Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок развития речи в 6-м классе по картине Т.Н. Яблонской "Утро"

Урок развития речи в 6-м классе по картине Т.Н. Яблонской "Утро"

Скачать материал

Урок развития речи в 6-м классе по картине Т.Н. Яблонской "Утро"


Цели:

  1. Продолжение формирования умения составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.
  2. Развитие ассоциативного мышления, устной и письменной речи учащихся.
  3. Воспитание интереса к творчеству Т.Н. Яблонской.
  4. Ознакомление учащихся с особенностями художественного описания картины.
  5. Подготовка детей к описанию картины Т. Н. Яблонской «Утро».

Содержание урока

I. Вступительное слово о художнице.

(Слайд 1)

Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи, лауреат Государственной премии. Татьяна Ниловна изображает на своих полотнах простых людей, их труд. Очень любит писать детей.

В 1935—1941 годах училась в Киевском государственном художественном институте, окончила институт по специальности «художник-живописец» (мастерская профессора Фёдора Кричевского).

На протяжении всей своей творческой жизни участвовала в многочисленных выставках, среди которых самые значительные:

1956 — XXVIII Международная художественная выставка в Венеции;

1958 — Всемирная выставка в Брюсселе, где Т. Яблонская была награждена бронзовой медалью за картину «Хлеб» (1949).

Начиная со студенческих лет, имела более чем 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, в Киеве, других городах.

Персональные выставки за период с 1991 по 2006 год

1992 — выставка живописи, Киевский музей русского искусства

1993 — выставка живописи «Из глубин души», Национальный художественный музей Украины, Киев

1996 — выставка живописи «Окна», Киевский музей русского искусства

1996 — выставка живописи, галерея «27», Корк-стрит, Лондон

1997 — ретроспективная выставка живописи к 80-летию со дня рождения, Национальный художественный музей Украины, Киев

1999 — выставка графики (рисунок, акварель), Украинская Академия художеств

1999 — выставка темперных работ «Воспоминания», Национальный художественный музей Украины, Киев

2002 — выставка живописи «Времена года», Национальный художественный музей Украины, Киев

2004 — выставка работ из серии «Времена года», Украинский культурный центр, Москва

2004 — выставка пастели, Киевский музей русского искусства

2006 — передвижная выставка живописных работ 90-х в трёх городах Украины (Черкассы, Донецк, Мариуполь)

2006 — выставка «Пастель 2003—2005 годов», Национальный художественный музей Украины, Киев.

Музеи, в которых есть картины художницы

Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург). Музей Дракона (Тайвань). Национальный художественный музей Украины. Киевский музей русского искусства. Запорожский художественный музей. Харьковский художественный музей. Полтавский художественный музей. Львовская картинная галерея, другие музеи.

Пока идёт рассказ учителя, на экране, сменяя друг друга, появляются картины Т.Н. Яблонской. (Слайд 2)

II. Активизация мышления учащихся.

Ребята, какие ассоциации возникает у вас при слове «утро»?

На экране появляются слова, предложенные детьми. (Слайды 3-4)

А что может быть изображено на картине, которая называется «Утро»?

Итак, давайте посмотрим, насколько вы правы. (Слайд 5)

