маки распустятся… И опять у меня цветной палисадник. Поглядишь, будто теплее станет.

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19 Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру на тему «Любимые цветы моей мамы (
Описание слайда:

Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру на тему «Любимые цветы моей мамы (бабушки)»

Урок развития речи в 6 классе «Весенняя капель (Методы и формы работы с текстом)»
  • Русский язык и литература
Описание:

Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности.

Использование на уроках развития речи художественного творчества детей - залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе  духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Урок развития речи «Весенняя капель (Методы и формы работы с текстом)», приуроченный к празднику 8 Марта, проводится в 6 классе в конце 3 четверти. К этому времени учащиеся уже умеют работать с предложенным текстом, а также создавать свои тексты разных типов (повествование, описание, рассуждение)

На уроке используются  ИКТ, а также различные методы и приёмы работы с текстом:

1. Упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций (по методике Н. Шапиро)

 2.    РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо): метод ассоциаций, чтение с остановками, синквейн

Автор Ботова Наталья Евгеньевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 851
Номер материала 33893
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