III. Подготовительная работа:

  1. Мы сегодня говорим с вами о картине. К какому типу речи отнесём ваши сочинения? (Описание). Что характерно для описания как типа речи? (Наличие эпитетов).
  2. Какие эпитеты подобрать к слову «утро»? (Слайд 6) Какое настроение создают те эпитеты, которые вы подобрали? Итак, вот в таком чудесном настроении мы приступаем к работе над репродукцией картины.(Слайд 7)
  3. Для выполнения этого задания мы воспользуемся вашим домашним заданием. (Слайд 8-10) Вы должны были выяснить лексическое значение слов Эстамп, кашпо, бахрома (дети объясняют значение слов, составляют словосочетания, находят на картине то, о чём говорят). (Материалы: упр. 176, учебник. Русский язык 6 класс – М.: Просвещение, 2008). Те слова и словосочетания, которые предлагают дети и которые являются самыми удачными, записываются детьми в рабочие материалы.
  4. Кто является главным героем картины? (Слайды 11-13) Давайте опишем девочку, подберём эпитет.
  5. Итак, девочка выполняет упражнения «ласточка», она делает зарядку, т. е. заряжается, запасается энергией на весь день. Давайте и мы последует её примеру, сделаем зарядку. (Слайд 14)
  6. Сейчас, когда мы с вами тоже зарядились энергией, продолжим работу – составим «динамические» словосочетания. (Слайды 15-16)
  7. Активизация внимания детей. Помним, что девочка одета, но на девочке надеты… (беленькая майка, тёмно-синие шорты и пр.). (Слайд 17)
  8. Где происходит действие картины? (в комнате девочки). А какая это комната? Что мы в ней ещё видим, о чём не говорили? (Слайды 18-19)
  9. Ребята, а какие речевые недочёты чаще встречаются в ваших работах? (Повтор одного и того же слова или его формы). Что нужно делать, чтобы этого избежать? (Подобрать синонимы). Давайте с вами заполним табличку «Слова-помощники». (Слайд 20)
    I группа слов – о художнице (Яблонская Т.Н., Татьяна Николаевна, художник, мастер кисти, автор картины, живописец).
    II группа – глаголы-помощники (изобразила, запечатлела, показала, создала, передала, написала, нарисовала, представила. (Слайд 21)
    III группа героиня картины (юная спортсменка, ученица, действующее лицо, девочка, школьница, главный персонаж картины, героиня. (Слайды 22-23)
  10. Заключительное слово учителя: В картине «Утро» художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутую дверь и окно и освещают девочку, которая только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений. Все как будто очень незатейливо в этой картине. На самом деле все в ней очень продумано и помогает художнице раскрыть свой замысел. Попробуем описать эту картину. Удачи вам.(Слайды 24-25)

Сочинения учеников – Приложение 1, презентация – Приложение 2, музыкальное сопровождение – Приложение 3,Приложение 4.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок развития речи в 6-м классе по картине Т.Н. Яблонской "Утро""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок развития речи в 6-м классе по картине Т.Н. Яблонской "Утро"

Цели:

  1. Продолжение формирования умения составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.
  2. Развитие ассоциативного мышления, устной и письменной речи учащихся.
  3. Воспитание интереса к творчеству Т.Н. Яблонской.
  4. Ознакомление учащихся с особенностями художественного описания картины.
  5. Подготовка детей к описанию картины Т. Н. Яблонской «Утро».

Содержание урока

I. Вступительное слово о художнице.

(Слайд 1)

Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи, лауреат Государственной премии. Татьяна Ниловна изображает на своих полотнах простых людей, их труд. Очень любит писать детей.

В 1935—1941 годах училась в Киевском государственном художественном институте, окончила институт по специальности «художник-живописец» (мастерская профессора Фёдора Кричевского).

На протяжении всей своей творческой жизни участвовала в многочисленных выставках, среди которых самые значительные:

1956 — XXVIII Международная художественная выставка в Венеции;

1958 — Всемирная выставка в Брюсселе, где Т. Яблонская была награждена бронзовой медалью за картину «Хлеб» (1949).

Начиная со студенческих лет, имела более чем 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, в Киеве, других городах.

Персональные выставки за период с 1991 по 2006 год

1992 — выставка живописи, Киевский музей русского искусства

1993 — выставка живописи «Из глубин души», Национальный художественный музей Украины, Киев

1996 — выставка живописи «Окна», Киевский музей русского искусства

1996 — выставка живописи, галерея «27», Корк-стрит, Лондон

1997 — ретроспективная выставка живописи к 80-летию со дня рождения, Национальный художественный музей Украины, Киев

1999 — выставка графики (рисунок, акварель), Украинская Академия художеств

1999 — выставка темперных работ «Воспоминания», Национальный художественный музей Украины, Киев

2002 — выставка живописи «Времена года», Национальный художественный музей Украины, Киев

2004 — выставка работ из серии «Времена года», Украинский культурный центр, Москва

2004 — выставка пастели, Киевский музей русского искусства

2006 — передвижная выставка живописных работ 90-х в трёх городах Украины (Черкассы, Донецк, Мариуполь)

2006 — выставка «Пастель 2003—2005 годов», Национальный художественный музей Украины, Киев.

Музеи, в которых есть картины художницы

Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург). Музей Дракона (Тайвань). Национальный художественный музей Украины. Киевский музей русского искусства. Запорожский художественный музей. Харьковский художественный музей. Полтавский художественный музей. Львовская картинная галерея, другие музеи.

Пока идёт рассказ учителя, на экране, сменяя друг друга, появляются картины Т.Н. Яблонской. (Слайд 2)

II. Активизация мышления учащихся.

Ребята, какие ассоциации возникает у вас при слове «утро»?

На экране появляются слова, предложенные детьми. (Слайды 3-4)

А что может быть изображено на картине, которая называется «Утро»?

Итак, давайте посмотрим, насколько вы правы. (Слайд 5)

III. Подготовительная работа:

  1. Мы сегодня говорим с вами о картине. К какому типу речи отнесём ваши сочинения? (Описание). Что характерно для описания как типа речи? (Наличие эпитетов).
  2. Какие эпитеты подобрать к слову «утро»? (Слайд 6) Какое настроение создают те эпитеты, которые вы подобрали? Итак, вот в таком чудесном настроении мы приступаем к работе над репродукцией картины.(Слайд 7)
  3. Для выполнения этого задания мы воспользуемся вашим домашним заданием. (Слайд 8-10) Вы должны были выяснить лексическое значение слов Эстамп, кашпо, бахрома (дети объясняют значение слов, составляют словосочетания, находят на картине то, о чём говорят). (Материалы: упр. 176, учебник. Русский язык 6 класс – М.: Просвещение, 2008). Те слова и словосочетания, которые предлагают дети и которые являются самыми удачными, записываются детьми в рабочие материалы.
  4. Кто является главным героем картины? (Слайды 11-13) Давайте опишем девочку, подберём эпитет.
  5. Итак, девочка выполняет упражнения «ласточка», она делает зарядку, т. е. заряжается, запасается энергией на весь день. Давайте и мы последует её примеру, сделаем зарядку. (Слайд 14)
  6. Сейчас, когда мы с вами тоже зарядились энергией, продолжим работу – составим «динамические» словосочетания. (Слайды 15-16)
  7. Активизация внимания детей. Помним, что девочка одета, но на девочке надеты… (беленькая майка, тёмно-синие шорты и пр.). (Слайд 17)
  8. Где происходит действие картины? (в комнате девочки). А какая это комната? Что мы в ней ещё видим, о чём не говорили? (Слайды 18-19)
  9. Ребята, а какие речевые недочёты чаще встречаются в ваших работах? (Повтор одного и того же слова или его формы). Что нужно делать, чтобы этого избежать? (Подобрать синонимы). Давайте с вами заполним табличку «Слова-помощники». (Слайд 20)
    I группа слов – о художнице (Яблонская Т.Н., Татьяна Николаевна, художник, мастер кисти, автор картины, живописец).
    II группа – глаголы-помощники (изобразила, запечатлела, показала, создала, передала, написала, нарисовала, представила. (Слайд 21)
    III группа героиня картины (юная спортсменка, ученица, действующее лицо, девочка, школьница, главный персонаж картины, героиня. (Слайды 22-23)
  10. Заключительное слово учителя: В картине «Утро» художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутую дверь и окно и освещают девочку, которая только что встала и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную, легкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество ее движений. Все как будто очень незатейливо в этой картине. На самом деле все в ней очень продумано и помогает художнице раскрыть свой замысел. Попробуем описать эту картину. Удачи вам.(Слайды 24-25)

Сочинения учеников – Приложение 1, презентация – Приложение 2, музыкальное сопровождение – Приложение 3,Приложение 4.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 528 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 325
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 612
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 367
    • DOCX 16.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алексеенко Жанна Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алексеенко Жанна Васильевна
    Алексеенко Жанна Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 24016
    • Всего материалов: 25

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Мини-курс

Искусственный интеллект: тексты и креативы

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 241 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Управление и менеджмент в спортивной сфере

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе